Файл: Международная конференция Россия Украина Белоруссия пути интеграции.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1078
Скачиваний: 1
дой-2014.
Очевидно и неоспоримо: Черноморский флот, его присутствие в Крыму и Севастополе не только обеспечивает стабильность общественно-политической ситуации в Северном Причерноморье, но и в значительной степени определяет перспективы развития в разных областях Автономной Республики Крым и города - главной базы флота. Достаточно сказать, что более 17% бюджета Севастополя формируется за счет нахождения в нем ЧФ. Плюс к тому субвенции, которые перечисляются Киевом как компенсация городу за базирование флота, также прибавим вклад России в социально-экономическое развитие Севастополя. Образно говоря, ЧФ сегодня -самое успешное предприятие Севастополя, исправно выплачивающее налоги. Нельзя не учесть и то, что черноморцы - наиболее обеспеченная часть горожан. Естественно, свою зарплату они тратят в Севастополе и Крыму.
Завершая свое выступление, я хотел бы отметить: жизнь, к сожалению, дает почву для появления новых прецедентов и феноменов. Они обусловлены как существующими для России вызовами и угрозами, так и переформатированием архитектуры обеспечения безопасности в бассейне Черного моря и Причерноморье.
Что даёт основания говорить о новых прецедентах? Многие вещи представляются просто парадоксальными. К примеру, процесс фло-тораздела занял шесть лет (1991-1997 гг.), и это казалось длительным периодом. Но за последующие 15 лет Москва и Киев, по сути, не смогли наладить действенного сотрудничества, в т.ч. в сфере безопасности и обороны, хотя регулярно проводятся переговоры и встречи на разных уровнях, делаются по этому поводу громкие заявления. В значительной мере причина этого - в отсутствии в течение длительного времени (прежде всего, у Кремля) чёткой, внятной и эффективной политики в отношении как Украины, так и соотечественников, проживающих на её территории. Вспомните: в конце «нулевых» годов дело дошло до открытой конфронтации, как раз основанной на комплексе флотской проблематики. Киев не только говорил о невозможности продления базирования ЧФ на украинской территории после 2017 года, но и стал требовать досрочного вывода его сил. Угроза прихода НАТО непосредственно к нашим границам становилась реальностью. К сожалению, и после достижения Харьковских соглашений (апрель 2010 г.) во многом перспективы флота не прояснились. Киев изменил политическую риторику, напряжённость в отношениях спала, но перемен в жизни флота, ощутимо отразившихся как на его состоянии и составе, так и на благополучии черноморцев и членов их семей, не наступило. Причина: непонимание нынешним руководством России роли как Черноморского флота, так и ВМФ в целом. Положения Морской доктрины России (действует до 2020 года) уже давно устарели или не связаны с реалиями, а фундаментальных документов, касающихся состояния и перспектив развития ВМФ, нет. Документ, определявший основы военно-морской деятельности России, определял перспективы до 2010 года. Выполнен был он лишь частично. Нового перспективного документа нет. Нет и ясной программы военного кораблестроения. Такие программы в течение всех 90 лет ХХ века существовали. На сегодняшний день из 49 черноморских кораблей, составляющих боевое ядро Черноморского флота, лишь 4 не перешагнули нормативного срока эксплуатации. К сегодняшнему дню ЧФ утратил свою подводную составляющую - единственная подводная лодка «Алроса» находится на ремонте на Балтике. Продекларированный приход новых кораблей на флот выглядит благим пожеланием с учётом срыва Гособоронзаказа для ВМФ и, соответственно, переносом сроков строительства надводных кораблей и подводных лодок. Техника и вооружение остальных родов сил флота, прежде всего авиации, также требует замены. Как неблагоприятное для флота оценивается экспертами переподчинение ЧФ
Южному военному округу. К сожалению, в данном случае проигнорирован особый статус Черноморского флота как единственного оперативно-стратегического объединения, находящегося и решающего задачи за рубежом России, на передовых рубежах оборонной системы государства, а также действующего в дальней морской и океанской зонах. Подход при обретении флотом «нового облика» был таким, как к внутренним военным округам. Увы, но и сегодня такое же отношение продолжает иметь место - флот по-прежнему неоправданно сокращают, его состав физически и морально стареет. Не лучше ситуация в молодых Военно-морских силах Украины. Приходится также с сожалением отметить: после достижения Харьковских соглашений не оправдали себя ожидания в области развития интеграционных, кооперационных процессов России и Украины в военно-морской сфере, в кораблестроительной отрасли. Напомним: её украинский сегмент был ведущим в СССР. Именно на Украине построены основные крупнотоннажные боевые корабли Советского ВМФ. После некоторого оживления «зависло» решение судьбы недостроенного в Николаеве крейсера «Адмирал Лобов» - «Украина». Отсутствие позитивной динамики в отношениях привело Киев к реализации программы строительства «украинского корвета». Украинские кораблестроители-профессионалы, не имея работы на своих предприятиях, трудятся за границей, в т.ч. в Китае, создавая ему современный океанский военный флот.
Не оправдались ожидания и севастопольцев, значительная часть которых также была задействована в кораблестроительном и судоремонтном комплексе, чья жизнь связана, подчеркну, с Российским флотом. Таким образом, анализ хода процессов, идущих на протяжении последних двадцати лет в связи с разделом Черноморского флота бывшего СССР и реализацией достигнутых в его ходе и продолжающих действовать российско-украинских соглашений, свидетельствует об однозначной утрате Россией статуса военно-политической доминанты в бассейне Черного моря и регионе Причерноморья. Военно-морская деятельность Черноморского флота сегодня носит ограниченный характер, а в Средиземноморском сегменте зоны ответственности флота сведена до критического минимума. Лишь один пример: в конце 80-х годов, двадцать лет назад, через Черноморские проливы для решения военно-политических задач, демонстрации Военно-морского флага ежегодно проходило до 100 черноморских боевых кораблей и вспомогательных судов. В этом же году за 9 месяцев пределы Черного моря не покинул ни один (!) боевой надводный корабль ЧФ России.
Снижение уровня и потенциала военно-морской составляющей в геостратегическом (геополитическом и геоэкономическом) плане привело к изменению статуса России как Великой Морской Державы, в значительной мере утрачены 250-летние завоевания, достигнутые с Екатерининских времен. К сожалению, в течение двадцати лет руководство Российской Федерации не смогло сформулировать и эффективно реализовать принципы государственной политики в отношении Украины, которая не стала союзником России. Партнерство и сотрудничество осуществляется в ограниченных масштабах. Курс Украины на евроатлатнтическую интеграцию, несмотря на снятие этого вопроса с публичных дебатов, сегодня оценивается как неизменный, а возможно, и неизбежный. Об этом свидетельствует уровень сотрудничества Киева с Брюсселем и Вашингтоном, в т.ч. в сфере международного военного сотрудничества, проведения совместных учений, подготовки военных кадров и т.д. Непоследовательная и невнятная политика Москвы привела к отторжению от «большой» Родины миллионов соотечественников, свое прошлое, настоящее и будущее связывающих с Россией. Севастопольцы и крымчане утрачивают веру в её руководство. Продолжающиеся негативные процессы
могут привести к полной утрате морской составляющей на Юго-Западном стратегическом направлении оборонной системы государства.
Говоря флотским языком, используя морскую терминологию, следует признать: нынешний курс Кремля не просто ведет к опасности, а уже привёл Черноморский флот, русские Севастополь и Крым к границе исторической катастрофы. Не видеть это - губительно. Не оценивать - преступно. Кроме Черноморского флота Российской Федерации, другой силы, способной отстоять интересы не только России, но и всего Содружества, в том числе и Украины, и Белоруссии в бассейне Черного моря нет.
И уж если говорить об интеграции, то лучших возможностей, чем обладает и предоставляет Черноморский флот, основные силы которого базируются на украинской территории, просто не существует. Реальная и действенная интеграция возможна и в обороне и безопасности, и в экономике, и в гуманитарной сфере. Дело - за проявлением политической воли.
Трахимёнок С.А.: Переходим к дискуссии. Гаврилечко Ю.В.: Маленькое дополнение. Сегодня, по словам министра обороны РФ Анатолия Сердюкова, во время его визита в Киев были подготовлены два проекта дополнительных соглашений о базировании ЧФ в Крыму. Причём, речь идёт не о расширении флота, а о замене старых кораблей на новые. Максименко В.И.: Можете сказать, что сейчас с российской военной базой в Тартусе? Горбачёв С.П.: Советский Союз никогда не имел за пределами своей территории своих военно-морских баз. Он имел лишь пункты материально-технического обеспечения. Баз было немного: Свиноустье (Польша на границе с Германией); архипелаг Дохлак (Эфиопия) в Красном море; Камрань (Вьетнам), на Кубе в Лурдасе находился наш центр радиоэлектронной разведки. Больше военно-морской флот никаких объектов не имел. Единственно, я не упомянул пункт материально-технического обеспечения в Тартусе, который появился там после конфликта с Египтом. Он был выведен из пирса Мотруха, представляет из себя два плавпричала, небольшие постройки на берегу складского типа, которые обеспечивают деятельность наших кораблей, которые находятся в Средиземном море. Постоянно там находится или вспомогательное судно, или плавмастерская, или ки-лекторное судно. Они находятся в ожидании прихода туда наших сил, чтобы обеспечить их какой-то небольшой ремонт. В советское время там находилось больше по количеству сил и средств, они решали ограниченные задачи: небольшой ремонт, обеспечить отдых моряков всеми видами довольствия. Значение ПМТО в Тартусе переоценить трудно: наличие и неуход нас оттуда обеспечит перспективы и стабильность нынешнему режиму. Оганесян А.Г.: Вопрос к Вам. Недавно было принято решение в Севастополе на одно из зданий ЧФ установить памятную доску адмиралу А.Колчаку. Возникли вокруг этого дебаты, которые меня очень удивили и говорят о том, что в руководстве ЧФ очень странные представления об истории, оно категорически выступило «против». Вдруг руководство насторожилось: «Как же, он был белый генерал!». Логика!? Черноморский флот и создавался генералами отнюдь не советского периода. Поясните, в чём дело?
Горбачёв С.П.: Здесь две стороны вопроса. Первая заключается в том, что фигура А.Кол-чака до сих пор воспринимается неоднозначно в среде севастопольского электората. Этот город в значительной мере привержен, в основном, лево-патриотическим идеям. Очень сильны позиции коммунистов и Союза советских офицеров, - это мощная организация; всё-таки из 380 тысяч населения 20 тысяч — это военные пенсионеры, как правило, это люди советского «покроя». Они не приемлют подобных вещей.
Второй момент: фигура А.Колчака в значительной мере мифологизирована. Отдавая ему должное, в отношении оценки его личности
допущен явный перебор. За этой инициативой стояли совершенно конкретные люди, которые вошли в конфликт с руководством ЧФ. С приходом нового командующего контр-адмирала Федотенкова, эта инициатива может быть поддержана. Это человек, который очень любит историю, знает её. Думаю, если возникнет этот вопрос, он будет поддержан. Оганесян А.Г.: Вопрос к И.Ф. Зеленскому: насколько идея западнорусизма может стать сегодня реальным политическим проектом. И есть ли живые носители этой идеологии, достаточно яркие, харизматичные, которые могли бы этот проект проводить в жизнь? Зеленковский И.Ф.: Пожалуйста, выступавшие В.А.Гулевич, Гронский А.Д. Если взять список наших постоянных авторов, т.е. членов проекта, то среди 35 человек, живущих в Санкт-Петербурге, в Москве, на Украине, есть известные историки. За чуть больше года существования проекта, он стал общерусским. В Белоруссии — это молодой, но известный историк А.Д.Гронский, профессор Теплова, Бендин — авторитетнейший историк, Кирилл Шевченко, он занимается русинами, мы рассматриваем русинов тоже как Западную Русь. Сил достаточно мощных, в политическом классе у нас есть ряд авторов: у нас печатается зам. директора Информационно-аналитического центра при президенте Белоруссии Лев Криштопович. У нас идёт работа в рамках неформального объединения западнорусистов на сайте. Судя по посещаемости сайта, 450 среднесуточное посещение, есть странички в Контакте, Facebook.
Оганесян А.Г.: Вопрос Сергею Александровичу: насколько этот проект жизнеспособен? Трахимёнок С.А.: Не могу сказать, насколько он жизнеспособен. В этом есть определённый фокус потребностей и социальных, и научных. Несмотря на то, что мы одинаково интеграционно ориентированы, Вы не понимаете, что и на Украине «по-русски ка-жуть», и в Белоруссии существует стойкая националистическая прослойка учёных. Отвечая на Ваш вопрос, я удивился цифре 83% говорящих по-русски. Для меня это было больно, поскольку я в Белоруссии живу 23 года, и очень внимательно отслеживал языковую ситуацию, когда шла борьба за язык. А с 1994 года у нас стало два государственных языка, но в 1992 году провели исследование ситуации, и результаты сразу исчезли. Но я их хорошо помню: там был некий комментарий — 56% по-русски, 30% говорит и так и сяк, а все остальные только по-белорусски. Но очень внимательно надо посмотреть на эти проценты, чтобы убедиться, что это и не русские, и не белорусы, есть прослойка польская, католическая, которая в большей степени существует в Западной Белоруссии. Но если разбираться, это те 86 %, которые говорят по-русски, из которых только 30% говорят ещё и по-белорусски. Вот вам корни этого проекта. Резинкина И.В.: 92% распространенности русского языка в Белоруссии, но причём Институт ГЭЛОППа отмечал, что и Украина — единственная страна, где распространение русского языка не подтверждено статусом, то есть распространённость выше, чем официальный статус.
Оганесян А.Г.: Спасибо, у Вас был очень интересный доклад.
Резинкина И.В.: Мы можем получить в Украине слой людей, у которых будет широчайший запрос на новую элиту. Дело в том, что правящая элита не даёт возможности сделать выбор и сформировать общественный запрос. А такие прорывы — организация площадок для дискуссий будут способствовать созданию такого запроса снизу, так сказать, из бизнес-среды, у которой потенциал очень высок по сравнению с другими категориями населения.
Оганесян А.Г.: Хочу предоставить слово, завершающее нашу конференцию, Владимиру Григорьевичу Соколенко — заместителю директора Департамента внешнеполитического планирования Министерства иностранных дел России.
Соколенко
Владимир Григорьевич
заместитель директора Департамента внешнеполитического планирования Министерства иностранных дел России:
Благодарю, Армен Гарникович, за эту ответственную, доверительную и почётную, и трудную миссию — подвести итог нашему двухдневному, в высшей степени интересному и плодотворному разговору. Постоянное общение с участниками конференции и в процессе работы, и в кулуарах позволяет мне констатировать, что наш двухдневный разговор состоялся, конференция получилась, прошла живо, заинтересованно, я бы сказал, с удовольствием всех участников этого разговора, особенно это было заметно во второй день работы, что даже выработало собственную энергетику. На этих внутренних аккумуляторах мы очень плодотворно провели второй день конференции и завершаем серьёзными констатациями, из которых будет извлечена практическая польза всеми участниками.
Здесь
уместно сделать ещё одну констатацию,
используя
классическую схему, и это будет
со-
ответствовать
реалиям, что наш разговор про-
шёл на
хорошем
цивилизационно-культурном,
политическом
и
научном уровне. С учётом того, что все
по-
дустали,
позволю себе небольшое лирическое
отступление сделать с учётом того, что
главный предмет конференции и нашего
разговора — это интеграционные
процессы и участие в них трёх государств
- всё-таки формируется на западном
направлении. И проблема отношений
с Западом остаётся центральной, фокусной
в любом контексте — политическом,
экономическом и гуманитарном, тем
более мы все эти аспекты разобрали. И
магистральным трендом этого угла
остаётся проблема отношения Россия —
Запад. Я хотел бы процитировать Николая
Данилевского и одновременно бросить
несколько капель бальзама на душу
Владимира Ильича, который сделал
нам с Арменом Гарниковичем замечание.
Что мы не использовали творческое
наследие этого великого деятеля и
мыслителя, для того, чтобы отследить и
посмотреть на историческую тенденцию
эволюции этого состояния Россия —
Запад. Итак, Н. Данилевский. Взгляните
на карту, говорил мне один иностранец,
разве мы не можем чувствовать, что
Россия давит на нас своей массой,
как нависшая туча, как какой-то грозный
кошмар. Отношение Германии, сейчас
нашего ближайшего союзника в Европе:
«Всё самобытно русское и славянское
кажется ей достойным презрения и
искоренения, и искоренение его
составляет святейшую обязанность
и истинную задачу цивилизации». Или
вот иллюстрация того, в каком направлении
и как работало «окно в Европу». «Несмотря
на то, что Россия довольно послужила
Европе, посылая свою армию не всегда
за свои интересы, тем не менее в эпоху
евроцентризма в международных отношениях
в Старом Свете сформировалось такое
отношение к России, что всякое преуспевание
России, всякое развитие её внутренних
сил и увеличение её благоденствия
и могущества есть общественное бедствие
и несчастие для всего человечества».
Вот ответ Н. Данилевского на вопрос,
почему же Европа враждебна России:
«Дело в том, что Европа не признаёт нас
своими, она видит в России и в славянах
вообще нечто ей чуждое».