Файл: Международная конференция Россия Украина Белоруссия пути интеграции.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1081
Скачиваний: 1
из «вещи в себе» в «вещь для себя», у них определялась их геополитическая идентичность, они активно формулировали свои национальные интересы. В этот период, по сути дела, и стали более или менее однозначно определяться геополитические тренды Белоруссии и Украины. В этом смысле ко второй половине 2000-х годов произошла существенная переструктуризация геополитических ориентаций экономической деятельности этих государств. В частности, именно в этот период стало понятно, что Украина пыталась претендовать на альтернативный центр СНГ. Надо сказать, что эта роль Украине не удалась. Все альтернативные объединения оказались не эффективными и в настоящее время некоторые из них существуют номинально, а некоторые из них и умерли, например, о Содружестве демократического выбора сейчас я не слышу уже ничего. Второй этап был очень трагичен по тому накалу страстей, когда начались первые энергетические войны, которые плавно перешли и во вторую половину 2000-х годов. И, наконец, третий этап — вторая половина 2000-х годов по наши дни. Этот период свидетельствует, что у нас уже более или менее определились экономические типы режимов в постсоветских государствах, сформировались политические режимы. В настоящее время можно говорить о существовании такого более или менее понятного системе нового регионализма, в рамках которого каждое государство определяет или пытается определить свою роль. Роль России в определении своей собственной позиции оказывается очень важной, потому что каждый раз, когда каждое государство претендует на новую роль в геополитическом пространстве, мнение России очень важно, а иногда и решающее. Из статических данных, Белоруссия - хотя отношение к белорусской статистике очень настороженное — очень динамично развивалась за эти 20 постсоветских лет и добилась более значимых экономических успехов, чем Украина. Если вы увидите участие Украины в международных организациях, то это, как правило, западноевропейские и евроатлантиче-ские организации. И очень мало организаций, связанных с постсоветским пространством и с Россией. Кстати говоря, до настоящего времени, насколько я знаю, Украину нельзя назвать в полном смысле этого слова полноправным членом СНГ, потому что является страной-учредителем, она входила туда с очень большими оговорками и Устав она не подписала.
СНГ и матрешечные интеграционные различные объединения внутри СНГ являются, безусловно, приоритетом для Белоруссии. Место Украины и Белоруссии, с одной стороны, близко по отношению друг к другу, а с другой — Белоруссия имеет более высокие показатели. Те стереотипы восприятия белорусской экономики и белорусского политического социума, которые сформировались в таком международном восприятии, являются обидными и несправедливыми, чем те объективные показатели, которые говорят о том, что Белоруссия была достаточно динамично развивающимся социально-экономическим организмом.
Прирост ВВП. Здесь важно иметь в виду, что все данные, на которые я ссылаюсь, до 2010 года включительно. Белоруссия сейчас переживает очень непростой период. Я бы не стала связывать тот экономический обвал, который демонстрирует только и исключительно Белоруссия с неудачной президентской кампанией и субъективными ошибками президента в ходе этой кампании. Те неприятности, которые сейчас имеет Белоруссия, по сути дела, отложенный кризис, который некоторые страны пережили значительно раньше. Белоруссия благодаря очень жесткой централизованной и, по сути дела, корпоративно-государственной системе удерживалась на краю этой пропасти. Она оборвалась попозже, чем другие государства. И, наверное, сейчас Белоруссия стоит перед новым выбором в смысле интеграции и, насколько мы знаем, в программной речи, с которой выступил президент Белоруссии,
сделан выбор в пользу России. Это не значит, что других конъюнктурных колебаний сделано не будет. Тем не менее интеграционные интенции Украины и Белоруссии также демонстрируют противоположные векторы. Обратите внимание, что когда у Украины возникают определенные трудности, она интенсифицирует свои переговоры с Европейским союзом. Подписание соглашения об Ассоциации является для Украины буквально национальной идеей, ради которой она готова на очень большие жертвы. А у Белоруссии, когда у нее возникают большие трудности, она начинает клясться в любви к России и углублении интеграционных отношений в рамках СНГ. Очень важной в этом смысле является политика России. Конечно, есть много таких моментов, которые еще надо серьезно обсуждать и рассуждать, правильные ли мы выбираем приоритеты и так ли эффективно мы пытаемся реализовать свои геополитические и экономические интересы на постсоветском пространстве. Россия с самого начала претендовала на интеграционное ядро, но если сравнить вклад ВВП и, вообще, экономический вклад России на просторах СНГ, то оказывается, что Россия есть, действительно, ядро, магнит, к которому притягивается все остальное. Вместе с тем это является и нашим наказанием, кошмарным сном, который в существенной степени затрудняет отношения на постсоветском пространстве. Какие-то вещи происходят, потому что они объективны, а какие-то вещи происходят, потому что мы своей позицией их усугубляем. Кстати говоря, наш Институт, в частности, и наш отдел, который я возглавляю, подготовили довольно большую аналитику и у нас будет публикация в журнале на тему «Глобализация по-китайски или Китай на постсоветском пространстве». Отношение Китая к каждой из стран постсоветского периода до какой-то степени демонстрирует еще одну модель: если не интеграция, потому что Китай стережется ин-теграций и не любит их, то, по крайне мере, присутствие экономического, я бы даже сказала, цивилизационного фактора приветствуется. Что в этой связи препятствует успешной истории нашей интеграции и привлечению постсоветских государств на нашу сторону? Прежде всего, это какая-то фатальная ориентация на крупные экономические проекты, которые оставляют за бортом малые экономики: большинство стран СНГ таковыми и являются.
Еще очень серьезной проблемой является наше постоянное стремление ориентироваться исключительно на власть. Какой бы власть ни была, вне поля зрения у нас остается не только гражданское общество, которое находится лишь в начальной стадии образования, но и региональной элиты, которая оказывается не у дел, часто сильно разочарованной. Еще одна серьезная вещь — она вытекает из первой (ориентация на крупные проекты) — это пренебрежение малым бизнесом. У нас самих малый бизнес дышит на ладан, а постсоветские экономики (малые страны) в основном состоят из малого бизнеса, который оказывается совершенно не интересен России, и они вступают в какие-то межгосударственные объединения, в том числе и с Белоруссией. Кстати говоря, во многих отношениях Белоруссия становится той самой подушкой безопасности, которая подбирает экономические проекты и тот малый бизнес, который просто не в состоянии пробиться в Москву.
Российский президент выступил с программной статьей о Евразийском союзе. Я ни коим образом не подвергаю сомнению перспективность этой идеи. Но, мне кажется, мы все находимся в своего рода ментальном кризисе, который связан с тем, что мы с легкостью переходим от одной формы интеграции к другой, не добившись успеха в предыдущем варианте. В этом смысле хотела обратить внимание на наш союз с Белоруссией, который мы, скорее всего, в нашем сознании не воспринимаем как успешное интеграционное объединение, хотя если посмотреть на его работу внутри, может быть, окажется, что это да
леко не так. Сейчас, когда белорусское правительство старается усилить свои интеграционные намерения в рамках СНГ, мне кажется, что пора вернуться к идее оздоровления российско-белорусских отношений в рамках Союзного государства, а тихую, незаметную экономическую жизнь в рамках этого объединения все-таки конвертировать в более заметные политические достижения, связанные с формированием и межгосударственных, и национальных, наднациональных структур, формированием общей валюты. Оганесян А.Г.: Следующий доклад посвящен такой теме: Вопросы рисков, коплиментарно-сти, совместных возможностей развития внутреннего рынка и согласованных действий на внешних рынках.
Гаврилечко Юрий Владимирович
эксперт Общественной организации «Фонд общественной безопасности», редактор интернет-издания hvylya.org (Украина):
За 20 лет, прошедших со времен распада СССР, его республики ставшие независимыми государствами, за редким исключением, так и не нашли себе места в новом мировом порядке. Они так и остались в глазах «демократических» соседей — странами второго сорта (читай — четвертого мира). При этом после первой эйфории от исчезновения «Империи Зла» — в умах западного обывателя Россия прочно заняла это, до недавнего времени, вакантное место.
Украину Запад давно и основательно рассматривает в контексте буферной зоны между Европой и Россией. В последние годы, начиная с победы «помаранчевой революции», еще и как козырную карту в игре против России. Поражение на выборах в 2010 году помаранчевой команды и приход к власти «бело-голубой» ничего не изменило в этом раскладе. Попытавшись проводить «многовекторную» внешнюю политику, но, не обладая ни способностями достаточными для этого, ни ресурсами в виде кадровых дипломатов, на сегодня украинский МИД — это синекура. Если профессионалы там еще и остались, то они хорошо законспирированы. Янукович попал в ситуацию, когда и США, и ЕС используют его в игре против России даже против его воли. А абсолютно бездарная политика его «помощников», приведшая к скандальному приговору Тимошенко, и вовсе показала полную несостоятельность нынешний команды адекватно реагировать на внешние вызовы. Беларусь Запад долгое время не воспринимал в качестве самостоятельного субъекта, а строил свои отношения с ней исключительно как с анклавом России. В последнее же время западные СМИ активно взялись за кампанию демонизации Лукашенко. Следует признать, что он сам дает тому немало поводов. Однако демонстративное пренебрежение интересами белорусской стороны на саммите Восточного партнерства и активная поддержка Янукови-чем подобных действий Брюсселя по отношению к Беларуси никаких политических дивидендов Украине не принесла. А вот ухудшение отношений с белорусской стороной вызвала, что еще раз показывает абсолютную неспособность украинской власти добиваться каких-либо политических преимуществ, зато во всем демонстрирует ее особенность ухудшать отношения с потенциальными союзни
ками, не получая при этом никаких выгод от третьих сторон.
Отсутствие скоординированной внешней политики как в рамках СНГ, так и в рамках ОДКБ приводит к тому, что потери каждой из сторон усугубляются еще и увеличением внутренних противоречий между нашими странами, искусственно создаваемых ведущими мировыми акторами.
Одна из основных причин кризиса во взаимодействии между нашими странами лежит вне плоскости экономики, геополитики или каких-либо еще рациональных факторов. Она находится в области существования целей и смыслов. За время, прошедшее после распада СССР, элиты ни России, ни Украины, ни Белоруссии так и не сформулировали четкой и понятной цели существования даже своих государств, не говоря уже об общей цели. Именно это мешает нормальному развитию государств и препятствует любым интеграционным процессам: элиты этих государств просто не понимают, зачем нужна интеграция и что она им даст, при этом видят, что все свои повседневные проблемы можно решить и без интеграции. Тогда ради чего что-то менять?
При отсутствии цели существования главным врагом самой государственности в Украине и России является ее властная элита, имеющая свои интересы вне государства и размещающая собственные капиталы за его пределами. Такая ситуация приводит к тому, что граждане ощущают: государство само по себе является врагом собственного народа, так как не гарантирует ни безопасности, ни развития, ни даже выживания, что стало особенно четко видно во время нынешнего кризиса. Именно поэтому никакого строительства государства нет и быть не может. Ведь практика и стратегия выживания простых граждан говорит о том, что от государства нужно держаться подальше. Подальше — это либо не строить его, т.е. пассивное сопротивление, либо бежать из него куда подальше, в другое пространство, которое сможет обеспечить потребности хотя бы первых двух уровней, согласно пирамиде Маслоу.
Нынешняя элита не может и никогда не сможет сформулировать никаких смыслов для существования государства. Потому что для этого у элиты нет свободных умов — тех, которые будут направлены на формирование таких смыслов. Это не значит, что элита состоит из сплошных дураков — просто пока наполнение желудка, приобретение золотых унитазов, яхт, вертолетов и прочих материальных ценностей, а также обеспечение собственной безопасности, занимает все свободные умственные ресурсы.
В Белоруссии ситуация несколько иная: Лукашенко не сумел четко сформулировать смысл существования страны на будущее и не подготовил себе замену ни в виде личности, разделяющей его взгляды на госполитику, ни в виде системы, способной обеспечить хотя бы стабильное существование страны на нынешнем уровне жизни в ближайшее время (к примеру, на поколение вперед). Вместо этого, Лукашенко замкнул все рычаги управления страной на себя и при первых же видимых проявления кризиса начал с попыток купировать их, а не искать решение. Потому как на поиск решения нет свободных ресурсов — все они заняты купированием проявлений недовольства кризисом.
Так что основными внутренними вызовами для России и Украины является неспособность компрадорских элит адекватно реагировать на вызовы, а для Белоруссии — зацикленность системы управления на одной личности. Все это происходит на фоне постоянно снижающейся эффективности государства как собственника, что в свою очередь уменьшает количество степеней свободы у него и возможностей использовать ресурсы. Да и сами ресурсы истощаются. Ко всему прочему, под видом приватизации госсобственности идет (а в Украине и России — подходит к концу) банальное воровство ресурсов и их утилизация новыми собственниками в силу различных причин — от
банальной тупости до опасений реприватиза-ции.
Никто уже не спорит с тем, что государство — не самый эффективный менеджер. Но при этом почему-то упускается из виду тот факт, что государство может и должно быть эффективным собственником. На данный момент в мире не известно ни единого примера, когда бы в производственной сфере собственник был эффективным менеджером (такие примеры есть в финансовом секторе, в IT секторе, но нет в промышленности). Тем не менее это ничуть не мешает «владельцам заводов, газет, пароходов» нанимать на работу эффективных менеджеров. Никто при этом даже не задумывается над таким беспредельно глупым актом, как передача своей собственности менеджеру. Менеджер работает за зарплату, опционы, «золотые парашюты», за возможность участвовать посредством акций в получении прибыли от собственности, которой он управляет — и не более. Государство вместо приватизации должно поступать точно также — нанимать на работу эффективных менеджеров. В мире — полно современных Ли Якокк. И этим надо пользоваться. Конечно, это возможно только в том случае, если стоит задача эффективного использования ресурса на благо граждан страны.
Очень часто, когда речь заходит о каких-то совместных проектах с участием России, Украины и Белоруссии, используется понятие «интеграция». По моему мнению, оно категорически лишнее — как мешающее как адекватному пониманию происходящего, так и несущее излишнюю политическую и культу-ральную нагрузку.
Вместо интеграции рациональнее было бы использовать понятие «кооперация», которое априори предполагает получение выгод всеми сторонами. Здесь следует четко понимать, что для получения выгод для наших стран имеет смысл проводить четкое тактическое разделение на кооперацию внутреннюю и конкуренцию с внешними акторами. В этой связи именно элиты трех стран должны для себя определиться с источником, откуда они получают прибыль и сознательно пойти на ограничение нормы прибыли внутри кооперативной зоны ради увеличения ее на внешнем рынке.
Подобная стратегия даст возможность при существующей ресурсной базе не только увеличить эффективность ее использования, но и снизить социальное напряжение внутри стран, вызванное тем, насколько паразитически на данный момент используются внутренние ресурсы.
Следует признать, что естественным путем (благодаря невидимой руке рынка) кооперации добиться невозможно. Здесь потребуется достаточно жесткое государственное регулирование, состоящее в определении правил игры для местных олигархов и защите внутреннего рынка от действий транснациональных корпораций, интересы которых всегда лежат вне интересов национальных государств или их объединений.
Кроме того, экономическая кооперация невозможна без кооперации в военной сфере, поскольку, несмотря на декларируемые Западом принципы свободной торговли, она заканчивается тогда, когда вы не можете подкрепить свои экономические интересы силой своего оружия. Особенно это касается продажи на внешних рынках таких стратегических товаров, как сырье, продовольствие и вооружение. Здесь можно вспомнить замечательный пример с продажей украинских кольчуг Ираку. Из абсолютно рядовой коммерческой сделки устроили целый политический процесс, еще и с угрозой применения различного рода санкций. В реальности же продажа оружия — абсолютно рядовой бизнес, и если США, к примеру, не нравится, что с помощью украинского оружия уничтожается американская военная техника, то в строгом соответствии с законами либерального рынка можно посоветовать Америке перекупить эти заказы. США — страна не бедная, может себе это позволить, но чтобы развитие событий было именно таким, любой другой вариант попытки реше