ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2636
Скачиваний: 8
26
Часть I. Контргегемония
как минимум, чувствуешь себя глупо, призывая к революции. С
другой стороны можно призывать к воображаемой революции,а
вот это не так глупо, наоборот творчески и модно, если угодно.
Мне кажется, что с психологической точки зрения лучше ис-
пользовать термин воображаемая революция чем пассивная.
Леонид Савин:
Вы сегодня еще упомянули контробщество,
поскольку гражданское общество — это основа самой гегемо-
нии, а оно базируется на консенсусе, на либеральном договоре,
то соответственно контробщество не может быть гегемонист-
ским. Скепсис в российском обществе к идеям гражданского
общества, которое нам навязывают извне, как раз и есть про-
явление потенциалов контргегемонистских импульсов.
Александр Дугин:
Совершенно правильная мысль, потому
что гражданское общество предполагает личную ответствен-
ность в самоубийстве, причем в самоубийстве с этаким пост-
твистом, с радостью сейчас я изменю свой пол, а потом разво-
площусь и превращусь в химеру. Я очень этому ради делаю это
по собственной воле, так должен говорит человек нормального
гражданского общества. В данном случае пассивность наш ар-
гумент, нужно саботировать гражданское общество, все его ин-
ституты, все его идеи, превращая их в идиотизм. Но при этом,
если нам предлагают объединиться в союз с велосипедистами,
нужно объединяться, но нужно превращать союз велосипеди-
стов в контргегемонистское гражданское общество, в контроб-
щество, что б этот союз начал настаивать на взятии власти,
требовать специальные русские крылатые велосипеды. Мне
представляется, что саботаж гражданского общества и борьба
с гражданским обществом со стороны гражданского общества,
взрывая его изнутри, является правильной стратегией.
дугин а. Г.
КонтрГеГемония
В теории мноГоПоЛярноГо мира
Важнейшим аспектом Теории Многополярного Мира яв-
ляется концепт контргегемонии, изначально сформулирован-
ный в контексте критической теории Международных
Отношений (МО). При переходе от критической теории к Теории
Многополярного Мира
1
(ТММ) этот концепт претерпевает
определенные смысловые трансформации, которые необходимо
разобрать более детально. Чтобы проделать это, необходимо
еще раз напомнить основные положения теории гегемонии в
критической теории.
Понимание «гегемонии» в реализме
Понятие гегемонии в критической теории полностью осно-
вано на теории Антонио Грамши. Сразу же следует разделить
его значение в грамшизме и неограмшизме от того, как его по-
нимает реалистское (и неореалистское) направление в МО.
Классические реалисты используют термин «гегемония» в
относительном смысле, и понимают под ним «фактическое и
существенное превосходство потенциала могущества какой-то
одной державы над потенциалом остальных, чаще всего сосед-
них». Поэтому гегемония вполне может быть региональным
явлением, так как определение того, является ли то или иное
политическое образование «гегемоном» зависит от того, ка-
кой масштаб рассмотрения мы применяем. В этом смысле этот
термин встречается уже у Фукидида, говорившего о гегемонии
Афин и о гегемонии Спарты в ходе Пелопонесской войны, и
1
Дугин А. Г. Теория Многополярного Мира. М., Евразийское Движение, 2012.
28
Часть I. Контргегемония
классический реализм пользуется им точно также вплоть до на-
стоящего времени. Такое понимание гегемонии можно назвать
«стратегическим» и «относительным».
В неореализме «гегемония» понимается в глобальном
(структурном) контексте. Основное отличие от классического
реализма состоит в том, что здесь «гегемония» не может рас-
сматриваться как региональное явление; она всегда глобальна.
В неореализме К. Уолтца утверждается баланс двух гегемоний
(двухполюсный мир), как оптимальной структуры баланс сил
в планетарном масштабе
1
. Р. Джилпин полагает, что гегемония
вполне может сочетаться с однополярностью, то есть может су-
ществовать один глобальный гегемон (сегодня эту функцию вы-
полняют США).
В обоих случаях гегемония у реалистов истолковывается как
способ соотнесения между собой потенциала могуществ раз-
личных держав.
Понимание гегемонии у Грамши в корне отлично, и помеща-
ется в совершенно иной теоретической плоскости. Чтобы из-
бежать неверного употребления термина в МО и, в особенно, в
ТММ, следует несколько подробнее остановиться на политиче-
ской теории Грамши, в контексте которой гегемония и рассма-
тривается приоритетно в критической теории и ТММ. Кроме
того, такой анализ позволит яснее увидеть концептуальный за-
зор между критической теорией и ТММ.
Гегемония в концепции антонио Грамши
Антонио Грамши основывает свою собственную теорию,
получившую в последствие название «грамшизма», на осно-
вании переосмысления марксизма и его практического вопло-
щения в исторической практике. Будучи марксистом, Грамши
уверен, что социально-политическая история полностью пре-
1
До конца «холодной войны» Уолтц брал за образец противостояние
США и СССР как двух гегемоний. В настоящее время он склоняется к
идее новой биполярности, где в противовес американскому гегемону
будут выступать Китай, как новый претендент на второй полюс.
29
допределена экономическим фактором. Как и все марксисты,
он объясняет надстройку (суперструктуру, Aufbau) через базис
(инфраструктуру, Basis). Буржуазное общество является квин-
тэссенцией классового общества, где процесс эксплуатации
достигает своего наиболее концентрированного выражения в
отношении к собственности на средства производства и в при-
своении буржуазией прибавочной стоимости, возникающей в
процессе производства. Неравенство в экономической сфере
(базис) и главенство Капитала над Трудом является сущностью
капитализма и предопределяет всю социальную, политическую
и культурную семантику (надстройку). Этот тезис разделяют
все марксисты, и в нем нет ничего нового или оригинального.
Но далее Антонио Грамши задается вопросом: как была воз-
можна пролетарская социалистическая революция в России,
где с точки зрения самого Маркса (анализировавшего положе-
ние в Российской империи в XIX веке, но в прогностической
перспективе) и с точки зрения классического европейского
марксизма начала ХХ века объективное состояние базиса (не-
развитость капиталистических отношений, малый процент го-
родского пролетариата, преобладание аграрного сектора в со-
вокупном ВВП страны, отсутствие буржуазной политической
системы и т.д.) исключало саму возможность прихода к власти
коммунистической партии. И, тем не менее, Ленин сделал это
возможным и приступил к строительству социализма.
Грамши осмысляет этот феномен как нечто фундаментально
значимое и называет «ленинизмом». Ленинизм в его понимании
есть авангардное опережающее действие политической
надстройки (в лице коммунистической партии большевиков),
консолидированной и решительной, по захвату политической
власти. Как только это становится фактом, и революция
оказывается успешной, следует стремительное развитие базиса,
через достраивание ускоренными темпами тех экономических
реальностей, которые не были реализованы при капитализме:
индустриализация, модернизация, «электрификация», «народное
Дугин А. Г.
Контргегемония в ТММ
30
Часть I. Контргегемония
образование». Значит, делает вывод Грамши, в определенных
обстоятельствах
политическое
(надстройка)
способна
опережать экономическое (базис). Коммунистическая партия
может идти впереди «естественного» развития исторических
процессов. Следовательно, ленинизм доказывает наличие
определенной автономии надстройки в отношении базиса.
Но ленинизм, как его понимал Грамши, ограничивается об-
ластью политического сегмента надстройки — того, где дей-
ствуют законы власти и решается проблема господства. Грамши
утверждает, что в надстройке есть еще один важный сегмент,
который не является политическим в полном смысле слова —
то есть партийным и сопряженным напрямую с вопросами
политической власти. Он называет это «гражданским обще-
ством». Такое определение следует сопровождать пояснением:
«гражданское общество в понимании А. Грамши», так как он
вкладывает в это понятие смысл далеко не во всем совпадаю-
щий с тем, которым он наделен, например, в либеральных тео-
риях. Гражданское общество, по Грамши, это область интеллек-
туальной деятельности в самом широком смысле, за вычетом из
нее прямой политической (партийной, государственной, адми-
нистративной) активности. Гражданское общество — это зона
развертывания интеллектуальных сторон общества, включаю-
щая в себя науку, культуру, философию, искусство, аналитику,
журналистику и т.д. Для марксиста Грамши эта область, как и
вся надстройка, конечно же, выражает закономерности бази-
са. Но… Ленинизм показывает, что, выражая закономерности
базиса, в некоторых случаях надстройка, тем не менее, может
действовать относительно автономно, идя на опережение про-
цессов, развертывающихся в базисе. Опыт революции в России
демонстрирует на историческом примере, как это реализуется в
области политического сегмента надстройки. И здесь Грамши
выдвигает гипотезу: если так обстоит дело в политической сфе-
ре надстройки, почему чему-то подобному не быть и в области
«гражданского общества»? Отсюда и рождается грамшистская