ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2621
Скачиваний: 8
221
ной территориальной концепции; ученые, работающие в стиле
постколонизма, напротив, используют широкое определение, в
котором сделан акцент на неформальном империализме.
Хотя я остановлюсь на этом более подробно в главе 3, все
же полезно сделать некоторую оговорку, чтобы акцентировать
внимание на моем определении анти-империализма и
обозначить разделительную линию между империалистической
и анти-империалистической теорией. Хотя некоторые
постколониальные ученые могут согласиться с моим
утверждением, что и Адам Смит, и Иммануил Кант отрицали
формальный империализм, тем не менее, они подвергнутся
различным обвинениям в дискурсивном неформальном
суде империализма, три из которых представлены здесь.
В первом утверждается, что оба мыслителя считали, что
все не европейские страны должны, а у Канта обязаны,
принять западные цивилизационные практики — особенно,
либерально-демократический капитализм. Тем не менее, я
считаю, что желание или даже предписание не европейским
обществам стать европейскими в конечном счете предает
скорее евроцентризм, чем империализм; оба они полагали,
что не европейские общества смогут естественным образом
превратиться в западную капиталистическую демократию по
своей собственной воле, но если последует вмешательство
со стороны Запада, то развитие будетподорвано. Второе
неформальное империалистическое обвинение критикует
Кантовскую/Смитовскую поддержку расширения торговли,
особенно свободной торговли с не европейскими странами
на том основании, что это эксплуатирует восточную
экономику. Но они оба отвергали любые типы торговли,
которые основываются на неравном обмене и, в случае Канта,
европейцы не должна торговать с не европейцами, пока первые
не предоставят формального согласия в первую очередь.
Итак, мы неминуемо переходим к третьему неформальному
империалистическому обвинению, которое утверждает, что
империализму присущ капитализм, что вынуждает не западные
Джон Хобсон
Конструирование евроцентризма и МО
222
Часть II. Евроцентризм
общества принять капиталистический способ развития;
положение, которое соответствует критике марксистов, в
особенности, концепции Льва Троцкого (1967) «неравномерного
и смешанного развития». Так, любой, кто поддерживает
капитализм, обязательно является империалистом, поэтому
только радикальные критики капитализма могут считаться
настоящими анти-империалистами. В подобной формулировке
проблемы можно обнаружить три особенности: во-первых,
порог определения империалистической теории снижается
практически до нуля, поскольку большинство теорий МО
поддерживают капитализм в том или ином виде; во-вторых,
некоторые радикальные марксистские критики капитализма
выступают за цивилизаторскую миссию (в первую очередь Маркс
и Энгельс) и поэтому даже большинство марксистов, которые
не делают этого, так или иначе являются евроцентристами
(включая Троцкого). В-третьих, самым главным является то,
что такой подход проблематичен, поскольку создает логическое
обоснование, которое не подразумевалось самим автором; этот
ключевой момент заслуживает дальнейшей разработки.
Вместо того чтобы изучать теории МО посредством того,
что можно назвать «интерпретативным приписыванием» —
поиск в тексте автора скрытой империалистической политики,
которой он сам не подразумевал — я намерен изучить тот смысл,
который, как я полагаю, он или она хотели вложить. Конечно,
я полностью согласен, что существует целый ряд возможных
интерпретаций того или иного текста. Но я не собираюсь
приписывать определенное обоснование идеям конкретного
автора. Например, как я думаю, Кант испытал бы чувство
недоумения от того, что он является империалистом, поскольку
считает, что либеральный капитализм и демократия являются
высшими формами социального и политического воплощения,
поэтому все общества должны принять их. Кант и Смит
очень удивились бы, если бы узнали, что защита капитализма
присуща империализму, поскольку является структурой власти,
вынуждающей не западные общества перенимать западные
223
образцы развития или рисковать военным положением (как в
троцкизме); они не смогли бы опознать подобной концепции
капитализма. Но если бы они настаивали на то, что капитализм
должен активно навязываться колониальной властью или, если
бы они были живы сегодня, МВФ/ГАТТ/ВТО, то это вполне
соответствовало бы установленному порогу империализма. То,
что никто из них не пошел дальше является результатом анти-
империалистического подхода.
Чтобы справиться с проблемой интерпретативного припи-
сывания, я установил свой собственный разработанный порог
империализма, насколько это было возможно, на уровне, кото-
рый соответствовал бы всем представлениям авторов таким об-
разом, чтобы никто из них не нашел повода для оспаривания
данного определения. Иначе говоря, если бы я разработал более
низкий порог, то гораздо больше мыслителей, о которых я го-
ворил в данной работе, как я подозреваю, тут же отвергли его,
если бы были живы в наши дни. Таким образом, в этой ситуа-
ции стоит указать на мое утверждение, сделанное в 8 главе, что
гегемонистская стабильность теории влечет за собой импери-
алистическую и нео-империалистическую политику, несмотря
на то, что Джилпин открыто отвергает подобное заявление. Но
я делаю подобный вывод не с помощью интерпретативистского
приписывания, а в соответствии с логикой теории, которая не-
двусмысленно выражается самим автором. Так, открытое вы-
ступление за необходимость гегемона (как это было в Британ-
ской Империи девятнадцатого века), чтобы установить мир и
активно навязать в восточных обществах культурные ценности
западных стандартов цивилизации, отвечает моему установлен-
ному порогу империализма. Как я считаю, это, скорее, соответ-
ствует стилю намерений теоретиков, чем тому, что может быть
приписано экспансивному постколониальному определению.
Конечно, еще предстоит выяснить, удовлетворит ли это моих
постколониальных читателей. Но в любом случая, я раскрыл
все карты сейчас, поскольку мы находимся еще в стадии начала
долгого путешествия в евроцентристское сердце темного под-
земного мира теории международных отношений.
Джон Хобсон
Конструирование евроцентризма и МО
димитрис Константакопулос
СамоУБийСтВо еВроПы: триУмФ
имПерии ЛЛойда БЛанКФейна,
иЛи КаК Германия УниЧтожает
Грецию, еВроПУ … и Германию
(При ПоддержКе ГреЧеСКоГо
ПраВитеЛьСтВа)
Греция находится на грани бунта или революции. Взрыв
неминуемо произойдёт, если правительство продолжит отка-
зываться от досрочных выборов, проведения которых требует
сейчас вся страна. Рынки готовятся начать еще более ожесто-
чённую атаку на Италию. Усиливается напряженность в Вос-
точном Средиземноморье, грозящая перерасти в вооружённый
конфликт с участием двух действующих членов Евросоюза, од-
ного государства-кандидата, а также Израиля. В свою очередь
Берлин, пытаясь урегулировать европейский кризис, повторяет
те же стратегические ошибки, которые привели его к пораже-
нию в обеих мировых войнах. Единственное отличие заключа-
ется в том, что в ХХ столетии конфликт носил вооружённый
характер, теперь же мы находимся перед лицом тотальной фи-
нансовой войны.
Германия имеет редкую возможность вновь стать «нормаль-
ной» державой, превратиться в политического и экономическо-
го защитника Европы от Рынков, в Доброго и Демократического
«гегемона» на континенте, направив свои силы на реализацию
радикально реформированного Европейского проекта. Вместо
этого она его разрушает, подливая масла в огонь межъевропей-
ских долговых и политических войн. Германия вновь становится
225
заложницей чрезвычайно узкого, местечкового и примитивного
национализма, который в прошлом уже не раз уничтожал не-
мецкий народ. Действуя таким образом, она рискует проиграть
свое «третье Ватерлоо» за два столетия и испытать поражение
более тяжкое, чем в 1945 г. Не так уж много времени осталось
до исторического проигрыша Европейской идеи, распада ЕС и
глобального экономического кризиса, который окажется серьёз-
нее «великой депрессии» 1929 г. и будет иметь катастрофиче-
ские последствия для Европы, мира и самой Германии.
Используя системный подход, мы легко можем обнаружить
в том, как развиваются кризисные процессы внутри Евросоюза
и мировой экономической архитектуры, некоторые из тенден-
ций, приведших в свое время к стремительному самоисчезно-
вению советского строя (столь же «закрытого», как и современ-
ная монетаристская, неолиберальная европейская и глобальная
модель). Реакция европейских лидеров на кризис очень напо-
минает поведение М. Горбачёва, который дестабилизировал
жизненные структуры и функции вверенного ему государства,
не имея чёткого представления о том, что должно прийти им
на смену. В отличие от Коммунистической партии Китая Гор-
бачёв широко заимствовал и легитимировал западные ценности
и активно использовал их во внутриполитической борьбе, тем
самым? разрушая «образ врага» - сердце советской системы. То
же самое мы сейчас наблюдаем в Европе. Наш «режим» осно-
ван на представлениях о естественности «свободы, процвета-
ния и демократии». Он не выживет, если продолжит и дальше
уничтожать целые социальные группы ради того, чтобы обе-
спечить максимизацию прибыли банков и выплатить огромные
объёмы накопившегося долга.
В данной статье предпринята попытка проанализировать
различные финансовые, политические, идеологические, наци-
ональные и геополитические факторы, способствующие раз-
витию дестабилизационных процессов в Евросоюзе. Автор
предлагает прибегнуть к сочетанию двух, на первый взгляд
Димитрис Константакопулос
Самоубийство Европы