Файл: Левиафан выпуск 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2345

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

поле, свободное орт гегемонии и ее суггестивной «аксиомати­ки». Одно это полностью развязывает нам руки для развертыва­ния контргегемонистского дискурса.

В данном случае мы привели эти базовые правила для кон­кретной цели: для предварительного и самого общего исчисле­ния тех ресурсов, на которые можно рассчитывать теоретиче­ски при построении контргегемонистского пакта.

Глобальная революционная элита

Контргегемонистский блок строится вокруг интеллектуа­лов. Следовательно, его ядром должна быть глобальная рево­люционная элита, отвергающая статус кво в самой его глубин­ной основе. Эта глобальная революционная элита образуется вокруг синтаксиса контргегемонии. Пытаясь осмыслять свое положение из любой точки современного мира, — в любой стране, культуре, обществе, социальном классе, профессио­нальной функции и т.д., — человек в поисках глубоких ответов об устройстве общества, в котором он живет, рано или поздно придет к пониманию базовых тезисов гегемонистского дискур­са. Конечно, это дано не каждому, но, по Грамши, каждый чело­век есть интеллектуал до определенной степени; однако, только полноценный интеллектуал представляет собой человека в пол­ном и совершенном смысле; он своего рода делегат в парламент мыслящего человечества (homo sapiens) от более скромных его представителей (от тех, кто не может или не хочет реализовать полноту данных человеку как виду возможностей — кульми­нирующих в возможности мыслить, то есть быть интеллектуа­лом). Такой интеллектуал и имеется в виду, когда мы говорим об обнаружении гегемонии. В этот момент он становится перед выбором, то есть реализует свою возможность стать интеллек­туалом органическим: он может сказать гегемонии «да» и при­нять ее синтаксис, далее действуя в его структуре, а может ска­зать «нет». Когда он говорит «нет», он отправляется на поиски контргегемонии, то есть ищет доступа в глобальную революци­онную элиту.


Этот поиск может остановиться на промежуточном этапе: всегда существуют локальные структуры (традиционалисты, фундаменталисты, коммунисты, анархисты, этноцентристы, революционеры разных типов и т. д.), которые, осознавая вызов гегемонии, отвергают его, но делают это на локальном уровне. Здесь мы находимся уже на уровне органических интеллекту­алов, но пока еще не осознающих необходимость обобщения своего отказа от гегемонии в форме универсальной планетарной стратегии. Однако, вступая в реальную (а не воображаемую) борьбу с гегемонией, любой революционер рано или поздно обнаружит ее транснациональный, экстерриториальный харак­тер: для своих целей гегемония всегда прибегает к комбинации внутренних и внешних факторов, атакуя то, что считает своим противником или препятствием своего имперского владычества (элементы второй цепочки — Остальные (the Rest)). Поэтому локальное сопротивление глобальному вызову в один момент достигнет своих естественных пределов; когда-то гегемония может и отступить, но она придет снова, и просто увернуться от нее не удастся никому и никогда.

Когда придет момент такого осознания, наиболее развитые интеллектуально представители локальной контргегемонии осознают необходимость выхода на уровень фундаментальной альтернативы, то есть на овладение контргегемонистским син­таксисом. А это уже прямой путь к Глобальному Революцион­ному Альянсу. Таким образом будет формироваться объективно и естественно мировая контргегемонистская элита.

Именно ей и суждено стать ядром контргегемонии. Более всего ТММ необходима именно ей.

ресурсы контргегемонии: «ревизионеры» миропорядка и их уровни

Классические теории МО, в частности реализм, делят стра­ны на тех, кого устраивает существующее положение вещей и баланс сил в мироустройстве, и тех, кого не устраивает и кто


хотел бы, поэтому, его изменить в свою пользу. Первые называ­ются «сторонники статус кво», вторые — «ревизионеры».

Те силы в мире, независимо от их масштаба и их влияния, ко­торые вписаны в гегемонию и удовлетворены ей, представляют одну половину (мыслящего) человечества; «ревизионеры» — вторую. Закономерно, контргегемонистская элита рассматри­вает совокупность «ревиозионеров» как свой ресурс. Именно «ревизионеры», свою очередь, осознают ли они это сами или нет, нуждаются в ТММ. Эта потребность в ТММ может быть вполне бессознательной, но даже если принять модель «цеза­ризма» и предположить, что многие политические единицы за­няты только и исключительно процессами «трансформизма» (transformismo), в любом случае ТММ дает им дополнительный аргумент для того, чтобы оппонировать давлению гегемонии. Иными словами, у контргегемонистской элиты (понятой широ­ко, в описанном нами структурном виде — по ту сторону пра­вых и левых) в лице «ревизионеров» появляется мощный есте­ственный ресурс.

Для того, чтобы этот ресурс наличествовал, совершенно не обязательно, чтобы руководящие политические элиты стран-«ревизионеров» были солидарны с контргегемонией или прини­мали ТММ как руководство к построению внешней политики. Здесь самое время вспомнить то значение, которое имеет интел­лектуальный дискурс в его автономном состоянии (а на этом не-ограмшизм и настаивает). Достаточно того, что интеллектуалы Глобального Революционного Альянса будут осознавать зна­чение и функции «цезаристских» режимов в глобальном поле гегемонии; сами «ревизионеры» действуют интуитивно, тогда как представители контргегемонистского пакта — вполне осоз­нанно. У тех и других в среднесрочной перспективе интересы совпадают. А это делает контргегемонистский пакт заведомо фундаментальной силой: hardware предоставляют «ревизионе­ры», software — глобальная революционная элита.


«Ревизионеры» в современном мире — это целый ряд мощ­ных и развитых Государств, которые в силу различных исто­рических обстоятельств помещены глобальной гегемонией в такие условия, что чувствуют себя ущемленными, а дальней­шее развитие по логике, навязываемой глобальным дискурсом, неминуемо приведет их либо к нежелательным для актуальных политических элит последствиям, либо к дальнейшему ухуд­шению положения дел. «Ревизионеры» весьма различны: одни склонны к компромиссу с гегемонией, другие, напротив, стара­ются всячески уклониться из под ее влияния. Но повсюду есть поле для деятельности глобальной революционной элиты.

Самым серьезным объединением стран-«ревизионеров» яв­ляется БРИКС. Каждая из этих стран сама по себе является ги­гантским ресурсом, и руководство всего клуба «Второго мира» объективно заинтересовано в многополярности, а следователь­но, ничто не мешает продвигать в них ТММ в качестве страте­гической программы внешней политики.

Вокруг стран «Второго мира» гравитируют целые констел­ляции крупных региональных держав (Аргентина, Мексика в Латинской Америке; Турция, Пакистан в Центральной и Перед­ней Азии; Саудовская Аравия, Египет — в арабском мире; Вьет­нам, Индонезия, Малайзия, Южная Корея на Дальнем Востоке и т.д.). Каждая из этих стран в какой-то мере также может быть отнесена к «ревизионерам» и имеет внушительный список ре­гиональных амбиций, удовлетворить которые в системе гегемо­нии затруднительно или невозможно. Кроме того, еще больше у них страхов и вызовов в области безопасности, что отражению которых гегемония не только не способствует, но только усили­вает.

Кроме того, есть целый ряд стран, находящихся в прямой оппозиции гегемонии (Иран, Северная Корея, Сербия, Венесу­эла, Боливия, Эквадор и т.д.), что предоставляет Глобальному Революционному Альянсу привилегированные стратегические площадки.


На следующем под-государственном уровне требуется бо­лее тщательный анализ, призванный выявить «ревизионеров» на политическом уровне — то есть те политические партии и движения, которые по тем или иным идеологическим сообра­жениям отвергают гегемонистский дискурс в том или ином его существенном элементе. Такие политические силы могут быть правыми или левыми, религиозными или секулярными, наци­оналистическими или космополитическими, парламентскими или радикально оппозиционными, массовыми или «диванны­ми». Все они могут быть интегрированы в стратегию контрге-гемонистской элиты. При этом такие партии и движения могут располагаться как в политической зоне «ревизионеров», так и в поле тех стран, где гегемония укрепилась твердо и основатель­но. При определенных обстоятельствах — особенно в услови­ях кризиса или реформ — даже в таких державах открываются определенные окна возможности для нонконформных сил и их (пусть относительного) успеха и продвижения.

В сегменте гражданского общества возможности контрге­гемонии еще более широкие, так как здесь носители гегемо-нистского дискурса выступают напрямую, без масок и опос-редований. В области науки, культуры, искусства, философии носители контргегемонии, владеющие синтаксисом, способны эффективно противостоять идейным противникам, так как ко­личество и масса в данной среде имеет весьма второстепенное значение. Один талантливый и подготовленный интеллектуал со стороны контргегемонии может стоить тысячи противников. В этой неполитической сфере, где располагаются науки, культу­ра, искусство, философия контргегемония может использовать гигантский арсенал средств и методов — от религиозных и тра­диционалистских до авангардных и постмодернистских; ориен­тируясь на корректно понятый контргегемонистский синтаксис, не будет составлять труда развернуть самые разнообразные ин­теллектуальные стратегии, бросающие вызов западной «акси­оматике» Модерна. Эту модель также легко можно применить