ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2339
Скачиваний: 4
и тем, что поспешно заносит многочисленные политические явления, явно не попадающие в разряд гегемонии и тяготеющие к альтернативным версиям миропорядка, в разряд «цезаризма» и, следовательно, «недо-гегемонии», лишая их какого бы то ни было интереса для разработки эффективной контрге-гемонистской стратегии. Но при этом общий анализ структуры международных отношений в свет методологии неограмшизма представляет собой крайне важное направление для разработки
ТММ.
Однако для того, чтобы преодолеть ограниченность критической теории МО и полностью задействовать потенциал не-ограмшизма, следует качественно расширить это подход, выйдя за рамки исключительно левого (даже, «левацкого») дискурса, помещающего всю конструкцию в зону идеологического сектантства и маргинальной экзотики (где он располагается в настоящее время). В этом вопросе бесценную помощь нам окажут идеи французского философа Алена де Бенуа.
«Грамшизм справа» — ревизия Алена де Бенуа
Еще в 80-е годы французский представитель течения «новых правых» (Nouvelle Droite) Ален де Бенуа обратил внимание на идеи Грамши, с точки зрения их методологического потенциа-ла1. Так же как и Грамши, де Бенуа открыл фундаментальность метаполитики как особой области интеллектуальной деятельности, подготавливающей (в форме «пассивной революции») дальнейшие политические и экономические сдвиги. Успехи «новых левых» во Франции и в Европе в целом, только подтверждали эффективность такого подхода.
1
Benoist de A. Vu de droite.Anthologie critique des idees
contemporaines. P., Copernic,
1977.
Но
в отличие от большинства французских
интеллектуалов второй половины ХХ века
Ален де Бенуа не был сторонником
марксизма, что делало его позицию
несколько обособленной. Но вместе с
тем, не разделяя коммунистических
убеждений как таковых, де Бенуа строил
свою политическую философию на
«Грамшизм
справа» означает признание автономии
«гражданского общества в понимании
Грамши» вместе с выявлением феномена
гегемонии в этой сфере и выбором своей
мировоззренческой позиции на
противоположной от гегемонии стороне.
Так, Ален де Бенуа публикует программную
работу «Европа, Третий мир — одна и
та же битва»1,
всецело построенную на параллелях
между борьбой народов Третьего мира
против западного буржуазного
неоколониализма и стремлением ев-1
Benoist de A. Europe, Tiers monde, meme combat. P.
:Robert Laffont,
1986
радикальном
отвержении либеральных и буржуазных
ценностей, отрицая капитализм,
индивидуализм, модернизм, а также
геополитический атлантизм и евроцентризм
Запада. Более того, он противопоставлял
«Европу» и «Запад» как два антагонистических
концепта: «Европа» для него является
полем развертывания особого культурного
Логоса, идущего от греков и активно
взаимодействующего с богатством
кельтской, германской, латинский,
славянской и иных европейских традиций,
а «Запад» — эквивалентом механицистской,
материалистической, рационалистской
цивилизации, основанной на преобладании
техники надо всем остальным. «Запад»,
таким образом, Ален де Бенуа, вслед за
О. Шпеглером понимал как «закат Европы»,
и вместе с Ф. Ницше и М. Хайдеггером был
убежден в необходимости преодоления
современности как нигилизма и «покинутости
мира бытием»
(Seinsverlassenheit).
Запад в этом понимании был тождественен
для него либерализму, капитализму,
буржуазному обществу. Все это «новые
правые» призывали преодолеть. Не
будучи материалистами, «новые правые»
вместе с тем были согласны с тем ключевым
значением, которое Грамши и его
последователи уделяли области
«гражданского общества». Так Ален де
Бенуа пришел к выводу, что то явление,
которое Грамши называл «гегемонией»,
является точным названием для того
набора явлений, понятий, установок и
ценностей, которые сам де Бенуа считал
«абсолютным злом». Это привело к
провозглашению им принципа «грамшизма
справа».
ропейских народов освободиться от отчуждающей диктатуры буржуазного рыночного общества, от морали и практики торговцев, заместившей собой этику героев1 (В. Зомбарт).
1 Зомбарт
В. Торгаши и герои. Зомбарт В. Собрание
сочинений в 3 томах. Том 2. СПб.: Владимир
Даль, 2005.
2 Бенуа
А. Де Против либерализма. К Четвертой
Политической Теории. СПб: Амфора, 2009.
3 Валлерстайн
И. После либерализма. Указ. соч.
Важнейшее
значение «грамшизма справа» для ТММ
состоит в том, что такое понимание
«гегемонии» позволяет встать на позицию
за пределом левого и марксистского
дискурса и отвергнуть буржуазный порядок
во всех областях (как в базисе — экономика,
так и в надстройке — политика и гражданское
общество), но не после того, как гегемония
станет тотальным планетарным и глобальным
фактом, а вместо этого. Отсюда чрезвычайно
нагруженный смыслом нюанс в названии
другой программной работы Алена де
Бенуа «Против либерализма»2
в сравнении с «После либерализма»3
неомарксиста
Иммануила Валлерстайна: для де Бенуа
ни в коем случае нельзя уповать на
«после», нельзя позволить либерализму
сбыться как совершенному факту, надо
быть против уже сейчас, сегодня, вести
борьбу из любого положения и в любой
точке мира. Гегемония атакует в планетарном
масштабе, находя своих носителей как в
сложившихся буржуазных обществах, так
и в обществах, где капитализм еще не
утвердился окончательно. Поэтому
контргегемония должна мыслиться вне
идеологических сектантских ограничений:
если мы хотим создать контргегемонистский
блок, то в его состав надо ввести всех
представителей антибуржуазных,
антикапиталистических сил — левых,
правых или вообще не поддающихся никакой
классификации (сам де Бенуа постоянно
подчеркивает, что разделение на «левых»
и «правых» давно устарело и не соответствует
настоящему выбору позиции; сегодня
гораздо важнее, ты за гегемонию или
против нее).
«Грамшизм справа» Алена де Бенуа возвращает нас к «Манифесту Коммунистической Партии» Маркса/Энгельса и вопреки их эксклюзивистскому и догматическому призыву «очиститься от попутчиков» призывает к формированию Глобального Революционного Альянса, объединяющего всех противников капитализма и гегемонии, всех тех, кто сущностно против него, и при этом неважно, кто что берет за позитивную альтернативу — важнее в данном случае наличие общего врага. В противном случае, считают «новые правые» (отказывающиеся, кстати, называть себя «правыми» — это название было дано представителям этого течения их оппонентами, не нашедшими иного термина для обозначения их позиции) гегемонии удастся разделить своих противников по искусственным признакам, противопоставить одних другим, чтобы успешнее справиться со всеми по отдельности.
денонсация евроцентризма в исторической социологии
1
Hobson J. The Eurocentric Conception of World Politics: Western
International Theory,
1760 -2010.
Cambridge: Cambridge University Press,
2012.
С
совершенно иной стороны подошел к этой
же проблеме современный исследователь
международных отношений и один из
главных представителей исторической
социологии в МО Джон Хобсон. В своей
программной работе «Евроцентрическая
концепция мировой политики»1он
анализирует практически все подходы и
парадигмы в МО с точки зрения заложенной
в них иерархии, построенной по принципу
сравнения Государств и их роли, их
структур и их интересов с образцом
западного общества, взятого за
универсальный норматив. Хобсон приходит
к выводу, что все без исключения школы
в МО строятся на имплицитном евроцентризме,
то есть признают универсальность
западно-европейских обществ и считают
фазы европейской истории обязательными
для всех остальных культур. Хобсон
справедливо рассматривает такой подход
как проявление европейского расизма,
постепенно и незаметно переходя
щего от биологических теорий о «превосходстве белой расы» к убежденности в универсальности западных ценностей, технологий, а вслед за этим и интересов. «Бремя белого человека» становится «императивом модернизации и развития». При этом сами локальные общества и культуры подлежат этой «модернизации» по умолчанию — никто их не спрашивает, согласны ли они с тем, что западные ценности, технологии и практики универсальны, или имеют, что возразить. Лишь сталкиваясь с насильственными формами отчаянного сопротивления в форме терроризма и фундаментализма, Запад (иногда) задается вопросом: «за что они нас так ненавидят?» Но ответ готов заранее: от собственной дикости и неблагодарности за все те блага, которые несет с собой «цивилизация».
Важно, что Хобсон убедительно показывает, что расизм и ев-роцентризм присущи не только буржуазным теориям МО, но и марксизму и в том числе критической теории МО (неограмшиз-му). Марксисты при всей их критике буржуазной цивилизации, убеждены, что ее триумф неизбежен, и в этом разделяют общий для западной культуры этноцентризм. Хобсон показывает, что сам Маркс отчасти оправдывает колониальные практики тем, что они ведут к модернизации колоний, а, следовательно, приближают момент пролетарских революций. Таким образом, в исторической перспективе сам марксизм оказывается пособником капиталистической глобализации и союзником расистских цивилизационных практик. Деколонизация мыслится марксистами только как прелюдия к построению буржуазных Государств, которым только еще предстоит встать на путь полноценной индустриализации и двинуться в сторону будущих пролетарских революций. А это мало чем отличается от теорий неолибералов и транснационалистов.
Джон Хобсон предлагает приступить к созданию радикальной альтернативы — к разработке теории МО, основанной на неевроцентристском и антирасистском подходе. Он солидарен с проектом «контргегемонистского блока»,