Файл: Левиафан выпуск 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2340

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

выдвинутого неограмшистами, но настаивает на освобождении его от всех форм евроцентризма, а, следовательно, на его качественном расширении.

Этот проект неевроцентричной теории МО приводит нас, наконец, напрямую к ТММ.

Переход к многополярности

Теперь мы можем свести воедино все то, что было сказано о контрегегемонии, и поместить в контекст Теории Многополяр­ного Мира (ТММ).

ТММ, по сути, и является последовательной неевроцен-тристской теорией МО, отвергающей гегемонию в ее основах и призывающей к созданию широкого контргегемонистского альянса или контргегемонистского пакта. Контргегемония в ТММ осмысляется сходным образом с теориями неограмши-стов и представителей критической школы МО. Гегемония есть доминация капитала и буржуазной политической системы ор­ганизации общества, но выраженная в интеллектуальной сфе­ре. То есть гегемония есть, прежде всего, дискурс. При этом среди трех сегментов общества, выделяемых Грамши — базис и две составляющие надстройки (политика и «гражданское об­щество»), ТММ в согласии с постмодернистской и постпози­тивистской эпистемологией главенствующим считает именно уровень дискурса, то есть интеллектуальную сферу. Именно по­этому вопрос о гегемонии и контргегемонии видится централь­ным и основополагающим для построения ТММ и ее эффек­тивной реализации на практике. Область метаполитики важнее как политики, так и экономики. Она не исключает их, но ло­гически и концептуально предшествует им. В конечном счете, человек имеет дело только со своим разумом и его проекциями. Поэтому устройство или переустройство сознания автоматиче­ски влечет за собой изменение (внутреннего и внешнего) мира.

ТММ есть фиксация контргегемонистской концепции в кон­кретном теоретическом поле. И до этого момента ТММ строго следует за грамшизмом. Но там, где дело доходит до выяснения


содержательной стороны контргегемонистского пакта, дают о себе знать существенные расхождения. Самым принципиаль­ным является отказ от левого догматизма. ТММ отказывается рассматривать буржуазные трансформации современных об­ществ на всем пространстве планеты как универсальный закон. Поэтому ТММ принимает грамшизм и метаполитику скорее в версии «новых правых» (Ален де Бенуа), нежели в версии «новых левых» (Р. Кокс). При этом позиция Алена де Бенуа не является эксклюзивистской и не исключает марксизма, в той степени, в которой он является союзником в общей борьбе про­тив Капитала и гегемонии. Поэтому, строго говоря, выражение «грамшизм справа» не совсем точно: правильнее было бы гово­рить об инклюзивном грамшизме (контрогегемонии , понятой широко, как все типы противостояния гегемонии, то есть как обобщающее и этимологически строгое «контр-») и эксклю­зивном грамшизме (контрегегемонии, понятой узко, только как «пост-гегемония»). ТММ ратует за инклюзивный грамшизм. Более обстоятельно эта позиция преодоления правых и левых, а также выхода за концептуальные пределы политических идео­логий Модерна, развертывается в контексте Четвертой Полити­ческой Теории, неразрывно связанной с ТММ.

Чрезвычайно важным является вклад в разработку инклю­зивной контргегемонии Дж. Хобсона. Его призыв строить не­евроцентричную теорию МО точно совпадает с целью ТММ. Международные отношения должны быть осмыслены с плю­ральных позиций. При построении по настоящему универсаль­ной теории должны быть выслушаны и учтены представители самых разных культур и цивилизаций, религий и этносов, об­ществ и общин. В каждом обществе есть свои ценности, своя антропология, своя этика, свои нормативы, своя идентичность, свои представления о пространстве и времени, об общем и частном. В каждом обществе есть, в конце концов, свой соб­ственный «универсализм»; как минимум, свое собственное по­нимание того, что является «универсальным». Что думает об


«универсальности» Запад, нам известно, даже слишком. Пора предоставить право голоса остальному человечеству.

Это и есть многополярность в ее фундаментальном изме­рении: свободный полилог обществ, народов и культур. Но прежде, чем этот полилог сможет по-настоящему развернуть­ся, необходимо определить общие правила. А это и есть тео­рия Международных Отношений. Причем такая, которая будет предполагать открытость терминов, концепций, теорий, поня­тий, плюральность акторов, комплексность и полисемию вы­сказываний. Не терпимость, но соучастие и взаимопонимание. ТММ в этом случае является не финалом, но стартом, расчище-нием базового пространства для будущего миропорядка.

Однако призыв к многополярности звучит не в пустом про­странстве. В дискурсе о международных отношениях, в гло­бальной политической, социальной и экономической практике властвует гегемония. Мы живем в жестком евроцентричном мире, где империалистически доминирует одна сверхдержава (США) совокупно с ее союзниками и вассалами (страны НАТО), где рыночные отношения диктуют все правила хозяйственных практик, где буржуазные политические нормативы берутся в качестве обязательных, где техника и уровень материального развития считаются высшими критериями, где ценности инди­видуализма, личного комфорта, материального благополучия и «свободы от» превозносятся выше всех остальных. Одним сло­вом, мы живем в мире торжествующей гегемонии, раскинув­шей свои сети в планетарном масштабе и подчиняющей себе все человечество. Поэтому чтобы сделать многополярность реальностью, необходима радикальная оппозиция, борьба, про­тивостояние. Иными словами, необходим контргегемонистский блок (в его инклюзивном понимании).

Рассмотрим, какие ресурсы наличествуют у этого потенци­ального блока.


Синтаксис гегомонии/синтаксис контргегемонии

Гегемония в своей концептуальной голограмме основывает­ся на убежденности в том, что современность во всем превос­ходит древность (прошлое), Модерн над Премодерном, и что Запад во всем превосходит на-Запад (Восток, Третий мир).

Вот такую структуру имеет синтаксис гегемонии в самом общем виде:

Запад (the West) = еовременностъ (Модерн) = цель = благо = прогресс = универсальные ценности = США (+НАТО) = капи­тализм = права человека = рынок = либеральная демократия = право

vs

Остальное (the Rest) = отсталость (Премодерн) = нуждается в модернизации (колонизация/помощь/уроки/ внешнееуправление) = нуждаетсяввестернизации =варварство (дикость) = локальные ценности = недокапитализм (еще некапитализм) = несоблюдение (недостаточное соблюдение) прав человека = несправедливый рынок (участие Государства, клановость, групповые преференции) = недодемократия = коррупция

Эти формулы гегемонии аксиоматичны и автореферентны, как своего рода self fulfilling prophecy. Один термин обосновывается другим из цепочки эквивалентностей и противопоставляется любому термину (симметричному или нет) из второй цепочки. По этим незатейливым правилам строится любой дискурс гегемонии. Он может иметь видимость каузальности, иллюстративности, дескриптивности, аналитики, прогноза, исторического исследования, социологического опроса, дебатов, оппозиций и т.д. Но в своей структуре гегемония строится именно на таком остове, покрывая его миллионами вариаций и рассказанных историй. Как только мы приняли эти две параллельные цепочки равенств, мы находимся внутри гегемонии и полностью закодированы ее синтаксисом. Любое возражение будет гаситься новыми


суггестивными пассами, скачущими через один или другой термин, что бы прийти к искомой гегемонистской тавтологии. Даже самые критические формы дискурса рано или поздно соскользнут в эту постоянно возобновляемую семантическую колею синонимов и растворится в ней. Стоит признать хотя бы одно из отождествлений, далее все предрешено заведомо.

Поэтому строительство контргегемонии начинается с полно­го опровержения обеих этих цепочек.

Построим симметричный синтаксис контргегемонии: Запад (West) Ф современность(Модерн) Ф цель Ф благо Ф про­гресс Фуниверсальные ценности Ф США(+НАТО) Ф капитализм Ф права человека Ф рынок Ф либеральная демократия Ф право

vs

Если значки равенства гипнотически внедряются в коллек­тивное сознание как нечто само собой разумеющееся, развер­нутое обоснование каждого значка неравенства требует отдель­ного текста или группы текстов. В той или иной степени ТММ и параллельные ей Четвертая Политическая Теория1, евразий­ство, «новые правые» (А. Де Бенуа), неевроцентричная теория МО (Дж. Хобсон), традиционализм, постмодернизм и т.д. осу­ществляют эту задачу, но сейчас важно предложить эту схему как наиболее общую форму контргегемонистского синтаксиса. Отрицание содержательного высказывания содержательно уже в силу самого факта отрицания, а значит, осмысление нера­венств нагружено смыслами и связями. Ставя под сомнение це­почки отождествлений гегемонии, мы получаем семантическое 1      Дугин А. Г. Четвертая Политическая Теория. СПб.: Амфора, 2009.


Остальное (Rest) Фотсталость (Премодерн) Фнуждается в модернизации (колонизация/помощь/уроки/внешнее управление) Фнуждается в вестернизации Фварварство (дикость) Флокаль-ные ценностиФ недокапитализм (еще некапитализм) Ф несо­блюдение (недостаточное соблюдение) прав человека Ф неспра­ведливый рынок (участие Государства, клановость, групповые преференции) Ф недодемократия Ф коррупция