ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2348
Скачиваний: 4
Как показывает Стивен Гилл, грамшистские стратегии «культурной гегемонии», начиная с 1980-х гг. активно использовались в международных отношениях для организационного сплочения правящей капиталистической элиты на глобальном уровне с целью: 1) создания глобального консенсуса в правящем классе, 2) приведения крупного капитала к управлению миром, 3) победы над коммунизм и эффективного противостояния антирыночным структурам. С. Гилл опроверг распространенное в 1980-е годы мнение ( Пол Кеннеди «Взлет и падение великих Сил») об упадке американской гегемонии, предсказанном ей в1990-х гг. , и доказал, что в 1980-е гг. она была переструктурирована на принципах тотальной «рыночной цивилизации» и «дисциплинарного неолиберализма», приведших к проникновению либерализма во все сферы социальной жизни, включая образование, медицину и микропрактику повседневности, притом, что либеральные стратегии принудительно насаждались государством1.
Исследования С. Гилла показали, что в центре современного мира стоят организованные мировые элиты, жестко сражающиеся за доминирующий дискурс, превращающие властные стратегии в навязчивые теоретические модели и оперативную культурную практику на уровне гражданского общества.
1
Gill S. AmericanHegemony and the Trilateral Commission
(1990),
Gill S. Power and Resistance in the New World Order
(2003)
Действительно,
мировая элита сегодня выглядит
консолидированно, обладает эффективным
теоретическим дискурсом, рефлектирует
рукотворный, конструируемый и при
необходимости демонтируемый характер
своих моделей (то есть владеет в лице
обслуживающих их интеллектуалов методами
деконструкции), понимает динамический
и оперативный характер идеологической
борьбы. Это означает, что либеральный
полюс гегемонии консолидирован и
обладает признаками концентрированной
субъектности.
Контргегемонистский полюс: новое начало
Альтернативный контргегемонистский полюс — полюс евразийского сопротивления сегодня находится в асимметричной ситуации. Он слабо консолидирован, и хотя его концептуальное оснащение высоко теоретично и авангардно, оно требует фун-даментализации и творческого развития. Но самое главное — необходимо объединение усилий групп контргегемонистских интеллектуалов разных стран, создание контргегемонистского блока или альянса.
Эта задача сегодня стоит, в частности, перед «Международным евразийским движением», способным стать творческим и организационным ядром контргегемонистского полюса.
В чем состоит асимметрия нашего контргегемонистского ответа? Этот ответ дается в рамках Четвертой политической теории (4ПТ), новой теории, рождающейся из открытого творческого задания радикального преображения политической, исторической, экзистенциальной и онтологической ситуации современного человечества.
Четвертая Политическая Теория, разрабатываемая в рамках русского евразийства, представляет собой творческое пространство контргегемонии. Это сфера Нового Начала (№1^ Anfang), место призыва творческого воображения и радикальной концептуальной, экзистенциальной и онтологической открытости, взывающего к свободе интеллектуала проснуться и выбрать свою позицию, независимо от точки его нахождения в современном буржуазном мире.
Евроцентричный сублиминальный расизм
Евразийская контргегемония располагает серьезным арсеналом теоретических ресурсов. Важнейшим моментом здесь является глубокая критика модерна как духа современности, се-кулярности, профанизма, разрушивших сакральный порядок и редуцировавших человека к обломкам атомарной индивидуальности. В модерне для Четвертой Политической Теориинепри-емлемы прежде всего идея однолинейного прогресса каккомму
лятивного, стадиального процесса материально-технического совершенствования человечества и идея автономного индивидуума.
Концепция линейного прогресса оформилась в середине XIX века в модели Л. Моргана и Э. Тейлора в виде идеи общественных стадий «дикости», «варварства» и «цивилизации». Гегемонические элиты глобализирующегося человечества манипулирует этими старыми моделями в строительстве одно-полярного мира, в неоколониальной практике, в обосновании современных локальных войн, военных и гуманитарных интервенций в де-юре независимые страны.
1 Hobson J. The Eurocentric Conception of World Politics: Western International Theory, 1760 -2010. Cambridge: Cambridge University Press,
2012
Расистскую подкладку теории линейного прогресса безупречно вскрыл Джон Хобсон, англо-австралийский исследователь международных отношений. По Хобсону, западноевропейский дискурс насквозь заряжен имплицитным культурным расизмом. Мысль о том, что прогресс — однолинейное восходящее движение, где завтра всегда лучше, чем вчера, позволяет видеть во всяком обществе на стадии «дикости» или «варварства» потенциальный объект управления со стороны «цивилизации», по умолчанию западноевропейской. Подразумевается, что «цивилизация» превосходит общества «дикости» и «варварства» по некоему «сублиминальному» критерию (обобщенно обозначаемому термином «agency»), который приблизительно соответствует тому, что называется «эффективностью», «действенностью», «рациональностью», «культурностью», «моральностью», «производительностью» и т.п. Согласно Д. Хоб-сону, культурный расизм и евроцентризм настолько глубоко укоренены в ментальности Запада, что все попытки создания альтернативных моделей мышления незаметно возвращаются к системе координат, сконфигурированной «сублиминальным расизмом» в гносеологической, ценностной, антропологической, религиозной или психологической формах1. Всепроникающий
евроцентричный расизм гегемонии требует от интеллектуалов контргегемонии тщательного отслеживания траекторий проникновения расистского тезиса в концептуальный аппарат гуманитарного знания, рефлективной деконструкции и активной денонсации евроцентризма.
Автономный индивидуум как недоразумение
Вторым неприемлемым для 4ПТ тезисом модерна является концепция «автономного индивидуума» как субъекта с присущими ему идеями «свободы от» и частной собственности как полюса объектности, соответствующего полюсу индивидуальной субъектности.
Если постмодерн пытается размыть «индивидуума» как «слишком полноценный» «тоталитарный» объект, то 4ПТ, наоборот, атакует его с позиций его недостаточности, неполноты, частичности. Можно посмотреть на индивидуума с двух точек зрения: 1)«справа» и «сверху», со стороны теологии, вертикали, духа, и 2)«слева», со стороны горизонтального измерения, концепций коллективной, социальной природы человека. Контргегемония 4ПТ предлагает «открыть индивидуума», посмотрев на него «сверху», со стороны духовной вселенной, с «платонических» позиций.
4ПТ ставит под сомнение почти все содержание модерна как антропологически, социально и политически неудовлетворительное, за исключением, может быть, некоторых остатков традиции, неперемолотых элементов премодерна, которые в свернутом и искореженном виде были отправлены модерном на периферию общества. Эти остатки, residue (в терминологии Р. Генона), и некоторые другие концептуальные элементы на границах модерна и маргинуме истории, могут представлять значительный интерес для 4ПТ. Так, громадной познавательной ценностью обладают исследования архаических обществ или обществ т.н. «примитивов», осуществляемых на протяжении последних ста лет «социальными и культурными антропологами». Обращение к непривычным для современного сознания
измерениям человеческого и около-человеческого опыта открыло многообразие неожиданно свежих, динамичныхе, живых картин их жизненных пространств, пронизанных мифами, духовными практиками, магией и ритуалом. В них обнаружились новые зоны философствования, экзистирования, действия, созерцания и слова.
Если 4ПТ и возвращается к наследию консерватизма, то в формате особого авангардного освоения и перекройки консервативных интуиций в духе консерватизма революционного, связанного с живой, горячей духовной традицией, переосмысленной, если использовать терминологию Мартина Хайдеггера, в перспективах новой метафизики и онтологии, соразмеренных с узловыми моментами истории бытия.
В этом контексте 4ПТ теоретически реинтегрирует гениальные концепции Карла Шмитта — «Политического», «друга — врага» , «решения» (Entscheidung), «чрезвычайной ситуации» и др., например, в теорию многополярного мира (ТММ), предполагающую выяснение диалектики понятий «свой» — «чужой», «иной — враждебный» , «дополнительный — альтернативный», «рядоположенный — оппозитный» при фиксации границ цивилизаций и определении сфер коммуникации, трансгрессии, идентичности, различия, противоположностей, противоречий и т. д.
Особым значением для контргегемонистского дискурса 4ПТ обладает шмиттовская теория «коллективного исторического идеализма», где «в качестве субъекта выступает не индивидуум, а конкретный, исторически определяемый социально единый народ, сохраняющий сквозь разные формы и стадии существования качественное единство, духовную непрерывность традиции и органическую свободу воли, динамической и наделенной своим собственным законом»1.
1
см. Дугин А.Г. 5 уроков К. Шмитта для
России, Современник , 1992, № 7
4ПТ
обращается к необычным часто не попадающим
в фокус культурного мейнстрима открытиям
в философии, филологии, психологии
глубин, которые позволяют выстраивать