Файл: Левиафан выпуск 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2236

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

не только в незападных обществах, но и в развитых капитали­стических странах, повторяя в новой исторической ситуации успешный опыт нового левого грамшизма в Европе 60-70-х гг. ХХ века.

Совокупность под-государственных политических струк­тур и бескрайняя зона «гражданского общества» в понимании Грамши, совокупно дает нам мезоуровень, тогда как сами Госу­дарства («ревизионеры») как таковые могут быть взяты за ма­кроуровень развертывания контргегемонистской практики.

И, наконец, микроуровень — это отдельные личности, кото­рые также могут быть при определенных условиях носителями контргегемонии, так как поле борьбы за ТММ — это человек как таковой во всех его измерениях — от личного до социаль­ного и политического. Глобальность следует понимать антро­пологически.

Так мы получаем гигантский резервуар ресурсов, который находится в распоряжении потенциальной глобальной револю­ционной элиты. В той ситуации, когда правила задает гегемо­ния, а ей пассивно сопротивляется «недогегемония» или просто «негегемония», этот ресурс нейтрализован, либо задействован в бесконечно малой степени и в строго локальных ситуациях, а следовательно, он не консолидирован, рассеян и подлежит постепенной энтропии. Для самой гегемонии он не более, чем пассивное препятствие, инерция и объект, подлежащий поко­рению, «доместикации» или демонтажу (как для строительства дороги вырубают лес или засыпают болота). То есть, все это становится ресурсом контргегемонии только тогда, когда кон­тргегемония есть осознающая себя сила, как исторический субъект, как явление. Все это становится ресурсом, когда на­лицо глобальная революционная элита, обращенная в ТММ как к теоретической базе. До этого и без этого все перечисленные моменты ресурсом не являются.


Контргегемония и Россия

Осталось спроецировать принципы контргегемонии в кон­тексте ТММ на ситуацию в России.

В контексте неограмшистского анализа современная Россия представляет собой классический «цезаризм» со всеми его ти­пичными атрибутами.

Гегемония, со своей стороны, уверенно помещает Россию в цепочку «Остальные» (the Rest) и строит ее образ с соответ­ствии со своим классическим синтаксисом: «авторитаризм» = коррупция = нуждается в модернизации = не соблюдает права человека и свободу прессы = Государство вмешивается в вопро­сы бизнеса и т. д.

Субъективно российское руководство занято процессами «трансформизма» (transformismo), постоянно балансируя меж­ду уступками гегемонии (участие в международных экономи­ческих организациях, таких как ВТО, приватизация, рынок, демократизация политической системы, подстройка под обра­зовательные стандарты Запада и т.д.) и стремлением сохранить суверенитет, а заодно и власть правящей элиты с опорой на «патриотические» настроения масс. При этом в международ­ных отношениях лично Путин однозначно придерживается ре­ализма, тогда как Правительство и экспертное сообщество явно тяготеет к либерализму, что создает типичное для «трансфор­мизма» двоемыслие.

Для ТММ и контргегемонистской элиты такое положение дел создает благоприятную среду для развертывания автономной активности и представляет естественный анклав, способствующий ее развитию, укреплению и консолидации. Россия однозначно относится к лагерю «ревизионеров» в международной системе, утратив свое положение одной из двух сверхдержав в 90-е гг. ХХ века и резко сократив сферу своего влияния даже на ближайших рубежах. Однополярность мироустройства и укрепление гегемонии в последние десятилетия (=глобализация) принесли


России исключительно отрицательные результаты, так как строились — геополитически, стратегически, идеологически, политически и «психологически» — за ее счет. И хотя предпосылки для активного реванша явно не назрели, общая атмосфера в обществе и основные объективные тенденции помогают становлению ТММ и способствуют укреплению и кристаллизации российского сегмента глобальной контргегемонистской революционной элиты. Более того, многие шаги В. В. Путина в вопросах внешней политики, направленные на укрепление российского суверенитета, его намерении в строительстве Евразийского Союза, его критика однополярного мира и американской доминации, а также эпизодические упоминания многополярности как наиболее желательного мироустройства — все это расширяет поле возможностей для органического построения полноценной и состоятельной теории контргегемонии в контексте ТММ.


Мелентьева Н. В.


КОНТРГЕГЕМОНИЯПО ГОРИЗОНТАЛИ И

ПО ВЕРТИКАЛИ (ПРОЛЕГОМЕНЫКЕВРАЗИЙСКОЙВЕРСИИ)

Гегемония как консенсус

Согласно А. Грамши, любая власть помимо экономики(базис) опирается на политику (надстройку,государство) и консенсус гражданского общества(тонкое тело гегемонии), «частные» структуры которого соглашаются разделять систему ценностей правящей элиты.

Гегемония — это моральное и интеллектуальное господство над гражданским обществом правящей элиты, состоящее в том, что ее мировоззрение, идеалы, ценности, образы мыслей вос­принимаются этим обществом как справедливые, истинные, или, по крайней мере, как приемлемые, допустимые, привлека­тельные, консенсусные.

За консенсусом стоит идеологически-культурное господство политической элиты над массами. Оно достигается в результа­те прямого или косвенного, явного или неявного навязывания мировоззренческих, онтологических, гносеологических пара­дигм, вырабатываемых группами интеллектуалов, обслужива­ющих правящий класс (таких интеллектуалов Грамши называл «традиционными»). Сфера гегемонии, согласно А. Грамши, — гражданское общество, сфера власти — государство. Быть на стороне гегемонии или против нее есть дело свободного выбора интеллектуала. Если интеллектуал сознательно осуществляет выбор «против гегемонии», он из «традиционного» интеллек­туала становится «органическим» (в терминологии А. Грамши).


Планетарная гегемония и ее субъект

В современном мире две политических идеологии модерна — коммунизм и фашизм — исчезли, проиграв на исторической сцене. Выигравшая третья идеология модерна — либерализм, претендуя на исчерпывающее выражение духа модерна, выступает сегодня, как отмечал Ален де Бенуа, уже не в форме идей, теорий, программ или деклараций (именно в качестве теории либерализм характеризуется исчерпанностью концептуальной, когнитивной и ценностной баз), а скорее в форме операционного модуля современности — в виде порядка вещей, впечатанных в матрицу повседневности. И хотя либерализм обнаруживает исчерпанность своих концептуальных стратегий и испытывают практические трудности, постепенно вырабатывая свой ресурс и подвергаясь постмодернистской деструкции, он пока еще имеет мощную организационную базу и активные интеллектуальные стратегии.

В наши дни можно говорить о планетарной либеральной культурной и идеологической гегемонии (в духе Грамши), ис­пользующейся правящим классом в отношении: 1) населения отдельных стран, 2) элит и правительств этих стран, 3) между­народных структур и организаций. Ее основной идейный по­сыл состоит в том, что прогрессивное развитие человечества продемонстрировало убедительную победу на мировой сцене таких основополагающих принципов современности, как капи­тализм, рынок, либеральная демократия, права человека, право как таковое и т.д. Эти принципы лежали в основании западно­европейской цивилизации, которая доказала свое безоговороч­ное превосходство над другими мировыми цивилизациями, что предполагает необходимость универсального распространения западных ценностей и модернизации и вестернизации осталь­ных (the Rest) стран, находящихся в стадии недоразвития и от­личающихся недостаточным уровнем воплощения западных стандартов цивилизованности.