ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2346
Скачиваний: 4
сложнейшие взаимоотношения между полюсами цивилизаций и культур, предполагающими тонкие пропорции в таких системах отношений, как «дружба», соперничество, инаковость, диалог, признание отличности себя от «другого», конфликт, война и т.д.
В освещении тематики многополярного мира 4ПТ привлекает глубинные размышления Жильбера Дюрана о диурнических и ноктюрнических типах воображения, лежащих в основании разных культур, а также о различных типах противоположностей, — бинарных, эквиполентных и градуальных, — порождающих неодинаковые структуры и конфигурации Логоса1.
«Грамшизм справа» Алена де Бенуа
Евразийский контргегемонистский дискурс интегрировал в себя консервативно-революционную идеологию «новых правых» Алена де Бенуа (во Франции, так называемый «грамшизм справа», в котором последовательно критикуются принципы современного западного либерализма, а именно:
-
1 Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Мудрость слова. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2011, Дугин А.Г. В поисках темного логоса (философско-богословские очерки). М.: Академический проект, 2012
рынок как антитрадиционный принцип чистого количества, редуцирующего многообразие жизни к экономике, коммерции, материальному факту; -
отказ отПолитического, переход от власти (политики) к «управленьицу», деполитизация и лишение человека права участвовать в сфере государственного строительства;
-
коммерциализация культуры, приводящая к торжеству низменных и плоских ее образцов и утрате духовного наследия ;
-
торжество атомарного индивидуума и индивидуализма как антропологических принципов,
-
идеология прав человека, ставшая современной религией;
-
потеря коллективной идентичности, в том числе этнической, народной, национальной;
-
идея гражданина мира и нового кочевничества, «номадизма» без корней, родины, отечества;
-
единообразие глобалистского однополярного либерального проекта;
-
обеднение культур, утрата традиций, навязывание народам светского материалистического или позитивистского мировоззрения;
-
культ вещизма, превращение всех форм жизни в товарные отношения,
-
расслоения сообщества по экономическому признаку, отказ от идеи справедливости и социального государства и т. д.
Хотелось бы отметить, что в недрах философии евразийства не только блестяще аккумулирована критика современного мира, капитализма и либерализма в их современном состоянии, но и разработана идея парадигмального характера модерна и постмодерна, составляющих подоплеку современного мира, их исторической, пространственной и временной детерминированности, рукотворности, релятивности, ограниченности и деконструируемости1.
Метаполитика: фундаментализация политического дискурса
Осмотр и актуализация ресурсов евразийского контргеге-монического тезауруса свидетельствует о том, что он выстроен полноценно, с множеством работающих схем, концептов и парадигм, разделяемых, признанных и принятых на вооружение мировой контргегемонистской мыслью.
1 Дугин А.Г. Постфилософия. Три парадигмы в истории мысли. М.: Евразийское движение, 2009
Но дело в том, что кризисность современного мира, его нарастающая эсхатологичность рождает новые требования к кон-тргегемонистскому дискурсу и его носителю.
Современные стратегии отказа от евроцентризма, создание теории многополярного мира, формирование коллективного контргегемонического полюса или альянса контргегемоний предполагают переход от политики к более высокому уровню теоретизирования и практики — к уровню метаполитики. Это предполагает новые интеллектуально-духовные измерения политического делания — например, реанимацию идеи политической теологии, поднимающей политологический дискурс на новый уровень осмысления, ставящей вопросы экзистенциального, онтологического и богословского порядка применительно к политике. И, во-вторых, речь может идти о привлечении в новый контргегемонический политологический дискурс результатов исследований огромного спектра гуманитарных дисциплин — философии, истории философии, искусства, филологии, теологии, социальной антропологии, этносоциологии, геополитики и других наук.
Фундаментализация интеллектуального дискурса контргегемонии, придание ему глубинного, философского и теологического характера, предполагает поиск новых измерений субъекта, актора, резидента контргегемонического процесса, и, во-первых, конституирование его как интеллектуальной силы, и во-вторых, постановка вопроса о новом качестве его пребывания в мире, о способе его экзистирования и качестве его экзистенции.
Поэтому наряду с тематизацией перспектив субъекта контргегемонии в горизонтальном (условно) измерении, ставится вопрос о вертикальном, духовном, онтологическом его статусе.
Глобальный Революционный Альянс
В рамках горизонтальных стратегий Четвертой Политической Теорией рассматривается сценарий консолидации одиночных интеллектуалов, выбравших в свободном волеизъявлении путь контргегемонии, в глобальную мировую революционную элиту — Глобальный Революционный Альянс, имеющий транснациональный, экстерриториальный характер. Далее речь идет
0 вхождении контргегемонистского альянса в контакт с: 1)по-литическими элитами государств-«ревизионеров» (то есть государств, не вписавшихся в глобальную гегемонию, оппонирующих ей в режиме мягкого или жесткого сопротивления, как правило, в границах «цезаризма»1 и «трансформизмо2) и 2)«го-сударств, находящихся в прямой оппозиции гегемонии (Иран, Северная Корея, Сербия, Венесуэла, Боливия, Эквадор и т.д.), что может предоставить Глобальному Революционному Альянсу привилегированные стратегические площадки»; далее следует «под-государственный анализ политических партий и движений разных стран, отвергающих гегемонистский дискурс, а также носителей контрггемонии в академических средах, в сфере философии, искусства, культуры, и интеграция их в контрге-гемонистскую элиту». Далее ставится задача «разворачивания самых разнообразных интеллектуальных стратегий, бросающих вызов аксиоматике Модерна», и «трансформирования их в ресурс, когда глобальная революционная элита обращается к Теории Многополярного Мира и к Четвертой Политической Теории как к своей теоретической базе». Приблизительно так описывается горизонтальный срез глобальной стратегии современной теории контргегемонии Международного евразийского движения3.
«Кто?» политического процесса контргегемонии
1 Цезаризм
— политический режим, при котором
авторитарная власть организуется на
псевдодемократических принципах.
Правитель, сосредоточив в своих руках
верховную власть в полном объеме,
сохраняет при этом демократические
учреждения и формально признает, что
власть делегирована ему народом, который
остается единственным сувереном.
2 Трансформизмо
(transformismo,
«трансформация», «преобразование»); в
МО термин используется в оригинале и
означает балансирование между уступками
гегемонии (приватизация, рынок, ВТО,
демократизация, западные стандарты
образования и политической системы) и
стремлением сохранить суверенитет
страны и власть правящей элиты.
3 Дугин
А . Г. Контргегемония./ Теория международных
отношений М.: Академический проект,
2013.
Второй
аспект, который мы обозначили как
«вертикальный», озабочен качеством
субъекта в современном мире, в том числе
и качеством субъекта контргегемонии. От современного революционера-интеллектуала требуется не просто работа, дело, действие, а именно деяние (в смысле Ю. Эволы). В эсхатологической ситуации требуется Я героическое, на пределе возможностей, Я инициированное, преображенное.
В горизонте евразийской контргегемонии заявлена установка на предельно авангардные и инспиративные подходы к исследованию человека и человеческого как такового. 4ПТ заново ставит проблему гуманизма.
Если задаться вопросом о статусе, качестве человека в современном мире, как и вообще о том, кто является актором современного мирового политического и экономического процессов, «WER» мировой динамики, кто созерцает, теоретизирует, принимает решения, нечто перемещает и транслирует, трансформирует и революционизирует, изменяет, подвигает, уничтожает и планирует, завершает и формирует, мы окажемся в большом затруднении. Современный либерализм, заминированный модерном, указывает на индивидуума, якобы, свободного от ограничений, деятельного, просвещенного, либертарианского, решительного. Второй ответ на вопрос «что есть человек?» возникает из мутного потока «фазового перехода» общества от модерна к постмодерну. Оттуда всплывает образ разделенного, разломанного, восставшего на историю и культуру, язык и науку «дивидуума», заведомо дезориентированного, удерживающегося на поверхности последними всполохами своих одиноких желаний. Но образы индивидуума, взятые из дискурсов либерализма и постмодерна, неудовлетворительны. В обоих случаях это либо распавшиеся на части, расклеенные, дезориентированные одиночки, либо дрессированные, иссушенные правилами, рассудочные и аморальные клерки корпораций и госучреждений. Индивидуума в «пристойном» виде ни в либерализме, ни в постмодерне нет. Современность поставила под вопрос существование и индивидуума, и человека как такового, западная цивилизация де факто отказалась от гуманизма.