Файл: Левиафан выпуск 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2347

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Контргегемония четвертой политической теории вопрос о «Wer» политики, экономики, знания, философии, аксиологии, экзистенции и онтологии предлагает поставить заново. Кто но­ситель, владетель, наследник, распорядитель того субтильного имущества, при котором во времена традиционного общества безоговорочно состоял человек?

Что есть человек сегодня? Каковы его границы и горизонты, вертикали и горизонтали? Каковы и есть ли у того, кто именует­ся сегодня «человеком», основания, смыслы, цели, скрепы? И, наконец, кто или что становится субъектом контргегемонист-ского полюса в национальном и наднациональном измерении?

Одним из концептуальных достижений 4ПТ является кон­цепции «радикального субъекта». Радикальный субъект — это коренной субъект, который переживает себя как точку активно­го человеческого (или нечеловеческого?) присутствия в эсха­тологических условиях т.н. «нисхождения», «Untergang-а» (М. Хайдеггер), в анормальном агонизирующем космосе. Одна из актуальных интерпретаций радикального субъекта, предлагае­мая в 4ПТ — понимание его в духе хайдеггеровской концепции Dasein.

4ПТ предполагает не просто поставить вопрос о человеке за­ново, трансформировать качество самой мысли о человеке, пре­рвать траекторию остывания логоса, повернуть логос вспять, помыслить саму мысль о человеке в огне. Теория контргегемо­нии должна отвоевать в современном мире пространство для своего бытия, расчистив его от всего плоского и профаниче-ского в модерне, проблематизировав саму территорию мысли, и обратившись к тому, что отброшено или осталось по краям, и преобразив теорию в истинное созерцание, познавание в му­дрость, теологию в теосис, тление чувств в великий пожар ума. Ядовитая дряблость современной культуры, тлен ее рецептов и все действия формата модерна должны быть трансформирова­ны новым сакральном звучанием политики, философии, теоло­гии, истории и онтологии.


Dasein как интрига

Именно в этой перспективе 4ПТ предлагает неожиданный подход к тому, что называется «Wer»( кем?) — «субъектом, агентом, актором, носителем» — (чего?) теории, практики, действия, принятия решения, праксиса, политики, революции, бытия» и т. д. Обращаясь к мысли главного философа XX века Мартина Хайдеггера, 4ПТ заимствует из его философии ту пронзительную, зыбкую и трепетную инстанцию, которая име­нуется «Da-sein» — «человеческое присутствие», «вот-бытие», «человеческая реальность», «realite humain» (Анри Корбен). 4ПТ заинтригована хайдеггеровским словом «Dasein» и тем, что сквозь него удерживается, выстраивается и взращивается.

Тема «Dasein» перекликается с концепцией «радикального субъекта», давно обсуждаемой в евразийском философском дискурсе. Радикальный субъект — это коренной субъект, ко­торый переживает себя как точку горячего человеческого (или нечеловеческого?) присутствия в анормальном агонизирующем космосе последних времен. Одной из актуальных интерпрета­ций радикального субъекта, предлагаемой в 4ПТ, является его понимание его в духе хайдеггеровской концепции Dasein.

Мартин Хайдеггер в работах среднего периода , в частности, в «Beitrage zur Philosophie (Vom Ereignis)» в отличие от раннего «Sein und Zeit», стал рассматривать человеческое присутствие, Dasein, не просто как реальность открытую, явленную, данную человеческому индивидууму, а как то «вот- бытие», которое не­обходимо основать, учредить, стяжать, которое не дано, но за­дано и связано не столько с индивидуальным экзистированием, сколько с Бытием как таковым, с Zeyn (через У), с его подлин­ным быванием в событии( Ereignungimereignis).

Говоря о «Wer» Daseina'a, Хайдеггер утверждает, что Dasein может экзистировать аутентично, «собственно», или «несоб­ственно» (в режимеDas Mann). В первом случае внутри Dasein-а вспыхивает Sein, божественное, бытие.


Dasein, в котором вспыхивает и пылает Бытие, Хайдеггер называет «Последний богом», который приводит к «Эрайгни-су», Событию. Человек становится местом встречи того, что его учреждает, и своего собственного броска в сторону учрежда­ющего Бытия. Dasein, по Хайдеггеру, связан с богами и боже­ственным. Оно определяется точкой неразрывного соединения божественного и человеческого.

Nichts, гиперапофатика и открытые топики Платона и Хайдеггера

У неоплатоников есть одна важнейшая мысль о гиперапофатике (сверхапофатизме) Единого, которая выражена у Григория Паламы в тезисе о том, что «Бог непознаваем, но и не непознаваем», поскольку даже идея «непознаваемости» к нему неприложима. Это означает, что Единое неоплатоников в своем божественном единстве все-таки открывается миру и человеку. Прокл говорит о генадичности Единого, об особом динамическом, мерцающем проявлении его в мире. Таким же динамическим и мерцающим 1        Heidegger M. Beitragezur Philosophie. S. 245


Но Бытие (Seуn), которое нас учреждает как «человеческую реальность», как Дазайн, свидетельствует, по Хайдеггеру, так­же и о Nichts, Ничто — «вопрос о Seуn приходит не от сущего, а от Nichts, равного ему почину»1. Тематика Ничто у Хайдег-гера парадоксальным образом связывает его мысль с платони­ческим, наследием, с возрождением отношения к Бытию как к открытости, животворящей праоснове сущего. Бытие, которое граничит с Ничто, учреждает человеческое Dasein, и призывает логос, также ориентированный на открытость, дерзость и сво­боду. Близость Хайдеггера к платонизму поразительная, хотя формально он полагал, что именно с Платона на место откры­того Бытия вступает идея, превращая мир в закрытый топос. Апория. Но она разрешается именно введением неоплатониче­ского дискурса в пространство мышления о Дазайн.


является процесс человеческого восхождения (эпистрофе) на небо в платонизме, имеющего характер обожения.

Именно платонически, динамическим образом, видит Хай-деггер Dasein, который он описывает не как основание (Grund), а как процесс обосновывания (Grundung), принадлежащий нега­рантированному будущему, как прыжок в бездну, как эсхатоло­гическую стрелу, брошенную в Последнего Бога. Человеческое бытие канат, натянутый между безднами, как акт собственного конституирования, как задание, как возможность будущего.

Рискованная экзистенция Ангела

4ПТ преодолевает индивидуализм и эссенциализм модерна, привлекая сложнейшие философские системы, грандиозные ре­лигиозные построения великих теологов и мистиков Востока, в частности, Сохраварди, интересное видение которого пред­ставлено в мысли и наследии французского ученика Хайдеггера философа Анри Корбена.

Dasein — это «вот-бытие». Оно между «здесь» (где локали­зовано индивидуальное) и « там» ( где пребывает божествен­ное) «inzwischen», и здесь евразийское воображение обраща­ется к тематике суфизма и философии Ишрака Сохраварди, Inzwicshen-dasein — это местоблюстительство посредника, Ан­гела. Ангела-хранителя, призывающего к ангеломорфозу.

Человеку недостаточно индивидуальности, ему необходимо в предельном напряжении стяжать свою видовую определен­ность. Хайдеггер говорит, что Dasein ist Menschsein, то есть вспышка в человеке Человеческого как такового.

Эта вспышка Человеческого в индивидууме описывается в иранском шиизме через особое измерение или «стоянку» на ду­ховном пути, именуемую «световым человеком», «совершенной природой», «Горним свидетелем», «духовным вожатым», «ино-бытийным существом» и, наконец, «Ангелом». В перспективе обретения этих измерений человек соотносит себя не с мелки­ми горизонтальными сюжетами профанической земной исто­рии, но с фундаментальной историей духовного человечества,


с небесными событиями. Человек на этом пути становится со­зерцателем и творцом теофании в форме, соответствующей его существу, как считает Сохраварди. Здесь уместен евразийский термин «максимальный гуманизм» как обозначение вскрытия в человеке светового измерения, его ангелической природы. В традиции значимым всегда становилось только существо, реа­лизовавшее в себе свое видовое достоинство, образец. Этим по­нятиям в монотеистических религиях соответствовало понятие «Ангел».

Ангеломорфоз связан не с сущностями и субстанциями, но с процессом, дюнамисом, энергией. Процесс должен быть открытым, не застывать. Человек как вид, как ангел, есть от­крытое движение в пространстве духовных энергий, открытое метаморфозам.

Устремляясь к Ангелу, человек рискованно расширяет свою видовую характеристику: Ангел имеет крылья, признаки живот­ного, он — дух ,и в то же время человек по телесному оформле­нию. Ангел тройственен — в нем человеческое, животное и дух соседствуют. Между первыми двумя натянута нить, развернуто напряженное противоборство-единение. Это парадоксальное натяжение и есть человек.

Фундаменталь-контргегемония

Почему в рамках выстраивания контргегемонии 4ПТ пред­лагается говорить не об индивидуальности, а о Дазайне, не о политике и социальности, а о теополитике и сакральных изме­рениях социума, не просто о множественности цивилизаций и культур, но о «ноотическом» обосновании этой множественно­сти? Почему нас интересует Хайдеггер, Сохраварди, Платон, Прокл и т.д.? Почему мы осуществляем историко-философские инвазии в дискурс евразийской контргегемонии?

Эсхатологический градус современной мировой ситуации таков, что наша победа в интеллектуальной битве с полюсом гегемонии возможна только в случае предельно глубокой ориентации    на Дух.    Только    горизонтальных, социальных