Файл: Левиафан выпуск 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2232

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и политологических обоснований альтернативы единому мировому порядку заведомо недостаточно. Контргегемонии следует обращаться к сферам не просто культур, индивидуальностей, цивилизаций и их диалогов, но в глубину их оснований, бытийной оправданности и теологической обоснованности. Следует поставить вопрос о состоятельности, судьбах, онтологиях цивилизаций, об их связанности с духовными измерениями, со сферами бытийного и священного, о возможности выстраивания в рамках 4ПТ полноценных онтологических, экзистенциальных, теологических, феноменологических проектов, пока игнорируемых современной политической теорией, но взывающих из своего небытия к судьбам человечества.

Евразийская контргегемония рассматривается как полити­ческая теория, ставящая и решающая вопросы о бытии-Dasein, о Бытии-Sein, о статусе субъекта или субъектов, о возможном, разнообразии Dasein-ов, о том, кто носитель, благоприобрета-тель, охранитель этих Dasein-ов и т.д.

Фелькиш-дазайн и его изводы

У Хайдеггера есть несколько вариантов интригующих отве­тов на эти вопросы; один из них — «Daseinexistiertfolkisch» — «Дазайн существует народно», через народ, то есть в народном бытовании, быте, языке, особых смыслах, тропах и тропинках народной жизни. Но идет ли речь о коллективном субъекте, увенчивающем множественность народного собрания, коллек­тива, вече, тинга? И кто или что опекает и несет ответствен­ность за Dasein народов?

Кажется, что здесь Хайдеггер указывает на множественностьDasein-ов. Но может быть, речь идет об опи­сании Dasein в неподлинном, несобственном модусе?

Если мы увидим, чтоDasein в собственном модусе множе­ственен, то есть, что экзистенциалы Dasein-ов различны и что «Бытие к смерти» (как главный экзистенциал) по-разному орга­низовано у различных народов и этносов, мы окажемся перед


головокружительными горизонтами. У Хайдеггера Dasein в своем экзистенциэле, то есть в своем неподлинном, несобствен­ном измерении, Dasein со своими окрестностями культурноо-бусловлен, то есть множественен. В своем же экзистенциале, то есть в подлинном модусе Selbst, он центрирован на Бытии к смерти, которая, с точки зрения Хайдеггера, едина для всех. Здесь Хайдеггер, казалось бы, однозначен.

Но евразийская мысль пытается идти дальше, и вслед за Жильбером Дюраном, французским социологом и теоретиком воображения, утверждает, что Смерть есть экзистенциал, ос­мысляемый по-разному в разных культурах: кто-то (европейцы) смотрит ей в лицо, сражаясь с ней в диурническом противосто­янии, кто-то из народов мистически впускает ее в себя, ставит ее за своей спиной( архаические народы). Если базовое пережи­вание смерти в пространстве воображения (имажинэра) являет­ся подлинным экзистенциалом, но вновь брезжит возможность говорить о множестве Daseinов или способов человеческого присутствия в мире. И тогда возникают миры плюральной фун-даменталь-антропологии, «человек плюральный», и множе­ственные культуры и цивилизации как глубочайшее основание контргегемонической теории многополярного мира.

Социальные антропологи зафиксировали, что в архаических обществах индивида не существовало, член племени стано­вился ценным, обретал значение, если приобщался к человече­скому архетипу, к тотему. В Традиции человеческая индивиду­альность также была ценностью сама по себе, значение имел всеобщий человек, всечеловек, человек как вид, как воплоще­ние человеческого принципа, как такового, в его целостности, эйдетическом, световом измерении, в изводе совершенного человека(в традиции шиитского ислама).

4ПТ атакует индивидуального субъекта модерна со стороны Духа, традиции, инициатических доктрин. Если в модерне ви­довое отличие приписывается индивиду как его собственность, как его имя, то в традиции и 4ПТ все наоборот. В ее рамках


следует уничтожить индивидуума вместе с его ограниченной «свободой от» и частной собственностью, заставить его дви­гаться не по земным траекториям, но по линиям духовных вос­хождений, быть чем угодно, только не малым существом зем­ного ландшафта.

Квадриполяризм и Ангелы больших пространств

Сегодня в евразийстве принято говорить о многополярности с числом полюсов не менее четырех, то есть о квадриполяризме . В действительности полюсов в многополярном мире должно быть столько же, сколько полноценных цивилизаций. Квадри-поляризмом евразийство вынуждено ситуационно отвечать на вызов оппонентов-глобалистов, которые, вынужденно отказы­ваясь от однополярного мира, стараются проигнорировать, не заметить евразийский полюс в глобальной политике.

4ПТ всегда интересовали силовые линии, образующие ткань различных цивилизаций и те духовные скрепы и нити, которы­ми сшиты большие пространства. Тема духовной природы или сакральности больших пространств интересна в связи с обо­снованием ( в рамках 4ПТ) принципов выделения различных цивилизационных полюсов и, в первую очередь, евразийского полюса многополярного мира.

Практика теологического подхода к Политическому, экзальтация сакральных его измерений предполагает поиск духовного единства Евразийской цивилизации, ее светового измерения. Евразийская контргегемонияв этом случае апеллируем не к географии, и даже не к культуре или истории, а к геософии, к поиску Евразии во внутреннем измерении пространства души, точнее, к поиску внутреннего духовного континента Евразия, связанного с познанием Земли и ее площадок как Ангелов места.

В конституировании многополярного мира — нескольких полноценных духовных цивилизаций — евразийцы солидари­зуются с учением Сохраварди об особом попечительстве над духовными территориями известных небесных сущностей —


Ангелов сакральных полюсов Земли или Ангелов духовных ориентаций пространства. Известно, что на Руси Богородица издревле рассматривается как хранительница земли русской и попечительница ее державной власти. Сохраварди говорит об Ангеле Евразии: Земля освященная воспринимается через Ан­гела и его Лик.

Таким образом, контргегемонический дискурс 4ПТ мыслит­ся через ангелологию, геософию и сопровождается поиском ду­ховных оснований евразийской ойкумены. Известно, что в маз-деистской традиции Ангел Евразии — женского рода. Женский символизм характерен и для России-Евразии. Дева Мария, по­кровительница России, одновременно является предводитель­ницей ангелов, принадлежащей к духовной промежуточной ан­гельской реальности.

Экзальтация сакральных измерений, а также теологических подходов к политической теории предполагает поиск духовного единства Евразийской цивилизации. Мы апеллируем не к гео­графии и даже не к культуре или истории, а к геософии, к по­иску Евразии во внутреннем измерении пространства души, к поиску внутреннего духовного континента Евразия, связанного с имажинальным познанием Земли как Ангела, а многих земель как собора Ангелов.

Под сенью Ангелов, возможно, быстрее явится вдохновение для евразийских конструкторов новых пространств, для вы­страивания серии фундаментальных проектов контргегемонии: фундаменталь-онтологии, фундаменталь-антропологии, фунда-менталь-культурологии и т. д.

Левый сектор контргегемонии и постмодерн

А. Грамши разделял нормальные и кризисные периоды в раз­витии общества и в стратегиях контргегемонии. В нормальные периоды предпочтительны мягкие стратегии молекулярных массированных воздействий: через конституирование медиа-среды, воздействие на обыденное сознание с помощью книг, брошюр, разговоров, передач, через повторение одного и того


же, добиваясь восприятия всего на веру. В кризисные периоды общества предпочтительны целенаправленные шоковые идео­логические операции, наносящие удар по массовому сознанию, заставляющие перейти от пассивности в активности, через соз­дание цепной реакции, «цепочки синтеза», ведущей к катарсису общественного сознания.

Контргегемония 4ПТ рассматривает современный период как тотально кризисный. Это означает, что в ход должен быть пущен весь арсенал интеллектуальных средств контргегемонии, включая и левый ее фланг. Во-вторых, это означает своевре­менность фундаментализациии радикализации всего контрге-гемонистского дискурса, и постановки вопроса о сакральных измерениях политики и философии.

1 Laclau Ernesto, Mouffe Chantal. Hegemony and Socialist Strategy: Towards a Radical Democratic Politics


Левые интеллектуалы грамшистской контргегемонии актив­но осваивают пространства постмодерна, предлагая переходить к динамическому конструктивизму, плюрализации идентично-стей, к концепциям локального конституирования (ситуаций, текстов, интер- субъективности), динамического устроения, эвокативного порождения, артикуляционной практики. Так, в теории аргентинского философа Эрнесто Лаклау и бельгий­ского социолога Шанталь Муфф1 вообще нет фиксированных субъектов, все идентичности ( включая классовые) являются гибридными, носят случайный, неустойчивый, отсроченный характер; нарратив выглядит как мираж, который невозможно схватить, любые отношения никогда не тождественны самим себе. Общество не рассматривается как движущееся в одном направлении, конфликт интересов как антагонистических воль видится как опыт границы всякой объективности, как то, что противостоит сшиванию реальности. Гегемония — это про­цесс убеждения, который представляет собой диалог-потлач, где участники пытаются перещеголять друг друга, выдумывая все новые правила, придающие событиям видимую законо­мерность. С точки зрения Эрнесто Лаклау и Шанталь Муфф,