ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2342
Скачиваний: 4
и политологических обоснований альтернативы единому мировому порядку заведомо недостаточно. Контргегемонии следует обращаться к сферам не просто культур, индивидуальностей, цивилизаций и их диалогов, но в глубину их оснований, бытийной оправданности и теологической обоснованности. Следует поставить вопрос о состоятельности, судьбах, онтологиях цивилизаций, об их связанности с духовными измерениями, со сферами бытийного и священного, о возможности выстраивания в рамках 4ПТ полноценных онтологических, экзистенциальных, теологических, феноменологических проектов, пока игнорируемых современной политической теорией, но взывающих из своего небытия к судьбам человечества.
Евразийская контргегемония рассматривается как политическая теория, ставящая и решающая вопросы о бытии-Dasein, о Бытии-Sein, о статусе субъекта или субъектов, о возможном, разнообразии Dasein-ов, о том, кто носитель, благоприобрета-тель, охранитель этих Dasein-ов и т.д.
Фелькиш-дазайн и его изводы
У Хайдеггера есть несколько вариантов интригующих ответов на эти вопросы; один из них — «Daseinexistiertfolkisch» — «Дазайн существует народно», через народ, то есть в народном бытовании, быте, языке, особых смыслах, тропах и тропинках народной жизни. Но идет ли речь о коллективном субъекте, увенчивающем множественность народного собрания, коллектива, вече, тинга? И кто или что опекает и несет ответственность за Dasein народов?
Кажется, что здесь Хайдеггер указывает на множественностьDasein-ов. Но может быть, речь идет об описании Dasein в неподлинном, несобственном модусе?
Если мы увидим, чтоDasein в собственном модусе множественен, то есть, что экзистенциалы Dasein-ов различны и что «Бытие к смерти» (как главный экзистенциал) по-разному организовано у различных народов и этносов, мы окажемся перед
головокружительными горизонтами. У Хайдеггера Dasein в своем экзистенциэле, то есть в своем неподлинном, несобственном измерении, Dasein со своими окрестностями культурноо-бусловлен, то есть множественен. В своем же экзистенциале, то есть в подлинном модусе Selbst, он центрирован на Бытии к смерти, которая, с точки зрения Хайдеггера, едина для всех. Здесь Хайдеггер, казалось бы, однозначен.
Но евразийская мысль пытается идти дальше, и вслед за Жильбером Дюраном, французским социологом и теоретиком воображения, утверждает, что Смерть есть экзистенциал, осмысляемый по-разному в разных культурах: кто-то (европейцы) смотрит ей в лицо, сражаясь с ней в диурническом противостоянии, кто-то из народов мистически впускает ее в себя, ставит ее за своей спиной( архаические народы). Если базовое переживание смерти в пространстве воображения (имажинэра) является подлинным экзистенциалом, но вновь брезжит возможность говорить о множестве Daseinов или способов человеческого присутствия в мире. И тогда возникают миры плюральной фун-даменталь-антропологии, «человек плюральный», и множественные культуры и цивилизации как глубочайшее основание контргегемонической теории многополярного мира.
Социальные антропологи зафиксировали, что в архаических обществах индивида не существовало, член племени становился ценным, обретал значение, если приобщался к человеческому архетипу, к тотему. В Традиции человеческая индивидуальность также была ценностью сама по себе, значение имел всеобщий человек, всечеловек, человек как вид, как воплощение человеческого принципа, как такового, в его целостности, эйдетическом, световом измерении, в изводе совершенного человека(в традиции шиитского ислама).
4ПТ атакует индивидуального субъекта модерна со стороны Духа, традиции, инициатических доктрин. Если в модерне видовое отличие приписывается индивиду как его собственность, как его имя, то в традиции и 4ПТ все наоборот. В ее рамках
следует уничтожить индивидуума вместе с его ограниченной «свободой от» и частной собственностью, заставить его двигаться не по земным траекториям, но по линиям духовных восхождений, быть чем угодно, только не малым существом земного ландшафта.
Квадриполяризм и Ангелы больших пространств
Сегодня в евразийстве принято говорить о многополярности с числом полюсов не менее четырех, то есть о квадриполяризме . В действительности полюсов в многополярном мире должно быть столько же, сколько полноценных цивилизаций. Квадри-поляризмом евразийство вынуждено ситуационно отвечать на вызов оппонентов-глобалистов, которые, вынужденно отказываясь от однополярного мира, стараются проигнорировать, не заметить евразийский полюс в глобальной политике.
4ПТ всегда интересовали силовые линии, образующие ткань различных цивилизаций и те духовные скрепы и нити, которыми сшиты большие пространства. Тема духовной природы или сакральности больших пространств интересна в связи с обоснованием ( в рамках 4ПТ) принципов выделения различных цивилизационных полюсов и, в первую очередь, евразийского полюса многополярного мира.
Практика теологического подхода к Политическому, экзальтация сакральных его измерений предполагает поиск духовного единства Евразийской цивилизации, ее светового измерения. Евразийская контргегемонияв этом случае апеллируем не к географии, и даже не к культуре или истории, а к геософии, к поиску Евразии во внутреннем измерении пространства души, точнее, к поиску внутреннего духовного континента Евразия, связанного с познанием Земли и ее площадок как Ангелов места.
В конституировании многополярного мира — нескольких полноценных духовных цивилизаций — евразийцы солидаризуются с учением Сохраварди об особом попечительстве над духовными территориями известных небесных сущностей —
Ангелов сакральных полюсов Земли или Ангелов духовных ориентаций пространства. Известно, что на Руси Богородица издревле рассматривается как хранительница земли русской и попечительница ее державной власти. Сохраварди говорит об Ангеле Евразии: Земля освященная воспринимается через Ангела и его Лик.
Таким образом, контргегемонический дискурс 4ПТ мыслится через ангелологию, геософию и сопровождается поиском духовных оснований евразийской ойкумены. Известно, что в маз-деистской традиции Ангел Евразии — женского рода. Женский символизм характерен и для России-Евразии. Дева Мария, покровительница России, одновременно является предводительницей ангелов, принадлежащей к духовной промежуточной ангельской реальности.
Экзальтация сакральных измерений, а также теологических подходов к политической теории предполагает поиск духовного единства Евразийской цивилизации. Мы апеллируем не к географии и даже не к культуре или истории, а к геософии, к поиску Евразии во внутреннем измерении пространства души, к поиску внутреннего духовного континента Евразия, связанного с имажинальным познанием Земли как Ангела, а многих земель как собора Ангелов.
Под сенью Ангелов, возможно, быстрее явится вдохновение для евразийских конструкторов новых пространств, для выстраивания серии фундаментальных проектов контргегемонии: фундаменталь-онтологии, фундаменталь-антропологии, фунда-менталь-культурологии и т. д.
Левый сектор контргегемонии и постмодерн
А. Грамши разделял нормальные и кризисные периоды в развитии общества и в стратегиях контргегемонии. В нормальные периоды предпочтительны мягкие стратегии молекулярных массированных воздействий: через конституирование медиа-среды, воздействие на обыденное сознание с помощью книг, брошюр, разговоров, передач, через повторение одного и того
же, добиваясь восприятия всего на веру. В кризисные периоды общества предпочтительны целенаправленные шоковые идеологические операции, наносящие удар по массовому сознанию, заставляющие перейти от пассивности в активности, через создание цепной реакции, «цепочки синтеза», ведущей к катарсису общественного сознания.
Контргегемония 4ПТ рассматривает современный период как тотально кризисный. Это означает, что в ход должен быть пущен весь арсенал интеллектуальных средств контргегемонии, включая и левый ее фланг. Во-вторых, это означает своевременность фундаментализациии радикализации всего контрге-гемонистского дискурса, и постановки вопроса о сакральных измерениях политики и философии.
1
Laclau Ernesto, Mouffe Chantal. Hegemony and Socialist Strategy:
Towards a Radical Democratic Politics
Левые
интеллектуалы грамшистской контргегемонии
активно осваивают пространства
постмодерна, предлагая переходить к
динамическому конструктивизму,
плюрализации идентично-стей, к концепциям
локального конституирования (ситуаций,
текстов, интер- субъективности),
динамического устроения, эвокативного
порождения, артикуляционной практики.
Так, в теории аргентинского философа
Эрнесто Лаклау и бельгийского
социолога Шанталь Муфф1
вообще нет фиксированных субъектов,
все идентичности ( включая классовые)
являются гибридными, носят случайный,
неустойчивый, отсроченный характер;
нарратив выглядит как мираж, который
невозможно схватить, любые отношения
никогда не тождественны самим себе.
Общество не рассматривается как
движущееся в одном направлении, конфликт
интересов как антагонистических воль
видится как опыт границы всякой
объективности, как то, что противостоит
сшиванию реальности. Гегемония — это
процесс убеждения, который представляет
собой диалог-потлач, где участники
пытаются перещеголять друг друга,
выдумывая все новые правила, придающие
событиям видимую закономерность. С
точки зрения Эрнесто Лаклау и Шанталь
Муфф,