ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2343
Скачиваний: 4
любой консенсус — это гегемоническая артикуляция, поэтому демократия должна быть построена на принципах антагонизма, в котором гарантированы соперничающие дискурсы и особую роль играют страсти и аффекты. По сути дела, речь идет о концепции плюрализации способов ведения демократических игр, представляющих собой чистые артикуляционные практики.
Постмодерн и евразийская контргегемония
Как евразийская контргегемония оценивает постмодернистские стратегии? Ей созвучен принцип антиэссенциализма, выражающийся в подчеркивании экзистенциального аспекта события, рождения его из конструктивного, проектируемого, процессивного субъект-объектного процесса смыслопорож-дения. Это важнейший элемент нового концептуального пространства, с которым контргегемония 4ПТ может работать.
Но в отличие от горизонтальных левых стратегий, евразийская контргегемония, переходя от онтологии сущностей к онтологии процесса, экзистенции, дюнамиса, метаморфозы, открытой трансформации в духе платонической и хайдеггерианской топик, настаивает на доминировании вертикального измерения любого политического проекта, на непрестанном соотнесении феноменального с идеальным (софиократии), на священнодействии в политике, на слиянии человеческих и эйдетических, божественных, умных энергий в осуществлении исторического процесса. Речь идет о привнесении сакрального измерения и духовных пропорций открытости в политическое и историческое творчество — о строительстве больших пространств, новых полюсов многополярного мира, прочерчивании силовых линий, образующих ткань духовных концептов этих пространств и, в первую очередь, пространства Евразии, как служении Небу и сверхнебесным богам. Евразийская контргегемония ставит вопрос о новом открытом духовном имперостроительстве, созвучном, как писал А. Корбен, алхимическому процессу, и о созидании интеллектуального, сакрального, одухотворенного, теоморфного политического и онтологического пространства нового номоса Земли.
Здесь возможны и экзальтация бытия, и теургия оживление мертвых земель и концептов — и все это в рамках заново осмысленной и реконструированной Традиции с проектами в стиле Платонополиса и Нового Средневековья.
«Нет картин мира и соответствующих им вещей в себе. Есть только творчество, свободное проектирование, совместное проживание события». Так говорит постмодерн, но это нам на руку — нам легче будет сдвинуть с пьедестала и свалить наземь идол либерализма.
Мы знаем, что постмодерн не случаен. Иначе зачем Господь ввергнул нас в эту мерзость запустения? Здесь есть тайная вещь. Это точка экзальтации человеческой свободы и обнаружения последних богов, точнее, Последнего Бога, как предвидел Хайдеггер.
Инициатический опыт контргегемонии
В дискурсе евразийства присутствует тема эсхатологического гнозиса, фиксирующего онтологическое оскудение современного мира и особую диспозицию радикального субъекта в последние времена, предполагающую оперативные стратегии в сфере пред- и сверх-онтологических реальностей, в сфере Ничто сверху и снизу. В манифесте евразийского традиционализма 1998 г. это называлось «битвой ангелов последнего эона».
Эта битва особая: в ней дело, слово, процесс и результат неразделимы и сливаются в единое теургическое действо. Помимо того, что в этом пространстве совершается финальный эсхатологический выбор, который делают ангелы,в нем созидается поток духовных смыслов, выстраиваются новые траектории и пути, созидаются новые имена и новые сакральные пропорции. Это время битвы Ангелов в пространстве Бытия и Небытия, Бытия и Ничто, Единого и многого, Единого и Сверхъединого — битва, в которой процесс совпадает с результатом, в которой творение текста и экзистирование в потоке небесных энергий и смыслов и есть одновременно
желаемое преобразование мирского в священное, а, точнее, творение священного как цель Четвертой Политической Теории.
Все эти эксклюзивные задачи предполагают пробуждение и инициацию, адепта 4ПТ. Творчество в сфере политического будущего человечества есть духовное делание посвященных. Выбор остается за испытуемым: сможет ли он совершить прыжок вверх и в сторону (как говорил Хайдеггер, описывая инициатический прыжок) и в напряжении всех своих сил встать на путь аскезы, теосиса, обожения. Этот путь рискован.
1
Дугин А. Бремя Ангелов/ КонецСвета
(эсхатология и традиция) М.: Арктогея,
1997, С.14
Здесь
речь идет о бремени онтологической
проблематики последнего Эона и «о тайной
лестнице в Эон в тайном алтаре души
каждого человека, по которой можно
подняться точно в назначенное место, а
можно зайти не туда. Но если мы вообще
не пойдем — погибнем под тяжестью
падающих небес, как насекомые»1.
Савин Л. В.
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ КОНТРГЕГЕМОНИИ
Гегемония и доминирование, будь то последняя супердержава, распространяющее свое влияние на весь мир, или региональный актор, устанавливающий зону своих национальных интересов за пределами своих границ, всегда вызывали, и будут вызывать сопротивление, которое можно отнести к феномену контргегемонии.
Здесь мы сталкиваемся с бифуркацией на грамшианскую и реалистскую версию. Антонио Грамши утверждал, что борьба за гегемонию разворачивается в гражданском обществе, т.к. гражданская сила опирается на консенсус и договор1. Иными словами, гегемония связана с буржуазным обществом, где превалируют либеральные ценности и взгляды на государственное устройство, и международные отношения. Следовательно, контргегемония разворачивается прежде всего в социальной сфере и направлена на ниспровержение буржуазных ценностей. С позиции глобального контроля конртргегемония связана с теми силами, которые пытаются воспрепятствовать установлению специфического режима, нивелирующего и разрушающего ге-теродоксальные формы социально-экономического порядка и базирующиеся на традиционных устоях.
1
Грамши А. Избранные произведения. В 3-х
тт. Т. III: Тюремные тетради. М.: Изд-во
иностр. лит-ры, 1959.
В
международных отношениях также часто
употребляют выражение «гегемония» для
обозначения преимущества какого-либо
актора над другими региональными силами.
Эта традиция связана с наследием
Фукидида, т. к. похоже, что именно этот
древнегреческий автор впервые применил термин «гегемония» в своей работе «История»1, где он описывал ход Пелопонесской войны и предшествующие ей события. В данном значении часто говорят о гегемонии Китая в регионе Юго-Восточной Азии или гегемонии Индии над Непалом и Бангладеш.
Крайне важно отметить, что Уильям Робинсон указывал на четыре типа гегемонии в контексте исторической эволюции и мировой капиталистической системы:
-
гегемония как международное доминирование, что связано со школой реализма;
-
государственная гегемония, которая относится к межгосударственным отношениям и власти ключевых государств (core states);
-
гегемония как соперничество между историческими блоками при определенном политическм порядке (особенность социальной структуры аккумулирования);
-
Консенсусное доминирование или идеологическая геге-мония2.
1 Фукидид. История. М., 1993.
2 Robinson, William I. Gramsci and Globalisation: From Nation-State to Transnational Hegemony// Critical Review of International Social and Political Philosophy 8, no. 4, 2005, P. 1-16.
Таким образом, государство, способное соединить все четыре позиции, может достичь статуса безусловного гегемона. Характерно, что идеологической базой гегемонии является рынок, а целью при этом является структурирование глобальной экономической системы через международные организации. ООН, Всемирный банк, Международный Валютный Фонд, Всемирная торговая Организация, Международная Организация Здравоохранения и многие другие являются инструментами осуществления гегемонии США. Следовательно, верховенство права и международного законодательства является той опорой, на основе которой Вашингтон проводит свою экспансию и господство. Даже государства-изгои, которые не вписываются в текущую систему международных отношений,