ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2300
Скачиваний: 4
отнюдь не случаен. И китайцы заметили, что эти роскошные корабли, роскошные товары, вредят нравственности китайского населения, и повелели их сжечь. И приказали больше их не строить никогда. Здесь вспоминается порох, который изобрели китайцы. Что они с ним делали? 1000 лет они запускали огромных великолепных драконов. Искусство запускать драконов и фейерверки в Китае достигли небывалого уровня. Единственное, что им не приходило в голову, это зарядить этот порох и начать отстреливать друг друга. А как только европейцам этот порох попал, они тут же подумали: все, вам конец. Разное отношение к одному и тому же техническому открытию. И два разных цивилизационных, культурных отношения к одному и тому же инструменту — кораблю. В одном случае, поняв, что этот замечательный инструмент — роскошный корабль вредит нравам китайского населения, он аккуратно сжигается, а моряков отправляют на перевоспитание. В другом — только появляется что-то даже плохо двигающееся, но способное убить и захватить кого-то другого, сразу немедленно этим пользуются.
Институционализация геополитики: Макиндер
Теперь о, собственно, геополитике. Геополитика начинается с двух авторов — это Хэлфорд Макиндер (Halford Mackinder 1861 — 1947 гг.), который написал работу «Географическая ось истории» и осмыслил Великобританию как «Sea Power» — Морскую державу. Он сказал: «Мы, Британская Империя (морского могущества) — талассократия, мы новый Карфаген, и наша задача не допустить реванша Рима, организовать мир по нашим карфагенным, талассократическим, т.е. демократическим, т.е. модернизационным, индустриальным, заодно, и империалистическим (но это во вторую очередь) правилам. Соответственно Российская Империя была объявлена Хартлендом, т.е. сушей, следовательно «land power», т.е. тем Римом, Спартой, против которой предшествующие талассократии вели свои битвы. На основании этого была построена новая современная геополитика Макиндера,
хотя он Прокла и Фукидида даже не упоминает. Он просто говорит: «Смотрите, мы талассократия, демократия — Англия — Британия, вот перед нами противоположная теллурократия (сухопутного могущества) — новый Рим. Либо мы, либо они. Великая война континентов продолжается, утверждает Макиндер , и в своей работе «Демократические идеалы и реальность» он предлагает описать как видит стратегические интересы Британия, западный мир в лице Британии, т.е. вся глобальная талассократия. И пишет главу «Sea Men's Point of View». Он описывает мир с точки зрения британской западно-либеральной англосаксонской демократии и что она хочет от мира. И описывает это распространение на промежуточную зону своего влияния. Контроль береговых пространств, недопущение выхода к теплым морям конкурирующей сухопутной державы, а также освоение и поддержание контроля над мировым океаном в интересах англо-саксонской державы либо ее союзников и сателлитов. Это его «Sea Men's Point of View» — точка зрения морского человека, одержимого Карфагеном. Дальше он пишет вторую часть этой книги, где он говорит «Land Men's Point of View» т.е. точка зрения сухопутного человека. Я хочу подчеркнуть, что Макиндер понимает, что речь идет о двух взглядах, которая определяется ситуированием того или иного мыслителя. Если человек принадлежит к англосаксонской зоне влияния, то у него должна нормативно преобладать точка зрения морского человека. Но он понимает, что есть и противоположная точка зрения. Он очень реалистичный человек. Он говорит, что мы хотим этого, но они — теллурократы, спартанцы, хотят прямо противоположного всегда. Мы и они обречены на великую войну континентов — говорит Макиндер. Потому что их интересы всегда будут фундаментально противоположны нашим. Таким образом, в чем здесь принципиальный прорыв Макиндера? Что Макиндер на простом, почти публицистическом языке, на уровне рекомендаций Британскому парламенту или в целом
экспертному обществу Запада, предлагает осознать себя талассократией, спокойно отнестись к этой фундаментальной исторической миссии цивилизации моря, служить морю, быть Левиафаном и быть верными Левиафану и Карфагену. Это взятие на себя этой исторической миссии. Это все очень просто. Показательно, что Макиндер — основатель Лондонской Школы Экономики. Таким образом, если продлить этот принцип дальше — и образование должно быть частью этого талассократического могущества, и развитие науки, и экспертное сообщество, и экономика, и культура, и идеологии. Все должно быть подчинено этой фундаментальной миссии — так утверждает Макиндер .
Sea Power: Мэхэн, Спикмен, Бжезинский
1
Мэхэн А.Т. Влияние морской силы на
историю 1660-1783. - СПб.: Terra
Fantastica,
2002
Альфред
Тайер Мэхэн
(Mahan
1840 — 1914 гг.) американский стратег, не
использует термин геополитика. Он пишет
ряд работ, которые называются
«Sea Power©.
Он интересен тем, что утверждает, что
быть
«Sea Power»,
т.е морским могуществом, это судьба США.
Сам Макиндер в 1904 году еще сомневается,
какой путь выберет США и американская
культура. Он еще не знает, является ли
это просто захолустной сушей или будущей
частью настоящей новой морской империи.
А Мэхэн уже заранее утверждает, что
судьба Америки состоит в развитии
военно-морских сил, судьба Америки
— в продвижении мировой демократии,
судьба Америки — в создании глобальной
капиталистической системы, и судьба
Америки — в борьбе с сухопутной
цивилизацией, когда еще в Америке никто
о таких глобальных проектах не думает.
Поразительно, что сегодня, когда мы
смотрим на то, как осознает себя США, их
политическая элита, для нас очевидно,
что она мыслит именно так. Надо сказать,
что 100 лет назад наоборот никто так не
мыслил в США, потому что там доминировал
изоляционизм, поэтому Мэхэн является
в каком-то смысле геополитическим пророком, утверждающим стратегическую судьбу США как флагмана цивилизации моря.
Когда мы проследили фундаментальную метафизику моря, для нас легко понять следующие этапы от Макиндер а и Мэхэ-на. Геополитическая школа становиться атлантической школой, особенно после Второй мировой войны.
Збигнев Бжезинский (Zbignew Brzezinski 1928 г.), а до этого представители «Sea Power», американские стратеги включаются в развитие атлантической геополитики, и так постепенно складывается атлантическая школа. Сначала она была создана англичанами, потом появляется американец Николас Спикман (Nicholas Spykman 1893 — 1943 гг.) который применяет макин-деровскую модель к американским интересам. Сам Макиндер печатает в 1943 году последние свои работы в американском журнале. Происходит «shift», т.е. перенос центра внимание от Англии к Америке. Америка, особенно после Второй мировой войны, становится оплотом цивилизации моря, воплощением Карфагена.
1991 — победа Моря над Сушей
А что происходит на последнем этапе с цивилизацией моря? Она побеждает в 1991 году в «холодной войне» и последнее издание цивилизации моря становится глобальным. То есть, с точки зрения сегодняшнего геополитического анализа, в общем и целом однополярного мира, мы находимся в периоде, где исторический реванш Карфагена осуществлен. Победа цивилизации материи, цивилизации динамики, цивилизации морской идентичности над сухопутной идентичностью окончательно состоялась и это можно сравнить с мифологическим образом всемирного потопа. То есть, если говорить о море как о концепте, как о геополитическом концепте, то вместе с глобализацией происходит затопление планеты, затопление континента. Глобализация и есть то исчезновение в морской пучине, постоянно меняющейся, динамичной, развивающейся, совершенствующейся, прогрессирующей.
Этот процесс есть триумф моря, поэтому с геополитической точки зрения от начала до конца можно сказать, что, несмотря на то, что на каком-то этапе торжествовал Рим, в какой-то период было равновесие, сейчас Карфаген поднялся из пепла, а его структуры: социально-политические, геополитические, культурные, цивилизационные и метафизические доминируют.
И приблизительно с точки зрения цивилизации моря настоящий момент осмысляется так. Сами американские эксперты говорят, что ХХ век был веком Америки, тем веком, когда Америка как носитель новой талассократии поднялась и достигла определенных успехов, а XXI век должен стать американским веком. Век Америки — это когда кроме Америки есть кто-то еще, а американский век — это когда кроме Америки никого нет. Америка становится глобальной. Западное издание Сухра-варди распространяется. Все становится глобальным Западом с точки зрения сакральной географии Сухраварди, и мы получаем ту геополитическую картину, которую мы имеем. К ней можно приставить любой знак, ее можно оценить по-разному, но с точки зрения дисциплины, выяснения ее идентичности, здесь все обстоит достаточно однозначно.