ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2318
Скачиваний: 4
Монополия Запада на действие |
Присуще Запад обладает гипердействием, Восток — нет |
Условно Запад всегда перехватывает инициативу в действии, в то время как на Востоке происходит вариация от низкого до высокого уровня действия; но когда уровень высок, оно считается регрессивным и варварским |
Склонность к империализму |
Присуще |
Условно Может быть империалистической и антиимпериалистической |
Чувствительность (Склонность к западной вере в превосходство) |
Присуще |
Условно Расизм часто является защитной реакцией и отражает беспокойство западного общества. Некоторые расистские идеи и во многом евро- центристскийинститу-ционализм выставляет западную самоуверенность, если не веру в превосходство. |
Чтобы выдвинуть свое возражение относительно дважды редуктивной концепции Саида я начну с разложения его ориентализма на две составные части, научный расизм и ев-роцентристский институционализм, а затем разделю эти категории на их империалистические и анти-империалистические компоненты. Евроцентристский институционализм, который начинает появляться в своей начальной форме после «откры
т
Таблица
1.2. Четыре варианта типичного евроцентризма
в теориях международных отношений
Про-империалистиче
-ский
Анти-империали-стический
Этноцентристский
институци-онализмНаучный расизм
(А)
Патерналистский (С) Наступательный
(В)
Анти-патерна-листский(Б)Оборонительный
ия» Америки испанцами6,
стремительно возрос в течение
восемнадцатого века во время
европейского Просвещения и был
консолидирован в девятнадцатом веке7.
Сведенный к своей сути, дискурс находит
различие в институциональных/культурных
факторах, а не в наследственных/биологических.
Важно отметить, что в подавляющем
большинстве евроцентрист-ские
институционалисты верили, что все
человечество и все общества движимо
универсальными причинами, поэтому все
общества способны к переходу от
дикости/варварства к цивилизации.
Однако, нельзя сказать, что климат и
окружающая среда не имели значения для
евроцентристскогоинституцио-нализма.
Для некоторых, например, Фридриха Листа
и барона Монтескье, климат в конечном
счете определял культуру и институты.
Но это было скорее исключением, нежели правилом, поэтому климат представлял собой неустановившуюся переменную8.
Тем не менее, в то время как обычно предполагается, что данный дискурс по своей сути является империалистическим, как внутри, так и за пределами постколониальных кругов, я определил два подраздела: империалистический и антиимпериалистический. Предыдущий я обозначил как «патерналистский евроцентризм», который приписывает
западным обществам способность развивать новаторские действия современногохарактера, в противовес восточным обществам, которым присуще условное действие и неспособность к самостоятельному формированию и саморазвитию. В этой патерналистской модели на Запад возложена империалистическая цивилизаторская миссия по внедрению необходимых рациональных институтов в восточные общества, что, таким образом, пробудит их разум, и тем самым даст толчок их прогрессивному развитию в современности.
В свою очередь, анти-империалистический вариант принимает форму анти-империалистическогоевроцентризма. В то время как постколонизм предполагает, что евроцентризм в целом отвергает предположение, о томчто восточные народы способны к самостоятельному формированию и саморазвитию, я утверждаю, что это особого рода идея, утверждающая в частности, что не-европейцы будут развиваться естественно и спонтанно или же «саморазвиваться» внутри цивилизации. Это влечет за собой то, что я называю восточным производным действием, в котором подобные общества будут развиваться только по образцу «естественного западного пути», который был изобретен европейцами благодаря своей «исключительной институциональной одаренности». То есть, Запад остается источником развития, в связи с чем его особый путь развития определяется как универсальный или естественный, по которому автоматически последуют и не западные общества. В целом это означает не только то, что нет никакой необходимости в западной цивилизаторской миссии, чтобы дать толчок развитию не-Запада, но и то, что империализм нужно рассматривать как препятствие для развития восточных, а также западных, обществ.
В то время как научный расизм уделяет большое внимание наследственным и биологическим проблемам, лежащим в основе различий, он часто сопровождается сильным акцентом на климате и физической среде. Для некоторых причинное чередования расового поведения лежит в климатических/окружающих
условиях среды, в то время как для других оно зависит в большей степени от генетических предпосылок. Эта многозначная цепочка дискурсов является гораздо более разнородной, чем этноцентристскийинституционализм; она была разорвана на всевозможные под-дискурсы, включая социал-дарвинизм, евгенику, теорию зародышевой плазмы Вейсмана, менделизм и, не в последнюю очередь, ламаркианизм: некоторые из этих теорий взаимодополняют, другие же конфликтуют между собой9. Одноиз наиболее распространенных популярных
заблуждений заключается в том, что научный расизм основывается на предположении обустойчивых или неизменных типических свойствах различных рас. Хотя это является верным для евгеники, при этом игнорируются положения ламаркианиз-ма (см. особ.Стокинг, 1982). Чрезвычайно важно принять это во внимание из-за существующего беспорядка факторов социальной практики ламаркианизма и по причине того, что это было воспринято, хотя и в разной степени, многими научными теоретиками расизма в МО. Поэтому стоит рассмотреть данное положение более подробно.
В своей фундаментальной работе «Философия зоологии» (1809/2011) Жан-Батист Ламарк утверждал, что культура и социальная практика частично предопределяются расовым поведением, втой степени, как и наследственностьи окружающая среда обладает некоторой автономией в формировании поведения. Кроме того, это множество детерминант расового поведения передаются последующим поколениям через приобретенные наследственные характеристики. В качестве типичного примера можно привести объяснение Роберта Бина о