Файл: Левиафан выпуск 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2208

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Монополия Запада на дей­ствие

Присуще

Запад обладает гипер­действием,    Восток — нет

Условно

Запад всегда перехва­тывает инициативу в действии, в то время как на Востоке про­исходит вариация от низкого до высокого уровня действия; но когда уровень высок, оно считается регрес­сивным и варварским

Склонность к империализ­му

Присуще

Условно

Может быть импери­алистической и анти­империалистической

Чувствитель­ность

(Склонность к западной вере в превос­ходство)

Присуще

Условно

Расизм часто является защитной реакцией и отражает беспокойство западного общества. Некоторые расистские

идеи и во многом евро-

центристскийинститу-ционализм выставляет западную самоуверен­ность, если не веру в превосходство.

Чтобы выдвинуть свое возражение относительно дваж­ды редуктивной концепции Саида я начну с разложения его ориентализма на две составные части, научный расизм и ев-роцентристский институционализм, а затем разделю эти кате­гории на их империалистические и анти-империалистические компоненты. Евроцентристский институционализм, который начинает появляться в своей начальной форме после «откры­


т

Таблица 1.2. Четыре варианта типичного евроцентризма в теориях международных отношений



Про-империалистиче -ский

Анти-империали-стический

Этноцентрист­ский институци-онализмНаучный расизм

(А) Патерналистский (С) Наступательный

(В) Анти-патерна-листский(Б)Оборонительный



ия» Америки испанцами
6, стремительно возрос в течение во­семнадцатого века во время европейского Просвещения и был консолидирован в девятнадцатом веке7. Сведенный к своей сути, дискурс находит различие в институциональных/куль­турных факторах, а не в наследственных/биологических. Важ­но отметить, что в подавляющем большинстве евроцентрист-ские институционалисты верили, что все человечество и все общества движимо универсальными причинами, поэтому все общества способны к переходу от дикости/варварства к циви­лизации. Однако, нельзя сказать, что климат и окружающая среда не имели значения для евроцентристскогоинституцио-нализма. Для некоторых, например, Фридриха Листа и баро­на Монтескье, климат в конечном счете определял культуру и институты.


Но это было скорее исключением, нежели правилом, поэтому климат представлял собой неустановившуюся переменную8.

Тем не менее, в то время как обычно предполагается, что данный дискурс по своей сути является империалистическим, как внутри, так и за пределами постколониальных кругов, я определил два подраздела: империалистический и анти­империалистический. Предыдущий я обозначил как «патерналистский      евроцентризм»,        который приписывает


западным обществам способность развивать новаторские действия современногохарактера, в противовес восточным обществам, которым присуще условное действие и неспособность к самостоятельному формированию и саморазвитию. В этой патерналистской модели на Запад возложена империалистическая цивилизаторская миссия по внедрению необходимых рациональных институтов в восточные общества, что, таким образом, пробудит их разум, и тем самым даст толчок их прогрессивному развитию в современности.

В свою очередь, анти-империалистический вариант при­нимает форму анти-империалистическогоевроцентризма. В то время как постколонизм предполагает, что евроцентризм в це­лом отвергает предположение, о томчто восточные народы спо­собны к самостоятельному формированию и саморазвитию, я утверждаю, что это особого рода идея, утверждающая в частно­сти, что не-европейцы будут развиваться естественно и спонтан­но или же «саморазвиваться» внутри цивилизации. Это влечет за собой то, что я называю восточным производным действием, в котором подобные общества будут развиваться только по об­разцу «естественного западного пути», который был изобретен европейцами благодаря своей «исключительной институцио­нальной одаренности». То есть, Запад остается источником раз­вития, в связи с чем его особый путь развития определяется как универсальный или естественный, по которому автоматически последуют и не западные общества. В целом это означает не только то, что нет никакой необходимости в западной цивили­заторской миссии, чтобы дать толчок развитию не-Запада, но и то, что империализм нужно рассматривать как препятствие для развития восточных, а также западных, обществ.

В то время как научный расизм уделяет большое внимание наследственным и биологическим проблемам, лежащим в ос­нове различий, он часто сопровождается сильным акцентом на климате и физической среде. Для некоторых причинное чередо­вания расового поведения лежит в климатических/окружающих


условиях среды, в то время как для других оно зависит в боль­шей степени от генетических предпосылок. Эта многозначная цепочка дискурсов является гораздо более разнородной, чем этноцентристскийинституционализм; она была разорвана на всевозможные под-дискурсы, включая социал-дарвинизм, евге­нику, теорию зародышевой плазмы Вейсмана, менделизм и, не в последнюю очередь, ламаркианизм: некоторые из этих тео­рий взаимодополняют, другие же конфликтуют между собой9. Одноиз наиболее распространенных популярных

заблуждений заключается в том, что научный расизм осно­вывается на предположении обустойчивых или неизменных ти­пических свойствах различных рас. Хотя это является верным для евгеники, при этом игнорируются положения ламаркианиз-ма (см. особ.Стокинг, 1982). Чрезвычайно важно принять это во внимание из-за существующего беспорядка факторов со­циальной практики ламаркианизма и по причине того, что это было воспринято, хотя и в разной степени, многими научными теоретиками расизма в МО. Поэтому стоит рассмотреть данное положение более подробно.

В своей фундаментальной работе «Философия зоологии» (1809/2011) Жан-Батист Ламарк утверждал, что культура и социальная практика частично предопределяются расовым поведением, втой степени, как и наследственностьи окружающая среда обладает некоторой автономией в формировании поведения. Кроме того, это множество детерминант расового поведения передаются последующим поколениям через приобретенные наследственные характеристики. В качестве типичного примера можно привести объяснение Роберта Бина о