ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2322
Скачиваний: 4
Джон Хобсон
КОНСТРУИРОВАНИЕ ЕВРОДЕНТРИЗМА И ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК ЕВРОДЕНТРИСТСКИЙ КОНСТРУКТ5
Введение: теория международных отношений как защитник Западной цивилизации
Данная
книга представляет двойное ревизионистское
изложение евроцентризма и теории
международных отношений. В то время
как первый вариант представляет собой
альтернативное понимание
евроцентризма/ориентализма
заложенного
в концепции, которая была создана ныне
покойным новатором Эдвардом Саидом
(1978/2003), второй утверждает, что теория,
которая была разработана как внутри,
так и за пределами дисциплины международных
отношений в последней четверти
тысячелетия, по большей части, является
европоцентристским конструктом. Или
точнее говоря, теория международных
отношенийв значительной степени создала
ряд евроцентристских представлений о
мировом порядке. Я говорю о них во
множественном числе, поскольку считаю,
что евроцентризм является полиморфным,
многозначным дискурсом, которые кристаллизуется в различные формы. Отсюда вытекает одно из центральных положений моей концепции: теория международных отношений не столько объясняет международную политику в объективном, позитивном и универсалистском ключе, сколько стремится ограниченным образом прославлять, защищать и продвигать Запад в качестве проактивного субъекта и высшего, идеального нормативногообразца мировой политики.
Конечно, читатель немедленно сделает предположение о том, что для изображения теории международных отношений как евроцентризма, я обязательно обращусь к ее рассмотрению или пересмотру в свете империализма. Но одно из главнейших положений моей книги заключается в том, что «евроцентризм» принимает самые разнообразные формы, причем не только империалистические, но ианти-империалистические. Такой шаг, конечно же, непосредственно проблематизирует сутьимпериа-листическогоопределенияевроцентризма/ориентализма, данного Саидом. Конечно, я понимаю, что разрубив гордиев узел между евроцентризмом и империализмом, мы рискуем получить статус еретического движения в постколониальных кругах. Однако в этой книге я постараюсь показать, что анти-империали-стическая политика настолько же политически обременена, как и так называемая «другая» империалистическая политика. Кроме того, я считаю, что обычное бинарное противопоставление евроцентристской или расистской концепции империализма к толерантной культурно плюралистической концепции анти-им-периализма скорее надумано и менее реально, чем кажется.
Таким образом, эта работа обращена не только к теории международных отношений, но и к другим дисциплинам, которые заинтересованы в понимании проблемы евроцентризма/ ориентализма. Со времен публикации основополагающей книги Эдварда Саида «Ориентализм» в 1978 году, идея и критика евроцентризма или ориентализма распространилась в социальных и гуманитарных науках среди концептуально обоснованных дисциплин, таких, как политология, политическая теория
и теория международных отношений (МО), политическая экономия/международная политическая экономика (МПЭ), политическая география, социология, литература/культурология и, не в последнюю очередь, антропология. А с учетом моего убеждения насчет того, что евроцентризм заражает значительные области дисциплин, необходимость и даже срочность его изучения должны лежать в основе практических подходов. Тем не менее, многие потенциальные читатели, не работающие в области МО, возможно, отложат чтение книги, в которой задействованы теоретики международных отношений, большинство из которых, работают в данной области.
Здесь важно понять, что я не просто отношусь к теории МО исключительно как к субъекту интереса, тем самым удваивая ее роль в качестве проводника и хранилища различных евро-центристскихметанарративов. Таким образом, теория международных отношений в данной книге будет тем же, что и западная литература для «Ориентализма» Эдварда Саида: работа, которую читают люди, даже не работающие в культурном или литературоведческом направлении.В любом случае, утверждение Саида по поводу четкой связи евроцентризма и международной политики, в данном случаем, империализма, теория МО должна логически стать лакмусовой бумажкой, способной выявлять подобный дискурс в западной академической мысли.Таким образом, данная работа может быть прочтена двумя различными аудиториями двумя различными, но дополняющими друг друга способами: читателем, не работающим в области МО, которые заинтересованы в изучении евроцентризма — какие многочисленные формы он принимает и как его строение изменяется с течением времени; и читателем, работающим в области МО, который заинтересован в понимании евроцентристских основ МО.По этой причине я попрошу от читателей, специализирующихся на МО, терпения в определенные моменты, когда я рассматриваю некоторых мыслителей, которые условно не связаны с МО, например, Карл Пирсон, Бенджамин Кидд, Дэвид Старр, Джордан и Латроп Стоддард.
Чтобы подготовить читателя к путешествию, в этой главе представлены три главные части: в первой излагаются ключевые концептуальные подходы, из которых возник мой альтернативный взгляд на евроцентризм. Я разобрал шесть кардинальных аксиом теории международных отношений с учетом аргументов, приведенных в этой работе, прежде чем завершить главу собственным определением империализма или анти-им-периализма в рамках теории МО.
Пересмотр «евроцентризма» как многозначного и разнородного дискурса
Обзор четырех типичных вариантов «ориентализма»
Следует сказать, что в центре внимания глав 2-12 лежат основные свойства, отмеченные мной справа в таблице 1.1. Таким образом, каждая глава раскрывает специфические свойства метанарративов, которые лежат в основе каждой теории МО: сведения о «стандартах цивилизации»; степень действия, приписываемая Востоку и Западу; положение по отношению к империализму и анти-империализму; и особенная «чувствительность». Несомненно, моя плюралистическая и многозначная концепция «ориентализма» отличается от одноцветного определения Саида, на том основании, что мое построение в сильной степени основано на случайности всех ключевых аспектов (за исключением общепризнанного соглашения, касающегося центральности стандартных цивилизаций, лежащих в основе «ориенталистских» теорий).
Источник дважды редуктивной концепции евроцентризма/ ориентализма Саида заключается в первую очередь в том, что он объединяет то, что я называю евроцентристскиминститу-ционализмом с научным расизмом, и во-вторых, соединяет ориентализм с чисто империалистической политикой. Из множества примеров, которые мы могли бы привести, два нижеприведенных кажутся достаточно приемлемыми. При обсуж
д
Таблица
1.1 Альтернативная концепция ориентализма/
евроцентризма
Редуктивная
концепция ориентализма Саида
«Не-редуктивная»
концепция евроцен-тристскогоинституци-онализма
и научного расизма
Отношения
между ориентализмом и научным
расизмом
ПрисущеРасизм,
особенно социальный дарвинизм,
всего лишь высшее выражение
империалистического ориентализма
УсловноРасизм
и евроцен-тристскийинституци-онализм
аналитически дифференцированы, даже
при взаимном пересечении в некоторых
областях
Центральное
место «стандартов цивилизации»
Да
Да
ении ориентализма в Европе
в девятнадцатом веке, полагает Саид,
«каждый европеец, в отношении того, что
он мог сказать о Востоке, являлся...
практически полностью евроцентричным
расистом и империалистом» (Саид 1978/2003:
2034). Или же: «сказать,что ориентализм
был рационализацией колониального
господства — все равно что игнорировать
ту-степень, в которой колониальное
господство было оправдано ориентализмом
заранее, а не впоследствии» (Саид,
1978/2003: 39). Моя собственная не редуктивная
концепция изложена в таблице 1.2 и
представляет собой четыре поля матрицы;
в ней изложены четыре основных аспекта
«типичного» евроцен-тризма, который
существовал в период с 1760 по 1945 гг.