Файл: Левиафан выпуск 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2207

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Джон Хобсон


КОНСТРУИРОВАНИЕ ЕВРОДЕНТРИЗМА И ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК ЕВРОДЕНТРИСТСКИЙ КОНСТРУКТ5

Введение: теория международных отношений как защитник Западной цивилизации


Данная книга представляет двойное ревизионистское изложение евроцентризма и теории международных отношений. В то время как первый вариант представляет собой альтернативное понимание евроцентризма/ориентализма заложенного в концепции, которая была создана ныне покойным новатором Эдвардом Саидом (1978/2003), второй утверждает, что теория, которая была разработана как внутри, так и за пределами дисциплины международных отношений в последней четверти тысячелетия, по большей части, является европоцентристским конструктом. Или точнее говоря, теория международных отношенийв значительной степени создала ряд евроцентристских представлений о мировом порядке. Я говорю о них во множественном числе, поскольку считаю, что евроцентризм является полиморфным,


многозначным дискурсом, которые кристаллизуется в различные формы. Отсюда вытекает одно из центральных положений моей концепции: теория международных отношений не столько объясняет международную политику в объективном, позитивном и универсалистском ключе, сколько стремится ограниченным образом прославлять, защищать и продвигать Запад в качестве проактивного субъекта и высшего, идеального нормативногообразца мировой политики.

Конечно, читатель немедленно сделает предположение о том, что для изображения теории международных отношений как евроцентризма, я обязательно обращусь к ее рассмотрению или пересмотру в свете империализма. Но одно из главнейших положений моей книги заключается в том, что «евроцентризм» принимает самые разнообразные формы, причем не только им­периалистические, но ианти-империалистические. Такой шаг, конечно же, непосредственно проблематизирует сутьимпериа-листическогоопределенияевроцентризма/ориентализма, данно­го Саидом. Конечно, я понимаю, что разрубив гордиев узел меж­ду евроцентризмом и империализмом, мы рискуем получить статус еретического движения в постколониальных кругах. Од­нако в этой книге я постараюсь показать, что анти-империали-стическая политика настолько же политически обременена, как и так называемая «другая» империалистическая политика. Кро­ме того, я считаю, что обычное бинарное противопоставление евроцентристской или расистской концепции империализма к толерантной культурно плюралистической концепции анти-им-периализма скорее надумано и менее реально, чем кажется.

Таким образом, эта работа обращена не только к теории международных отношений, но и к другим дисциплинам, ко­торые заинтересованы в понимании проблемы евроцентризма/ ориентализма. Со времен публикации основополагающей кни­ги Эдварда Саида «Ориентализм» в 1978 году, идея и критика евроцентризма или ориентализма распространилась в социаль­ных и гуманитарных науках среди концептуально обоснован­ных дисциплин, таких, как политология, политическая теория


и теория международных отношений (МО), политическая эко­номия/международная политическая экономика (МПЭ), по­литическая география, социология, литература/культурология и, не в последнюю очередь, антропология. А с учетом моего убеждения насчет того, что евроцентризм заражает значитель­ные области дисциплин, необходимость и даже срочность его изучения должны лежать в основе практических подходов. Тем не менее, многие потенциальные читатели, не работающие в области МО, возможно, отложат чтение книги, в которой задей­ствованы теоретики международных отношений, большинство из которых, работают в данной области.

Здесь важно понять, что я не просто отношусь к теории МО исключительно как к субъекту интереса, тем самым удваивая ее роль в качестве проводника и хранилища различных евро-центристскихметанарративов. Таким образом, теория междуна­родных отношений в данной книге будет тем же, что и западная литература для «Ориентализма» Эдварда Саида: работа, кото­рую читают люди, даже не работающие в культурном или ли­тературоведческом направлении.В любом случае, утверждение Саида по поводу четкой связи евроцентризма и международной политики, в данном случаем, империализма, теория МО долж­на логически стать лакмусовой бумажкой, способной выявлять подобный дискурс в западной академической мысли.Таким об­разом, данная работа может быть прочтена двумя различными аудиториями двумя различными, но дополняющими друг друга способами: читателем, не работающим в области МО, которые заинтересованы в изучении евроцентризма — какие многочис­ленные формы он принимает и как его строение изменяется с течением времени; и читателем, работающим в области МО, который заинтересован в понимании евроцентристских основ МО.По этой причине я попрошу от читателей, специализирую­щихся на МО, терпения в определенные моменты, когда я рас­сматриваю некоторых мыслителей, которые условно не связаны с МО, например, Карл Пирсон, Бенджамин Кидд, Дэвид Старр, Джордан и Латроп Стоддард.


Чтобы подготовить читателя к путешествию, в этой главе представлены три главные части: в первой излагаются ключе­вые концептуальные подходы, из которых возник мой альтер­нативный взгляд на евроцентризм. Я разобрал шесть карди­нальных аксиом теории международных отношений с учетом аргументов, приведенных в этой работе, прежде чем завершить главу собственным определением империализма или анти-им-периализма в рамках теории МО.

Пересмотр «евроцентризма» как многозначного и разнородного дискурса

Обзор четырех типичных вариантов «ориентализма»

Следует сказать, что в центре внимания глав 2-12 лежат ос­новные свойства, отмеченные мной справа в таблице 1.1. Та­ким образом, каждая глава раскрывает специфические свой­ства метанарративов, которые лежат в основе каждой теории МО: сведения о «стандартах цивилизации»; степень действия, приписываемая Востоку и Западу; положение по отношению к империализму и анти-империализму; и особенная «чувстви­тельность». Несомненно, моя плюралистическая и многознач­ная концепция «ориентализма» отличается от одноцветного определения Саида, на том основании, что мое построение в сильной степени основано на случайности всех ключевых аспектов (за исключением общепризнанного соглашения, ка­сающегося центральности стандартных цивилизаций, лежа­щих в основе «ориенталистских» теорий).

Источник дважды редуктивной концепции евроцентризма/ ориентализма Саида заключается в первую очередь в том, что он объединяет то, что я называю евроцентристскиминститу-ционализмом с научным расизмом, и во-вторых, соединяет ориентализм с чисто империалистической политикой. Из мно­жества примеров, которые мы могли бы привести, два ниже­приведенных кажутся достаточно приемлемыми. При обсуж­


д

Таблица 1.1 Альтернативная концепция ориентализма/ евроцентризма



Редуктивная концепция ориентализма Саида

«Не-редуктивная» концепция евроцен-тристскогоинституци-онализма и научного расизма

Отношения между ори­ентализмом и научным ра­сизмом

ПрисущеРасизм, особенно со­циальный дарвинизм, всего лишь высшее вы­ражение империалисти­ческого ориентализма

УсловноРасизм и евроцен-тристскийинституци-онализм аналитически дифференцированы, даже при взаимном пе­ресечении в некоторых областях

Центральное место «стан­дартов циви­лизации»

Да

Да



ении ориентализма в Европе в девятнадцатом веке, полагает Саид, «каждый европеец, в отношении того, что он мог ска­зать о Востоке, являлся... практически полностью евроцен­тричным расистом и империалистом» (Саид 1978/2003: 203­4). Или же: «сказать,что ориентализм был рационализацией колониального господства — все равно что игнорировать ту-степень, в которой колониальное господство было оправдано ориентализмом заранее, а не впоследствии» (Саид, 1978/2003: 39). Моя собственная не редуктивная концепция изложена в таблице 1.2 и представляет собой четыре поля матрицы; в ней изложены четыре основных аспекта «типичного» евроцен-тризма, который существовал в период с 1760 по 1945 гг.