ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2299
Скачиваний: 4
на задний план в процессе возрождения явного евроцентрист-скогоинституционализма в рамках основных теорий МО. Таким образом, то, что я называю «западным реализмом» после 1989 восходит к будущему империалистическому расовому реализму после 1889 года, в то время как «западный либерализм» после 1989 года возвращает нас к патерналистскому ев-роцентризму после 1830 года.
Определение моего подхода в рамках более широкого научногоматериала по научному расизму и евроцентризму
Несмотря на то, что мое эвристическое построение достаточно сложно, учитывая, что каждая из четырех категорий демонстрирует широкий спектр позиций, все еще могут найтись те (скорее всего, это историки), кому покажется, что моя социологическая позиция слишком упрощена или те, (скорее всего, социальные ученые постколонистского стиля), кто посчитают эту модель слишком сложной. В ответ на критику чрезмерного упрощения я должен отметить, что я действительно признаю, что моя социологическая инициатива рискует подвергнуться различного рода интеллектуальным опасностям, однако я считаю, что если мы избежим их, то по умолчанию останемся в затруднительном положении «партикуляризма» или «партикуляристичного партикуляризма», что отказавшись от попытки распутать сложность материала и, тем самым, внеся запрет на любые виды аналитического обзора илиизобретения, мы придем к ряду определенных проблем.Эта неотъемлемая предрасположенность к «партикуляризму», конечно, выступает значением того факта, что эта область является одной из наиболее упорно разрабатывавшихся историками, хотя ни в коем случае нельзя принижать достаточно выдающуюся второстепенную историческую литературу
по научному расизму12, которая обеспечивает большой объем материала для того, что создал Саид. В самом деле, нет никого, кто при прочтении этих книг не был бы поражен уровнем и исключительной глубиной исследования.
Но первая проблема, с которой я столкнулся в исторической литературе, является ее частое смешение евроцентристского ин-ституционализма с научным расизмом, что, по иронии судьбы, мешает составить более глубокое понимание картины, которую я заинтересован описать. Во-вторых, неспособность различить эти два типичных варианта означает, что мы едва ли уловим смысл теории МО после 1945 года, которая воплощает собой скорее евроцентристский институционализм, чем научный расизм. Обе эти проблемы сливаются в одну большую картину, которая, по определению, интересует меня, с учетом изучаемого мной периода с 1760 по 2010 гг. Соответственно, освещение микро-исторической ситуации лишает нас способности понять, как дискурсы евроцентристского институционализма и научного расизма изменились с течением времени.
Третьей, хотя и второстепенной, является проблема поразительного отсутствия внимания исторической литературы к взаимосвязи между научным расизмом и международной политикой, с учетом того, что она гораздо чаще заинтересована в отслеживании очень сложных по своей сути проблем, касающихся характера эволюционизма, процессов наследственной передачи и так далее13. Это кажется удивительным, учитывая, что социал-дарвинизм условно
считается исходным воплощением империалистического мышления. Но оказывается, что «на самом деле существует недостаток подробных исследований о роли социал-дарвинизма в империалистской мысли и практике» (Хокинс 1997: 2003). Отчасти это было причиной того, что я обнаружил для себя крайне малый выбор, сводящийся к необходимости пахать обширную полосу через основные тексты по научному расизму, и отчасти потому, что малочисленные вторичные источники, которые рассматривают взаимосвязь между научным расизмом и международной политикой, обычно не освещают антиимпериалистическую сторону вопроса14.
Однако если от гуманитарной области мы обратимся к исследованию социальных наук, мы столкнемся с растущей в объемах и не менее впечатляющей второстепенной литературой, которая сконцентрирована на взаимосвязях между евроцентризмом и теориями МО. Эта литература находится на пересечении ряда дисциплин, в первую очередь политической теории, политической географии, социологии, международного права, международных отношений и МПЭ15. Хотя я и обучился многому благодаря этим новаторским и вдохновляющим работам, однако мне пришлось столкнуться с особого рода проблемой: большинство литературы, как правило, представляет собой евроцентризм черного-ящика, где
затушеваны внутренние разногласия и сложности, в нахождении которых япрежде всего заинтересован16.
В самом деле, иногда мне кажется, что в некоторых авторских работах образ действий был досконально изучен на наличие каких-либо признаков империализма, чтобы доказать существование лежащего в основе евроцентристскогометанарратива. Напротив, мое предпочтение состоит в увеличении внимания, в частности, к характеру евроцентристского и расистского мете-нарратива, на который опираются некоторые авторы, в то время как его империалистические или анти-империалистические свойствауказываются мной.
Тем не менее, вполне возможно, что многие из этих ученых посчитают мойэврестический метод слишком сложным и возразят против моего утверждения, что евроцентризм и расизм, с одной стороны, могут быть антиимпериалистическими и, с другой стороны, должны быть аналитически дифференцированы. В самом деле, последний пункт, в частности, может встретить возражение со стороны представителей «критической расы», кто рассматривает современный евроцентризм как замаскированный расизм17; (мой более подробный ответ на данные возражения представлен в 13 главе — см. 322-2 стр.). Здесь же, повторяя утверждение о том, что концепция «евроцентризма» Саида и литература по этой теме представляются слишком упрощенными, напрашивается вопрос, почему же такому неполноценному подходу уделяется больше всего внимания. Тем не менее, мне кажется, что скрывать аспекты, которые я обозначил в данной книге означает, что широко используемой концепции ориентализма Саида придется сильно грести под водой, чтобы удержаться на плаву. Но вместо того, чтобы покинуть корабль концепции Саида, моя задача в
Чтобы
закончить данное обсуждение, стоит
отметить, что, поскольку этот материал
имеет тенденцию к евроцентризму черного
ящика, я вынужден снова вернуться назад
к чертежной доске и пройти через
огромный ряд первоначальных основ
евроцентристского институционализма,
чтобы указать на различия и сложности,
которые они воплощают собой. Здесь
важно понять,почему мой подход находится
между Сциллой сложности и Харибдой
однородности, поэтому я не в состоянии
позволить себе такую роскошь, как
тщательно сосредоточиться на
минимальном количестве мыслителей,
как это предпочитают делать многие
политические теоретики1,
но также я 1
См. напр. Так (1999); Мехта (1999);
Мату (2003); Питтс (2005);
Морфилд
(2005).
данной
работе — найти для курсирования
альтернативный поток для углубления и
расширения понимания Саида/ постколониального
понимания евроцентризма таким образом,
чтобы учесть много нюансов, которые
существуют внутри евроцентристской
теории международных отношений или, в
равной степени, чтобы обнаружить схожие
сложные нюансы, которые существуют
внутри любой, сопоставимой по концептуальной
ориентации дисциплине. По ходу действия
я стремлюсь отойти от обычного статического
понимания ориентализма/евроцентризма,
раскрывая его изменяющиеся с течением
времени формы или разнородные свойства.Это
необходимо не только для лучшего
понимания евроцентризма, но также и
потому, что если мы применим упрощенную
концепцию евроцентризма в теории МО
или в любой другой социальной дисциплине,
то логически от нас потребуется уместить
все многочисленные нюансы в одну
единственную неоднородную по своему
характеру ориенталистскую империалистическую
теорию, несмотря на то, что огромное
количество теорий МО представляют как
явную, так и латентную приверженность
империализму в той или иной форме.