ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2305
Скачиваний: 4
из «традиционного интеллектуала», становится органическим, то есть осознанно выбирающим свое положение относительно гегемонии.
Сам
Грамши пришел к такой концепции на
основании анализа политических
процессов в Италии 20-х-30-х годов1.
В этот период, согласно его анализу, в
этой стране вполне назрели предпосылки
для социалистической революции — и в
базисе (развитый промышленный капитализм
и обострение классовых противоречий
и, соответственно, классовой борьбы) и
в надстройке (политические успехи
консолидированных левых партий). Но в
этих, казалось бы, благоприятных,
условиях, анализирует дальше Грамши,
левые силы были обязаны своим провалом
тому, что в интеллектуальной сфере в
Италии тон задавали представители
именно гегемонии, внедряя буржуазные
стереотипы и штампы даже там, где это
шло вразрез с экономическими и
политическими реалиями и предпочтениями
активных антибуржуазных кругов.
Этим, с его точки зрения, и воспользовался
Муссолини, обративший гегемонию в свою
пользу (фашизм, с точки зрения, коммунистов
был завуалированной формой господства
буржуазных классов) и предотвративший
искусственно социалистическую революцию,
назревавшую в 1
Грамши А. Тюремные тетради. Указ.
соч.
Из
этого вытекает важный вывод: выступить
против гегемонии интеллектуал вполне
может и в том обществе, где капиталистические
отношения в базисе и политическое
доминирование буржуазии в надстройке
преобладают. Интеллектуал может
отвергнуть или принять гегемонию
свободно, так как у него есть зазор
свободы, аналогичный тому, который есть
в области политического по отношению
к экономическому (как показал опыт
большевизма в России). Другими словами,
можно быть носителем пролетарского
сознания и стоять на стороне рабочего
класса и справедливого общества, находясь
в самом центре общества буржуазного.
Все зависит от интеллектуального
выбора: гегемония это вопрос совести.
силу естественного исторического хода событий. Иными словами, ведя (относительно) успешно политические баталии, итальянские коммунисты, по Грамши, упустили из виду «гражданское общество», сферу интеллектуальной, «метаполитической» борьбы, и в этом он видел причину их поражения.
В этой форме грамшизм был взят на вооружение европейскими левыми (особенно новыми левыми), и начиная с 60-х гг. левое движение в Европе применило грамшизм на практике. Левые (марксистские) интеллектуалы (Сартр, Камю, Арагон, Фуко и т. д.) смогли внедрить антибуржуазные концепции и теории в самый центр общественной и культурной жизни, причем, пользуясь издательствами, газетами, клубами и университетскими кафедрами, которые были интегральной частью капиталистической экономики и действовали в политическом контексте до-минации буржуазной системы. Тем самым они подготовили и события 1968-го г., прокатившиеся по Европе, и левой поворот европейской политики в 70-е гг.
Таким образом, как ленинизм на практике доказал, что у политического сегмента надстройки есть определенная автономия и активность в этой области может опережать процессы, развертывающиеся в базисе, так и грамшизм в практике новых левых продемонстрировал свою эффективность и практическую ценность как активной интеллектуальной стратегии.
Грамшизм в критической теории: левый уклон
1 Cox
R. Gramsci, Hegemony and International Relations: An Essay in
Method// Millennium
12,1983.
2 Gill
S. Gramsci, Historical Materialism and International Relations.
Cambridge: Cambridge University Press,
1993.
В
том виде, в каком мы описали, грамшизм
и был интегрирован в критическую теорию
МО ее современными представителями —
Робертом Коксом1,
Стивеном Гиллом2
и т. д. И хотя они в духе постмодерна еще
более акцентировали автономность сферы
«гражданского общества» и соответственно
феномена гегемонии, поставив
интеллектуальный выбор и
эпистемологические
1
Неограмшист Николс Пратт определяет
контргегемонию как «создание
альтернативной гегемонии в зоне
гражданского общества для подготовки
политических изменений».
Pratt
N.
Bringing politics back in: examining the link between globalization
and democratization// Review of International Political Economy.
Vol.
11,
No.
2, 2004.
2
Маркс К., Энгельс Ф.Манифест Коммунистической
партии./Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения.
— 2-е изд. — Т. 4. -М.: Государственное
издательство политической литературы,
1955. С. 419-459.
стратегии
выше политических процессов и экономических
структур, они в целом сохранили
преемственность именно марксистскому,
левому дискурсу: для них капитализм был
в целом лучше недокапиталистических
социально-эконмических систем, хотя и
заведомо хуже той посткапиталистической
(социалистической и коммунистической)
модели, которая должна прийти ему на
смену. Этим объясняется структура
проекта контргегемонии1
в критической теории МО — она остается
в контексте левого понимания исторического
процесса. Можно описать это так: согласно
представителям критической теории,
гегемония (=буржуазное общество,
кульминирующее в голограмме буржуазного
сознания) должна сменить собой
недо-гегемонию (типы общества,
предшествующие буржуазному и свойственные
им формы коллективного сознания—Премодерн),
чтобы затем быть ниспровергнутой
контргегемонией, которая, после своей
победы, установит пост-гегемонию. Так,
сами Маркс и Энгельс в «Манифесте
Коммунистической партии»2
на
все лады настаивали на том, что претензии
коммунистов к буржуазии не имеют ничего
общего с претензией к буржуазии со
стороны антибуржуазных феодалов,
националистов, христианских социалистов
и т.д. именно в силу того, что капитализм
есть чистое зло, вбирающее в себя
относительное (не столь явное и не столь
эксплицитное) зло прежних форм общественной
эксплуатации, но чтобы победить зло,
надо дать ему полностью проявить себя,
и лишь затем искоренить, а не делать
косметические действия и ретушировать
его наиболее одиозные черты, лишь
оттягивая тем самым горизонты революции
и коммунизма.
Это необходимо иметь в виду, когда мы рассматриваем структуру неограмшистского анализа международных отношений.
Этот анализ делит все страны на те, где гегемония укрепилась явно (это развитые капиталистические страны с индустриальной экономикой, доминацией буржуазных партий в парламентских демократических системах, организованные в соответствии с образцами национальных Государств, обладающие развитой рыночной экономикой и либеральной правовой системой) и те, где она, по разным историческим обстоятельствам, этого сделать не смогла. Первые страны принято называть «развитыми демократическими державами», а вторые — относить к «пограничным случаям», «проблемным зонам» или даже к разряду «государств-негодяев» (rogue states). Анализ гегемонии в странах, где она укрепилась, полностью вписывается в общий левый (марксистский, неомарксистский и грамшист-ский) анализ. Но случай стран с «недостроенной гегемонией» следует рассмотреть отдельно.
Эти страны сам Грамши относил к разряду «цезаризма» (явно имея в виду перед глазами опыт фашистской Италии). «Цезаризм» может быть рассмотрен широко, как любая политическая система, где буржуазные отношения существуют фрагментарно, и их полноценное политическое оформление (как классического буржуазно-демократического Государства) задерживается. В «цезаризме» главное не авторитарный принцип правления, но именно задержка с полноценной инсталляцией полноценной капиталистической системы (в базисе и надстройке) западного образца. Причины такой задержки могут быть самые разные: диктаторский стиль правления, клановость, наличие религиозных или этнических группировок во власти, культурные особенности общества, исторические обстоятельства, особое экономическое или географическое положение и т. д. Важно, в первую очередь то, что в таком обществе гегемония выступает как внешняя сила (со стороны полноценно буржуазных Государств и обществ)
и как внутренняя оппозиция, так или иначе связанная и с внешними факторами.
Неограмшисты в МО утверждают, что «цезаризм» представляет собой именно «недо-гегемонию», и поэтому его стратегия сводится к тому, чтобы балансировать между давлением гегемонии извне и изнутри, идя на определенные уступки, но вместе с тем, делать это избирательно, стремясь, во что бы то ни стало, сохранить власть и не допустить захвата власти буржуазными политическими силами, выражающими на уровне политической надстройки структуры организации экономического базиса общества. Поэтому он обречен на «трансформизм» (итальянское transformismo), постоянную подстройку под гегемонию с одной стороны, при неизменном стремлении оттянуть, отложить или направить по ложной траектории тот финал, к которому она неуклонно движется.
В этом отношении, представители критической теории в МО рассматривают «цезаризм» как то, что рано или поздно будет преодолено гегемонией, поскольку это явление представляет собой не более, чем «историческое запаздывание», а отнюдь не альтернативу, то есть не контргегемонию как таковую.
С
учетом такой особенности, становится
ясной ограниченность концепта
контргегемонии у представителей
критической теории в МО и откровенный
утопизм их альтернативных проектов
— так, «контр-общество» Кокса представляет
собой нечто невыразительное и
неопределенное. Они исходят из того
смутного проекта социально-политического
миропорядка, который должен наступить
«после либерализма»1
(И. Валлер-стайн) и соответствовать
привычным для левых коммунистическим
утопиям. Такая версия контргегемонии
ограничена еще 1
Валлерстайн И. После либерализма.—
М.: Едиториал УРСС, 2003.
Очевидно,
что именно к такому «цезаризму»
современные представители критической
теории в МО относят большинство стран
Третьего мира, и даже крупные державы,
входящие в БРИКС (Бразилию, Россию,
Индию, Китай и Южную Африку).