ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1866
Скачиваний: 2
56
Геополитика XXI
большей степени быть охарактеризованы как гибридное сочетание традиционных
и нерегулярных тактик, децентрализованное планирование и исполнение,
участие негосударственных акторов, с использованием одновременно простых и
сложных технологий в инновационных направлениях.
Гибридные угрозы включают в себя ряд различных режимов ведения войны,
включая стандартное вооружение, нерегулярные тактики и формирования, тер-
рористические акты (в том числе насилие и принуждение) и криминальный бес-
порядок. Гибридные войны также могут быть мультиузловыми — проводимые и
государствами, и различными негосударственными акторами. Эти мультимодаль-
ные/мультиузловые действия могут проводиться отдельными подразделениями
или тем же самым подразделением, только, как правило, оперативно и тактически
направленным и скоординированным в рамках основных боевых действий для
достижения синергетического эффекта в физическом и психологическом измере-
ниях конфликта. Результаты могут быть получены на всех уровнях войны.
Гибридные угрозы сочетают угрозу государственного конфликта с фанатич-
ным и затяжным характером нерегулярной войны. В таких конфликтах будущие
противники (государства; группы, спонсируемые государством или самофинан-
сируемые субъекты) используют доступ к современному военному потенциалу,
включая зашифрованные командные системы, переносные ракеты класса «зем-
ля-воздух» и другие современные смертоносные системы; а также содействуют
организации затяжных партизанских действий, в которых применяются засады,
самодельные взрывные устройства и убийства. Здесь возможно сочетание высо-
котехнологических возможностей государств, таких как противоспутниковые
средства защиты от терроризма и финансовые кибервойны, как это было предло-
жено парой китайских служащих, которые являются авторами концепции «Не-
ограниченной войны».
Таким образом, вместо того, чтобы видеть будущее как набор стандартных
угроз, нужно понимать, что впереди нас могут ожидать более сложные перспек-
тивы. Традиционные или стандартные вооружения будут оставаться важной
частью войны, и Соединенные Штаты должны сохранить свои конкурентные
преимущества в этой области. Однако становится все более вероятным, что мы
столкнемся с противниками, которые сочетают различные методы и способы ве-
дения войны. Мы пока не сталкиваемся с расширяющимся количеством различ-
ных проблем, но они приближаются.
Гибридные угрозы не ограничиваются негосударственными субъектами. Го-
сударства могут заменить их стандартные подразделения на нерегулярные фор-
мирования и выработать новую тактику наподобие борьбы с фидайинами в Ира-
ке в 2003 г. Данные из открытых источников показывают, что ряд сил на Среднем
Востоке изменяют свою тактику ведения боевых действий, результатом чего яв-
ляется использование этого более сложного и более рассеянного вида конфликта.
Фрэнк Г. Хоффман
57
Война
Может обнаружиться все более неуместной характеристика государства как тра-
диционной силы, а негосударственных субъектов в качестве нерегулярной силы.
Будущие проблемы будут представлены более сложным набором альтернативных
структур и стратегий, как это было в борьбе между Израилем и Хизбаллой летом
2006 г. Хизбалла наглядно продемонстрировала способность негосударственных
структур определять уязвимые места в западном стиле ведения боевых действий и
разработать в соответствии с этим определенные контрмеры. Ральф Петерс опи-
сал сочетание военных элементов и народного ополчения Хизбаллы как «гибрид
партизанских и регулярных войск — тип противника, с которым вооруженным
силам США, возможно, придется сталкиваться все чаще и чаще». Это дает воз-
можность взглянуть под новым углом на косовский конфликт и последнее вмеша-
тельство России в осетинский конфликт, который явно имел гибридный характер.
Уроки, извлеченные из этих конфликтов, оказывают влияние на другие госу-
дарства и негосударственные субъекты. С государственной поддержкой или без
нее, возможности организованных групп возрастают, в то время как стимулы для
государств использовать нетрадиционные формы войны на подъеме. Все это тре-
бует, чтобы мы изменили наше мышление по отношению к относительной часто-
те и типам угроз будущих конфликтов. Тактики партизанских и затяжных форм
конфликтов часто жестко критиковались и рассматривались как тактики слабых,
которые используются негосударственными субъектами, не имеющих средств,
чтобы сделать что-нибудь еще. Будущие гибридные противники могут использо-
вать комбинации методов и глубоко асимметричные средства не из-за слабости
соперника, но из-за их доказанной эффективности; они развивают тактику силь-
ных и ловких.
Гибридность как ключевой момент
Теория гибридных угроз является важной в данный момент по ряду причин.
Она служит в качестве концепции, которая:
•
описывает развивающийся характер конфликта лучше, чем «Подавляю-
щие восстания»;
•
решает проблемы текущего «традиционного» мышления и бинарных
интеллектуалов, формирующих дискуссии;
•
подчеркивает истинную детализацию и широту спектра человеческих
конфликтов;
•
повышает осведомленность о потенциальных рисках и альтернативных
издержках различных вариантов при наличии постоянной угрозы/прений о по-
зиционировании сил.
Гибридную угрозу можно рассматривать как совершенный ключевой пункт
по развитию возможностей ряда военных операций, и он должен внести свою
Гибридные угрозы
58
Геополитика XXI
лепту в наши усилия в предстоящем Четырехлетнем Обзоре Оборонной Стра-
тегии, а также информировать инвесторов о портфелях ценных бумаг и оценке
рисков. Более вероятный сценарий подготовки к победе в смешанном конфликте
и действиях в сложных городских условиях — очень рискованный. Такой сцена-
рий порождает большинство операционных рисков при выполнении начальных и
промежуточных заданий. Операции по поддержанию стабильности можно про-
водить чаще, и редкие обычные войны влекут за собой серьезные последствия и
вырабатывают привычку к опасности. Тем не менее, гибридные угрозы, особенно
со стороны таких государств, как Китай, Россия, Иран и Северная Корея, пред-
ставляют наибольший операционный риск, который отражен на рисунке, в связи
с более высокой интенсивностью конфликта и большей частотой возникновения.
Этот пункт изображен в качестве «отправной точки» в кривой изменения спек-
тра конфликтов, миссии и задачи которых сходятся во времени и не выполняются
в линейном порядке.
Анализ рисков
Школа «подавляющих восстания» уделяет больше внимания сегодняшним
войнам и возможным сценариям будущего. Эта школа заметно улучшит уровень
подготовки операций по поддержанию стабильности и борьбе с повстанцами,
уровень выполнения задач путем улучшения отдельных культурных и языковых
Фрэнк Г. Хоффман
59
Война
навыков, тактической подготовки мелких подразделений, и учебно-консульта-
тивных программ. В то же время, этот акцент приведет к тому, что Соединенные
Штаты будут менее подготовленными в редких, но требующих выполнения мно-
гих задач, обычных конфликтах, а также при гибридных угрозах, которые бы се-
рьезно изматывали вооруженные силы, не готовые к жестокости войны. Но эта
школа позволит сократить расходы на оборону в целом, в связи с сокращением
потребности в тяжелых и дорогих сухопутных войсках и сопутствующей авиаци-
онной поддержке для нескольких межгосударственных войн.
Лагерь традиционалистов сохраняет сегодня конкурентные преимущества в
крупномасштабных конфликтах и избегает вовлеченности в длительные затяж-
ные операции по поддержанию стабильности. Традиционалисты сосредоточены
на обычных общевойсковых задачах в наиболее опасных сценариях ведения войн
и используют традиционные силовые маневры. Эта позиция увековечит синусо-
иду американской военной незаинтересованности в малых войнах, «малом из-
менении солдат», согласно Киплингу. То, на что надеется школа — глобальное
лидерство Америки, дестабилизирующие последствия вывода американских во-
йск и сопутствующее сокращение доступа в Америку, а также влияние от этого
сокращения. Как отметил министр обороны Гейтс, «Соединенные Штаты не
могут позволить себе роскошь отказа от участия в конфликтах, потому что эти
сценарии не соответствуют предпочтительным для Америки понятиям о войне».
Высказанная позиция гарантирует, что существование военных останется важ-
ной данью прошлому, которая обанкротит налогоплательщиков и увековечит
анахронизм военных организаций.
«Внутренние помощники» не имеют конкретной позиции или ключевого
принципа. Они принимают вероятность того, что силы должны быть субопти-
мальны для того, чтобы справиться с какой-либо конкретной угрозой, но стре-
мятся к повышению эффективности во всех видах военных операций. Эта по-
зиция может натолкнуть на предположение, что вряд ли размеры вооруженных
сил и ресурсы будут оставаться высокими. При самых благоприятных прогнозах
в отношении ресурсов они будут распределены на мелкие формирования, а боль-
шинство подразделений и отдельных лиц не получат информации обо всех зада-
ниях. Затраты на кадры, обучение и оборудование, в рамках концепции данной
школы, обходятся немного дороже, чем формирования других школ, поскольку
они поддерживают сохранение унаследованных систем и принимают критику со
стороны Гейтса, высказавшегося за сохранение концепции американского спосо-
ба ведения войны.
Школа разделения труда предлагает создавать отдельные формирования для
выполнения конкретных задач. Она предлагает высокий уровень подготовки во-
оруженного формирования к операции с целью обеспечения стабильности вы-
полняемых операций и обычных государственных сценариев ведения войны.
Гибридные угрозы
60
Геополитика XXI
Однако это сопряжено с некоторым риском, что силы Соединенных Штатов не
смогут вести войну по длительному сценарию. Потому что конкретные параметры
представляют собой две крайности всего спектра конфликтов, эта позиция обеспе-
чивает недостаточную подготовку вооруженных сил для гибридных угроз, но опти-
мизирует их подготовку для крайних случаев. Существуют также и сопутствующие
риски. Как отметил бывший офицер британской армии, размывание четких границ
современных операций несет в себе риск, что войска одной конкретной специали-
зации могут оказаться в ситуации, к которой они не готовы.
Этот вариант незначительно повлияет на общий прогнозируемый объем ресур-
сов. Однако инвестиции в сухопутные войска будут сокращены, поскольку они не
призваны предоставлять боевые формирования более чем для одного сценария во-
енных действий. Ресурсы могут быть перемещены в ВВС и ВМС, чтобы обеспечить
их модернизацию в нужном направлении.
В целом, подход Школы разделения труда распределяет ресурсы по-разному,
с повышенным вниманием к дилемме: что и куда поместить. Этот подход гласит,
что Службы не должны получать фиксированные бюджетные ассигнования и что
Службы играют роли различной важности в различных сценариях войны. Однако,
по версии команды RAND, отмеченной ранее, высказанные позиции почти несрав-
нимы с заключением секретаря Гейтса в том, что «мы должны смотреть c подозо-
рением на идеалистические, триумфальные, или этноцентристские представления
о будущих конфликтах, стремящихся выйти за пределы неизменных принципов, а
также на уродливые реалии войны, согласно которым допускается терроризиро-
вать противника, повергать его в шок или заставлять безоговорочно подчиняться».
Гибридная сила уделяет больше внимания достижениям, ориентируя объеди-
ненные силы на гибридные угрозы в условиях сложной для проведения операции
местности. Более низкая готовность к начальным и длительным операциям вроде
тех, что предусмотрены Крепиневичем, — влечет за собой риск. Но этот риск ком-
пенсируется потенциалом совместных сил, которые в конечном итоге будут заняты
в сценарии ведения войны, и для формирования которых больше подходят право-
охранительные органы, разведка, а также неправительственные агентства. Переход
сил к середине ряда конфликтов, чтобы справиться с ними, какими бы сложными
они ни были, может происходить за счет обычного потенциала — танковых диви-
зий и некоторого числа артиллерийских дивизионов. В этом случае возникает риск
сокращения возможностей совместных формирований для ведения крупномас-
штабных, сложных маневров против сильного противника. Такая вероятность мог-
ла бы быть снижена другими военными средствами или коалиционной помощью.
Затраты ресурсов зависят от модернизации сухопутных войск, их потребностей
и ожидаемых широкомасштабных требований по их обучению, но эти затраты не
будут обременительными с учетом ожидаемого уровня сегодняшнего финансиро-
вания.
Фрэнк Г. Хоффман