Файл: Геополитика номер 21.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1670

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сократить многокомпонентность войны определением её как расширенной дуэли. Он формулирует цель такой дуэли как: «заставить нашего врага исполнить нашу волю» (Клаузевиц, 2007, с. 13). Эта схема редуцирует многокомпонентную войну к войне «как использованию насилия для реализации военных задач с целью достижения политических замыслов» (Daase in Strachan, 2007, с. 186). Эта тройственность, соединённая с идеей «расширенной дуэли», приводит к концептуальной схеме насильственного конфликта, состоящего из пяти элементов: «атакующего, обороняющегося, насильственных методов, военных задач и политических замыслов» (Daase in Strachan, 2007, с. 185). Такая схема может описывать все формы политического насилия; как традиционные войны между государствами, так и новообразованные феномены войны: партизанские войны, военную логику возникновения массового насилия в гражданских войнах (Мюнклер, 2010, с. 146) или терроризм. Терроризм, к примеру, с использованием данной схемы может быть описан как негосударственный субъект («атакую­щий»), практикующий неожиданные нападения на гражданское население («методы») для распространения среди населения паники («военная задача») с целью заставить политическую власть («обороняющийся») вносить изменения в свою политику («политический замысел»). Превосходным примером являются террористические бомбовые атаки, выполненные в Испании в 2004 г. для воздействия на избирательную кампанию с целью влияния на правительство, что привело к выводу испанских войск из Ирака.

«Исповедь»: почему могущественные государства проигрывают «малые войны»

Идеи Клаузевица, содержащиеся в «Исповеди» (Bekenntnisschrift в оригинале, документ, в котором Клаузевиц призывает к патриотической партизанской войне против французских оккупационных войск), могут помочь в понимании различия между традиционными «большими» межгосударственными войнами и «малыми войнами», возникающими между могущественными государствами и якобы менее могущественными негосударственными субъектами (Daase in Strachan, 2007, с. 193). В традиционных войнах участники стремятся организовать борьбу страте­гией нападения и тактической обороной. В малых войнах негосударственные субъ­екты планируют обратное. Поскольку в военном отношении они слишком слабы, чтобы атаковать врага на своей собственной территории, они используют тактику нападения через стратегию обороны (Daase in Strachan, 2007, с. 190). Клаузевиц пишет:

«Внутри фронта, который мы решили отстаивать, мы можем атаковать врага где и как угодно. Здесь у нас есть все средства для того, чтобы разрушить армию вра­га, равно как и в любом нападении. Поистине, на нашем собственном фронте это удастся гораздо более легко, чем нашему врагу» (Daase in Strachan, 2007, с. 189).


Эта идея «противодействующей обороны» совершенным образом соответ­ствует логическому основанию современных партизанских войн.

Ещё один представленный Клаузевицем элемент, помогающий объяснить, по­чему могущественные государства проигрывают «малые войны», состоит в том, что войны, проводимые на чужой территории, гораздо легче переносятся (Клау­зевиц, 2007, с. 284). Помимо этого Клаузевиц также обращает внимание:

«Национальные настроения, решающие для мотивации, появляются более легко и утверждаются более долговечно, когда они вызваны целью националь­ного самосохранения и обороны, чем целью завоеваний и наступательных мер» (Daase in Strachan, 2007, с. 193).

Эта мысль также соответствует первому элементу клаузевицевской троицы.

В целом доказана ошибочность представления о том, что идея Клаузевица со­ответствует только войнам между государственными субъектами. Его ясные и чёткие схемы и концепты делают возможным понимание традиционного и не­традиционного ведения войны. Его труды о защите и нападении в сочетании с идеями, выраженными в «Исповеди», дают новые ключи к пониманию, почему государства могут сталкиваться с трудностями в управлении несимметричными войнами. Таким образом, идеи Клаузевица остаются в высшей степени релевант­ными современным войнам (Дайвестейн, 2005, с. 220).

Сунь Цзы: война подобна воде

В поисках детального определения сущности войны в «Искусстве войны» Сунь Цзы, кто-то может не найти ответ так же легко, как в труде Клаузевица. Од­нако, несмотря на культурные, временные и методологические пропасти между мыслителями, оба приходят к схожим выводам. Название труда — «Искусство войны» — подразумевает, что Сунь Цзы частично определяет войну подчинён­ной случайностям и трениям; так или иначе, Сунь Цзы также подчёркивает зна­чимость наличия интуиции у военного руководителя для возможности адапти­роваться к непредвиденным обстоятельствам (Гендель, 2005, с. 22). В остальном, понимание Сунь Цзы изменчивости сущности войны отражено в следующей цитате: «Как вода не имеет постоянной формы, так война не имеет постоянных условий» (Сунь Цзы, 1986, с. 22). В сочетании с некоторыми поэтическими ме­тафорами это положение подчёркивает сложность войны:

«Музыкальные ноты сосчитываются всего пятью, но их мелодии столь много­численны, что никто не может услышать каждую. Основные цвета сосчитываются всего пятью, но их сочетания столь бесчисленны, что никто не может обнаружить каждое. Запахи сосчитываются всего пятью, но их смешения столь многообразны, что никто не может почувствовать аромат каждого. В сражении существуют толь­ко основные и чрезвычайные силы, но их комбинации столь безграничны, что ни­


кто не может постичь каждую из них. Они плодотворны во взаимодействиях, чис­ло которых замкнуто в бесконечности подобно сцепленным кольцам. Кому дано определить, где кончается одно и начинается другое?» (Сунь Цзы, 1986, с 17).

Данная цитата ясно показывает, что Сунь Цзы, как и Клаузевиц, осознаёт вну­треннюю многосложность войны. Для Сунь Цзы комплексность в столкновении берёт начало во взаимодействии с противной стороной, что является сходным со вторым элементом клаузевицевской троицы, постулирующим, что комплекс­ность войны связана с физическими условиями, в которых стратегии и тактики оппонентов трансформируются через взаимное влияние:

«Я властен над тем, что зависит от меня, но не могу быть уверен в том, что зависит от противника. Посему говорится: некто знает, как победить, но это не сделает победу неизбежной» (Сунь Цзы, 1986, с. 15).

Подчёркивая непредсказуемость войны, Сунь Цзы создаёт принцип хаоса (в современном научном смысле), соответствующий многосложности современ­ных войн, также отражённый в концепции войны Клаузевица.

Очевидное различие между идеями двух мыслителей состоит в том, что Кла­узевиц склонен сосредотачиваться на «нижних», тактических уровнях войны, в то время как Сунь Цзы вводит в свою теорию «верхние», стратегические слои (Гендель, 2005, с. 24). Главное отличие между Сунь Цзы и Клаузевицем основано, таким образом, на разнице не в определении войны, а в уровнях анализа. Другое отличие состоит в их оценке категорий информирования и дезинформирования. В то время как Сунь Цзы мыслил эти категории важнейшими составляющими в процессе войны, пронося их как лейтмотив через всю работу «Искусство во­йны», Клаузевиц, несмотря на понимание их тактической ценности, не рассма­тривал эти категории как первоочерёдно важные, и игнорировал значимость внезапных нападений и других проявлений хитрости на стратегическом уровне (Гендель, 2005, с. 168-172). Теперь мы представим эти различия более подробно и тщательно исследуем их релевантность в понимании современных войн.

Уровни анализа

Концептуальная модель «Искусства войны» гораздо шире модели, изло­женной в «О войне». Клаузевиц заинтересован, главным образом, в искусстве ведения войны (однако, Клаузевиц не считает дипломатию маловажной, в его по­нимании война начинается, когда дипломатия подводит, по этой причине он про­водит анализ, отличающийся уровнем от анализа Сунь Цзы), в то время как Сунь Цзы уделяет внимание стратегиям, предшествующим самой битве: от военных приготовлений до дипломатических акций (Гендель, 2005, с. 24). Для Сунь Цзы стратегическое превосходство ведёт к тактическому успеху (Сунь Цзы, 1986, с. 12). Что же касается Клаузевица, тот проводит причудливую черту между по­


литическими, экономическими и тыловыми приготовлениями и командованием битвой. Это в некоторой степени неудачная мысль, ввиду того, что сильная дипло­матическая стратегия и отлаженная экономика — подчёркнутые Сунь Цзы пре­имущества — несомненно играют колоссальную роль для победы в войне. Это особенно соответствует истине сегодня, когда научный прогресс и технические достижения, равно как производство и доставка продуктов питания, топлива и вооружения, важны для победы в войне наравне с тактическим успехом на поле боя (Гендель, 2005, с. 28). Принимая во внимание многосторонность данного анализа, размышления Сунь Цзы представляются несомненно более релевантны­ми современным войнам в сравнении с идеями Клаузевица.

Другое значительное различие, проистекающее из акцента, сделанного Сунь Цзы на стратегической подготовке, состоит в идее достижения численного пре­восходства, в противоположность чему Клаузевиц акцентирует на тактическом уровне и соответствующей теории формирования основы боевого потенциала (Гендель, 2005, с. 40). Сунь Цзы считает, что ключевым моментом для победы в войне является численное превосходство (Сунь Цзы, 1986, с. 22). Клаузевиц явно согласен с утверждением о том, что вероятность победы в сражении возраста­ет вместе с перевесом в численности армии, однако он также считает, что битва может быть выиграна посредством создания внутреннего численного превосход­ства (Клаузевиц, 2007, с. 243).

Применение учения Сунь Цзы о численном превосходстве было в высшей степени очевидным в стратегии Китая во время Корейской войны (1950-53), с помощью чего ожидалось достижение тактического успеха против руководимых США войск ООН (Фридман, 2001, с. 43). Кроме того, тот же тип стратегии ис­пользовался СССР после Второй мировой войны. Советский Союз существенно превосходил войска НАТО в отношении неядерных активов. Эта ситуация по­влияла на президента Эйзенхауэра принять решение о «прекращении попыток конкурировать в мощности вооружения и обратить используемые средства в ка­питал вместо наращивания ракетного арсенала Соединённых Штатов» (Фрид­ман, 2001, с. 48). Это наглядно показывает способность идей Сунь Цзы помочь в объяснении некоторых военно-стратегических констелляций современности.

Cунь Цзы и разведка

На всём протяжении «Искусства войны» Сунь Цзы подчёркивает важность информированности. Согласно Сунь Цзы, как на стратегическом, так и на тактическом уровне, ведение войны полностью основано на дезинформирующих мерах и факторе внезапности, и, таким образом, на разведке (Сунь Цзы, 1986, с. 9). Сунь Цзы утверждает, что непрестанное использование информации о стратегии противника (его политическая цель, возможности коалиции и т. д.) и


его тактическом положении (численность и типы войск, военное оборудование, имеющиеся ресурсы и т. д.) — единственно эффективный путь использовать его слабые места, и именно на таком основании должно происходить формирование военно-стратегического планирования (Сунь Цзы, 1986). Критики считают, что Сунь Цзы чрезмерно полагается на информированность, тем самым, делая фактор внезапности и дезинформационную активность панацеей (Гендель, 2005, с. 194). Ко всему прочему возникает вопрос: противоречит ли убеждённость Сунь Цзы в достижимости достоверности получаемых данных и в способности таких данных способствовать точным прогнозам (Гендель, 2005, с. 193) его идее бесчисленности возможных трансформаций войны, упомянутой выше? Тем не менее, на этих основаниях не следует игнорировать важность разведки в современных войнах. Сегодня информированность, фактор внезапности и дезинформирующие противника меры действительно играют значительную роль в процессе ведения войны. К примеру, в течение войны в Персидском заливе, потеря Саддамом Хусейном авиаразведки позволила Соединённым Штатам и их союзникам успешно использовать тактику дезинформации, которая, вдобавок к всестороннему превосходству армии США, сыграла роль в стремительном поражении иракских войск (Финлан, 2003, с. 33).

Другая сторона размышлений, порождённая идеями Сунь Цзы о разведке и касающаяся понимания современных войн, является более смутной. Сунь Цзы осознавал, что разведка и сбор информации являются крайне трудной задачей. Глава «Использование шпионов», в которой Сунь Цзы пишет о дезинформа­ционной деятельности, противодействии дезинформации и контрмерах против контрдезинформации, ясным образом отражает его понимание этой трудности. Если принять во внимание исторически окружавший Сунь Цзы мир, его идеи о трудоёмкости сбора информации могут быть рассмотрены более глубоко. Поли­тический мир Сунь Цзы состоял главным образом из двух субъектов: императо­ров китайских государств и правителей варваров (Кейн, 2007, с. 30). Глава, по-свящённая тактике, указывает, что подавляющее большинство непосредственных военных столкновений происходили в зоне конфликта (Сунь Цзы, 1986, с. 15). Это контрастирует со сложностью современных конфликтов. Сегодня конфлик­ты часто включают в себя огромное множество субъектов с разными мотивами и стратегиями (государства, военачальники, террористы, торговцы ценными бума­гами, преступные организации и т. д.), равно как и с разными способами ведения войны (традиционные тактики, партизанские методы, террористические атаки и т. д.). Таким образом, можно предположить, что выполнение задачи адекватного информирования сегодня крайне трудно, если не невозможно. Следовательно, идея Сунь Цзы о сложностях информирования может помочь в объяснении, по­чему сильные государства неверно оценивают определённые ситуации и недо­оценивают политические и военные возможности негосударственных субъектов,