Файл: Геополитика номер 21.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1746

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вследствие чего ими принимаются ошибочные стратегии. Это приводит к их по­ражению в несимметричных конфликтах.

Заключение: оба мыслителя остаются релевантными

Данное эссе показало, что идеи как Клаузевица, так и Сунь Цзы остаются существенными для понимания современных конфликтов. Сочинения Клаузе­вица о защите и нападении, дополненные идеями, выраженными в «Исповеди», предлагают аналитическое понимание современных партизанских войн. Одна незначительная слабость клаузевицевской теории состоит в чрёзмерном подчёр­кивании важности тактического уровня войны и пренебрежении стратегическим уровнем. Учитывая этот момент, подход Сунь Цзы, как более широкий, обладает перманентной значимостью в стратегическом измерении войны. Помимо всего прочего, рассуждения Сунь Цзы о разведке полезны в рассмотрении трудностей, с которыми сталкиваются государства, вовлечённые в несимметричные войны. Однако Сунь Цзы не оставляет достаточно возможностей для концептуализации войн. Это, напротив, является сильной стороной аналитической мысли Клаузе­вица. Клаузевицевское определение войны как нечто большего, чем хамелеон, по-видимому, вневременное и универсальное, дополненное его концепцией «тро­ицы», помогает объяснить динамику современных войн любого типа. Таким образом, Клаузевицу удаётся переступить границы собственного опыта, нало­женные на него политической и технической обстановкой его времени (Говард, 2002, с. 1). Помимо этого, его схема войны как расширенной дуэли крайне полез­на в концептуализации различных форм современного политического насилия. Сунь Цзы не предлагает такого концептуального инструментария, что делает труд Клаузевица «О войне» более пригодным для понимания и структурирова­ния современных войн.

Библиография

Clausewitz, Carl. 2007. Carl von Clausewitz On War. Translated by Michael Howard and Peter Paret. Oxford, Oxford University Press.

Duyvesteyn, Isabelle. 2005. Rethinking the Nature ofWar. London, Frank Cass.

Finlan, Alaistair. 2003. The GulfWar 1991. Oxford, Osprey Publishing Ltd.

Freedmann, Lawrence. 2001. The Cold War A military History. London, Casell and Co.

Handel, Michael. 2005. Masters ofWar Classical Strategic Thought. London, Taylor and Francis.

Howard, Michael. 2002. Clauswitz A very short intorduction. Oxford, Oxford University Press.

Kaldor, Mary. 2003. Old and New Wars Organized Violence in a Global Era. Oxford, Blackwell Publishing Ltd.

Kane, Thomas. 2007. Ancient China on post Modern War. London, Routledge.

Munkler, Herfried. 2007. Neues vom Chamaleon Krieg in ApuZ: Kriege und Konflikte Frankfurt, Frankfurter Societatsdruckerei GmbH.

Munkler, Herfried. 2010. The New Wars 4th ed. Hamburg: Rowohlt Taschenbuch Verlag.

Ruloff Dieter. 2007 Eine Ubersicht in ApuZ: Kriege und Konflikte. Frankfurt, Frankfurter Societatsdruckerei GmbH.

Strachan, Hew. 2007. Clausewitz in the 21st Century. Oxford, Oxford University Press.

Sun Tzu edited byJames Clavell. 1983. The Art ofWar. New York, Delacorte Press.

Van Creveld, Martin. 2004. The Future ofWar. Munchen: Gerling Akademie Verlag GmbH.


Военно-политические отношения между Китаем и Индией: перспективы и вызовы


Чэнь Чжихао


Китай и Индия — соседи и быстроразвивающиеся сверхдержавы — связаны довольно непростыми отношениями. Торговый оборот между ними ежегодно растет с головокружительной скоростью. В 2011 г. двусторонний товарооборот составил 74 млрд. долл. США. Китай стал первым торговым партнером Индии. Страны поставили цель увеличить к 2015 г. объем двусторонней торговли до 100 миллиардов долларов. Растут и китайские инвестиции в индийскую экономику.

Двух азиатских гигантов сближает большое количество общих интересов на международной арене. Китай и Индия сотрудничают в рамках следующих между­народных организаций и механимов, таких как БРИКС, ШОС, «Треугольника Россия — Индия — Китай» и т. д. Объединив усилия, КНР и Индия осущест­вляют друг с другом взаимодействие, решая такие вопросы, как преодоление международного финансового кризиса, проблемы с климатическими изменени­ями, осуществление борьбы с терроризмом, обеспечение энергетической и про­довольственной безопасности.

Однако сегодня проблемы в двусторонних отношениях остаются, прежде всего, это относится к военной и политической сферам. Индию давно беспокоят стремительное развитие и перевооружение китайской НОАК и Дели с тревогой наблюдала за тем, как Пекин усиливает свое влияние в Индийском океане. В свою очередь, беспокойство КНР вызывает военное сотрудничество Индии с теми странами, которые боятся возвышения КНР и стремятся создать достаточный геополитический противовес Поднебесной.

Угрозы для Поднебесной и военная доктрина Китая

Отсутствие доверия между Китаем и Индией — это последствия китайско-ин­дийской пограничной войны 1962 г. В центре разногласий находится так называ­емая линия Макмахона, представляющая собой неточную, извилистую границу, проведенную в 1914 г. британскими колониальными властями и представителями местного тибетского правительства. Центральное правительство Китая отказы­вается признавать эту линию. Осенью 1962 г. дело дошло до вооруженного кон­фликта. Китай нанес Индии унизительное и сокрушительное поражение в ходе конфликта. После этого Китай стал для Индии врагом №1. В конце 80-х гг. тен­денция к восстановлению добрососедских отношений между двумя странами не смогла стереть из памяти индийцев и китайцев отголоски этих печальных собы­


тий, и сегодня ключевые направления политики КНР в Южной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе по-прежнему приковывают к себе пристальное внима­ние индийских аналитиков.

За прошедшие 30 лет Китай сделал большие успехи в своем развитии и в до­стижении экономического роста, что обеспечило для китайских людей более высокий жизненный уровень и подняло международный авторитет Китая. Эти успехи в развитии экономики, вместе с продвижением в области науки и техники, позволили Китаю также осуществить всестороннее преобразование его воору­женных сил. Темпы и сферы военной модернизации Китая за прошедшее деся­тилетие значительно возросли, позволяя вооруженным силам Китая развивать свои возможности и, тем самым, способствовать поднятию их международного общественного восприятия, а также подкрепить право выбора Китая по исполь­зованию военной силы для достижения дипломатических выгод или решения спорных вопросов в свою пользу.

Лидеры Индии и ее оборонные стратеги с опасениями смотрят на то, как Китай модернизирует армию и расширяет свое военное преимущество над Индией. Для некоторых в Индии противостояние Китаю имеет большее значение, чем давнему врагу Пакистану. Однако вслед за изменением глобального политического климата Китай намерен улучшить отношения с Индией, и не считает, что она является противником. Соответственно, главные цели по модернизации китайской армии не являются противостоянием с Индией, Китай наращивает военную мощь для того, чтобы ответить на другие серьезные вызовы.

16 апреля 2013 г. Китай опубликовал белую книгу «Национальная оборона Китая 2013 г». «Белая книга» впервые рассекретила численность и структуру китайской армии, но и — фактически впервые — назвала главные источники угроз, которые беспокоят китайское военно-политическое руководство.

На первом месте среди них значатся «некоторые страны», которые, как гласит документ, «укрепляют военные альянсы в Азиатско-Тихоокеанском регионе, расширяют свое военное присутствие и часто обостряют обстановку». Нетрудно догадаться, кого имеют в виду китайские стратеги, если США поставили своей целью перебазировать в регион АТР к 2020 году 60% своих военно-морских сил, а недавно заявили о создании по периметру восточных границ Китая системы ПРО, предназначенной якобы исключительно для парирования «северо-корейской угрозы».

Кроме того, в тексте «Белой книги» указывается: «Отдельные соседние страны прибегают к действиям, которые осложняют и обостряют ситуацию, а Япония провоцирует инциденты вокруг вопроса островов Дяоюйдао». Таким образом, соседние страны, имеющие территориальные споры в Восточно-Китайском море и Южно-Китайском море с Китаем, — второй по значимости


вызов безопасности КНР. На третьем месте стоят угрозы со стороны «трех сил зла» — терроризма, экстремизма и сепаратизма.

Чтобы понять американскую политику в АТР, необходимо рассматривать ее через призму приоритетов глобальной стратегии президента Б. Обамы. Они за­ключаются в следующем:

  • сохранение американского доминирования с помощью поддержания вы­годного для США баланса сил в мире;

  • недопущение появления равных по силам государства-соперника или коалиции держав, которые могли бы нарушить сложившийся баланс силы в каком-либо важном для США регионе.

После регулирования политики безопасности в ноябре в 2011 г. правительство Обамы все время считает центром тяжести вооружение союзников вАТР. В то время Обама объявил, что намерен переместить центр тяжести в АТР. Так называемым «центром тяжести в Азии» являются вооруженные силы, размещенные США в регионах АТР с целью сдерживания растущего экономического и военного влияния Китая и сохранения своего преимущественного статуса в этом регионе. Обещание Обамы от ноября 2011 г. считается вызовом Китая, который, по мнению американцев, стремится стать главной державой в регионе.

В докладе отмечается: «Исходя из долгого времени, перемещение стратегии безопасности США в регионы АТР, безусловно, требует увеличения воздушных и морских сил, а для всего этого нужна интеграция и поддержка авиационно-кос­мической техники. С учетом дальней дистанции необходимы воено-воздушные силы, включая истребители, заправочные танкеры, транспортеры, информацион­ные площадки, наблюдение и разведка, а также беспилотная система-разведчик, бомбардировщик и обеспечение способности для дальней операции ракет». США уже разместили в Японии 24 боевых конвертопланов V-22 Osprey. Ис­требители пятого поколения F-22 «Рэптор» также часто отправляют на остров Окинава на временное размещение. В принципе, американское военное плани­рование уже рассматривает сценарий силового столкновения с Китаем как воз­можный и готовится к нему.

Попытки решить проблему Тайваня также ведут Китай к конфликту с США. Руководство Китайской Народной Республики неоднократно заявляло о том, что Китай не допускает провозглашения независимости острова Тайваня. Руковод­ство Тайваня, опираясь на поддержку Соединенных Штатов в качестве ответ­ной меры осуществляет модернизацию собственных вооруженных сил с целью противодействовать континентальному Китаю. В марте 1996 г. президент США Б. Клинтон направил два авианосца в зону Тайваньского пролива в качестве от­ветной меры на военные учения НОА Китая в непосредственной близости от Тайваня.


После избрания в марте 2008 г. президентом Тайваня Ма Ин-цзю напряжен­ность между сторонами несколько спала, однако на протяжении многих лет ве­роятность конфликта с Тайванем при военном вмешательстве США продолжает оставаться для НОА самой острой военной проблемой. Из-за возможного кон­фликта Китай будет продолжать модернизацию своих вооруженных сил все вре­мя, пока руководство страны будет считать, что потеря Тайваня может серьезно подорвать политическую легитимность режима и его власть в стране. Помимо этого, НОА пытается противодействовать, сдерживать, или вообще отрицать лю­бые попытки оказания американской поддержки Тайваню на случай возникнове­ния вооруженного конфликта.

Для достижения этой цели китайская армия разработала противокорабельную баллистическую ракету DF-21D. DF-21D является первой и единственной в мире противокорабельной баллистической ракетой, и первой системой вооружений, способной поражать движущиеся авианосные ударные группы на большой дистанции с помощью наземных мобильных пусковых установок.1 Она может значительно увеличить возможности Китая по противодействию морским операциям, в частности, предотвращению ввода американских авианосцев в Тайваньский пролив. Развёртывание Китаем DF-21D вызвало серьёзные опасения в военных кругах США. Так, в августе 2010 г. в The Washington Times было опубликовано мнение аналитиков, что DF-21D способна пробить защиту лучших авианосцев и что она стала первой угрозой для глобального господства ВМФ США со времен холодной войны.2

Пекин опасается за энергетическую безопасность. По оценкам экспертов, об­щие запасы нефти в Южно-Китайском море могут достигать 213 млрд. баррелей, что уступает разведанным ресурсам только двух государств — Саудовской Ара­вии и Венесуэлы, превосходя российские.3 В недрах Восточно-Китайского моря находятся залежи 1,5 млрд. м3 природного газа и до 100 млрд. баррелей нефти. Растущие потребности Китая в энергоресурсах заставляет его укрепить свою по­зицию в спорных вопросах с соседями (Японией, Филиппинами и Вьетнамом). Вашингтон, который пытает сохранить свое превосходство в регионе, подтал­кивает эти страны в противостояние с Пекином. Из-за этого в последнее время обостряется целый ряд территориальных споров в Южно-Китайском море и Вос­точно-Китайском море.

Китай и Япония считают свои права в Восточно-Китайском море неоспоримыми. Япония настаивает на проведении границ особых экономических зон, равноудаленных от береговой линии каждой заинтересованной страны, в то время как Китай претендует на континентальный шельф, протянувшийся за