Файл: Геополитика номер 21.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1743

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пределы равноудаленной от берега границы до Окинавской впадины. Китай и Япония продолжают также оспаривать принадлежность близлежащих островов Дяоюйдао (японское название: Сенкаку). Однако обе стороны заявляют, что этот спорный вопрос не должен подрывать их взаимоотношений.

Усиливается восточноазиатская экономическая интеграция. Главы прави­тельств Китая, Японии и Южной Кореи в мае 2012 г. заключили трехстороннее инвестиционное соглашение, которое должно стать фундаментом «Зоны свобод­ной торговли Китай-Япония-Южная Корея». Новый торговый блок станет про­тивовесом Европейскому союзу и Североамериканской зоне свободной торговли (NAFTA). Добиваясь создания Восточно-Азиатской зоны свободной торговли, Китай, по убеждению аналитиков, стремится усилить свой вес в мировой систе­ме, ослабив влияние США. Примечательно, что Штаты в данный момент также пытаются переманить Японию в собственный экономический блок — Трансти­хоокеанское партнерство (ТТП), ориентированный на сдерживание Китая. Япо­ния и Китай также перешли в двусторонней торговле на национальные валюты, ставит под угрозу интересы США в этом очень важном регионе. Сближение Ки­тая и Японии не в пользу США.

15 августа 2012 г. на спорный осторов Дяоюйдао (Сенкаку) высадилась группа китайских активистов, которые прибыли туда на рыболовецкой шхуне из Гонконга. Они установили на островах флаг КНР, однако были задержаны японской полицией. Большинство активистов являются демократическими деятелями Гонкога, которые выступают за независимость Гонконга и имеют тесные связи с США. Это событие резко ухудшило китайско-японские отношения. 10 сентября 2012 г. японский государственный министр по финансовой системе Тадахиро Мацусита был найден мертвым у себя дома. Тадахиро Мацусита сыграл очень важную роль в интеграции китайско-японской экономики, он выступал за создание «Зоны свободной торговли Китай-Япония-Южная Корея». Его смерть является большой потерей для реализации единой зоны свободной торговли в Восточной Азии. На следующий день 11 сентября японское правительство объявило о «национализации» спорных островов Дяоюйдао (Сенкаку). Действия Японии привели к массовым антияпонским акциям протеста в Китае.

Раньше островы Дяоюйдао (Сенкаку) фактически были под контролем Япо­нии, но после «национализации» спорных островов японским правительством Китай начал осуществлять регулярное патрулирование вод в районе Дяоюйдао (Сенкаку). Китай и Япония, даже понимая всю пагубность осложнения отноше­ний, попали в замкнутый круг, когда любое решение по этому архипелагу будет означать потерю лица либо для обоих, либо для одного участника конфликта. Как Китай, так и Япония могут пойти до конца, развязав в Тихоокеанском регионе вооруженный конфликт.


Флот КНР обладает значительным количественным превосходством над япон­скими ВМС, особенно в подводных и легких силах. Качественное преимуще­ство — у японцев. Однако если вооружённые силы Японии не имеют господство в воздухе в возможном конфликте, тогда ее флот не сможет играть решающую роль в войне. В целом у НОАК как минимум в пять раз больше боевых самолетов, чем у ВВС Японии, по всем отдельным компонентам (ударным машинам, тяже­лым истребителям, легким истребителям) превосходство также на стороне Ки­тая. Причем в качественном плане современные тяжелые истребители семейства Су-27/Су-30/[-11/[-16 не уступают самолетам F-15, а легкие китайские J-10 — японским F-2. Дополнительное преимущество Китаю обеспечивает наличие со­тен, если не тысяч БРСД и ОТР различных типов, а теперь еще и крылатых ракет морского, воздушного и наземного базирования. С их помощью могут быть по­ражены многие стационарные цели на японской территории, в первую очередь объекты ОПК. У страны же восходящего солнца нет ни баллистических, ни кры­латых ракет.

Однако «если в конфликт на стороне Японии вмешается Америка, то перевес, понятно, будет за японцами», — отметил заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин4. Бывший министр обороны США Р. Гейтс на пресс-конференции сказал, что Соединенные Штаты не занимают никакой позиции по вопросу принадлежности островов, но они защищены Договором о взаимной безопасности между США и Японией. Многочисленные американские военные базы располагаются на территории Японии. Теперь Китай будет обязан отреагировать на неприкрытую угрозу, которая содержится в американо-японской трактовке их договора.

После того, как отношения с Китаем стали более напряженными из-за терри­ториальных споров, Филиппины стали наращивать военную мощь и стремятся к более плотному сотрудничеству с Вашингтоном. Филиппины запросили у США поставку патрульных самолетов, кораблей и радаров для охраны спорных терри­торий от Китая. Две страны уже несколько раз проводили совместные военные учения в Южно-Китайском море. Часть учений пройдет вблизи территории, о праве на которую Филиппины спорят с Китаем. По мнению эксперта Института востоковедения РАН Дмитрия Мосякова, Манила не ведет переговоры с Вашинг­тоном, чтобы вернуть в Филиппины морских пехотинцев США. Именно они


Южно-Китайское море играет важную роль в вопросах безопасности Восточ­ной и Юго-Восточной Азии. КНР претендует на установление своего суверени­тета над Парасельскими островами (Сиша) и островами Спратли (Наньша) — претензии, оспариваемые полностью или частично Филиппинами, Вьетнамом, Малайзией и Индонезией.


должны стать оружием устрашения Китая.5 Китай уже раскритиковал Филиппи­ны за эскалацию конфликта и предостерег от любого внешнего вмешательства.

В последние годы Вьетнам резко увеличил закупки подводных лодок и истре­бителей. Укрепляя свои вооруженные силы, он одновременно стремится устано­вить тесные военные связи с США, рассматривая покровительство Америки как страховку на случай обострения территориального конфликта с Китаем. Вьет­намские и американские военные общаются на регулярной основе. 7-й американ­ский флот и ВМС Вьетнама часто проводят совместные учения. Командование ВМС Вьетнама высказало заинтересованность в приобретении до шести само­летов БПА P-3 «Орион» из состава ВМС США с целью обеспечения возможно­сти патрулирования 3500-км береговой линии и исключительной экономической зоны площадью 1396299 кв.км. Наиболее вероятно, что для поставки Вьетнаму будут выбраны самолеты Р-3 версии «С», которые являются наиболее современ­ными и находятся в лучшем состоянии. Вьетнам заинтересован в срочной постав­ке самолетов ввиду осложнившейся обстановки в регионе и усиления морской мощи Китая.

США также используют вопросы «независимости Тибета» и «независимости Синьцзяна» для вмешательства во внутренние дела Китая. Вмешательство Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США в тибетский вопрос и его участие в инспирировании акций в поддержку т. н. «независимости Тибета» начались давно, после вторжения в Тибет англичан. В декабре 1957 г. ЦРУ сбросило на парашютах в Тибет двух обученных в США тибетских мятежников. В июне 1958 г. мятежники создали армию «Чуси Гангдрук» численностью примерно четыре тысячи человек, которую возглавил Анджугцан Гоньпо-Чжасчи. Помимо заброски оружия на парашютах ЦРУ также через Индию сухопутным путем переправило для них большое количество оружия и боеприпасов. Затем армия «Чуси Гангдрук» организовала вооруженный мятеж в Тибете. ЦРУ предоставил тибетским сепаратистам финансовые средства и оказал поддержку в подготовке персонала. Большинство агентов, направленных для осуществления подрывной деятельности на Родине, обучены сотрудниками ЦРУ.6 Высокопоставленные чиновники и политические деятели западных стран, в первую очереди США, часто организуют встречу с далай-ламой, которого китайское правительство считает лидером движения за «независимость Тибета».

Возглавляемый Ребией Кадир «Всемирный уйгурский конгресс» (именуе­мый в дальнейшем «ВУК») принимал финансирование от Национального фонда США в защиту демократии, а эти средства поступают в основном из Конгресса Соединенных Штатов. «ВУК» и другие организации являются злостными зачин­


щиками и подстрекателями инцидента «5 июля» в сталице Синьцзяна, привед­шего к серьезным насильственным преступлениям и актам вандализма. А столь угрожающие масштабы антикитайской сепаратистской деятельности Кадир и «ВУКа» объясняются откровенной поддержкой некоторых западных стран и их различных «Фондов». В 2005 г. Кадир отправилась в США, она учредила в Соединенных Штатах «Международный уйгурский фонд прав человека и демо­кратии» и стала президентом «Уйгурской ассоциации Соединенных Штатов». По данным «The Wall Street Journal» «Уйгурская ассоциация Соединенных Шта­тов» получала каждый год от Национального фонда США в защиту демократии в виде финансирования 215 тыс. долларов США.7

В конце ХХ — начале XXI вв. четко обозначился водораздел в среде китайских военных. Если в период холодной войны военные обоих государств рассматри­вали СССР как общего противника, то после ее окончания молодое поколение китайских военных переключилось на США. Это поколение воспитано на анти­американизме и считает, что США препятствуют развитию Китая и постоян­но бросают вызов китайским коренным интересам. По китайским экспертным оценкам, возможная конфронтация с США и их союзниками находилась в центре внимания китайской стратегии национальной безопасности и оправдывала док­трину сдерживания военного вмешательства США. На фоне геополитического противостояния Китая и США Пекин пытается уменьшить конфликты с Индией и улучшить двусторонние отношения.

Военно-политическая стратегия Китая в отношениях Индийского океана

В последние годы Индийский океан становится зоной возрастающей воен­но-экономической активности. Основные изменения ситуации обусловлены активизацией новых азиатских гигантов — Китая и Индии. Китай и Индия уже активно наращивают свои экономические и военные возможности в этом реги­оне. Нью-Дели считает, что Индийский океан — это традиционная сфера его влияния. Растущие силы Китая в этом регионе, естественно, вызвали серьезную озабоченность в Индии.

Продолжает расширяться участие Китая в строительстве энергетических систем, сопровождаемое ростом капиталовложений и активным строительством


Большое влияние на формирование китайской военной доктрины имеет факт того, что Китаю не достаточно ресурсов для содержания 1,3 млрд. населения. Каждый год растет потребность в продовольствии и энергии, происходит лави­нообразная индустриализация и урбанизация. Поэтому для Китая очень важны морские пути доставки всего необходимого.


за рубежом. Пекин принимает участие и инвестирует средства в энергетические объекты, которые строятся более чем в 50 странах, расположенных почти на всех континентах. С 2003 г. большинство зарубежных энергетических объектов КНР и капиталовложения связаны со стремлением обеспечить себя на длительное время энергоресурсами (в первую очередь нефтью и газом), чтобы развивать промышленное строительство и экономику в целом. Принимая участие в строительстве нефтяных и газовых объектов, Пекин добивается получения прямого доступа и контроля над сырой нефтью и природным газом. Помимо увеличения импорта Пекин стремится также максимально расширить количество поставщиков и способов доставки. Хотя энергетика больше не является для Китая проблемой, Пекин добивается создания системы поставок, которая меньше зависела бы от внешних факторов.

Китай строит трубопроводы по суше, которые позволяют частично отказаться от относительно уязвимых трубопроводов, уложенных по морскому дну. В 2006 г. сдан в эксплуатацию магистральный трубопровод Казахстан-Китай с пропускной способностью 800000 баррелей сырой нефти в день. 27 сентября 2010 г. завершено строительство нефтепровода из Сибири в китайский город Дацин. 28 июля 2013 г. энергетические трубопроводы из Мьянмы в Китай вступили в эксплуатацию. Однако оценка изученных нефтяных запасов в мире свидетельствует о том, что в дальнейшей перспективе потребности Китая в энергоисточниках могут удовлетворить только поставщики из зоны Персидского залива, Африки и Северной Америки, но для этого, по-прежнему, будет требоваться морской транспорт. Например, проекты трубопроводов лишь незначительно снизят уязвимость Пекина в Ормузском проливе, через который в 2008 г. Китай ввез 40% импортируемой им сырой нефти, при этом ожидается, что данный показатель будет расти. Значение стратегических морских коммуникаций, по которым Китай импортирует из стран Ближнего Востока всю нефть и сжиженный природный газ, будет для Пекина постоянно возрастать.

Морские транспортные пути не только тесно связаны со снабжением энерго­носителями и ресурсами, они также играют важную роль во внешней торговле. Рост экономики Поднебесной чрезмерно зависит от экспорта. Внешняя торгов­ля Китая со своими основными торговыми партнерами осуществляется преиму­щественно морским путем. Маршрут доставки китайских товаров начинается от портов восточного побережья Китая и выходит через Индийский океан до Евро­пы и Африки. Пекин опасается за безопасность морских сообщений.

В 1993 г. возник очень неприятный международный инцидент. Китайское судно «Иньхэ» отправилось из Китая в Иран. По данным американской разведки, корабль перевозил химикаты для производства оружия. Президент Клинтон приказал ВМФ США преследовать судно и не позволять ему войти в порт до тех пор, пока не будет найдено какое-либо решение. Китайские власти