Файл: Геополитика номер 21.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1651

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

важность инновационного плана обмана и его умелого исполнения1. А Фридрих фон Бернарди отмечал, что «военное искусство опирается на свободное приме­нение его основ в постоянно меняющихся условиях»2.

На самом деле, все гораздо сложнее, так как основных научных парадигм картин мира насчитывается несколько десятков.

«Познавательная умеренность», «когнитивное бремя», «принудительное удовлетворение», «принцип Коперника», «кумулятивная ошибка», «циклы», «глубокое время», «теория эффективности», «двойная слепота», — это пере­чень лишь некоторых, которые основательно изучались в последние годы3 и за­частую противоречат друг другу4, но также могут быть вполне адаптированы для международных отношений и военных конфликтов. И просчитать все варианты представляется крайне сложной задачей.

1 B.H. Liddell Hart, Strategy. New York: F.A. Praeger, 1954

2 Friedrich von Bernhardi, On War of To-Day, vol. 2, Combat and Conduct of War, trans. Karl von Donat. New York: Dodd, Mead, 1914, Р. 413.

3 Aimee Groth. 35 Scientiic Concepts hat Will Help You Understand he World.// Business insider, May 27, 2013. http://www.businessinsider.com/scientiic-concepts-that-will-make-you-smarter-2013-5?op=1#ixzz2Ub2C9V1T

4 Сторонник адаптации теории хаоса к международным отношениям — дипломат Стивен Манн довольно критично отзывался о работах тех авторов, которые отстаивали теорию циклов, в частности, работы Кондратьева, Сингера и Модельски.

5 Gallwey, W. Timothy, The Inner Game of Tennis (1st ed.). New York: Random House, 1974.

6 George J. Stein. Information War Cyberwar Netwar http://www.airpower.au.af.mil/airchronicles/battle/chp6.html


7 Richard Szafranski, Neocortical Warfare? The Acme of Skill.// Military Review, November 1994, pp. 41-55. U.S. Army Command and General Staff College.

Тем не менее, если вернуться к теме коуч-культуры, элементы которой разбросаны в указанных выше теоретических выкладках, показательно то, что один из основоположников доктрины сетецентричной войны Артур Себровски говорил, что победы и поражения рождаются в сознании, в то время как Тимоти Голви, считающийся автором идеи коучинга сказал, что внутренний «противник в голове» спортсмена гораздо опаснее реального соперника5. Можно вспомнить и дефиницию Джорджа Штайна, который отмечал, что «целью сетевой войны является людской разум»6. Еще один американский военный эксперт отмечал, что необходимо уничтожить достаточное количество мозгов, или правильных мозгов, и «воля» обязательно умрет вместе с организмом7. Если заниматься подчинением воли противника методом Клаузевица, т. е. путем применения физической силы, в этом подходе есть, по меньшей мере, три недостатка. Ричард Шафрански аргументирует: «Во-первых, убийства и разрушения устройств и машин, как правило, дорого обходятся. Более амбициозные цели вражеского аппарата связаны с большим расходом. Каждую копейку, которая вложена в разрушение, нельзя потратить на строительство. Во-вторых, при отсутствии четких и реальных угроз национальному выживанию, вполне разумно ожидать,


что наши граждане их числа избранных представителей будут иметь другие планы. И, наконец, интеллектуальная энергия, затрачиваемая на разработку новых и лучших способов убивать и разрушать, отвлекает нас от реальной цели войны: подчинения вражеской воли»1. Поэтому Ричард Шафрански, автор теории неокорковой (neocortial) войны2 и считает, что его версия ведения конфликта направлена на подчинение противников без насилия, и это не только военное дело будущего, но и самый требовательный вид войны, который призывает к самым творческим и эффективным схемам работы. При этом он замечает, что пока еще данная теория систематически не осмыслена.

Иными словами, когнитивный домен остается фундаментальным элементом в комплексной структуре новых вооруженных сил, концепций и технологий.

От того, насколько гибким и соответствующим той или иной научной пара­дигме будет мышление у лиц, принимающих решения в области оборонной по­литики, миротворческих операций и Realpolitik в целом, будет зависеть успех противоборства с потенциальным врагом в будущем.

Мировая география конфликтов

Однако все это относится к тактическо-операционному уровню войны, систе­ме планирования военных действий и поддерживающих данные акции инициа­тив, от пропаганды до манипулирования в киберпространстве.

В контексте глобальной стратегии очевидно, что основные конфликты про­легают в береговой зоне — Rimland, по выражению отцов-основателей геополи­тического учения. Нисколько не умаляя значение внутренних распрей в ряде го­сударств, которые уносят многочисленные жизни, будь то действия маоистских повстанцев в Индии, акции «Боко Харам» внутри Нигерии или нарковойны в Мексике, войны в зоне Rimland3 имеют более важное геополитическое значение.

1 Richard Szafranski, Neocortical Warfare? The Acme of Skill.// Military Review, November 1994, pp. 41-55. U.S. Army Command and General Staf College.

2 Имеется в виду кора головного мозга.

3 Термин Rimland ввел Николай Спайкмен, подразумевая под ним береговую зону Мирового Острова в форме дуги. Николас Спайкмен, развивая геополитическое учение своих предшественников, дал Rimland статус стратегически более важной части, чем Heartland, о котором говорил Хэлфорд Макиндер. Необходимо отметить, что в демографическом соотношении большая часть мирового населения проживает именно в береговой зоне.


Достаточно взглянуть в эпоху прошедших нескольких столетий, и станет по­нятна взаимосвязь этой зоны с геополитическими интересами и устремлениями сильных держав. Если европейские государства стремились установить свои про­тектораты и колонии на побережье современных Китая, Индии, арабских (и не только) стран Африки и Ближнего Востока, то аутентичные народы и государства региона боролись за владение опорными пунктами, важными как для торговли,


так и военного контроля — мореплавание, караванные рейды, — все это имело прямое отношение к установлению зон влияния.

При этом следует помнить, что ЕС, являющийся в географическом значении всего лишь западным полуостровом Евразии. Вместе с Россией как Северной Ев­разией западноевропейский регион является наиболее безопасными участками Rimland Мирового Острова.1 Тем не менее, и Арктика в последнее время стала объектом необоснованных претензий со стороны ряда стран, хищно поглядыва­ющих за обильными запасами ресурсов на шельфе. Установление постоянного военного присутствия России в арктической зоне, включая возрождение закры­тых ранее военных баз, является адекватным и своевременным ответом на воз­можные вызовы и угрозы на этой суровой и практически непригодной для оби­тания человека территории.

Ближний Восток — наиболее проблематичное звено береговой зоны, где по­стоянно ведутся конфликты. Самые показательные из них за последнее время, где было большое количество жертв, это Ирак, Ливия и Сирия. Турция является потенциальным кандидатом, с учетом акций протестов и подавления курдских повстанцев, где точное количество жертв с обеих сторон не афишируется. Ис­точником проблемы является и сама политическая география региона, представ­ляющая собой колониальное наследие, где границы территорий были проведены по прихоти европейских империалистических государств, которые включали в себя определенные интересы политических элит этих стран. Теоретически Сау­довская Аравия могла быть раздроблена на несколько зон под управлением беду­инских кланов. А с другой стороны, это могло быть более обширное государство, использующее религиозные принципы Ислама в качестве основы интеграции и поглощения других арабоязычных стран.

Но, несмотря на нынешний тоталитарный характер Саудовского режима, даже на Аравийском полуострове существуют кровавые конфликты. Йемен разорван гражданской войной и активностью террористических группировок. Положение этого государства вынуждает США активно уделять ему пристальное внимание.2


1 Хотя обострение между Великобританией и Испанией за Гибралтар является довольно показательным, что демонстрирует чувствительность любых точек данной зоны. А кризис в Греции как государства, расположенном в ареале интенсивных торговых обменов свидетельствует о намеренном давлении на эту страну со стороны определенной группы интересов. Конфликт вокруг Кипра, разделенного на греческую и турецкую часть также свидетельствует о важном стратегическом значении этого острова. Впрочем, геополитика островов — это отдельная и широкая тема.

2 Наряду с Сомали и Пакистаном США реализовывали в Йемене секретную программу по применению боевых беспилотников. За период 2002-2013 гг. там было убито от 374 до 1,112 человек, среди них гражданских лиц: 72-177; детей: 27-37. Подробнее см. См. Interactive map. August 10th, 2011 http://www.thebureauinvestigates.com/2011/08/10/google-map/


В зоне Африканского рога также происходить интенсивная активность пира­тов. Она связана, в первую очередь, с образовавшимся политическим вакуумом после распада СССР, что привело к образованию «ничейной» сферы влияния.


Тихоокеанский регион становится зоной конфликтов по целому ряду направ­лений. Ряд островов и морских территорий являются объектом острых споров между группой государств. Действия радикальных сепаратистов и террористов в ряде стран (Индонезия, Малайзия, Индия, Шри-Ланка) время от времени нару­шают региональную безопасность. Тихоокеанская ось США, объявленная Бара­ком Обамой воспринята Китаем как угроза их национальным интересам. Добавь­те к этому еще и Северную Корею, имеющую ядерные возможности и желающую воссоединения с Южной, но которая подвергается сильнейшему давлению США и их сателлитов.

Однако и Новый свет имеет свою береговую зону. Латинская Америка, ко­торую США традиционно считали своим задним двором, медленно выходит из зоны влияния Вашингтона. Можно предположить, что Белый дом может спрово­цировать конфликты или активизировать старые противоречия, чтобы подорвать латиноамериканскую интеграцию.

Возможно, что в будущем береговая зона не будет играть столь важное значе­ние, как сегодня, где проживает большая часть мирового населения и размещены транспортные узлы. Но пока Rimland будет представлять экономический и стра­тегический интерес, за него будут и далее вестись войны — как конвенциональ­ные, так и из широкого набора технологий постмодерна.


Принципы войны: необходимость переосмысления


Раджпут Патьял


Предыстория науки о войне

Принципы войны являются самым широким пособием, которое влияет на управление на каждом уровне военных операций. Они основаны на прошлом опыте и могут нуждаться в пересмотре, расширении и переоценке время от вре­мени. Необходимость настоящей переоценки ощущалось исходя из полученных уроков,опыта, приобретенного в результате последних войн и под влиянием информационных войн и революции в военном деле (RMA). Я рассматриваю Кришну в эпической битве Махабхарата как величайшего «Генералиссимуса» в искусстве и проведении войны, использующего все средства для достижения по­беды, включая Кута Юддха (Koota Yuddha), которая построена на удивлении и обмане. Кришне выпала уникальная честь быть не только сильным воином и ко­мандиром на поле боя, но и столь же эффективным стратегом и тактиком. Победа пандавов может быть отнесена к заслугам профессиональных советов Кришны адаптировать методологию Кута Юддха для каждого решающего момента войны Курукшетра.

Также уроки можно извлечь из некоторых принципов войны, провозглашен­ных Бхишмой, которые интересны и полезны. По его словам, цель битвы должна состоять в том, чтобы победить вражеские силы, а не захватить территорию, и методы войны должны быть изменены, чтобы бороться с природой и гением про­тивника, т. е. с честным и благородным врагом нужно бороться благородными методами, но с хитрым и лукавым врагом нужно поступать подобным образом.

Артхашастра Каутильи является старейшим известным на сегодня трактатом по искусству войны. «Принципы Войны», как известно сегодня, можно просле­дить от эпохи Сунь Цзы, которые рахзрабатывались на протяжении веков в связи с опытом. наиболее известным человеком на эту тему в последнее время, был хо­рошо известный своими работами по военному искусству Карл фон Клаузевиц, который написал докладную записку по военным инструкциям для прусского кронпринца в 1810-1812 гг. Очень немногие генералы применяли и понимали эти принципы лучше, чем генерал Зоравар Сингх, который успешно применяет их в высокогорной местности Ладакх и Тибет.