ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1654
Скачиваний: 3
111
Центральная Азия
Ферганский фактор как вызов безопасности
Центральной Евразии:
риски и новые подходы решения проблем
Сангинов Б. Б.
Становление новой государственности в пространстве бывшего СССР — яв-
ление в мировом социальном процессе особое как по масштабам, так и по суще-
ственному содержанию: Распалась одномоментно сверхдержава, по своим пара-
метрам сопоставимая с регионом мирового уровня. На ее месте образовался ряд
новых независимых государств. Таким образом, если ранее территории Евразии
были организованы под эгидой одного государства, единой политической систе-
мы, то теперь это осуществляется несколькими государствами. Все это создало
совершенно новую ситуацию в системе международных отношений.
Трансформация социальной структуры, конкуренция между различными
группами элит и столкновение интересов промышленно-финансовых групп, об-
щая социально-политическая ситуация в каждой отдельной стране оказывают
свое воздействие на процесс формирования и развития международных отноше-
ний в Центрально Азии и формирование ее как особого пространства в глобаль-
ной структуре мира. [1, 66]
В недавнем прошлом государства Центральной Азии — союзные республики
являлись частью единого политического и экономического пространства Совет-
ского Союза и обслуживали политические и экономические интересы СССР как
единого и фактически унитарного государства. Советский период особенно по-
влиял на общие социокультурные и геополитические характеристики Централь-
ной Азии. Эти территории за счет более тесной интеграции с европейскими тер-
риториями СССР и притока населения из промышленных районов расширили
свои связи с внешним миром, особенно на западном направлении. В то же время
«железный занавес» сократил объем и разнообразие исторических, культурных
и экономических связей с соседними южными и восточными территориями. В
силу перечисленных причин советская Центральная Азия приобрела ряд спец-
ифических особенностей, которые отличают ее от соседних стран и народов,
когда-то составлявших вместе с ней единое в культурном отношении простран-
ство.
В результате распада Советского Союза мир в одно мгновение превратился
в однополярный. Экономические последствия этого распада оказались еще
более разрушительными. За короткий период времени распался единый
народнохозяйственный комплекс, прервались все хозяйственные связи, которые
112
Геополитика XX
были сформированы в течение 70-летнего периода. В результате всего этого спад
валового внутреннего продукта составил в резерве республик от 30 до 70%. К
тому же ситуация осложнилась еще и тем, что на пространстве бывшего единого
государства появились очаги нестабильности: гражданское противостояние
и войны. На этом фоне особенно пострадал Таджикистан, который стал по
существу, объектом геополитической борьбы. Внешние силы при помощи
внутренней реакции ввергли страну в пучину гражданской войны, в которой
погибли десятки тысяч граждан, а экономике был нанесен ущерб в размере семи
миллиардов американских долларов. [2, 87]
Во время войны в Таджикистане (1992-1997) между прокоммунистическими
и происламскими, демократическими силами погибло более 60 тысяч человек,
около миллиона вынуждено было покинуть свои родные места. Более 100 тысяч
людей бежали в Афганистан, другие центрально-азиатские страны и в Россию.
Проблемы беженцев легли тяжелым бременем на Кыргызстан, тогда, как Узбеки-
стан закрыл перед ними свои границы. [3, 30]
Кыргызская Республика в период событий 90-х годов в Таджикистане была
одной из стран, которая приютила таджикских беженцев на своей территории.
[4, 126]
Обстановка в Таджикистане представляет собой пример наиболее негатив-
ного варианта отношений официальных властей с оппозицией. Строго говоря,
силы, выступающие против официального Душанбе, нельзя однозначно отнести
к оппозиции. В данном случае более точным было бы определение сложившейся
ситуации в Таджикистане, как гражданской войны, когда в условиях еще не ут-
вердившегося суверенного государства, имеет место борьба двух элитных групп
(гармско-бадахшанской и ленинабадо-кулябской) за власть или за место в системе
власти, а возможно даже за создание собственного государства. Это было своего
рода политическое равновесие сил, когда ни одна из сторон не имела решающего
преимущества, но не теряла надежды добиться окончательной победы, а значит,
не собиралась уступать. Таким образом, конфликт элит привел страну к граждан-
ской войне. [5, 247] Затяжной конфликт в Таджикистане свидетельствует, что
пока происходит силовое противостояние, периодически переходящее в прямое
военное противоборство, невозможно стабилизировать экономику, а значит и
социальные отношения. В других центральноазиатских государствах отдают себе
отчет в катастрофических последствиях подобного сценария не только для каж-
дой отдельной страны, но и для всего региона, поэтому прилагают соответству-
ющие усилия, чтобы не допустить подобной ситуации в своих странах, а также
не дать возможности перерасти внутритаджикскому конфликту в международ-
ный. Учитывая сложность социально-экономической и политической ситуации и
переходного периода в целом, трудно было ожидать, что все пройдет просто и без
противоречий. В то же время проведение реформ, перестройка общества могли
Сангинов Б. Б.
113
Центральная Азия
продуктивно осуществляться лишь при наличии хотя бы минимального согласия
в обществе.
Период становления государственной независимости всегда связан с ростом
национального самосознания, со стремлением создать достойную нацию, возро-
дить и развить традицию, освоить позитивные достижения мировой цивилиза-
ции. [6, 84]
Высокий уровень и жизнеспособность экономической взаимозависимости
бывших советских республик в период политического распада СССР поставили
вопрос о путях трансформации на уровне отдельных республик. Экономическая
взаимозависимость могла либо перерасти в угрозу, способную вызвать войны,
либо сохраниться, развиваясь и углубляясь в рамках крупных территорий. В опре-
деленном смысле по второму пути пошло развитие Центральной Азии как макро-
региона. Этому способствовал ряд факторов, снижавших конфликтность в Цен-
тральной Азии и подталкивавших ее страны к внутрирегиональной интеграции:
• фактор общих угроз — регион оказался перед серьезными внешними угро
-
зами, главной из которых является негативное влияние афганского конфликта;
• географический фактор — несмотря на то, что экономики стран Централь
-
но-азиатского региона носят не взаимодополнительный характер, а конкурируют
между собой, выходя на мировой рынок со сходным набором природных ресур-
сов, все же внутри региона идет обмен ресурсами. Причем зависимость стран ЦА
от ресурсов друг друга с каждым годом заметно усиливается;
• наследие бывшего советского народно-хозяйственного комплекса — эко
-
номические взаимосвязи, общие коммуникации, транспортные артерии, общая
энергетическая система, газо— и нефтепроводы очень прочно связывают страны
Центральной Азии;
• демографический фактор — пока в странах ЦАР нет общего рынка рабочей
силы. Этому препятствуют институт прописки, различающиеся и до сих пор не
оформившиеся до конца иммиграционные законодательства и проблемы с граж-
данством во всех странах ЦАР — как на уровне становления новых гражданских
идентичностей, так и на уровне национальных законодательств. Тем не менее, ми-
грационные потоки свидетельствуют об определенных тенденциях к формирова-
нию рынка труда в пределах региона;
• конфессиональный фактор — распространение на всей территории ЦАР
суннитского ислама;
• этнический фактор — во всех странах ЦА проживает мультинациональное
население с достаточно большим удельным весом диаспор и ирредент титуль-
ных национальностей соседних государств. Эти в большей и меньшей степени
организованные образования занимают закрепленные исторической традицией
места в экономике каждого государства, что связывает государства ЦА дополни-
тельными узами;
Ферганский фактор как вызов безопасности Центральной Евразии
114
Геополитика XX
• военный фактор — Во всех странах ЦА армии находятся в процессе станов
-
ления и еще не сформировались самостоятельные национальные военные элиты,
способные играть собственную политическую роль;
• Общее историческое прошлое — все современные государства Централь
-
ной Азии полностью или частично входили в Бухарский эмират и Кокандское
ханство и затем — в Российскую империю. [3, 56]
В настоящее время нет особых концептуальных различий в подходе к про-
блемам будущего национального развития, которые бы могли препятствовать
развитию региональных связей. В качестве предпосылок для интеграции могут
служить культурно-историческая целостность, региональные геополитические
характеристики, географическая природно-сырьевая база экономик и сохранив-
шиеся хозяйственные и политические связи стран Центральной Азии. Кроме
того, решение многих проблем национального развития, требует координации
действий. Но объективные предпосылки к объединению могут реализоваться
только при определенной внутренней и внешней политике центрально-азиатских
государств. [6, 99]
Таким образом, с момента приобретения независимости, на повестке дня го-
сударств Центральной Азии стал вопрос о выборе внешнеполитического курса.
Если после распада СССР некоторые постсоветские центральноазиатские госу-
дарства начали ориентироваться на запад, то с истечением некоторого времени,
они начали осознавать, что для обеспечения, как внутренней, так и региональной
безопасности, необходимо, прежде всего, сотрудничать с соседними государства-
ми. Так, как Центральноазиатские государства имеют историческую общность,
а также общие проблемы, которые необходимо решить в рамках регионального
сотрудничества.
Этнополитический фактор в геополитическом комплексе Центральной Азии
является одним из сложных и актуальных на сегодняшний день. Переплетение
этнотерриториальных, ресурсных, языковых, экологических, демографических,
миграционных и других региональных проблем, определяют степень этнополи-
тической напряженности в регионе. Тысячи людей в новых государствах Цен-
тральной Азии после распада Советского Союза бросились на поиски своей
«исторической родины», что резко изменило миграционную обстановку в реги-
оне, обострило проблемы диаспор, языка, религиозного экстремизма и др. [7, 47]
Существующие в регионе пограничные проблемы, не находя взаимовыгод-
ных решений, существенно усиливают конфликтный потенциал Центральной
Азии. Нерешенность пограничного урегулирования ставит не только вопросы
о делимитации и демаркации, определения и введение режима границ, но и тре-
бует решение крупных этнических проблем, так как по разные стороны новых
Центральноазиатских государств в виде анклавных вкраплений, в каждом из них
проживают крупные диаспоры других народов, что приводит при делимитации
Сангинов Б. Б.
115
Центральная Азия
границ к межэтническим напряжениям. Прозрачные границы новых государств
Центральной Азии стали вратами контрабанды, наркотрафика, широкой неле-
гальной миграции, подрывающих национальную безопасность.
Следует отметить, что в результате национально-территориального разме-
жевания 1924-1929 гг. границы государств региона были установлены весьма
упрощенно, без учета многих факторов, включая этнологические. Размежевания,
проведенные в 20-30 годах прошлого столетия, последующие командно-админи-
стративные решения относительно развития приграничных территорий средне-
азиатских республик, оставили в наследство многочисленные узлы проблем, в том
числе территориального характера. [8, 33]
В настоящее время эксперты насчитывают от 60 до 120 спорных участков в
узбекско-казахской, таджикско-кыргызской, узбекско-туркменской и других гра-
ницах.
Что касается Кыргызстана и Таджикистана, то в настоящее время на их грани-
це насчитывается около 70 спорных участков. Они располагаются, в основном, в
Лейлекском районе Ошской области, Баткенской области (Кыргызстан) и Исфа-
ринском районе Согдийской области и Джиргитальском районе (Таджикистан).
Процесс делимитации границ между двумя государствами находится на ранней
стадии своего развития. На территории Кыргызстана находится сравнительно не
большой участок земли (130 тыс. кв. км), относящийся к Исфаринскому району
Согдийской области Таджикистана, — анклав Ворух, с населением, по разным
оценкам, от 23 до 29 тыс. человек, 95% из которых — таджики, 5% — кыргызы.
Процессы, происходящие на этой территории, плохо отслеживаемы, что создает
благоприятную почву для распространения радикальных настроений. [9, 290]
На фоне многочисленных проблем по периметру границ — в Баткенской
области Кыргызстана и Согдийской области Таджикистана, существует масса
конфликтов локального характера. Причинами этих конфликтов, как правило, вы-
ступают нерешенность межгосударственных отношений в области совместного
использования природных ресурсов и незавершенности процесса установления
линии государственной границы.
Что касается вопросов миграции в Кыргызии и Таджикистане, то крупные
миграционные потери при значительной составляющей квалифицированной
рабочей силы из городских центров северных регионов обоих стран усиливают
проблематичность реализации правительственных планов экономического
возрождения. Несмотря на растущее вовлечение в трудовую миграцию
молодежи и даже подростков, уровень фактической трудоизбыточности, по
крайней мере, в сельской местности, достигает 30%, что говорит о наличии
почти критической для политической стабильности массы маргинальных слоев.
Кроме того, постоянный отток до половины мужского населения Таджикистана
и около трети мужского населения Кыргызстана блокирует функционирование
Ферганский фактор как вызов безопасности Центральной Евразии