Файл: Геополитика номер 20.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1659

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

106

Геополитика XX

По Конституции РТ все нации и народности, проживающие на территории 

страны, имеют право свободно пользоваться своим родным языком

1

. Граждане 

Таджикистана за пределами страны находятся под защитой государства

2

.

Государственным языком является таджикский (персидский) язык

3

. Говоря 

о толерантности таджиков можно напомнить, что незнание государственного 

языка в Таджикистане не влечет за собой сколько-нибудь серьезных последствий. 

Большинство граждане Таджикистана в достаточной степени владеет русским 

языком, а не владеющие таджикским языком граждане без морального и матери-

ального ущерба, как в быту, так и на работе чувствуют себя свободно. По зако-

ну исключение должны были бы составлять, хотя бы государственные служащие 

высшего эшелона власти, для которых знание государственного языка и таджик-

ское гражданство являться обязательными. Однако, на государственной службе, 

работают люди, не владеющие таджикским языком, имеющие российское и дру-

гое гражданство. Все местное население смотрит телевидение, слушают радио и 

читают прессу на русском и других языках свободно

4

Таким образом, в Таджикистане нет даже предпосылок о дискриминации по 

языку и другим признакам. Для защиты прав и свобод человека существует систе-

ма политических, юридических и других ограничений полномочий государства 

в отношениях с гражданами, которые должны решаться постепенно, путем целе-

направленной деятельности государственных, общественных институтов и всех 

граждан страны

5

.

Можно уверенно сказать, что завершается тяжелый переходный период и на-

чинается строительства новой политической системы в Таджикистане, проходит 

период, когда в Таджикистане:

— основная масса населения, не знал важность элементарных прав и свобод, 

предус мотренных в Конституции Таджикиста на и механизм защиты своих прав; 

— в вопросе защиты прав и свобод человека главным являлся юридическое 

их про возглашение, не принималось во внимание реальная и гарантирован ная их 

реализация;

— созданы и создаются необходимые реальные политико-правовые и 

административ ные, нравственно-психологические меха низмы, способные обе-

спечить защиту прав и свобод человека и гражданина. 

— средства массовой информации, школьная система и другие структуры, 

стали более активно заниматься распространени ем и пропагандой законодатель-

1

   Конституция РТ ст. 2

2

   Конституция РТ ст. 16

3

  Президент Республики Таджикистан Э.Ш. Рахмонов издал указ об углубленном изучении русского 

языка. 

4

   Граждане Таджикистана свободно устанавливают дополнительные антенны, чтобы смотреть 

российские и другие каналы.

5

   См. Конституция Республики Таджикистан. Душанбе, 1995, ст 5,8,10,11,!2, !3 и Вторая глава.

Джалилов К. Д.


background image

107

Центральная Азия

ных ак тов, фактически, а неформально подходить к этой проблеме, объективно 

и гласно стали освещаться работы органов государства, занимающихся защитой 

прав и свобод граждан. 

Следует сказать, что уровень развития прав и свобод личности, человека, их 

юридический приоритет для Таджикистана является одним из важных показа-

телей уровня развития взятого курса Таджикистаном на достижение правового 

демократического светского государства. 

В условиях глобализации в Таджикистане все эти особенности должны учи-

тываться при проведении мониторинга соблюдения и защиты прав и свобод че-

ловека, выборе политического, стратегического партнеров и в области законода-

тельства

Глобализацию в форме государственной демократии и идеологии демократи-

зации мировых процессов, можно характеризовать, как новую идеологию соци-

ально-общественной формации финансового капитала, которая как все преды-

дущие религиозные, колониальная, коммунистическая и т. д. глобализационные 

идеологии берет начало от культурно — цивилизационной системы.

Как говорилось выше, в настоящее время трудно назвать такие обществен-

ные отношения, которые входили бы исключительно в компетенцию государств, 

когда границы сфер международного и внутригосударственного права, публич-

ного и частного права становятся все менее и менее четкими, что является след-

ствием взаимозависимости капитала и политической власти. Эти факторы непо-

средственно влияют на формирование и развития прав и свобод человека и, под 

влиянием глобализации, все чаще, международное право непосредственно будет 

применяться физическими лицами, корпорациями, органами государственной 

власти (субъектами внутригосударственного права) в отношениях между собой. 

В связи с этим проблема разрешения коллизий международного и внутригосудар-

ственного права будет иметь большое практическое значение, особенно в приме-

нении и защиты прав и свобод человека. 

В условиях глобализации и ужесточения конкуренции, принципы финансово-

го капитала, становятся основным двигателем экономики и прогресса, личные ин-

тересы человека и общественных групп втянутые в системе сетевых управлений, 

не всегда будут совпадать с интересами национального государства. Поэтому, 

процессы глобализации и взаимоотношения личности, общества и государства 

могут приводить к конфликту и еще большему обнищанию народа, к ущемлению 

прав и свобод человека вместо их защиты и обеспечения. Обеспечение политико-

правовых гарантий прав и свобод человека и их эффективности зависит не всегда 

от политики государства, а больше будет завысить от сетевых и глобальных сете-

вых структур управления мировыми процессами. 

Права человека и основные свободы носят универсальный характер, в том 

числе, право на развитие, и осуществление усилий направленных на обеспечение 

Защита прав и свобод человека в условиях глобализации


background image

108

Геополитика XX

уважения, защиты и соблюдения прав человека. Они являются неделимыми, 

взаимозависимыми и взаимосвязанными, обеспечиваются на основе применения 

соответствующих положений законодательства, распространения информации, 

образования и профессиональной подготовки и обеспечения эффективных 

механизмов, путем создания или укрепления национальных учреждений, 

выполняющих контрольные и правоохранительные функции.

Таким образом, для социального развития Таджикистана существует законо-

дательная база, необходимо поощрять и защищать все права человека и основные 

свободы, включая право на развитие как неотъемлемую часть основных прав че-

ловека. 

Таджикистан принимает необходимые меры для обеспечения социального 

развития, нации и народности, проживающие в республике. По закону они имеет 

все права участвовать в процессе экономического, социального, культурного и 

политического развития страны, законы содействуют тому, что наряду с государ-

ством, которое несет главную ответственность за создание внутренних и между-

народных условий, все люди осознали и также брали на себя индивидуальную и 

коллективную ответственность за процесс развитие страны

1

Таджикистан фактически, ратифицировал все существующие международные 

конвенции и пакты по правам человека. Законодательно подтверждает и поощря-

ет уважения всех прав человека и основных свобод, которые носят универсаль-

ный характер, и являются неделимыми, взаимозависимыми и взаимосвязанными; 

принимает меры, чтобы каждый человек и социальные группы обладали правом 

участвовать в процессе экономического, социального, культурного и политиче-

ского развития; содействует пользоваться всеми благами, самое главное содей-

ствует тому, чтобы все люди брали на себя индивидуальную и коллективную от-

ветственность за процесс развития и защиты прав и свобод человека. 

Приложение

Таблица участие в правозащитных договорах

Основные документы 

ООН[1]

Участие Тад-

жикистана

Основные доку-

менты СНГ[2]

Участие Тад-

жикистана

Международная конвенция 

о ликвидации всех форм 

расовой дискриминации

Присоединение в 

1995 г.

Конвенция СНГ о 

правах и основных сво-

бодах человека

Ратифицирована 

в 1997 г.

Международный пакт о 

гражданских и политических 

правах

Присоединение в 

1999 г.

Конвенция о стан-

дартах демократиче-

ских выборов, избира-

тельных прав и свобод

Ратифицирована 

в 2003 г.

1

   Конституция РТ ст. 2. См. также, соответствующих положений Венской декларации и Программы 

действий

Джалилов К. Д.


background image

109

Центральная Азия

Факультативный протокол 

к Международному пакту о 

гражданских и политических 

правах

Присоединение в 

1999 г.

Конвенция об обе-

спечении прав лиц, 

принадлежащих к на-

циональным меньшин-

ствам

Ратифицирована 

в 2001 г.

Второй Факультативный 

протокол к Международному 

пакту о гражданских и 

политических правах

Не подписан.

.

.

Международный пакт об 

экономических, социальных и 

культурных правах

Присоединение в 

1999 г.

.

.

Конвенция о ликвидации 

всех форм дискриминации в 

отношении женщин

Присоединение в 

1993 г.

.

.

Факультативный протокол 

к Конвенции о ликвидации 

всех форм дискриминации в 

отношении женщин

Подписан в 2000 г.

.

.

Конвенция против 

пыток и других жестоких, 

бесчеловечных или унижающих 

достоинство видов обращения 

и наказания

Присоединение в 

1995 г.

.

.

Факультативный протокол 

к Конвенции против 

пыток и других жестоких, 

бесчеловечных или унижающих 

достоинство видов обращения 

и наказания

Не подписан.

.

.

Конвенция о правах 

ребёнка

Присоединение в 

1993 г.

.

.

Факультативный протокол 

к Конвенции о правах ребенка, 

касающийся участия детей в 

вооруженных конфликтах

Присоединение в 

2002 г.

.

.

Факультативный протокол 

к Конвенции о правах ребенка, 

касающийся торговли детьми, 

детской проституции и детской 

порнографии

Присоединение в 

2002 г.

.

.

Международная конвенция 

о защите прав всех трудящихся-

мигрантов и членов их семей

Ратифицирована в 

2002 г.

.

.

Конвенция о правах 

инвалидов

Не подписана.

.

.

Факультативный протокол к 

Конвенции о правах инвалидов

Не подписан.

.

.

Международная конвенция 

для защиты всех лиц от 

насильственных исчезновений

Не подписана.

.

.

Защита прав и свобод человека в условиях глобализации


background image

110

Геополитика XX

Таблица ратификаций универсальных документов ООН о правах человека

№ 

Название документа 

Дата рати-

фикации 

Дата 

вступления в 

силу 

1. 

Международный пакт об экономических, социаль-

ных и культурных правах (МПЭСКП) 

04/01/99 

04/04/99 

1.1. 

Факультативный протокол к МПЭСКП 

— 

— 

2. 

Международный Пакт о гражданских и политиче-

ских правах (МПГПП) 

04/01/99 

04/04/99 

2.1. 

Первый Факультативный Протокол к МПГПП 

04/01/99 

04/04/99 

2.2. 

Второй Факультативный Протокол к МПГПП 

— 

— 

3. 

Конвенция против пыток и других жестоких, бес-

человечных или унижающих достоинство видов обра-

щения и наказания (КПП) 

11/01/95 

10/02/95 

3.1. 

Факультативный протокол к КПП 

— 

— 

4. 

Международная конвенция о ликвидации всех 

форм расовой дискриминации (КЛРД) 

11/01/95 

10/02/95 

5. 

Конвенция о ликвидации всех форм дискримина-

ции в отношении женщин (КЛДЖ) 

26/10/93 

25/11/93 

5.1. 

Факультативный Протокол к Конвенции о ликви-

дации всех форм дискриминации в отношении женщин 

(ФП к КЛДЖ) 

Подписана 

07/09/2000 

— 

6. 

Конвенция о правах ребенка (КПР) 

26/10/93 

25/11/93 

6.1. 

Первый Факультативный Протокол к КПР, касаю-

щейся участия детей в вооруженных конфликтах 

05/08/2002 

05/09/2002 

6.2. 

Второй Факультативный протокол к КПР, касаю-

щийся торговли детьми, детской проституции и дет-

ской порнографии 

05/08/2002 

05/09/2002 

7. 

Международная конвенция о праве всех трудящих-

ся мигрантов и членов их семей 

08/01/2002 

01/07/2003 

8. 

Конвенция о правах лиц с инвалидностью 

— 

— 

8.1. 

Факультативный протокол к КПИ 

— 

— 

9. 

Конвенция о защите всех лиц от насильственных 

исчезновений 

— 

— 

Джалилов К. Д.