ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1652
Скачиваний: 3
101
Центральная Азия
Почетный знак СНГ за большой вклад в укрепление и развитие дружбы, добро-
соседства, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества в рамках СНГ.
Следует сказать, что взятый курс Таджикистаном на достижение правового
демократического светского государства будет определяющим в XXI веке и, то,
что завершается тяжелый переходный период и начинается строительства новой
политической системы в Таджикистане, не вызывает сомнения.
Так, в рамках второй фазы судебно-правовой реформы были внесены изме-
нения и дополнения в Конституционный Закон РТ «О судах Республики Тад-
жикистан», согласно которым в составе Верховного Суда РТ были образованы
Коллегия по семейным делам и Коллегия по административным делам.
Семейные суды призваны комплексно, решать вопросы, связанные с семейны-
ми правоотношениями, защитой и охраной интересов детей.
К примеру, в суде города Худжанд введена специализация судей по рассмотре-
нию семейных дел. Однако, по словам адвокатов, пока это не вызвало каких-либо
существенных изменений на практике
1
.
В рамках Программы судебно-правовой реформы в этом году (2013) должна
завершиться гуманизация уголовного законодательства РТ. Предполагается де-
криминализация некоторых деяний, за совершение которых в настоящее время
предусмотрена уголовная ответственность. В частности, уже декриминализова-
ны такие статьи как «клевета» и «оскорбление»
2
.
В 2011 году в Таджикистане был принят Закон РТ «О государственной защи-
те участников уголовного судопроизводства», который регулирует правовые ос-
новы государственной защиты участников уголовного судопроизводства, меры
безопасности и социальной поддержки указанных лиц и порядок их применения.
Закон гарантирует защиту не только свидетелей, но и других участников судебных
процессов: прокурора — государственного обвинителя, потерпевшего, частного
обвинителя, подозреваемого, обвиняемого и т. д. Меры государственной защиты
могут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отношении за-
явителя, свидетеля или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих
предупреждению или раскрытию преступления. Могут применяться одновре-
менно несколько либо одна из следующих мер безопасности: личная охрана, ох-
рана жилища и имущества; выдача специальных средств индивидуальной защиты
и т. д
3
.
Необходим такой мониторинг общественно-политического развития респу-
блики, который бы основывался на знании истории, традиций и
1
«Таджикистан делает первые шаги на пути создания семейных судов», «Азия-Плюс» , 23 мая 2011.
2
«Таджикистан должен гуманизировать уголовное законодательство к 2013 году», «Азия-Плюс», 20
октября, источник: http://www.tajikradio.ru/news/ID_337.html
3
Госзащита участников уголовного судопроизводства в Таджикистане необходима, Источники:
«Азия-Плюс» Худжанд. 1 августа 2011 г., Бахтиёр Валиев http://www.toptj.com/m/news/2011/07/30/
goszashita_uchastnikov_ugolovnogo_sudoproizvodstva_neobkhodima_v_tadzhikistane
Защита прав и свобод человека в условиях глобализации
102
Геополитика XX
В этой ситуации взаимодействия с европейскими институтами, несмотря на
практику двойных стандартов в их деятельности в регионе, играют в Республике
положительную роль. Сам факт европейского мониторинга выборного процес-
са и общественной жизни вынуждает политические силы республики стремить-
ся к более цивилизованным формам политической борьбы. Вместе с тем, толь-
ко участия Европейского Союза и европейских организаций недостаточно для
того, чтобы сделать международное участие в развитии таджикской демократии
и защите прав человека эффективным. По глубокому убеждению автора, путь,
который избрал народ Таджикистана, является важной предпосылкой полити-
ческой и социально-экономической стабильности и развития страны. Несмотря
на все объективные и субъективные трудности, сегодня Таджикистан является
перспективной страной с ростками демократии, высоким интеллектуальным по-
тенциалом и богатым культурным наследием, страна по историческим меркам, за
короткие сроки сумела найти свое место в общемировой политике, зарекомендо-
вав себя миротворцем в регионе и СНГ.
Как упоминалось, мировая практика показывает, что правовое демократи-
ческое государство должно опираться на четко действующий механизм юриди-
ческой ответственности и справедливости и субъектов и объектов политики и
права. В соответствии с Конституцией, конституционными законами и другими
нормативными актами, опираясь на четко действующий механизм юридической
ответственности и справедливости, Таджикистан в настоящее время осущест-
вляет регулирование политической, экономической и социальной политики с
учетом обстановки в стране, регионе и мире. При этом учитывается, что в про-
цессе глобализации верховенства закона в демократическом Таджикистане по
отношению к правам человека, ко всем группам и категориям населения, равен-
ства возможностей для каждого человека, защита и содействие основ свободы,
справедливости и мира в обществе и их решения, становится одним из главных
обязанностей власти.
Необходимо отметить, что достояния человеческой цивилизации, распро-
страняются на всех людей, в том числе и на представители меньшинства
1
, однако
демократизации права и свободы человека, уважение человеческой личности и
верховенства закона, хотя они не должны заменить функции общества и государ-
ства, будут ставиться во главе процесса нынешней демократизации
2
.
Таджикистан строит демократическое правовое государство и для этого за-
конодательно, в своей Конституции, гарантирует права человека и основные сво-
боды, принадлежащие всем людям с рождения, и решает важную задачу: консоли-
1
См. Конституция РТ ст. 2, 5.6. МП ГПП ст6 и ДПЧ ст.1. ООН. Права человека. Изложение фактов
№ 16, 18.
2
См. Конституция РТ ст.5. МП ГПП ст. 6 и ДПЧ ст.1
Джалилов К. Д.
103
Центральная Азия
дировать политические силы и укреплять демократию как единственную систему
правления в условиях глобализации
1
.
Человек, как субъект политики и права, в процессе глобализации получает
обширные права и свободы, которые должны служить укреплению безопасности
общества и основу национального государства, а не их разрушению и созданию
конфликта.
В Таджикистане права и свободы человека и гражданина регулируются и ох-
раняются Конституцией. Таджикистан единственная страна среди стран СНГ,
где разработана и утверждена правительством в соответствие с Конституцией,
программа «Государственная система образования в области прав человека» №
272 от 12 июня 2001года.
В соответствие Конституции РТ жизнь, честь, достоинство и другие есте-
ственные права человека неприкосновенны. Общественная жизнь развивается
на основе политического и идеологического плюрализма. По Конституции Ре-
спублики Таджикистан, каждый имеет право на труд, образование и на охрану
здоровья. Каждому гарантируется свобода слова, печати, право на пользование
средствами информации
2
.
Необходимо также остановится на вопросах религии, которые все больше
влияют на мировую политику и мировые процессы. По Конституции Республики
Таджикистан религиозные организации отделены от государства и не могут
вмешиваться в государственные дела
3
.
В газете Джунбиш №4 февраль 1999 года была напечатана моя статья «Таджи-
кам не нужен спор о светском государстве». В статье указывалось, что по опре-
делению ООН, нетерпимость на основе религии и убеждений имеет два аспекта:
1) отрицательное отно шение к лицам или группам лиц, испове дующим другую
религию или придержи вающимся других убеждений; 2) проявление такого от-
ношения на прак тике. Эти проявления часто носят харак тер дискриминации, од-
нако во многих случаях они идут дальше и включают разжигание ненависти или
даже преследова ние исповедующих другую религию или придерживающихся
других убеждений.
Международная и горькая практика в Таджикистане показали, что проявления
нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений не только имеют
серьезные последствия, но и чрез вычайно опасны тем, что приводят к гру бым
нарушениям прав человека или даже преступлениям против группы населения.
Проявление нетерпимости и дискри минации на основе религии и убеждений,
в первую очередь ограничивает и наруша ет основное право человека на свободу
1
См. Конституция РТ, Глава вторая. ДПЧ ст. 29, 15, 6. 14, 3, 5, МП ГПП ст. 13.16, 2, 6, 9 МП ЭСКП ст.
8, 10, 6, 7, 12, 15 и др.
2
Конституция РТ ст 5, 8,.35, 38, 41
3
Конституция РТ ст. 8
Защита прав и свобод человека в условиях глобализации
104
Геополитика XX
мысли, совести, религии и убеждений. Нарушение этих прав в свою очередь, при-
водит к нарушениям других прав и свобод человека, указанные во второй главе
Конституции Таджикиста на.
Необходимо помнить, что право на свободу мысли, совести, религии и убеж-
дений, тесно связаны с другими правами человека, в том числе с правами: на
жизнь, на лич ную свободу и безопасность, на свободу от пыток или жестокого,
бесче ловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, на сво-
боду от дискриминации и любого под стрекательства к ним, на справед ливое и пу-
бличное заслушивание незави симым и беспристрастным судом, на свободу пере-
движения и выборе места жительства, на свободу мнения и свободное выражение
своего мнения, на свободу мирных собраний и ассоци аций, на право невмеша-
тельство в лич ную жизнь и другими правами и основными сво бодами человека.
Невозможно пользоваться свободой религии или убеждений, если ограничива-
ются или отрицаются вышеназванные права и свободы человека.
На наш взгляд, с учетом нынешней обстановки и тех норм, которые заложе ны в
Конституции Республики Таджи кистан, «светское государство» в мусульманской
стране должно пониматься, исходя из принципов цивилизационной культуры.
В Таджикистане с учетом того, что цивилизационная культура первого госу-
дарства таджикского народа, Государство Саманидов, возникла и сформирова-
лась на иранско-исламские ценности, больше имело светские принципы, нежели
религиозные, споры по западным принципам ни к чему не приведут.
К сожалению, принцип «светского го сударства» как и в 90 года ХХ века,
одной группой политических сил все еще считается дискриминационным и не-
уместным в Конституции, другая же на стаивает на этом понятии как на одном из
важных принципов сохранения государ ства.
Религия ислама в государстве, исполняла роль цивилизационной ценности,
была частью идеологии государ ственной власти. Поэтому в политике этот прин-
цип должен пониматься не как атеистическое государство, а как принцип — вы-
разитель национальных интересов, и цивилизационной культуры националь ного
государства, потому что все еще, не ис ключается возможность использования от-
дельными политическими силами дан ного понятия для разжигания конфликта и
противоречия в обществе.
Понятие «светское» же не умоляет право на свободу мысли, совести, рели-
гии и убеждений на Западе, откуда берет начало это понятие. К сожалению, у нас
же в Таджикистане, в некото рых случаях нетерпимость институцио нализируется
на уровне законодательства и чаще, как ныне в Таджикистане, в ее основе лежат
умышленно нетерпимые отноше ния и поведения, обусловленные привычками,
предрассудками или ненавистью к традициям, нравам и привычкам. Поэтому,
особое внимание надо обратить на статью 26 Конституции Таджикиста на, где
говорится, что каждый гражданин имеет право самостоятельно определять свое
Джалилов К. Д.
105
Центральная Азия
отношение к религии, отдельно или совместно с другими исповедовать лю бую
религию или не исповедовать ника кой, участвовать в отправлении религи озных
культов, ритуалов и обрядов. Это право означает, что человек свободен, менять
свою религию или убеждения, сохраняя свою культуру и часть культуры, цивили-
зационную культуру и религию. Эти положения рассматриваются, раз вернуто в
международных документах: 1) в статье 18 Всеобщей Декларации прав человека
указывается, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и ре-
лигии. Это право включает свободу менять свою религию или убеж дение’; 2) в
статье IS. Международного пакта о гражданских и политических пра вах указыва-
ется, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это
право включает свободу иметь или принимать религию или убеж дение по своему
выбору»; 3) в статье I Декларации о ликвидации всех форм не терпимости и дис-
криминации на основе религии или убеждений указывается, что каждый человек
имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право вклю чает свободу
иметь религию или любые убеждения по своему выбору». Эти доку менты при-
знаны Республикой Таджикис тан и их нормы отражены в Конституции.
В соответствие с Конституцией РТ, каждый имеет право самостоятельно
определять свое отношение к религии
1
. Конституция РТ дает каждому право ис-
поведовать любую религию или не исповедовать никакой религии
2
.
В Таджикистане свободно функционируют Партия Исламского возрождения
Таджикистана (ПИВТ), другие так называемые «светские партии», православ-
ная Церковь и другие религиозные течения.
Другой наболевшей проблемой для Таджикистана является миграция граж-
дан за пределами страны и нарушение их права и свободы. Как известно, в на-
стоящее время большое количество работоспособных граждан Таджикистана,
легально выезжают на заработки в Россию, поступают на службу в российскую
армию. Многие рабочие мигранты стремятся получить российское гражданство,
при этом они не отрываются от своей таджикской основы, до прошлого года у
многих мигрантов была надежда, что российской стороной, будет ратифициро-
ван договор о двойном гражданстве. Сейчас выезжающие на работу в Россию,
таджики создают там свои семьи, и родственники воспринимают это нормаль-
но, а для России — это одно из решений своей демографической проблемы. В
Таджикистане не осуждается, когда таджик берет в жены русскую женщину, не
заставляют жен принять религию, гражданство, изменять фамилию.
1
Конституция РТ ст. 26
2
Конституция РТ ст. 26
Защита прав и свобод человека в условиях глобализации