Файл: Геополитика номер 20.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1590

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

101

Центральная Азия

Почетный знак СНГ за большой вклад в укрепление и развитие дружбы, добро-

соседства, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества в рамках СНГ.

Следует сказать, что взятый курс Таджикистаном на достижение правового 

демократического светского государства будет определяющим в XXI веке и, то, 

что завершается тяжелый переходный период и начинается строительства новой 

политической системы в Таджикистане, не вызывает сомнения.

Так, в рамках второй фазы судебно-правовой реформы были внесены изме-

нения и дополнения в Конституционный Закон РТ «О судах Республики Тад-

жикистан», согласно которым в составе Верховного Суда РТ были образованы 

Коллегия по семейным делам и Коллегия по административным делам. 

Семейные суды призваны комплексно, решать вопросы, связанные с семейны-

ми правоотношениями, защитой и охраной интересов детей. 

К примеру, в суде города Худжанд введена специализация судей по рассмотре-

нию семейных дел. Однако, по словам адвокатов, пока это не вызвало каких-либо 

существенных изменений на практике

1

.

В рамках Программы судебно-правовой реформы в этом году (2013) должна 

завершиться гуманизация уголовного законодательства РТ. Предполагается де-

криминализация некоторых деяний, за совершение которых в настоящее время 

предусмотрена уголовная ответственность. В частности, уже декриминализова-

ны такие статьи как «клевета» и «оскорбление»

2

В 2011 году в Таджикистане был принят Закон РТ «О государственной защи-

те участников уголовного судопроизводства», который регулирует правовые ос-

новы государственной защиты участников уголовного судопроизводства, меры 

безопасности и социальной поддержки указанных лиц и порядок их применения. 

Закон гарантирует защиту не только свидетелей, но и других участников судебных 

процессов: прокурора — государственного обвинителя, потерпевшего, частного 

обвинителя, подозреваемого, обвиняемого и т. д. Меры государственной защиты 

могут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отношении за-

явителя, свидетеля или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих 

предупреждению или раскрытию преступления. Могут применяться одновре-

менно несколько либо одна из следующих мер безопасности: личная охрана, ох-

рана жилища и имущества; выдача специальных средств индивидуальной защиты 

и т. д

3

Необходим такой мониторинг общественно-политического развития респу-

блики, который бы основывался на знании истории, традиций и 

1

   «Таджикистан делает первые шаги на пути создания семейных судов», «Азия-Плюс» , 23 мая 2011. 

2

   «Таджикистан должен гуманизировать уголовное законодательство к 2013 году», «Азия-Плюс», 20 

октября, источник: http://www.tajikradio.ru/news/ID_337.html

3

   Госзащита участников уголовного судопроизводства в Таджикистане необходима, Источники: 

«Азия-Плюс» Худжанд. 1 августа 2011 г., Бахтиёр Валиев http://www.toptj.com/m/news/2011/07/30/

goszashita_uchastnikov_ugolovnogo_sudoproizvodstva_neobkhodima_v_tadzhikistane

Защита прав и свобод человека в условиях глобализации


background image

102

Геополитика XX

В этой ситуации взаимодействия с европейскими институтами, несмотря на 

практику двойных стандартов в их деятельности в регионе, играют в Республике 
положительную роль. Сам факт европейского мониторинга выборного процес-
са и общественной жизни вынуждает политические силы республики стремить-
ся к более цивилизованным формам политической борьбы. Вместе с тем, толь-

ко участия Европейского Союза и европейских организаций недостаточно для 
того, чтобы сделать международное участие в развитии таджикской демократии 
и защите прав человека эффективным. По глубокому убеждению автора, путь, 
который избрал народ Таджикистана, является важной предпосылкой полити-

ческой и социально-экономической стабильности и развития страны. Несмотря 

на все объективные и субъективные трудности, сегодня Таджикистан является 
перспективной страной с ростками демократии, высоким интеллектуальным по-

тенциалом и богатым культурным наследием, страна по историческим меркам, за 
короткие сроки сумела найти свое место в общемировой политике, зарекомендо-
вав себя миротворцем в регионе и СНГ.

Как упоминалось, мировая практика показывает, что правовое демократи-

ческое государство должно опираться на четко действующий механизм юриди-

ческой ответственности и справедливости и субъектов и объектов политики и 

права. В соответствии с Конституцией, конституционными законами и другими 
нормативными актами, опираясь на четко действующий механизм юридической 
ответственности и справедливости, Таджикистан в настоящее время осущест-

вляет регулирование политической, экономической и социальной политики с 
учетом обстановки в стране, регионе и мире. При этом учитывается, что в про-
цессе глобализации верховенства закона в демократическом Таджикистане по 
отношению к правам человека, ко всем группам и категориям населения, равен-
ства возможностей для каждого человека, защита и содействие основ свободы, 
справедливости и мира в обществе и их решения, становится одним из главных 
обязанностей власти.

Необходимо отметить, что достояния человеческой цивилизации, распро-

страняются на всех людей, в том числе и на представители меньшинства

1

, однако 

демократизации права и свободы человека, уважение человеческой личности и 
верховенства закона, хотя они не должны заменить функции общества и государ-
ства, будут ставиться во главе процесса нынешней демократизации

2

Таджикистан строит демократическое правовое государство и для этого за-

конодательно, в своей Конституции, гарантирует права человека и основные сво-
боды, принадлежащие всем людям с рождения, и решает важную задачу: консоли-

1

   См. Конституция РТ ст. 2, 5.6. МП ГПП ст6 и ДПЧ ст.1. ООН. Права человека. Изложение фактов 

№ 16, 18. 

2

   См. Конституция РТ ст.5. МП ГПП ст. 6 и ДПЧ ст.1

Джалилов К. Д.


background image

103

Центральная Азия

дировать политические силы и укреплять демократию как единственную систему 

правления в условиях глобализации

1

.

Человек, как субъект политики и права, в процессе глобализации получает 

обширные права и свободы, которые должны служить укреплению безопасности 

общества и основу национального государства, а не их разрушению и созданию 

конфликта.

В Таджикистане права и свободы человека и гражданина регулируются и ох-

раняются Конституцией. Таджикистан единственная страна среди стран СНГ, 

где разработана и утверждена правительством в соответствие с Конституцией, 

программа «Государственная система образования в области прав человека» № 

272 от 12 июня 2001года.

В соответствие Конституции РТ жизнь, честь, достоинство и другие есте-

ственные права человека неприкосновенны. Общественная жизнь развивается 

на основе политического и идеологического плюрализма. По Конституции Ре-

спублики Таджикистан, каждый имеет право на труд, образование и на охрану 

здоровья. Каждому гарантируется свобода слова, печати, право на пользование 

средствами информации

2

.

Необходимо также остановится на вопросах религии, которые все больше 

влияют на мировую политику и мировые процессы. По Конституции Республики 

Таджикистан религиозные организации отделены от государства и не могут 

вмешиваться в государственные дела

3

В газете Джунбиш №4 февраль 1999 года была напечатана моя статья «Таджи-

кам не нужен спор о светском государстве». В статье указывалось, что по опре-

делению ООН, нетерпимость на основе религии и убеждений имеет два аспекта: 

1) отрицательное отно шение к лицам или группам лиц, испове дующим другую 

религию или придержи вающимся других убеждений; 2) проявление такого от-

ношения на прак тике. Эти проявления часто носят харак тер дискриминации, од-

нако во многих случаях они идут дальше и включают разжигание ненависти или 

даже преследова ние исповедующих другую религию или придерживающихся 

других убеждений. 

Международная и горькая практика в Таджикистане показали, что проявления 

нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений не только имеют 

серьезные последствия, но и чрез вычайно опасны тем, что приводят к гру бым 

нарушениям прав человека или даже преступлениям против группы населения. 

Проявление нетерпимости и дискри минации на основе религии и убеждений, 

в первую очередь ограничивает и наруша ет основное право человека на свободу 

1

   См. Конституция РТ, Глава вторая. ДПЧ ст. 29, 15, 6. 14, 3, 5, МП ГПП ст. 13.16, 2, 6, 9 МП ЭСКП ст. 

8, 10, 6, 7, 12, 15 и др.

2

   Конституция РТ ст 5, 8,.35, 38, 41

3

   Конституция РТ ст. 8

Защита прав и свобод человека в условиях глобализации


background image

104

Геополитика XX

мысли, совести, религии и убеждений. Нарушение этих прав в свою очередь, при-

водит к нарушениям других прав и свобод человека, указанные во второй главе 

Конституции  Таджикиста на. 

Необходимо помнить, что право на свободу мысли, совести, религии и убеж-

дений, тесно связаны с другими правами человека, в том числе с правами: на 

жизнь, на лич ную свободу и безопасность, на свободу от пыток или жестокого, 

бесче ловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, на сво-

боду от дискриминации и любого под стрекательства к ним, на справед ливое и пу-

бличное заслушивание незави симым и беспристрастным судом, на свободу пере-

движения и выборе места жительства, на свободу мнения и свободное выражение 

своего мнения, на свободу мирных собраний и ассоци аций, на право невмеша-

тельство в лич ную жизнь и другими правами и основными сво бодами человека. 

Невозможно пользоваться свободой религии или убеждений, если ограничива-

ются или отрицаются вышеназванные права и свободы человека.

На наш взгляд, с учетом нынешней обстановки и тех норм, которые заложе ны в 

Конституции Республики Таджи кистан, «светское государство» в мусульманской 

стране должно пониматься, исходя из принципов цивилизационной культуры. 

В Таджикистане с учетом того, что цивилизационная культура первого госу-

дарства таджикского народа, Государство Саманидов, возникла и сформирова-

лась на иранско-исламские ценности, больше имело светские принципы, нежели 

религиозные, споры по западным принципам ни к чему не приведут. 

К сожалению, принцип «светского го сударства» как и в 90 года ХХ века, 

одной группой политических сил все еще считается дискриминационным и не-

уместным в Конституции, другая же на стаивает на этом понятии как на одном из 

важных принципов сохранения государ ства.

Религия ислама в государстве, исполняла роль цивилизационной ценности, 

была частью идеологии государ ственной власти. Поэтому в политике этот прин-

цип должен пониматься не как атеистическое государство, а как принцип — вы-

разитель национальных интересов, и цивилизационной культуры националь ного 

государства, потому что все еще, не ис ключается возможность использования от-

дельными политическими силами дан ного понятия для разжигания конфликта и 

противоречия в обществе.

Понятие «светское» же не умоляет право на свободу мысли, совести, рели-

гии и убеждений на Западе, откуда берет начало это понятие. К сожалению, у нас 

же в Таджикистане, в некото рых случаях нетерпимость институцио нализируется 

на уровне законодательства и чаще, как ныне в Таджикистане, в ее основе лежат 

умышленно нетерпимые отноше ния и поведения, обусловленные привычками, 

предрассудками или ненавистью к традициям, нравам и привычкам. Поэтому, 

особое внимание надо обратить на статью 26 Конституции Таджикиста на, где 

говорится, что каждый гражданин имеет право самостоятельно определять свое 

Джалилов К. Д.


background image

105

Центральная Азия

отношение к религии, отдельно или совместно с другими исповедовать лю бую 
религию или не исповедовать ника кой, участвовать в отправлении религи озных 
культов, ритуалов и обрядов. Это право означает, что человек свободен, менять 
свою религию или убеждения, сохраняя свою культуру и часть культуры, цивили-
зационную культуру и религию. Эти положения рассматриваются, раз вернуто в 
международных документах: 1) в статье 18 Всеобщей Декларации прав человека 
указывается, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и ре-
лигии. Это право включает свободу менять свою религию или убеж дение’; 2) в 
статье IS. Международного пакта о гражданских и политических пра вах указыва-
ется, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это 
право включает свободу иметь или принимать религию или убеж дение по своему 
выбору»; 3) в статье I Декларации о ликвидации всех форм не терпимости и дис-
криминации на основе религии или убеждений указывается, что каждый человек 
имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право вклю чает свободу 
иметь религию или любые убеждения по своему выбору». Эти доку менты при-
знаны Республикой Таджикис тан и их нормы отражены в Конституции.

В соответствие с Конституцией РТ, каждый имеет право самостоятельно 

определять свое отношение к религии

1

. Конституция РТ дает каждому право ис-

поведовать любую религию или не исповедовать никакой религии

2

.

В Таджикистане свободно функционируют Партия Исламского возрождения 

Таджикистана (ПИВТ), другие так называемые «светские партии», православ-
ная Церковь и другие религиозные течения. 

Другой наболевшей проблемой для Таджикистана является миграция граж-

дан за пределами страны и нарушение их права и свободы. Как известно, в на-
стоящее время большое количество работоспособных граждан Таджикистана, 
легально выезжают на заработки в Россию, поступают на службу в российскую 
армию. Многие рабочие мигранты стремятся получить российское гражданство, 
при этом они не отрываются от своей таджикской основы, до прошлого года у 
многих мигрантов была надежда, что российской стороной, будет ратифициро-
ван договор о двойном гражданстве. Сейчас выезжающие на работу в Россию, 
таджики создают там свои семьи, и родственники воспринимают это нормаль-
но, а для России — это одно из решений своей демографической проблемы. В 
Таджикистане не осуждается, когда таджик берет в жены русскую женщину, не 
заставляют жен принять религию, гражданство, изменять фамилию.

1

   Конституция РТ ст. 26

2

   Конституция РТ ст. 26

Защита прав и свобод человека в условиях глобализации