ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1642
Скачиваний: 3
26
Геополитика XX
географическую применимость, в том числе использоваться в целях типологизации
интеграционных процессов в мире
1
.
В нашем случае две последние модели будут наиболее интересны для евразий-
ской интеграции, которые столкнутся не только с рудиментами старого мышле-
ния, но и комплексом взаимосвязанных проблем.
Отсюда логически вытекает следующий пункт, связанный с вопросами без-
опасности.
Дилеммы безопасности
Основные вызовы для стран Центральной Азии связаны с комплексной про-
блемой хрупкости государственности, наличия военизированных и террори-
стических группировок в Афганистане и Пакистане исламского толка (а также
ячеек боевиков в странах постсоветского пространства), наркотрафика, а также
этнических конфликтов региона. Роб Джонсон описывал Центральную Азию
как «воссоздание докоммунистического ханства», которое происходит на фоне
междоусобиц и бунтов
2
. До настоящего момента данная дефиниция еще имеет
свою силу.
При этом практически все государства региона понимают, что необходим
пересмотр существующих стратегий в области безопасности и выработка кон-
сенсусного решения, которое бы устраивало всех акторов.
Как пишет Эрик Уолберг «станы не могут играть самостоятельную роль в ре-
гионе; режимы могут только защищать самих себя от подрывной деятелььности
и своего собственного обездоленного народа»
3
. В частности, канадский эксперт
считает, что когда США уйдут из Афганистана в результате вакуум власти укре-
пит силы исламистов, которые начнут более активно действовать в Таджикистане
и Узбекистане. Вместе с этим израильские сети будут манипулировать «страхами
исламского терроризма» в своих интересах, особенно в Узбекистане.
Оптимальным решением для замораживания конфликтов и постепенной
ликвидации их прекурсоров было бы создание условий для перехода от шатких
национальных суверенитетов к региональному коллективному суверенитету и
созданию подобия супергосударства
4
типа ЕС, где бы сохранялась национальная
идентичность и границы всех участников объединения.
Но в ближайшей перспективе это не представляется возможным по причине
большого баланса негатива в отношениях между акторами региона.
1
Haas, E.B. The Uniting of Europe Stanford University Press, 1958. Haas, E.B. Beyond the Nation-State
Stanford: Stanford University Press, 1964.
2
Johnson, Rob. Oil, Islam and Conflict: Central Asia since 1945, Reaktion, 2007
3
Walberg, Eric. Postmodern Imperialism: Geopolitics and the Great Games. Clarity Press, 2011. Р. 275
4
Не путать с супердержавой (superpower). Супергосударство — Superstate.
Cавин Л.В.
27
Центральная Азия
Никлас Сванстром указывает, что поскольку Россия отказала Китаю в разме-
щении своих военных баз на территории стран Центральной Азии, это указы-
вает на довольно сильное влияние Москвы над странами региона
1
. Такой тезис
косвенно подтверждается новыми правилами ОДКБ, которые запрещают стра-
нам — членам альянса предоставлять свои территории для военных баз третьей
стороны без согласия других участников организации
2
(хотя КНР продолжает
двустороннее военное сотрудничество со странами региона).
Впрочем, по мнению этого же автора, Россия постепенно теряет свой
контроль над странами Центральной Азии, а основными связующими звеньями
между РФ, КНР и государствами региона является специфика власти, т. е.
недемократические режимы по версии Вашингтона и Брюсселя
3
.
Китай также заинтересован в умиротворении региона, для того, чтобы обе-
зопасить транзитные пути для энергоресурсов по пути. Пекин удачно перехватил
нарратив о Новом шелковом пути и использует эту концепцию для обеспечения
своих интересов. Еще в 1985 г. совместно с Пакистаном был реализован проект
Каракорумского шоссе, а в 1995 г. подписано соглашение между Пакистаном,
Китаем, Казахстаном и Киргизией. Пекин умышленно проводит диверсифика-
ционную политику в области создания транспортных коридоров. На настоящий
момент есть три пути в Европу из Китая: 1) транссибирская железная дорога (13
000 км. от границы с Россией до Роттердама); 2) морской путь из порта Ляньюнь-
ган до Роттердама (10 900 км.) и 3) маршрут Шанхай-Роттердам (15 000 км.).
Новым направлением, над которым работает Китай является скоростное шоссе
Азия-Европа и несколько проектов объединенным названием «программа кон-
тинентальных мостов», которые свяжут Китай с Евразией, Восточной Европой
и Средиземноморьем
4
. Иными словами, идет противостояние между попытками
Китая возродить исторический Шелковый путь в новой версии и инициативой
под руководством США, которая основана на идее фритредейства с соответству-
ющими геополитическими императивами.
Индия косвенно заинтересована в развитии Нового шелкового пути. Имея
противоречия с Пакистаном Нью-Дели имеет определенные ограничения и тра-
диционно ведет слишком осторожную политику с исламскими государствами. К
тому же Китай успешно опережает Индию в получении контрактов на добычу и
поставку углводородов из прикаспийских государств. Но несмотря на сложность
взаимоотношений, переговоры по трубопроводу Иран-Пакистан-Индия продол-
1
Niklas Swanstrom. China and Greater Central Asia: New Frontiers? Johns Hopkins University,
Washington, 2011, р. 31.
2
http://www.dkb.gov.ru/session_fortnight/a.htm
3
Niklas Swanstrom. Central Asia and Russian Relations: Breaking Out of the Russian Orbit?//The Brown
Journal of World Affairs, Volume 19, No. 1, December 2012
4
Rahman, Khalid. New Silk Road Initiative and Рak-China Relations.// Policy Perspectives 2013, Vol. 10,
Num. 1. P. 142
Новый шелковый путь и евразийская интеграция
28
Геополитика XX
жаются, и Индия ведет сотрудничество со странами постсоветской Азии в обла-
сти обороны и безопасности
1
.
На наш взгляд Россия пока еще не достаточно эффективно действует
в области реализации транспортных проектов в Центральной Азии, где
основные преференции получает Китай. Исключением является Таможенный
Союз, благодаря которому общая таможенная зона вплотную подошла к
границам других государств региона и Китая. В дальнейшем сотрудничество
с Афганистаном могло бы способствовать стабилизации интеграционных
процессов в Центральной Азии и проведение автаркической евразийской
политики. Региональные акторы должны понимать, что любые подходы к
Средней Азии должны базироваться на двух основных компонентах: 1) логика
многополярности в глобальном масштабе; 2) евразийский сверхнационализм для
региона, превосходящий мелкотравчатое местничество национальных квартир
и направленный на предотвращение реализации любых внешних проектов, будь
то саудовский ваххабизм или британско-американский неолиберализм. Иначе
переход к качественной политике на благо народов Центральной Азии будет
подорван или замедлен такими инициативами как Новый шелковый путь и
Большая Центральная Азия.
1
Harsh V. Pant & Julie M. Super. Balancing Rivals: India’s Tightrope between Iran and the United States//
Asia Policy, number 15 (January 2013), 69–88
Cавин Л.В.
29
Центральная Азия
Итоги антитеррористической кампании
в Афганистане и их влияние на ситуацию
в Центральной Азии
Смагулов А.Д.
Уважаемые участники международной конференции!
Прежде всего, позвольте выразить благодарность ее организаторам: Центру
геополитических исследований Российско-Таджикского (славянского) универ-
ситета, Международному Общественному Движению «Евразийское движение»
и Посольству Российской Федерации в Душанбе. Пользуясь случаем, хочу также
поблагодарить Александра Гельевича Дугина и Юрия Васильевича Крупнова за
последовательное продвижение идей интеграции на евразийском пространстве.
Хорошо известно, что Республика Казахстан во главе с президентом Нурсул-
таном Абишевичем Назарбаевым строит свою внешнюю политику с опорой на
Евразийскую интеграцию, на создание и продвижение соответствующих инте-
грационных структур. В Казахстане исходят из того, что в нынешний глобали-
зующийся мир нужно входить через региональную интеграцию, в составе регио-
на, в котором страны и народы более близки цивилизационно, исторически. Для
Казахстана этот регион был определен с самого начала нашей независимости и
обозначен в выступлении Президента Н.А.Назарбаева в 1994 году в Московском
Государственном Университете. Об этом очень обстоятельно написал уважаемый
Александр Гельевич в своей книге «Евразийская миссия Нурсултана Назарбае-
ва», изданной в 2004 году.
Я хочу только напомнить участникам конференции о трех недавно завершен-
ных инфраструктурных проектах Казахстана, которые создают благоприятные
условия для развития торгового и экономического сотрудничества в нашем ре-
гионе: Центральной Евразии, или по версии Ю.В.Крупнова — Нового Среднего
Востока, или по Ф. Старру — Большой Центральной Азии.
Первое. В Казахстане завершено строительство автомобильной магистрали
Западный Китай — Западная Европа, проходящей по южному региону и дающей
возможность государствам Средней Азии подключиться к нему.
Второе. В декабре 2012 года сдана в эксплуатацию новая железнодорожная
ветка Жетыген — Хоргос, с выходом на известный пограничный переход на гра-
нице с Китаем. Безусловно, это позволить значительно увеличить транспортные
потоки, в том числе и в сторону Средней Азии.
30
Геополитика XX
И третье. У нас ведется строительство широтной железнодорожной маги-
страли Жезказган — Саксаульная — Шалкар — Бейнеу — Жанаозен — Тур-
кменистан с выходом на Иран и Афганистан.
Представляется, что с геополитический точки зрения существуют как мини-
мум две проблемы интеграции в Средней Азии.
Первая проблема связана с интеграцией собственно внутри самой Средней
Азии. С сожалением приходится констатировать, что за прошедшие двадцать
лет независимого развития имело место дезинтеграция, фрагментация когда-то
единого экономического пространства.
Вторая — это проблема выбора направления приоритетного вектора торго-
вого и экономического сотрудничества: на север, через Казахстан с Россией, или
на юг через Афганистан (и Иран или Пакистан).
Двадцать лет назад, после обретения независимости и падения непроница-
емого «железного занавеса» на южных границах бывшего Советского Союза
новые независимые государства Центральной Азии надеялись диверсифициро-
вать свои внешнеполитические и внешнеэкономические связи, получить альтер-
нативный выход на мировые рынки через страны Среднего Востока и Южной
Азии.
В 2001 году с вводом войск международной коалиции в Афганистан появи-
лись надежды, что со стабилизацией ситуации в этой стране для стран Централь-
ной Азии будет открыт выход на Юг, к портам в Индийском океане.
Давайте перечислим все экономические проекты, с которыми связывались
надежды государств Средней Азии и которые так и не удалось реализовать.
Во-первых, это широко известный проект строительства газопровода Тур-
кменистан — Афганистан — Пакистан — Индия. Но строится альтернативный
газопровод Иран — Пакистан. Сдан в эксплуатацию газопровод Туркмени-
стан — Узбекистан — Казахстан — Китай.
Во-вторых, менее известных даже среди экспертов, которые в основном ис-
следуют проблемы безопасности, наркотиков и большой геополитики, строи-
тельство автомобильной дороги Тургунди — Герат — Кандагар — Кветта —
побережье Индийского океана.
Строительство железной дороги Тургунди — Герат — Кандагар — Квет-
та — порт Гвадар. Но построена альтернативная железная дорога Серахс —
Мешхед — Бафк — Бендер-Аббас. Построен порт Чарбахар в Ормузском
проливе и от него ведется строительство дороги вдоль западной границы Афга-
нистана к границам Центральной Азии
Строительство железной дороги Хайратон — Мазари-Шариф — Герат —
Иран. Удалось построить только 75 км. от Хайратона до Мазари-Шарифа
только в 2010 году. Кстати, хочу напомнить, что в 2003 году по поводу
Смагулов А.Д.