ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1657
Скачиваний: 3
31
Центральная Азия
этого маршрута в Тегеране в один день было подписано два отдельных
документа на раздельных трехсторонних встречах. На уровне президентов:
Афганистан — Иран — Узбекистан и Афганистан — Иран — Таджикистан.
Хотя логично было бы провести одну четырехстороннюю встречу.
В 2007 году построен мост «Дружба» в Нижнем Пяндже на таджикско-аф-
ганской границе. Но этот мост, как выразился американский посол, работавший
в те годы в Душанбе, «мост в никуда», так как Афганистан остается нестабиль-
ным.
Не удается реализовать идею строительства высоковольтной линии электро-
передачи CASA-1000.
Не удалось организовать поставки природного газа из Афганистана с место-
рождений Шибергана.
Не реализованным остался проект строительства автодороги из Таджикиста-
на в Пакистан через Ваханский коридор,
До сих пор нет ясности по проекту железной дороги Китай — Кыргыз-
стан — Таджикистан — Афганистан — Иран.
Не получили практического развития все региональные экономические про-
екты в рамках союза персоязычных государств. Не создано даже единое теле-
визионное вещание.
Не удалось создать Зону свободной торговли в рамках Организации Эконо-
мического Сотрудничества.
Поэтому, с осторожным оптимизмом приходится говорить о строительстве
железной дороги, ЛЭП и газопровода из Туркменистана в Таджикистан через
северный Афганистан.
С выводом Международных сил содействия безопасности и большей части
международных организаций из Афганистана, снижением объемов международ-
ной финансовой помощи иссякнет и без того небольшой экспорт товаров и ус-
луг из Средней Азии и Казахстана в Афганистан. Надежды на то, что создаваемая
международной коалицией Северная Распределительная Сеть станет основой
для развития региональной торговли, также пока остаются иллюзорными. Стра-
ны Центральной Азии не способны сами оказать содействие в восстановлении
и развитии экономики Афганистана, планы международного сообщества также
остаются абсолютно неясными.
Прошло двадцать лет и, к сожалению, приходится констатировать, что южное
направление как было непреодолимым препятствием на пути развития междуна-
родных экономических связей, так и осталось им. Не оправдались надежды на
развитие внешнеэкономических связей в рамках Организации Экономического
Сотрудничества.
Итоги антитеррористической кампании в Афганистане и их влияние на ЦА
32
Геополитика XX
Здесь я хотел бы представить вашему вниманию свое исследование «Развитие
военно-политической ситуации в Афганистане с начала антитеррористической
кампании и до принятия решения о выводе войск международной коалиции».
Ее электронный вариант можно найти и скачать с сайта Посольства Казахстана в
Душанбе — kazakhembassy.tj. Также я хочу просить Вас зайти на нашем сайте на
проект АТОМ и подписаться под петицией за запрещение ядерных испытаний.
В данной книге показано, как в конце 2009 года американская администра-
ция пришла к стратегии выхода из Афганистана, так и не выполнив задачу от-
крыть южное направление для Центральной Азии, о чем так много говорили в
Вашингтоне. В этом плане итоги антитеррористической кампании международ-
ной коалиции неудовлетворительны, она не принесла ожидавшихся результатов
и лишь подтвердила тезис о принципиальной ограниченности ресурсной базы
внешнего силового воздействия на обстановку в Афганистане и внутреннюю ло-
гику ее развития.
Однако опыт середины прошлого века показывает, что внутренняя логика
развития вполне позволяет реализацию крупных экономических, инфраструк-
турных проектов, которые позволят реализовать транзитный потенциал Афга-
нистана и включить его в региональное экономическое сотрудничество. Тогда
в стране были построены многие объекты не только Советским Союзом, но и
США, Германией, другим странами Европы и Азии. И афганцы в годы граж-
данской войны пытались сохранить и сохранили некоторые наиболее ценные
объекты, например элеваторы и завод азотных удобрений в Мазари-Шарифе.
Уверен, если в Афганистане за последнее десятилетие были бы построены про-
изводственные объекты и транспортные коммуникации, население взяло бы их
под свою охрану и обеспечило их бесперебойную работу.
Считаю, что в создавшейся ситуации нельзя действовать по принципу
«либо — либо», т. е. вновь закрыть южные границы, жестко блокировать но-
вые нетрадиционные угрозы безопасности, исходящие из Афганистана. Создать
непроницаемый «пояс безопасности» вдоль афганской границы и вернуться к
экономическому сотрудничеству на северном направлении, продвигать его на
Востоке через Китай и на Западе через Иран и Южный Кавказ.
Именно на включение Афганистана в региональное экономическое сотруд-
ничество направлены инициативы и «Евразийского движения» и «Движения
развития», лидеры которых сегодня присутствуют в этом зале. Эти инициативы
дополняют и расширяют идеи «Большой Центральной Азии» и «Нового Шел-
кового пути», предложенные американскими политологами и политиками. Ис-
ходя из такого понимания, нужно предпринимать совместные действия по рас-
ширению мультимодального транспортного коридора «Север — Юг» за счет
включения в него Афганистана.
Смагулов А.Д.
33
Центральная Азия
На первом этапе нужно объединить усилия по строительству автомобильной
и железной дороги по двум маршрутам:
— Тургунди — Герат — Лашкаргах — Зарандж — Иран и
— Кундуз — Мазари-Шариф — Шиберган — Герат — Иран с выходом в
порты Бендер-Аббас и Чабахар.
Хотелось бы отметить, что за прошедшие годы железнодорожники Туркме-
нистана, Таджикистана, Узбекистана и Казахстана прибрели хороший опыт
строительства на своих территориях, закупили необходимую строительную тех-
нику и могли бы быстро и качественно осуществить вышеуказанные проекты в
Афганистане в общих интересах.
Спасибо за внимание.
Итоги антитеррористической кампании в Афганистане и их влияние на ЦА
34
Геополитика XX
Характеристика Центральной Азии
в геополитических теориях,
региональных и трансрегиональных конфликтах
Алиасгар Шер’дуст
Геополитический регион Центральной Азии представляет собой обширную
территорию, расположенную в центральной части Ев разии, не имеющей пря-
мого выхода на мировой океан. Несмотря на отсутствие точных определений
границ, согласно общепри ня тому представлению, данный регион состоит из со-
временных го сударств Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана, Кыргызста-
на и Казахстана. На протяжении истории Центральная Азия была известна как
территория, соединяющая между собой Европу, Ближ ний Восток, Южную и
Восточную Азию благодаря Великому шелковому пути, способствуя тем самым,
взаимному обмену как материальных, так и нематериальных ценностей, в част-
ности — опыта, достижений и мысли населяющих их народов. Геополитика и
геостратегия Центральной Азии, в особенности — наличие в ней солидных за-
пасов нефти и газа, расположение транзитных и коммуникационных путей, стра-
тегическое и геоэкономическое значение Каспийского моря, контроль процессов
добычи ресурсов и проходящих через регион энерготрасс, способность влияния
на внутренние кризисы, а также наличие общих культурных, исторических и эко-
номических интересов между центральноазиатскими и соседствующими с ними
странами в современных условиях послужили главным фактором в усилении кон-
куренции региональных и трансрегиональных сил, претендующих на ключевую
роль в Центральной Азии после распада СССР. Этим объясняется важное гео-
политическое значение данного региона в современном мире. Следует отметить,
что ввиду вхождения вышеуказанных стран до 1991 года в состав Советского Со-
юза, большая часть существующих классических теорий по геополитике рассма-
тривали Центральную Азию исходя из Хартландской теории (Heartland Theory).
Согласно же более поздним теориям, интерес к Центральной Азии объясняется
особенностями культуры, цивилизации, ее географическим и стратегическим по-
ложением, а также геоэкономическим значением.
Центральная Азия, общую площадь которой составляют 3 994 400 кв. км, в
целом занимает около 10% территории азиатского континента, представляя при
этом важный геостратегический регион на карте мира. С точки зрения геогра-
фического расположения, Центральная Азия на западе граничит с Европой, на
востоке — с азиатскими странами, на севере — с Российской Федерацией, на
юге имеет общие границы со странами мусульманского мира. Таким образом, как
35
Центральная Азия
было ранее отмечено, центральноазиатские государства, расположенные исклю-
чительно на суше, получают возможность выхода к мировому океану только через
транзитные пути. По объему топливно-энергетических ресурсов (нефти и газа),
регион занимает второе место в мире, располагая также солидными запасами та-
ких редких ископаемых, как золото, медь, уран и тяжелые металлы. В целом, ха-
рактерной особенностью Центральной Азии является ее расположение на стыке
восточной и западной культур, а также, развитие тюркско-исламской культуры,
исторической трактовкой чему служило прохождение здесь Великого шелкового
пути.
Центральная Азия является единственной точкой в мире, уни каль ным обра-
зом связывающей четыре ядерные державы — Россию, Китай, Индию и Паки-
стан. Обладая потребительским рынком для свыше 50 млн. чел. и будучи насе-
ленным различными этническими группами с наличием в них многочисленных
территориальных спо ров, рассматриваемый регион оказывается уязвимым и
подвер женным предполагаемой нестабильности.
После обретения независимости, страны Центральной Азии столкнулись с
двумя типами геополитических изменений — внутренним и региональным. Унас-
ледованные с советского периода политические, этнические, территориальные и
прочие проблемы способствовали возникновению серьезных геополитических
вопросов в странах данного региона. Примером тому является целый ряд кри-
зисов, возникших на почве географических или этнических спорных ситуаций, а
порой по причине воздействия и первого, и второго факторов.
Образование нового геополитического пространства в Центральной Азии
следует рассматривать скорее как результат ключевых изменений, вытекавших
после окончания периода холодной войны. Данные изменения, характеризуемые
влиянием целого ряда событий, в свою очередь, послужили причиной возникно-
вения вакуума власти в регионе ввиду сложившихся условий в России с одной
стороны и оказания Центральной Азии в роли объекта борьбы за доминирую-
щую позицию между конкурирующими и преследующими свои цели и интересы,
региональными и трансрегиональными силами.
Предположительно, наиболее важной геополитической особенностью Цен-
тральной Азии в постсоветский период, в частности — после событий 11 сен-
тября, является ее превращение в арену борьбы за власть в региональном и
трансрегиональном масштабах. Так, кроме пяти центральноазиатских стран —
республик Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Казахстан и Туркменистан, за
удовлетворение своих интересов в данном регионе борятся пять региональных
(Россия, Иран, Турция, Индия и Пакистан) и три трансрегиональных (США, ЕС
и КНР) державы.
США, выступая в роли мировой гегемонии, преследует ряд определенных
интересов в Центральной Азии, к числу которых, прежде всего, следует отнести
Характеристика ЦА в геополитических теориях и конфликтах