ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1655
Скачиваний: 3
36
Геополитика XX
доступ к контролю ее энергетических ресурсов, предотвращение обеспечения
интересов и влияния Ирана, а также предотвращение реанимируемого влияния
России на регион. Следует, в частности, отметить особый интерес НАТО, вы-
званный с учетом осуществляемой операции «Междуна родные силы помощи
безопасности» к позиции Центральной Азии, непосредственно граничащей с
Афганистаном.
Другим, не менее важным фактором, влияющим на интересы России в Цен-
тральной Азии, является вопрос об уязвимости территориальной целостности
России в случае достижения господства в рассматриваемом регионе любой ино-
странной силы. Москва, в лучшем случае, подготовит расположенные на границе
с данным регионом районы для нанесения ударов.
Так, помимо внутренней специфики и географических особенностей стран
Центральной Азии, главной причиной внимания к ней как к одному из важней-
ших политических регионов мира, на современном этапе послужила серьезная
конкуренция региональных и трансрегиональных держав в Центральной Азии.
Этим объясняется особое внимание, отводимое централь ноазиат скому региону
в современных теориях геополитики.
Согласно Хэлфорду Макиндеру, разработавшему в 1904 году теорию Хартлэн-
да (Heartland), центральный район евразийского континента, не используемый
для судоходных целей, представляет собой важную крепость на суше. Государства
Центральной Азии, получившие независимость более двух десятилетий назад, к
моменту возобновления внимания теоретиков на мнении Маккиндера, составля-
ли одно из звеньев Советского Союза. Трактуя стратегическое значение данного
региона, последователи Маккиндера были убеждены, что доступ к нему может
обеспечить контроль над мировой сушей в целом. Именно по этой причине, они
считали СССР «кандидатом в мировые державы».
Другая теория, известная как теория границ или Римлэнд (Rimland), разрабо-
танная в период после Второй мировой войны Николасом Спикманом, главным
образом, акцентирует на ключевом значении военно-морских сил, подчеркивая
при этом, геополитическую важность центральноазиатского региона ввиду на-
личия в ней уникальной возможности объединения морской и сухопутной сил.
Также согласно теории Северского, в случае развертывания полномасштаб-
ной мировой войны, ее судьба может быть определена исключительно «регио-
ном принятия решений», каковым, по мнению теоретика, является именно Цен-
тральная Азия.
Согласно разработанной Самуэлем Хэнтингтоном теории столкновения ци-
вилизаций и восстановления мирового порядка, цивилизация и культурная са-
мобытность, выражая достижения человечества, являются высшим уровнем ее
классификации. Конфронтация цивилизаций, происходящая на уровне линий
разрыва, будет способствовать формированию как ее доминирующей позиции в
Алиасгар Шер’дуст
37
Центральная Азия
мировой политике, так и последней стадии развития конфликтов нового тысяче-
летия. Северные, северо-западные и восточные границы центральноазиатского
региона в теории Хэнтингтона выступают в качестве одной из линий разрыва
цивилизаций, представляя ортодоксальные христианские группы цивилизаций
на северо-западе, буддийские — на востоке и конфуцианские — на юго-востоке.
Так, с точки зрения взаимосвязи с другими цивилизациями в периферийных рай-
онах исламского мира, Центральная Азия является уникальным и единственным
в своем роде регионом.
После распада Советского Союза стратегическая позиция эллипса Джеффри
Кэмпа нашла особое применение в мировой политической литературе, что мо-
тивировалось актуализацией геоэкономических (нефтегазовых) проблем. По
мнению Кэмпа, около 70% из подтвержденных запасов нефти, а также более 40%
из ресурсов природного газа мирового масштаба, находятся в регионе, имеющем
форму эллипса и растянувшегося от южной части России и Казахстана до Саудов-
ской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов.
Фактически, энергетическая стратегия «эллипса», включая солидные нефте-
газовые ресурсы Персидского залива, в частности — крупнейшее в мире место-
рождение природного газа (Южный Парс и Северный Гунбад), составляющее
19% от общего объема мировых запасов газа, распространяется до Каспийского
моря, который после регионов Персидского залива и Сибири, считается одним
из важнейших месторождений энергетических ресурсов в мире. Далее «эллипс»
включает западные границы Центральной Азии, а также территорию трех госу-
дарств региона — Туркменистана, Узбекистана и Казахстана.
Значение вышеуказанной теории объясняется тем, что исходя из геоэкономи-
ческих интересов, энергетические ресурсы, содержащиеся в центральной части
Евразии представляют собой ценные источники сырья как для восточных, так
и для западных стран. Наряду с этим, наличие данных ресурсов должно способ-
ствовать расширению импорта энергии, спрос к которому за последний период
не только не уменьшился, но более того — увеличение данного спроса, с учетом
накопления капитала и роста потребления, неизбежным образом повлек рост по-
ставок.
Согласно подтверждающим данным, общий объем запасов нефти в странах
Центральной Азии достигает 15-31 млрд. баррелей, а общий объем запасов при-
родного газа — 230-360 триллионов кубических метров, что составляет около
7,2% мировых ресурсов нефти и 7% ресурсов газа. С другой стороны, с учетом
динамичного роста мировой экономики, возрастает потребность в углеводо-
родных энергетических источниках. Согласно мировой статистике, норма рас-
хода природного газа, достигшая 95 миллиардов кубических метров в 2003 году,
возрастет до 182 миллиардов кубических метров к 2030 году. Ввиду укрепления
тенденции экономического роста, наблюдаемого в развивающихся странах и их
Характеристика ЦА в геополитических теориях и конфликтах
38
Геополитика XX
потребности в энергоресурсах, регион Центральной Азии и его энергетический
потенциал следует оценивать как одну из ключевых точек опоры в решении энер-
гетического вопроса.
Вмешательство Запада в процессы, происходящие на Кавказе и в Центральной
Азии, послужило причиной для серьезных изменений, произошедших в страте-
гии данных регионов с вытекающими из них прямыми последствиями для России.
При этом, Россия, расстроенная потерей того, что уверенно считала своими про-
сторами, недосягаемыми для других, оказалась в поисках оптимального полити-
ческого варианта, способного предотвратить процесс ее отступления в регионе.
Касаясь вопроса присутствия России на стратегической арене Центральной
Азии и Кавказа, следует отметить, что российская внешняя политика в Централь-
ной Азии является вполне понятной в рамках усилий данной страны, прилагае-
мых для поддержания региональной стабильности и предотвращения иностран-
ного влияния на государства региона. Отношения России с Ираном, Турцией и
Китаем в период после распада Советского Союза приняли обычный характер.
Исчезла бывшая идеологическая классификация, определяющая характер отно-
шений между данными странами. Факт о том, что Россия больше не разделяла
общих границ с Ираном и Турцией, а ее границы с Китаем сократились, способ-
ствовал нормализации отношений; хотя, с другой стороны, в течение 90-х годов
прошлого столетия отмеченные выше страны, выступили уже в новом каче-
стве — в качестве государств, конкурирующих с Россией за получение доступа к
доминирующему влиянию в Центральной Азии.
Значение Центральной Азии в политической, экономической и военной сфе-
рах послужило основой тому, что Россия, продолжая рассматривать ее в качестве
зоны своего влияния и считая регион ближним зарубежьем, пытается предотвра-
тить оказываемое на него влияние конкурирующих держав. Сохранение данного
региона в качестве зоны своего влияния позволит России, во-первых, обеспечить
ее безопасность, во-вторых, реализовать свои политические и экономические
интересы, в-третьих, с освоением энергетических ресурсов и сохранением моно-
полии на них, в случае необходимости использовать данные средства в качестве
отдельного рычага борьбы с западными державами. Таким образом, Россия, вы-
ступая в роли крупного мирового поставщика энергии и главного покупателя
энергопродуктов в регионе, прилагает усилия для сохранения своих позиций и
осуществления контроля над влиянием других стран.
Центральная Азия занимает особое место во внешней политике Ирана, что
объясняется исторической, культурной и религиозной общностью, существую-
щей между Ираном и Центральной Азией. Наличие огромного потенциала неф-
ти и газа, высокой численности населения, возможность обеспечения рынка для
иранских товаров и главное — расположение центральноазиатского региона на
суше, позволяющего странам региона использовать пространство и территорию
Алиасгар Шер’дуст
39
Центральная Азия
Ирана в качестве наиболее выгодного и оптимального маршрута открыли перед
Ираном потенциальные возможности для углубления и расширения взаимоотно-
шений с данным регионом.
Отношение Китая к Центральной Азии носит в основном, характер защиты
безопасности в регионе, однако, главный интерес, все же, заключается в полу-
чении доступа страны к его энергетическим ресурсам. В целом, по сравнению с
Россией, являющейся крупнейшим региональным претендентом, а также по срав-
нению с такими трансрегиональными претендентами, как США и ЕС, Китай об-
ладает рядом преимуществ в регионе. К примеру, государства Центральной Азии
рассматривают соседство с Китаем как мощный потенциал для экспорта своей
продукции, тогда как с другой стороны, Пекин никогда не оказывался в слабом
финансовом положении. Вместе с тем, Пекин всегда относился к внутренней по-
литики стран Центральной Азии с исключительной лояльностью, что несомнен-
но, может способствовать лишь улучшению их отношений с Китаем, чего нельзя
утверждать о европейских странах.
Китай, с учетом роста своей экономической мощи, достиг стабильной по-
зиции, влияющей на экономические структуры в регионе. Наличие огромных
запасов нефти и газа в районе Каспия, что в будущем может способствовать за-
метному сокращению зависимости китайской нефти от энергоресурсов Ближ-
него Востока с одной стороны, а выступление региона в качестве огромного и
нетронутого до сих пор масштабного рынка, потребляющего товары китайского
производителя, а также, заинтересованность государств региона в инвестици-
ях китайских компаний, необходимых для развития отраслей производства — с
другой, открывают перед Пекином широкий спектр возможностей, диктуя его
интересы, заключающиеся в присутствии в Центральной Азии, которая занимает
особое место в современной внешней политики Китая.
Турция, представляющая также одну из сил, конкурирующих в Центральной
Азии, на нынешнем этапе сумела обеспечить себе уверенную позицию в регионе
благодаря активному участию в сфере культуры, осуществляемому исходя из от-
носительно благоприятного экономического состояния страны, а главное — бла-
годаря оптимальному и логическому геополитическому подходу, определяющему
его внешнюю политику. Присутствие Турции в регионе объяснялось исключи-
тельно поддержанием ее интересов, ключевым моментом в которых являлась по-
зиция страны с доминирующим влиянием на регион. Данное государство, благо-
даря умелому руководствованию своей геополитикой, сумело успешным образом
представить свою территорию вратами в кавказский и центральноазиатский ре-
гионы как для стран самих регионов, так и для западных держав.
Европейский Союз, выступающий в качестве одного из главных трансреги-
ональных сил, благодаря своей экономической базе, успешным и динамичным
образом присутствует в Центральной Азии. Позиция Европы по отношению к
Характеристика ЦА в геополитических теориях и конфликтах
40
Геополитика XX
данному региону, исходящая, главным образом, из ее коммерческих интересов,
особо не стремится к завоеванию геополитической позиции. Европа акценти-
рует на развитии демократических институтов и укреплении стабильности в
регионе, стремясь в конечном итоге, воспользоваться возможностью получения
доступа к новым источникам энергоресурсов, сократив, таким образом, свою
энергетическую зависимость от стран Ближнего Востока и России. На нынеш-
нем этапе, крупные европейские инвестиционные компании, поглощая экономи-
ческий рынок региона, тем самым, лишают более слабые страны бесчисленных
возможностей осуществления в нем капиталовложений. Европейская инициа-
тива по созданию коридора сообщения Трассека позволяет открыть перед реги-
оном пути связи с Европой, с одной стороны, обеспечивая путь к региону для
Европы — с другой, тем самым, влияя и поддерживая геополитические и геоэко-
номические интересы Европы. К числу самых важных и успешных из них следует
отнести способствование программ ЕС сокращению уровня зависимости Цен-
тральной Азии и Кавказа от стран, располагающих транзитными позициями, в
частности — Ирана и Китая. С другой стороны, ЕС стремительно ищет пути
разрушения российской монополии на энергетические ресурсы в Центральной
Азии. Центральноазиатские нефть и газ поступают в страны Европейского Со-
юза транзитным путем, лежащим через территорию Российской Федерации, чем
объясняется обеспокоенность ЕС, вызванной чрезмерной энергетической зави-
симостью от России.
Соединенные Штаты Америки, представляя основную трансрегиональную
силу в Центральной Азии, в поисках оптимальных экономических и геострате-
гических целей, стремятся к осуществлению контроля региональных процессов
путем разработки своей составной стратегии.
США, руководствуемое, главным образом, тем, что XXI век неизбежно станет
свидетелем борьбы государств за доступ к энергетическим ресурсам, прилагает
масштабные усилия для достижения доминирующей позиции в контроле энер-
горесурсов Персидского залива и Каспийского моря. Так, доступ к нефтяным
ресурсам района Каспия является особо важным критерием в стратегии наци-
ональной безопасности США, определяющим жизненные интересы державы и
способствовавшим разработке ею многосторонней стратегии в сферах политики,
экономики и безопасности своего присутствия в регионе.
В вышеуказанной стратегии предусматривается расширение НАТО на Восток
в рамках реализации программы «Партнерство за мир», выступающей в каче-
стве фактора, дополняющего Евразийское кольцо, а также обеспечивающей до-
минирующую роль гаранта безопасности в регионе. В то же время, данная страте-
гия позволяет США, наряду с осуществлением контроля над Россией, обеспечить
ингибирование Ирана, что практически, способствует осуществлению в регионе
их ключевой политики «Зоны без Ирана». Между тем, важнейшим моментом
Алиасгар Шер’дуст