Файл: Геополитика номер 20.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1655

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

36

Геополитика XX

доступ к контролю ее энергетических ресурсов, предотвращение обеспечения 

интересов и влияния Ирана, а также предотвращение реанимируемого влияния 

России на регион. Следует, в частности, отметить особый интерес НАТО, вы-

званный с учетом осуществляемой операции «Междуна родные силы помощи 

безопасности» к позиции Центральной Азии, непосредственно граничащей с 

Афганистаном.

Другим, не менее важным фактором, влияющим на интересы России в Цен-

тральной Азии, является вопрос об уязвимости территориальной целостности 

России в случае достижения господства в рассматриваемом регионе любой ино-

странной силы. Москва, в лучшем случае, подготовит расположенные на границе 

с данным регионом районы для нанесения ударов. 

Так, помимо внутренней специфики и географических особенностей стран 

Центральной Азии, главной причиной внимания к ней как к одному из важней-

ших политических регионов мира, на современном этапе послужила серьезная 

конкуренция региональных и трансрегиональных держав в Центральной Азии. 

Этим объясняется особое внимание, отводимое централь ноазиат скому региону 

в современных теориях геополитики.

Согласно Хэлфорду Макиндеру, разработавшему в 1904 году теорию Хартлэн-

да (Heartland), центральный район евразийского континента, не используемый 

для судоходных целей, представляет собой важную крепость на суше. Государства 

Центральной Азии, получившие независимость более двух десятилетий назад, к 

моменту возобновления внимания теоретиков на мнении Маккиндера, составля-

ли одно из звеньев Советского Союза. Трактуя стратегическое значение данного 

региона, последователи Маккиндера были убеждены, что доступ к нему может 

обеспечить контроль над мировой сушей в целом. Именно по этой причине, они 

считали СССР «кандидатом в мировые державы».

Другая теория, известная как теория границ или Римлэнд (Rimland), разрабо-

танная в период после Второй мировой войны Николасом Спикманом, главным 

образом, акцентирует на ключевом значении военно-морских сил, подчеркивая 

при этом, геополитическую важность центральноазиатского региона ввиду на-

личия в ней уникальной возможности объединения морской и сухопутной сил.

Также согласно теории Северского, в случае развертывания полномасштаб-

ной мировой войны, ее судьба может быть определена исключительно «регио-

ном принятия решений», каковым, по мнению теоретика, является именно Цен-

тральная Азия.

Согласно разработанной Самуэлем Хэнтингтоном теории столкновения ци-

вилизаций и восстановления мирового порядка, цивилизация и культурная са-

мобытность, выражая достижения человечества, являются высшим уровнем ее 

классификации. Конфронтация цивилизаций, происходящая на уровне линий 

разрыва, будет способствовать формированию как ее доминирующей позиции в 

Алиасгар Шер’дуст


background image

37

Центральная Азия

мировой политике, так и последней стадии развития конфликтов нового тысяче-

летия. Северные, северо-западные и восточные границы центральноазиатского 

региона в теории Хэнтингтона выступают в качестве одной из линий разрыва 

цивилизаций, представляя ортодоксальные христианские группы цивилизаций 

на северо-западе, буддийские — на востоке и конфуцианские — на юго-востоке. 

Так, с точки зрения взаимосвязи с другими цивилизациями в периферийных рай-

онах исламского мира, Центральная Азия является уникальным и единственным 

в своем роде регионом. 

После распада Советского Союза стратегическая позиция эллипса Джеффри 

Кэмпа нашла особое применение в мировой политической литературе, что мо-

тивировалось актуализацией геоэкономических (нефтегазовых) проблем. По 

мнению Кэмпа, около 70% из подтвержденных запасов нефти, а также более 40% 

из ресурсов природного газа мирового масштаба, находятся в регионе, имеющем 

форму эллипса и растянувшегося от южной части России и Казахстана до Саудов-

ской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов.

Фактически, энергетическая стратегия «эллипса», включая солидные нефте-

газовые ресурсы Персидского залива, в частности — крупнейшее в мире место-

рождение природного газа (Южный Парс и Северный Гунбад), составляющее 

19% от общего объема мировых запасов газа, распространяется до Каспийского 

моря, который после регионов Персидского залива и Сибири, считается одним 

из важнейших месторождений энергетических ресурсов в мире. Далее «эллипс» 

включает западные границы Центральной Азии, а также территорию трех госу-

дарств региона — Туркменистана, Узбекистана и Казахстана.

Значение вышеуказанной теории объясняется тем, что исходя из геоэкономи-

ческих интересов, энергетические ресурсы, содержащиеся в центральной части 

Евразии представляют собой ценные источники сырья как для восточных, так 

и для западных стран. Наряду с этим, наличие данных ресурсов должно способ-

ствовать расширению импорта энергии, спрос к которому за последний период 

не только не уменьшился, но более того — увеличение данного спроса, с учетом 

накопления капитала и роста потребления, неизбежным образом повлек рост по-

ставок.

Согласно подтверждающим данным, общий объем запасов нефти в странах 

Центральной Азии достигает 15-31 млрд. баррелей, а общий объем запасов при-

родного газа — 230-360 триллионов кубических метров, что составляет около 

7,2% мировых ресурсов нефти и 7% ресурсов газа. С другой стороны, с учетом 

динамичного роста мировой экономики, возрастает потребность в углеводо-

родных энергетических источниках. Согласно мировой статистике, норма рас-

хода природного газа, достигшая 95 миллиардов кубических метров в 2003 году, 

возрастет до 182 миллиардов кубических метров к 2030 году. Ввиду укрепления 

тенденции экономического роста, наблюдаемого в развивающихся странах и их 

Характеристика ЦА в геополитических теориях и конфликтах


background image

38

Геополитика XX

потребности в энергоресурсах, регион Центральной Азии и его энергетический 

потенциал следует оценивать как одну из ключевых точек опоры в решении энер-

гетического вопроса.

Вмешательство Запада в процессы, происходящие на Кавказе и в Центральной 

Азии, послужило причиной для серьезных изменений, произошедших в страте-

гии данных регионов с вытекающими из них прямыми последствиями для России. 

При этом, Россия, расстроенная потерей того, что уверенно считала своими про-

сторами, недосягаемыми для других, оказалась в поисках оптимального полити-

ческого варианта, способного предотвратить процесс ее отступления в регионе.

Касаясь вопроса присутствия России на стратегической арене Центральной 

Азии и Кавказа, следует отметить, что российская внешняя политика в Централь-

ной Азии является вполне понятной в рамках усилий данной страны, прилагае-

мых для поддержания региональной стабильности и предотвращения иностран-

ного влияния на государства региона. Отношения России с Ираном, Турцией и 

Китаем в период после распада Советского Союза приняли обычный характер. 

Исчезла бывшая идеологическая классификация, определяющая характер отно-

шений между данными странами. Факт о том, что Россия больше не разделяла 

общих границ с Ираном и Турцией, а ее границы с Китаем сократились, способ-

ствовал нормализации отношений; хотя, с другой стороны, в течение 90-х годов 

прошлого столетия отмеченные выше страны, выступили уже в новом каче-

стве — в качестве государств, конкурирующих с Россией за получение доступа к 

доминирующему влиянию в Центральной Азии.

Значение Центральной Азии в политической, экономической и военной сфе-

рах послужило основой тому, что Россия, продолжая рассматривать ее в качестве 

зоны своего влияния и считая регион ближним зарубежьем, пытается предотвра-

тить оказываемое на него влияние конкурирующих держав. Сохранение данного 

региона в качестве зоны своего влияния позволит России, во-первых, обеспечить 

ее безопасность, во-вторых, реализовать свои политические и экономические 

интересы, в-третьих, с освоением энергетических ресурсов и сохранением моно-

полии на них, в случае необходимости использовать данные средства в качестве 

отдельного рычага борьбы с западными державами. Таким образом, Россия, вы-

ступая в роли крупного мирового поставщика энергии и главного покупателя 

энергопродуктов в регионе, прилагает усилия для сохранения своих позиций и 

осуществления контроля над влиянием других стран.

Центральная Азия занимает особое место во внешней политике Ирана, что 

объясняется исторической, культурной и религиозной общностью, существую-

щей между Ираном и Центральной Азией. Наличие огромного потенциала неф-

ти и газа, высокой численности населения, возможность обеспечения рынка для 

иранских товаров и главное — расположение центральноазиатского региона на 

суше, позволяющего странам региона использовать пространство и территорию 

Алиасгар Шер’дуст


background image

39

Центральная Азия

Ирана в качестве наиболее выгодного и оптимального маршрута открыли перед 

Ираном потенциальные возможности для углубления и расширения взаимоотно-

шений с данным регионом.

Отношение Китая к Центральной Азии носит в основном, характер защиты 

безопасности в регионе, однако, главный интерес, все же, заключается в полу-

чении доступа страны к его энергетическим ресурсам. В целом, по сравнению с 

Россией, являющейся крупнейшим региональным претендентом, а также по срав-

нению с такими трансрегиональными претендентами, как США и ЕС, Китай об-

ладает рядом преимуществ в регионе. К примеру, государства Центральной Азии 

рассматривают соседство с Китаем как мощный потенциал для экспорта своей 

продукции, тогда как с другой стороны, Пекин никогда не оказывался в слабом 

финансовом положении. Вместе с тем, Пекин всегда относился к внутренней по-

литики стран Центральной Азии с исключительной лояльностью, что несомнен-

но, может способствовать лишь улучшению их отношений с Китаем, чего нельзя 

утверждать о европейских странах.

Китай, с учетом роста своей экономической мощи, достиг стабильной по-

зиции, влияющей на экономические структуры в регионе. Наличие огромных 

запасов нефти и газа в районе Каспия, что в будущем может способствовать за-

метному сокращению зависимости китайской нефти от энергоресурсов Ближ-

него Востока с одной стороны, а выступление региона в качестве огромного и 

нетронутого до сих пор масштабного рынка, потребляющего товары китайского 

производителя, а также, заинтересованность государств региона в инвестици-

ях китайских компаний, необходимых для развития отраслей производства — с 

другой, открывают перед Пекином широкий спектр возможностей, диктуя его 

интересы, заключающиеся в присутствии в Центральной Азии, которая занимает 

особое место в современной внешней политики Китая.

Турция, представляющая также одну из сил, конкурирующих в Центральной 

Азии, на нынешнем этапе сумела обеспечить себе уверенную позицию в регионе 

благодаря активному участию в сфере культуры, осуществляемому исходя из от-

носительно благоприятного экономического состояния страны, а главное — бла-

годаря оптимальному и логическому геополитическому подходу, определяющему 

его внешнюю политику. Присутствие Турции в регионе объяснялось исключи-

тельно поддержанием ее интересов, ключевым моментом в которых являлась по-

зиция страны с доминирующим влиянием на регион. Данное государство, благо-

даря умелому руководствованию своей геополитикой, сумело успешным образом 

представить свою территорию вратами в кавказский и центральноазиатский ре-

гионы как для стран самих регионов, так и для западных держав.

Европейский Союз, выступающий в качестве одного из главных трансреги-

ональных сил, благодаря своей экономической базе, успешным и динамичным 

образом присутствует в Центральной Азии. Позиция Европы по отношению к 

Характеристика ЦА в геополитических теориях и конфликтах


background image

40

Геополитика XX

данному региону, исходящая, главным образом, из ее коммерческих интересов, 

особо не стремится к завоеванию геополитической позиции. Европа акценти-

рует на развитии демократических институтов и укреплении стабильности в 

регионе, стремясь в конечном итоге, воспользоваться возможностью получения 

доступа к новым источникам энергоресурсов, сократив, таким образом, свою 

энергетическую зависимость от стран Ближнего Востока и России. На нынеш-

нем этапе, крупные европейские инвестиционные компании, поглощая экономи-

ческий рынок региона, тем самым, лишают более слабые страны бесчисленных 

возможностей осуществления в нем капиталовложений. Европейская инициа-

тива по созданию коридора сообщения Трассека позволяет открыть перед реги-

оном пути связи с Европой, с одной стороны, обеспечивая путь к региону для 

Европы — с другой, тем самым, влияя и поддерживая геополитические и геоэко-

номические интересы Европы. К числу самых важных и успешных из них следует 

отнести способствование программ ЕС сокращению уровня зависимости Цен-

тральной Азии и Кавказа от стран, располагающих транзитными позициями, в 

частности — Ирана и Китая. С другой стороны, ЕС стремительно ищет пути 

разрушения российской монополии на энергетические ресурсы в Центральной 

Азии. Центральноазиатские нефть и газ поступают в страны Европейского Со-

юза транзитным путем, лежащим через территорию Российской Федерации, чем 

объясняется обеспокоенность ЕС, вызванной чрезмерной энергетической зави-

симостью от России.

Соединенные Штаты Америки, представляя основную трансрегиональную 

силу в Центральной Азии, в поисках оптимальных экономических и геострате-

гических целей, стремятся к осуществлению контроля региональных процессов 

путем разработки своей составной стратегии. 

США, руководствуемое, главным образом, тем, что XXI век неизбежно станет 

свидетелем борьбы государств за доступ к энергетическим ресурсам, прилагает 

масштабные усилия для достижения доминирующей позиции в контроле энер-

горесурсов Персидского залива и Каспийского моря. Так, доступ к нефтяным 

ресурсам района Каспия является особо важным критерием в стратегии наци-

ональной безопасности США, определяющим жизненные интересы державы и 

способствовавшим разработке ею многосторонней стратегии в сферах политики, 

экономики и безопасности своего присутствия в регионе.

В вышеуказанной стратегии предусматривается расширение НАТО на Восток 

в рамках реализации программы «Партнерство за мир», выступающей в каче-

стве фактора, дополняющего Евразийское кольцо, а также обеспечивающей до-

минирующую роль гаранта безопасности в регионе. В то же время, данная страте-

гия позволяет США, наряду с осуществлением контроля над Россией, обеспечить 

ингибирование Ирана, что практически, способствует осуществлению в регионе 

их ключевой политики «Зоны без Ирана». Между тем, важнейшим моментом 

Алиасгар Шер’дуст