Файл: Геополитика номер 12.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1057

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

59

www.geopolitika.ru

новых глобальных сил, соотносится с природой гражданской власти ЕС 
и является благоприятной для того, чтобы он выступил более уверено в 
роли мирового лидера. 

 Новые глобальные акторы воспринимают ЕС по-разному. Для неко-

торых – как, например, для Китая и Бразилии – Союз представляется гло-
бальным политическим актором, чья важность выходит за рамки сферы 
торговли. Бразилия и Китай, исходя из разных соображений, приветствуют 
Европу, играющую более инициативную роль в международных отноше-
ниях, обеспечивая большую сбалансированность и альтернативу слишком 
уж особенным отношениям с Соединёнными Штатами. Тем не менее, оба 
предпочитают видеть в Союзе в первую очередь и в большей степени эко-
номическую силу, и, следовательно, союзника в продвижении целей, связан-
ных с экономическим развитием – несмотря на то, что разногласия между 
Союзом и его партнёрами с Юга в рамках ВТО являются общеизвестными.

Политическая элита Китая рассматривает Европейский Союз как 

основную политическую силу

13

 и привлекательного партнёра, особен-

но в вопросах сотрудничества в сферах науки и технологий, и поэтому 
– как основного партнёра на пути к достижению прославляемой цели 
«мирного строительства Китая»

14

 через экономическое развитие. Бра-

зилия, внешняя политика которой традиционно считается двигателем 
экономического развития, также рассматривает Союз как очень важно-
го экономического партнёра и ресурс, стимулирующий развитие реги-
ональной интеграции. Индия, где среди внешнеполитических элит при-
нято воспринимать Союз в основном как торгового игрока, довольно 
скептично относится к предполагаемой возможности ЕС играть значи-
мую роль в политике и безопасности, особенно когда речь идёт об Азии. 
Взгляды на Европейский Союз российского правительства, задумываю-
щегося о статусе России как европейской силы, довольно неоднозначны. 
ЕС, несомненно, является высоко ценимым экономическим партнёром, 
особенно если речь идёт об энергетическом секторе, в котором взаимо-
зависимость между Россией и остальной Европой возрастает

15

. Москва, 

однако, не вполне довольна идеей ЕС играть более значимую политиче-
скую роль в общем соседстве. Так как это рассматривается как угроза 
собственным амбициям российским правительством, оно перестало 
рассматривать ЕС как действительно мягкую силу, и уже не приветству-
ет развитие ЕС в качестве полноценного международного актора в сфе-
ре безопасности

16

.

13

 

См. Feng, p. 80

14

 

Этот термин был придуман Чженом Бицзяном (Zheng Bijian), бывшим советником Президента 

Ху Цзиньтао. См. Mark Leonard, What Does China Th

  ink? (London: Fourth Estate, 2008).

15

 

См. Trenin, p. 136.

16

 

См. Fischer, p. 117


background image

60

Геополитика

Другая сложность, возникающая в рамках внешнего восприятия 

ЕС – то, что его часто путают (в лучшую сторону или в худшую) с его 
странами-членами, бывшими колониальными империями, в частности. 
Сильная национальная идентичность ряда европейских сил одновре-
менно и стесняет, и усиливает ЕС как международного актора. Тесные 
двусторонние связи играют роль посредника идентификации для тре-
тьих стран в контактах с Европейским Союзом. Это было действитель-
но так со странами Латинской Америки, когда Португалия и Испания 
вошли в Европейское Сообщество. Как бы то ни было, внешнеполитиче-
ские инициативы отдельных государств-членов, выбивающиеся из мейн-
стрима ЕС, могут негативно отразиться на ЕС в целом. Это, в частности, 
можно сказать о вопросах мира и безопасности, разногласия в которых 
наиболее негативно влияют на международную идентичность ЕС и на 
то, как она воспринимается остальными.

Для ЕС сейчас крайне актуален тот факт, что «внутреннее» является 

не в меньшей степени и «внешним». Своей «soft  power» ЕС обязана 
в значительной степени магнетической привлекательности собствен-
ной многосторонней интегрированности, построенной на принципе 
«единства противоположностей». Такая модель не уцелеет при куль-
турном/религиозном определении идентичности ЕС. В этой связи ЕС 
сейчас необходимо доказать, что он в состоянии интегрировать в себя 
сообщества мигрантов, а частности, приехавших из стран, в которых 
большинством населения являются мусульмане. Мир крайне внимателен 
к тому, насколько ЕС способен интегрировать в себя Турцию, так же как 
к умению ЕС сформулировать позитивный подход к миграции

17

Как бы то ни было, можно согласиться с мнением Целсо Лафера, что, 

с точки зрения жителей разных частей света, «европейский опыт кон-
солидации в целях мира и процветания на принципах закона является, 
по Канту, признаком возможного прогресса для человечества. Благо-
даря своей политической идентичности, своему всемирному влиянию, 
Европейский Союз является силой, борющейся за мир, права человека, 
дипломатию и многосторонность. Вот почему ЕС можно назвать между-
народным общественным добром»

18

.

ЕС – региональная или глобальная сила?

 Благодаря экспансии на Восток, с учётом переговоров с Турцией, 

Союз не только обладает общей границей и соседством с Россией, но 
также приближается к Центральной Азии – и таким образом продвига-
ется ближе к Китаю и Индии. В этой связи, контакты с БРИК, и в част-

17

 

См. Ummu Salma Bava, p. 112

18

 CelsoLafer, 

‘Th

  e European Union – an international public good’, Issues, EUISS Newsteller, no. 24, 

November 2007


background image

61

www.geopolitika.ru

ности – с азиатскими силами – необходимы для стабильного соседства 
расширенного ЕС. Это реальность, которую чётко осознаёт Россия и 
которую индийцы и китайцы, всё ещё видящие Европу преимуществен-
но региональным игроком в сфере безопасности, ещё должны осознать. 
Слабость политического влияния Европы в Азии (в отличие от её везде-
сущности в торговле и инвестировании) в сильном контрасте с ощути-
мым присутствием там США частично объясняет его имидж региональ-
ной силы в Индии и Китае. 

Индия внимательно относится к невовлечённости Европы в цепь 

конфликтов, растянувшихся вдоль её собственных длинных границ. Бра-
зилия и вся Латинская Америка вообще в целом более чувствительны к 
самостоятельности Европы как полноценного международного актора 
– и не только в рамках Всемирной Торговой Организации. Дни, когда 
Европа была вовлечена в миротворчество в Центральной Америке

19

 ещё 

не совсем забыты, как и попытки выстроить двусторонние межрегио-
нальные стратегические отношения, основанные на «Соглашениях Тре-
тьего поколения» с МЕРКОСУР (вдохновлённый ЕС субрегиональный 
интеграционный процесс, высоко ценящий «европейскую модель»), 
Андским Сообществом или Проектом Южноамериканского Сообще-
ства. Попытки продвижения демократии со стороны ЕС были предпри-
няты серьёзнее, чем где-либо: американские страны сделали уникальные 
предложения, например, приветствуя поправки об условиях со стороны 
ЕС в соглашениях, регулировавших двусторонние отношения.

Вес и особая роль главных игроков – таких как Индия и Китай, ос-

новных азиатских сил рядом с Японией и Россией (и с Соединёнными 
Штатами) в формировании международной системы должны быть пол-
ностью приняты во внимание, вне зависимости от их нынешнего вос-
приятия международной идентичности ЕС. Понимание части ЕС этой 
очевидной реалии ясно показана в рекомендации о стратегическом пар-
тнёрстве, которая содержится в документе Соланы 2003 г. Среди них 
Индия и Китай – обладающие ядерными силами – представляют более 
трети человечества, это тенденция, которая только усилится к середине 
и концу этого столетия. Их восприятие ЕС как значимого глобального 
игрока наряду с США будет всё больше зависеть от того, каким образом 
ЕС станет садиться на «пустой стул» в Азии.

Индия до сих пор явно более сконцентрирована на Азии, нежели на 

глобальном мышлении, вероятно, потому что сама Азия рассматривает-
ся в Индии как многополярный континент. Объясняя, почему Европа 
была полностью исключена из анализа сил, интересующих Азию, Маха-

19

 

Самым первым успехом внешней политики и политики безопасности avantlaletter (ЕПС, 

Европейское Политическое Сотрудничество) в начале 1980-х годов был «Диалог Сан-Хосе», 
действующий поныне, сыгравший важную роль в восстановлении мира в Центральной Америке.


background image

62

Геополитика

раджакришна Расготра откровенно заявляет, что «Европа едва ли смо-
жет стать сильным фактором в возродившейся Азии. В лучшем случае 
роль Европы в Азии в обозримом будущем… может стать второстепен-
ная роль поддержки Соединённых Штатов»

20

.

Так или иначе, принимая во внимание важность вопроса периферии 

ЕС в повестке дня, в частности, расширения средиземноморского сосед-
ства, можно сказать не только, что продвижение ЕС в сторону Ирака и 
Ирана будет способствовать увеличению его роли в качестве стража без-
опасности, но и что вовлеченность Китая (что с болезненной ясностью 
было показано в Дарфуре) и Индии окажется в таком случае необходи-
мым. Обе эти азиатские силы проявляют всё стремительнее растущий 
интерес не только к Африке (например, дипломатические встречи, орга-
низованные китайцами и индийцами, как сотрудничество Китая и ЕС в 
Африке), но всё шире и в Средиземноморье и в других частях европей-
ской периферии.

Большинство проблем, с которыми сталкиваются соседи ЕС, в дей-

ствительности являются глобальными проблемами – и требуют глобаль-
ных ответов. Дела определённо обстоят именно так в вопросе палести-
но-израильского конфликта, в иранском вопросе, в вопросах, которые 
особенно часто обсуждаются в Совете Безопасности Соединённых 
Штатов, в вопросах о важности роли Ближнего Востока и Кавказа в ре-
шении проблем энергетической безопасности – во всех тех главных во-
просах, которые тревожат всех глобальных игроков. В общем, для того, 
чтобы ЕС стать мировой силой, ему для начала нужно стать силой реги-
онального масштаба, учитывая природу и место, которое занимает его 
окружение. Важно иметь в виду, что наиболее важным вкладом ЕС в дело 
мира стала консолидация большого пространства мира и демократии, 
простирающегося от Португалии до российских границ. Возможное 
расширение этого пространства – через включение без полноценного 
членства – на Юг и Восток, несомненно, значительно повлияет на миро-
вой порядок.

Многосторонность и многополярность – 

далеко не синонимы

Важно различать многополярность и многосторонность. Первый 

термин означает способ распределения власти на мировом уровне, 
второй – то, как на эту реальность нужно воздействовать, другими 
словами – то, как такая власть должна использоваться и к чему вести. 
Многополярность заявляет о более сложной международной системе, 

20

 

См. MaharajakrishnaRasgotra (ed.), Th

  e New Asian Power Dynamics (New Delhi: Sage Publications, 

2007), p. 11.


background image

63

www.geopolitika.ru

согласующейся с сегодняшним распределением власти в мире, а также 
о способе усиления и сдерживания и того, и другого глобальной взаи-
мозависимостью.

Когда многополярная система преобладала в Европе XIX в., само со-

бой, она была сформирована благодаря существованию государств, ос-
новной заботой которых было сохранение баланса сил – которые были в 
значительной степени симметричными – между ними

21

. Система Балан-

са сил, которая преобладала в первой половине XX в. не предотврати-
ла – и, более того, не могла предотвратить – начало крупномасштабной 
войны, когда был явно нарушен баланс. Две мировые войны наглядно 
показывают истинность этого.

 Факт остаётся фактом – лидеры стран во многих частях света, вклю-

чая Европу, придают большое значение многополярности, утверждая, 
что многополярный баланс сил и, в частности, как следствие, создание 
альянса, будет работать в качестве противовеса силе США. Так счита-
ют Китай и Россия, которые сделали несколько совместных заявлений с 
призывами к многополярному миру

22

. Им важно оспаривать то, что они 

называют американской гегемонией на основании того, что китайцы на-
зывают политикой «гармоничного мира», а русские – «современной 
демократией»

23

. В Индии, где видение международного распределения 

власти исходит почти полностью из соображений международной без-
опасности, многие всё ещё довольно консервативно рассматривают 
мир как однополярный «с признаками многополярности, в котором… 
Соединённые Штаты Америки диктуют глобальную конъюнктуру»

24

Индия хочет укрепить своё положение на глобальной арене и предпола-
гает, что её новый стратегический альянс с США «может помочь в этих 
поисках»

25

. А в Бразилии мир рассматривается как уже становящийся 

многополярным, хотя и ассиметричным несправедливым образом, осо-
бенно в отношении распределения мировых богатств. В равной степени 
к ослаблению многосторонности приводит неравная представленность 
в институтах глобального управления

26

. По словам Марко Аурелио Гар-

21

 

См. Raymond Aron, Paix etguerre entre les nations (Paris:Calmann-Lévy, 1962, 1984).

22

 

«Россия и Китай поддерживают многополярность, справедливый и демократический мировой 

порядок, основанный на общепризнанных принципах международного права», - заявили президенты 
Владимир Путин и Ху Цзиньтао в совместном выступлении, CNSNews.com, 28 May 2003.

23

 

См. Trenin, pp. 141-43.

24

 

 Foreign Service Institute, Government of India, India Foreign Policy, Challenges and Opportunities 

(New Delhi, Academic Foundation, 2007). 

25

 

S. Jaishankar, ‘India and USA: New directions’, Ibid., p. 788.

26

 

См. CelsoAmorim: ‘Brasil’s Multilateral Diplomacy’, подготовленные замечания Министра 

иностранных дел Бразилии на Второй Национальной Конференции по Внешней Политике и 
Международным Отношениям, Бразилиа, 5 ноября 2007 года, доступные по ссылке: http://www.mre.
gov.br/ingles/politica_externa/discursos/discurso_detalhe3.asp?ID_DISCURSO-3219