ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1121
Скачиваний: 1
59
www.geopolitika.ru
новых глобальных сил, соотносится с природой гражданской власти ЕС
и является благоприятной для того, чтобы он выступил более уверено в
роли мирового лидера.
Новые глобальные акторы воспринимают ЕС по-разному. Для неко-
торых – как, например, для Китая и Бразилии – Союз представляется гло-
бальным политическим актором, чья важность выходит за рамки сферы
торговли. Бразилия и Китай, исходя из разных соображений, приветствуют
Европу, играющую более инициативную роль в международных отноше-
ниях, обеспечивая большую сбалансированность и альтернативу слишком
уж особенным отношениям с Соединёнными Штатами. Тем не менее, оба
предпочитают видеть в Союзе в первую очередь и в большей степени эко-
номическую силу, и, следовательно, союзника в продвижении целей, связан-
ных с экономическим развитием – несмотря на то, что разногласия между
Союзом и его партнёрами с Юга в рамках ВТО являются общеизвестными.
Политическая элита Китая рассматривает Европейский Союз как
основную политическую силу
13
и привлекательного партнёра, особен-
но в вопросах сотрудничества в сферах науки и технологий, и поэтому
– как основного партнёра на пути к достижению прославляемой цели
«мирного строительства Китая»
14
через экономическое развитие. Бра-
зилия, внешняя политика которой традиционно считается двигателем
экономического развития, также рассматривает Союз как очень важно-
го экономического партнёра и ресурс, стимулирующий развитие реги-
ональной интеграции. Индия, где среди внешнеполитических элит при-
нято воспринимать Союз в основном как торгового игрока, довольно
скептично относится к предполагаемой возможности ЕС играть значи-
мую роль в политике и безопасности, особенно когда речь идёт об Азии.
Взгляды на Европейский Союз российского правительства, задумываю-
щегося о статусе России как европейской силы, довольно неоднозначны.
ЕС, несомненно, является высоко ценимым экономическим партнёром,
особенно если речь идёт об энергетическом секторе, в котором взаимо-
зависимость между Россией и остальной Европой возрастает
15
. Москва,
однако, не вполне довольна идеей ЕС играть более значимую политиче-
скую роль в общем соседстве. Так как это рассматривается как угроза
собственным амбициям российским правительством, оно перестало
рассматривать ЕС как действительно мягкую силу, и уже не приветству-
ет развитие ЕС в качестве полноценного международного актора в сфе-
ре безопасности
16
.
13
См. Feng, p. 80
14
Этот термин был придуман Чженом Бицзяном (Zheng Bijian), бывшим советником Президента
Ху Цзиньтао. См. Mark Leonard, What Does China Th
ink? (London: Fourth Estate, 2008).
15
См. Trenin, p. 136.
16
См. Fischer, p. 117
60
Геополитика
Другая сложность, возникающая в рамках внешнего восприятия
ЕС – то, что его часто путают (в лучшую сторону или в худшую) с его
странами-членами, бывшими колониальными империями, в частности.
Сильная национальная идентичность ряда европейских сил одновре-
менно и стесняет, и усиливает ЕС как международного актора. Тесные
двусторонние связи играют роль посредника идентификации для тре-
тьих стран в контактах с Европейским Союзом. Это было действитель-
но так со странами Латинской Америки, когда Португалия и Испания
вошли в Европейское Сообщество. Как бы то ни было, внешнеполитиче-
ские инициативы отдельных государств-членов, выбивающиеся из мейн-
стрима ЕС, могут негативно отразиться на ЕС в целом. Это, в частности,
можно сказать о вопросах мира и безопасности, разногласия в которых
наиболее негативно влияют на международную идентичность ЕС и на
то, как она воспринимается остальными.
Для ЕС сейчас крайне актуален тот факт, что «внутреннее» является
не в меньшей степени и «внешним». Своей «soft power» ЕС обязана
в значительной степени магнетической привлекательности собствен-
ной многосторонней интегрированности, построенной на принципе
«единства противоположностей». Такая модель не уцелеет при куль-
турном/религиозном определении идентичности ЕС. В этой связи ЕС
сейчас необходимо доказать, что он в состоянии интегрировать в себя
сообщества мигрантов, а частности, приехавших из стран, в которых
большинством населения являются мусульмане. Мир крайне внимателен
к тому, насколько ЕС способен интегрировать в себя Турцию, так же как
к умению ЕС сформулировать позитивный подход к миграции
17
.
Как бы то ни было, можно согласиться с мнением Целсо Лафера, что,
с точки зрения жителей разных частей света, «европейский опыт кон-
солидации в целях мира и процветания на принципах закона является,
по Канту, признаком возможного прогресса для человечества. Благо-
даря своей политической идентичности, своему всемирному влиянию,
Европейский Союз является силой, борющейся за мир, права человека,
дипломатию и многосторонность. Вот почему ЕС можно назвать между-
народным общественным добром»
18
.
ЕС – региональная или глобальная сила?
Благодаря экспансии на Восток, с учётом переговоров с Турцией,
Союз не только обладает общей границей и соседством с Россией, но
также приближается к Центральной Азии – и таким образом продвига-
ется ближе к Китаю и Индии. В этой связи, контакты с БРИК, и в част-
17
См. Ummu Salma Bava, p. 112
18
CelsoLafer,
‘Th
e European Union – an international public good’, Issues, EUISS Newsteller, no. 24,
November 2007
61
www.geopolitika.ru
ности – с азиатскими силами – необходимы для стабильного соседства
расширенного ЕС. Это реальность, которую чётко осознаёт Россия и
которую индийцы и китайцы, всё ещё видящие Европу преимуществен-
но региональным игроком в сфере безопасности, ещё должны осознать.
Слабость политического влияния Европы в Азии (в отличие от её везде-
сущности в торговле и инвестировании) в сильном контрасте с ощути-
мым присутствием там США частично объясняет его имидж региональ-
ной силы в Индии и Китае.
Индия внимательно относится к невовлечённости Европы в цепь
конфликтов, растянувшихся вдоль её собственных длинных границ. Бра-
зилия и вся Латинская Америка вообще в целом более чувствительны к
самостоятельности Европы как полноценного международного актора
– и не только в рамках Всемирной Торговой Организации. Дни, когда
Европа была вовлечена в миротворчество в Центральной Америке
19
ещё
не совсем забыты, как и попытки выстроить двусторонние межрегио-
нальные стратегические отношения, основанные на «Соглашениях Тре-
тьего поколения» с МЕРКОСУР (вдохновлённый ЕС субрегиональный
интеграционный процесс, высоко ценящий «европейскую модель»),
Андским Сообществом или Проектом Южноамериканского Сообще-
ства. Попытки продвижения демократии со стороны ЕС были предпри-
няты серьёзнее, чем где-либо: американские страны сделали уникальные
предложения, например, приветствуя поправки об условиях со стороны
ЕС в соглашениях, регулировавших двусторонние отношения.
Вес и особая роль главных игроков – таких как Индия и Китай, ос-
новных азиатских сил рядом с Японией и Россией (и с Соединёнными
Штатами) в формировании международной системы должны быть пол-
ностью приняты во внимание, вне зависимости от их нынешнего вос-
приятия международной идентичности ЕС. Понимание части ЕС этой
очевидной реалии ясно показана в рекомендации о стратегическом пар-
тнёрстве, которая содержится в документе Соланы 2003 г. Среди них
Индия и Китай – обладающие ядерными силами – представляют более
трети человечества, это тенденция, которая только усилится к середине
и концу этого столетия. Их восприятие ЕС как значимого глобального
игрока наряду с США будет всё больше зависеть от того, каким образом
ЕС станет садиться на «пустой стул» в Азии.
Индия до сих пор явно более сконцентрирована на Азии, нежели на
глобальном мышлении, вероятно, потому что сама Азия рассматривает-
ся в Индии как многополярный континент. Объясняя, почему Европа
была полностью исключена из анализа сил, интересующих Азию, Маха-
19
Самым первым успехом внешней политики и политики безопасности avantlaletter (ЕПС,
Европейское Политическое Сотрудничество) в начале 1980-х годов был «Диалог Сан-Хосе»,
действующий поныне, сыгравший важную роль в восстановлении мира в Центральной Америке.
62
Геополитика
раджакришна Расготра откровенно заявляет, что «Европа едва ли смо-
жет стать сильным фактором в возродившейся Азии. В лучшем случае
роль Европы в Азии в обозримом будущем… может стать второстепен-
ная роль поддержки Соединённых Штатов»
20
.
Так или иначе, принимая во внимание важность вопроса периферии
ЕС в повестке дня, в частности, расширения средиземноморского сосед-
ства, можно сказать не только, что продвижение ЕС в сторону Ирака и
Ирана будет способствовать увеличению его роли в качестве стража без-
опасности, но и что вовлеченность Китая (что с болезненной ясностью
было показано в Дарфуре) и Индии окажется в таком случае необходи-
мым. Обе эти азиатские силы проявляют всё стремительнее растущий
интерес не только к Африке (например, дипломатические встречи, орга-
низованные китайцами и индийцами, как сотрудничество Китая и ЕС в
Африке), но всё шире и в Средиземноморье и в других частях европей-
ской периферии.
Большинство проблем, с которыми сталкиваются соседи ЕС, в дей-
ствительности являются глобальными проблемами – и требуют глобаль-
ных ответов. Дела определённо обстоят именно так в вопросе палести-
но-израильского конфликта, в иранском вопросе, в вопросах, которые
особенно часто обсуждаются в Совете Безопасности Соединённых
Штатов, в вопросах о важности роли Ближнего Востока и Кавказа в ре-
шении проблем энергетической безопасности – во всех тех главных во-
просах, которые тревожат всех глобальных игроков. В общем, для того,
чтобы ЕС стать мировой силой, ему для начала нужно стать силой реги-
онального масштаба, учитывая природу и место, которое занимает его
окружение. Важно иметь в виду, что наиболее важным вкладом ЕС в дело
мира стала консолидация большого пространства мира и демократии,
простирающегося от Португалии до российских границ. Возможное
расширение этого пространства – через включение без полноценного
членства – на Юг и Восток, несомненно, значительно повлияет на миро-
вой порядок.
Многосторонность и многополярность –
далеко не синонимы
Важно различать многополярность и многосторонность. Первый
термин означает способ распределения власти на мировом уровне,
второй – то, как на эту реальность нужно воздействовать, другими
словами – то, как такая власть должна использоваться и к чему вести.
Многополярность заявляет о более сложной международной системе,
20
См. MaharajakrishnaRasgotra (ed.), Th
e New Asian Power Dynamics (New Delhi: Sage Publications,
2007), p. 11.
63
www.geopolitika.ru
согласующейся с сегодняшним распределением власти в мире, а также
о способе усиления и сдерживания и того, и другого глобальной взаи-
мозависимостью.
Когда многополярная система преобладала в Европе XIX в., само со-
бой, она была сформирована благодаря существованию государств, ос-
новной заботой которых было сохранение баланса сил – которые были в
значительной степени симметричными – между ними
21
. Система Балан-
са сил, которая преобладала в первой половине XX в. не предотврати-
ла – и, более того, не могла предотвратить – начало крупномасштабной
войны, когда был явно нарушен баланс. Две мировые войны наглядно
показывают истинность этого.
Факт остаётся фактом – лидеры стран во многих частях света, вклю-
чая Европу, придают большое значение многополярности, утверждая,
что многополярный баланс сил и, в частности, как следствие, создание
альянса, будет работать в качестве противовеса силе США. Так счита-
ют Китай и Россия, которые сделали несколько совместных заявлений с
призывами к многополярному миру
22
. Им важно оспаривать то, что они
называют американской гегемонией на основании того, что китайцы на-
зывают политикой «гармоничного мира», а русские – «современной
демократией»
23
. В Индии, где видение международного распределения
власти исходит почти полностью из соображений международной без-
опасности, многие всё ещё довольно консервативно рассматривают
мир как однополярный «с признаками многополярности, в котором…
Соединённые Штаты Америки диктуют глобальную конъюнктуру»
24
.
Индия хочет укрепить своё положение на глобальной арене и предпола-
гает, что её новый стратегический альянс с США «может помочь в этих
поисках»
25
. А в Бразилии мир рассматривается как уже становящийся
многополярным, хотя и ассиметричным несправедливым образом, осо-
бенно в отношении распределения мировых богатств. В равной степени
к ослаблению многосторонности приводит неравная представленность
в институтах глобального управления
26
. По словам Марко Аурелио Гар-
21
См. Raymond Aron, Paix etguerre entre les nations (Paris:Calmann-Lévy, 1962, 1984).
22
«Россия и Китай поддерживают многополярность, справедливый и демократический мировой
порядок, основанный на общепризнанных принципах международного права», - заявили президенты
Владимир Путин и Ху Цзиньтао в совместном выступлении, CNSNews.com, 28 May 2003.
23
См. Trenin, pp. 141-43.
24
Foreign Service Institute, Government of India, India Foreign Policy, Challenges and Opportunities
(New Delhi, Academic Foundation, 2007).
25
S. Jaishankar, ‘India and USA: New directions’, Ibid., p. 788.
26
См. CelsoAmorim: ‘Brasil’s Multilateral Diplomacy’, подготовленные замечания Министра
иностранных дел Бразилии на Второй Национальной Конференции по Внешней Политике и
Международным Отношениям, Бразилиа, 5 ноября 2007 года, доступные по ссылке: http://www.mre.
gov.br/ingles/politica_externa/discursos/discurso_detalhe3.asp?ID_DISCURSO-3219