ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2623
Скачиваний: 1
111
В
целом
положительный
имидж
сформировался
у
Бра
-
зилии
,
которая
рассматривается
как
страна
с
динамично
раз
-
вивающейся
экономикой
,
большим
количеством
природных
ресурсов
,
развитой
финансовой
системой
и
крупным
произ
-
водственным
сектором
.
Заслуженно
отмечаются
ее
успехи
в
решении
социальных
проблем
.
В
результате
причисление
латиноамериканского
гиганта
к
восходящим
экономикам
ни
у
кого
не
вызывает
сомнения
.
В
то
же
время
отмечаются
бо
-
лее
низкие
темпы
экономического
роста
и
потенциальные
сложности
в
необходимости
продолжать
прогрессивную
со
-
циальную
политику
и
одновременно
сокращать
правительст
-
венные
расходы
и
налоги
.
Отмечается
и
определенный
дуа
-
лизм
бразильской
экономики
:
современный
сектор
следует
за
Западом
,
а
традиционный
,
связанный
поставками
сырья
и
продовольствия
,
нацелен
на
Восток
.
За
последнее
десятиле
-
тие
экономика
страны
стала
менее
диверсифицированной
,
сократилась
доля
Бразилии
в
мировой
торговле
,
а
замена
США
на
Китай
не
принесла
положительных
результатов
.
Единственным
бесспорным
лидером
мировой
экономи
-
ки
считается
динамичный
Китай
,
достойно
справившийся
с
последствиями
мирового
экономического
кризиса
,
однако
и
применительно
к
этой
стране
говорят
о
структурных
диспро
-
порциях
экономики
,
ее
ориентированности
не
на
внутреннее
потребление
,
а
на
экспорт
,
усиливающемся
разрыве
между
различными
регионами
и
между
уровнем
жизни
городского
и
сельского
населения
.
Резкую
критику
вызывает
безжалост
-
ное
отношение
к
окружающей
среде
и
сверхэксплуатация
собственного
населения
,
стремление
авторитарной
системы
подавить
любые
проявления
инакомыслия
.
В
перспективе
на
экономической
ситуации
может
отразиться
растущее
недо
-
вольство
этнических
меньшинств
и
политические
амбиции
растущего
среднего
краса
и
крупных
предпринимателей
,
что
может
привести
либо
к
закручиванию
гаек
,
либо
к
дестаби
-
лизации
,
либо
к
демократизации
существующей
политиче
-
ской
системы
.
112
В
развивающихся
странах
имидж
БРИКС
в
целом
по
-
ложительный
,
отношения
с
его
участниками
рассматривают
-
ся
как
равноправные
по
линии
Юг
-
Юг
.
В
то
же
время
замет
-
ны
и
определенные
нюансы
.
Среди
старшего
поколения
Рос
-
сия
рассматривается
как
наследница
СССР
,
бывшей
сверх
-
державы
,
противостоявшей
США
,
а
в
Африке
–
и
как
исто
-
рический
союзник
в
борьбе
против
колониализма
,
апартеида
и
экономической
отсталости
.
Важную
роль
в
формировании
положительного
имиджа
России
играют
и
многочисленные
выпускники
советских
вузов
,
многие
из
которых
занимают
важные
государственные
посты
.
В
то
же
время
после
смены
поколений
многие
эксперты
отмечают
крайне
малозаметное
присутствие
России
в
медийном
,
экономическом
,
культур
-
ном
и
политическом
пространстве
.
По
сравнению
с
Африкой
несколько
лучшая
ситуация
наблюдается
в
Латинской
Аме
-
рике
,
однако
и
в
этом
регионе
либо
наблюдается
информаци
-
онный
вакуум
либо
имидж
России
формируется
западными
СМИ
,
достаточно
критично
отражающими
ее
внутреннюю
и
внешнюю
политику
.
Очевидно
,
что
Россия
уступает
по
по
-
пулярности
своим
партнерам
.
Бразилия
активно
использует
этнический
фактор
,
язы
-
ковую
общность
с
бывшими
португальскими
колониями
и
определенную
цивилизационную
близость
с
африканскими
странами
.
Популярности
южноамериканского
гиганта
спо
-
собствует
и
диверсификация
отношений
:
Бразилия
не
огра
-
ничивается
развитием
торговли
,
отмечается
резкий
рост
ка
-
питаловложений
в
различные
отрасли
африканской
экономи
-
ки
,
расширение
технического
и
культурного
сотрудничества
.
Благоприятно
сказывается
на
имидже
страны
и
активная
по
-
мощь
в
решении
социальных
проблем
,
борьбе
с
бедностью
,
эпидемиями
и
т
.
д
.
В
Латинской
Америке
Бразилия
крайне
популярна
как
региональный
лидер
,
проводящий
сбаланси
-
рованную
политику
,
способную
найти
компромисс
и
сгла
-
дить
противоречия
между
леворадикальными
и
правоцен
-
тристскими
правительствами
.
113
Китай
,
позиционирующий
себя
в
качестве
лидера
раз
-
вивающихся
стран
,
имеет
давние
традиции
присутствия
в
третьем
мире
,
однако
давно
перешел
от
поддержки
револю
-
ционных
движений
к
активной
экономической
экспансии
.
Из
-
за
крайнего
прагматизма
китайской
политики
в
африкан
-
ских
странах
КНР
нередко
рассматривается
как
неоколониа
-
листская
держава
,
нуждающаяся
в
природных
ресурсах
.
Смягчению
этого
представления
способствует
активная
культурная
политика
Китая
и
помощь
в
подготовке
кадров
.
В
Латинской
Америке
вызывает
недовольство
структура
това
-
рооборота
,
основанного
преимущественно
на
импорте
китай
-
ских
готовых
изделий
и
экспорте
сырьевых
ресурсов
.
Неред
-
ки
призывы
к
бойкоту
китайских
товаров
.
Более
нейтральное
отношение
к
Индии
,
однако
определенные
противоречия
существуют
и
с
этой
страной
.
Достаточно
широкий
спектр
мнений
присутствует
и
в
периодических
изданиях
стран
-
участниц
.
Китайская
печать
ограничивается
в
основном
изложением
официальной
точки
зрения
и
фактологической
информацией
.
Агентство
«
Синьхуа
»
цитирует
исключительно
положительные
отклики
зарубежных
экспертов
,
отмечая
,
что
БРИКС
руководствуется
философией
гармонии
и
научного
развития
,
а
очередная
встреча
в
верхах
способствует
созданию
нового
миропоряд
-
ка
.
По
мнению
китайских
аналитиков
,
за
последние
годы
удалось
перейти
от
слов
к
делу
и
разработать
своего
рода
«
дорожную
карту
»
сотрудничества
,
открываются
новые
воз
-
можности
совместно
осваивать
расширяющиеся
рынки
,
от
-
мечается
важность
роста
взаимного
доверия
,
культурного
обмена
,
прозрачности
и
открытости
в
рамках
блока
.
Широкий
спектр
мнений
наблюдается
на
страницах
российской
печати
.
Оптимисты
считают
,
что
восходящие
страны
-
гиганты
,
в
том
числе
и
Россия
,
принадлежат
к
наибо
-
лее
динамичным
экономикам
мира
,
для
них
характерна
рас
-
тущая
взаимозависимость
.
Радужные
перспективы
открыва
-
ются
в
отношениях
России
с
Китаем
.
Напротив
,
пессимисты
114
говорят
и
пишут
об
угрозе
нового
мирового
спада
и
падения
деловой
активности
в
Китае
,
Индии
и
России
,
без
ускорения
темпов
экономического
роста
скорее
всего
нас
ожидает
но
-
вая
рецессия
.
Многие
российские
эксперты
считают
присут
-
ствие
РФ
в
этой
группе
развивающихся
стран
искусствен
-
ным
,
поскольку
рост
российской
экономики
базируется
на
подъеме
мировых
цен
на
энергоносители
,
а
остальных
стран
группы
–
на
избытке
дешевой
рабочей
силы
.
Россия
по
типу
экономики
гораздо
ближе
к
Восточной
Европе
и
должна
вы
-
брать
основой
роста
свои
интеллектуальные
ресурсы
,
а
не
дешевую
рабочую
силу
или
сырье
.
Многие
издания
,
проана
-
лизировав
взаимоотношения
стран
БРИКС
между
собой
и
с
западными
государствами
,
приходит
к
неутешительному
вы
-
воду
об
усиливающихся
разногласиях
и
эрозии
всех
сущест
-
вующих
международных
институтов
.
Китай
предпочитает
внедрение
в
статус
-
кво
,
чтобы
потом
его
незаметно
преобра
-
зить
,
Индия
решает
конкретные
проблемы
с
конкретными
западными
странами
,
Бразилия
использует
ситуацию
для
ук
-
репления
своих
позиций
в
Западном
полушарии
,
ЮАР
вооб
-
ще
на
периферии
,
а
Россия
,
как
обычно
,
стремится
быть
вез
-
де
и
со
всеми
.
Индийская
печать
рассматривает
объединение
как
платформу
для
достижения
консенсуса
и
взаимной
выгоды
стран
-
участниц
,
у
которых
могут
быть
различия
во
взглядах
,
целях
и
даже
интересах
по
различным
вопросам
.
Хотя
по
своему
ВВП
на
душу
населения
Китай
и
Индия
принадлежат
к
бедным
странам
,
они
могут
быть
более
напористыми
в
осуществлении
своих
геополитических
целей
.
Статусу
вели
-
кой
державы
,
как
показывает
история
,
препятствует
не
бед
-
ность
,
а
плохое
управление
государством
,
коррупция
и
не
-
решительная
внешняя
политика
.
Реально
у
всех
стран
блока
есть
свои
слабые
и
сильные
стороны
.
Преимущества
Китая
–
экономический
рост
,
многочисленное
население
и
стратеги
-
чески
выгодное
географическое
положение
,
однако
в
пер
-
спективе
возникнут
демографические
проблемы
,
связанные
115
со
старением
населения
.
Связующим
элементом
в
области
культуры
стали
конфуцианские
традиции
.
Потенциальная
нестабильность
Пекина
связана
с
репрессиями
политическо
-
го
режима
и
с
нарастающим
давлением
выступающих
за
де
-
мократию
движений
в
Западной
Азии
.
Достоинства
России
–
воинская
доблесть
,
выгодное
географическое
положение
и
обширное
евразийское
пространство
,
а
недостатки
управле
-
ния
связаны
с
особенностями
политической
системы
.
Индия
занимает
выгодные
позиции
по
ключевым
качественным
па
-
раметрам
,
играющим
роль
«
мягкой
силы
»
во
взаимоотноше
-
ниях
с
другими
странами
.
Речь
идет
о
ненасильственной
ис
-
тории
,
приверженности
общества
различным
религиям
и
многочисленной
глобальной
диаспоре
.
Повысить
свой
уро
-
вень
геополитического
влияния
страна
может
благодаря
со
-
вершенствованию
управления
государством
,
ликвидации
критической
бедности
,
неграмотности
и
недоедания
и
более
активной
внешней
политике
.
Официальные
круги
Бразилии
также
рассматривают
БРИКС
как
важный
рычаг
для
объединения
развивающихся
стран
,
способных
играть
независимую
роль
в
мировой
поли
-
тике
,
хотя
и
не
отрицают
наличия
внутренних
разногласий
.
Независимые
эксперты
,
напротив
,
делают
упор
именно
на
противоречиях
,
считая
,
что
позиции
стран
-
участниц
разли
-
чаются
во
всем
основным
вопросам
,
касающимся
климатиче
-
ских
изменений
,
прав
человека
или
системы
глобального
управления
.
Бразилии
предлагается
активизировать
двусто
-
ронние
контакты
и
не
воспринимать
БРИКС
слишком
серь
-
езно
,
поскольку
этот
союз
не
выживет
в
долгосрочной
пер
-
спективе
.
Многие
издания
выражают
сожаление
,
что
южно
-
американскому
гиганту
не
удается
добиться
безоговорочной
поддержки
своих
одноклубников
по
усилению
его
позиций
ни
в
международных
финансовых
институтах
,
ни
в
ООН
.
Проправительственные
газеты
ЮАР
высоко
оценива
-
ют
потенциальные
возможности
страны
,
обладающей
бога
-
тейшими
минеральными
ресурсами
и
одновременно
откры
-
116
вающей
путь
ко
всему
африканскому
континенту
с
обшир
-
ным
рынком
.
Оппозиционная
пресса
резко
критикует
прави
-
тельство
,
которое
пошло
на
поводу
у
Китая
в
вопросе
о
пра
-
вах
человека
,
и
заявляет
о
необходимости
сохранять
собст
-
венную
позицию
по
вопросам
,
представляющим
стержень
политической
независимости
страны
.
Участники
БРИКС
отвергают
категорические
заявления
западных
стран
о
принципиальной
невозможности
союза
«
между
коммунизмом
,
авторитаризмом
и
демократией
»,
в
то
же
время
заметно
стремление
в
определенных
ситуациях
провести
водораздел
между
участниками
IBSA (
Индия
,
Бра
-
зилия
и
Южная
Африка
)
с
одной
стороны
и
Россией
и
Кита
-
ем
с
другой
.
Объективно
становится
очевидным
,
что
БРИКС
,
не
-
смотря
на
мнение
скептиков
,
перестал
быть
виртуальным
проектом
и
сохраняет
привлекательность
для
многих
стран
.
Нельзя
не
согласиться
,
что
среди
его
участников
сохраняют
-
ся
отношения
соперничества
и
сотрудничества
,
однако
,
на
наш
взгляд
,
у
всех
членов
объединения
есть
общие
интересы
и
все
-
таки
преобладает
дух
сотрудничества
.
Как
показали
итоги
последнего
саммита
в
Нью
-
Дели
,
все
пять
стран
заин
-
тересованы
в
сохранении
динамичной
экономики
,
увеличе
-
нии
взаимного
товарооборота
и
инвестиций
,
более
тесном
сотрудничестве
в
решении
проблем
глобальной
экономики
,
безопасности
и
устойчивого
развития
,
их
сотрудничество
не
носит
антиамериканской
и
антиевропейской
направленности
.
Несмотря
на
все
различия
,
у
них
(
по
крайней
мере
,
у
России
,
Индии
и
Китая
)
существует
общая
озабоченность
относи
-
тельно
ситуации
на
арабском
востоке
и
Иране
,
их
волнует
перспектива
развития
событий
в
Афганистане
и
Пакистане
после
вывода
военного
контингента
НАТО
.
Несмотря
на
раз
-
личные
подходы
к
кризисным
ситуациям
все
они
выступают
против
военного
вмешательства
западных
государств
и
упо
-
вают
на
дипломатические
методы
решения
конфликта
.
БРИКС
озабочен
проблемами
западной
экономики
и
послед
-
117
ствиями
мирового
экономического
кризиса
для
участниц
объединения
.
Идея
БРИКС
видится
оправданной
,
даже
если
удастся
добиться
осуществления
программы
-
минимум
–
взаиморасчетов
в
национальных
валютах
и
создания
совме
-
стного
банка
,
сотрудничества
в
решении
продовольственной
проблемы
,
в
сфере
энергетики
и
водоснабжения
,
координи
-
рования
усилий
,
направленных
на
обеспечение
открытого
рынка
.
Можно
согласиться
с
теми
,
кто
рассматривает
БРИКС
не
как
интеграционное
объединение
,
а
как
союз
реформато
-
ров
глобальной
мировой
системы
.
В
условиях
противостояния
интересов
,
иногда
прини
-
мающих
форму
информационно
войны
,
все
страны
БРИКС
должны
объединить
усилия
,
направленные
на
улучшение
своего
имиджа
.
Согласно
различным
индексам
националь
-
ных
брендов
и
контент
-
анализу
зарубежных
СМИ
(
в
том
числе
и
в
странах
БРИКС
),
в
силу
целого
ряда
объективных
и
субъективных
факторов
имидж
России
скорее
отрицатель
-
ный
,
а
интерес
к
нашей
стране
довольно
низок
.
Перед
Росси
-
ей
стоит
неотложная
задача
преодоления
последствий
сло
-
жившихся
за
рубежом
негативных
стереотипов
относительно
проводимых
социально
-
экономических
преобразований
и
внешнеполитической
деятельности
,
качества
произведенных
товаров
и
оказанных
услуг
,
а
также
дефицита
доверия
к
рос
-
сийскому
бизнесу
.
В
значительной
мере
улучшению
имиджа
может
по
-
мочь
решение
или
ослабление
остроты
имеющихся
реальных
проблем
,
поскольку
долгосрочное
позитивное
позициониро
-
вание
страны
строится
именно
на
ее
прогрессе
и
развитии
.
Реальные
достижения
должны
находить
соответствующее
отражение
не
только
в
отечественных
,
но
и
в
зарубежных
СМИ
.
Адекватному
позиционированию
способствуют
раз
-
личные
формы
информационной
деятельности
по
продвиже
-
нию
отечественной
продукции
на
зарубежные
рынки
:
пре
-
зентации
,
бизнес
-
форумы
и
научно
-
практические
конферен
-
118
ции
,
ярмарки
,
выставки
и
т
.
д
.,
при
этом
важно
придать
им
плановый
,
системный
и
регулярный
характер
.
Необходимо
предоставлять
максимально
полную
ин
-
формацию
о
внутриполитическом
развитии
и
внешней
поли
-
тике
России
на
иностранных
языках
как
на
интернет
-
сайтах
информационных
агентств
,
так
и
на
страницах
периодиче
-
ской
печати
.
Одним
из
возможных
методов
создания
пози
-
тивного
имиджа
России
могло
бы
стать
повышение
активно
-
сти
российских
журналистов
и
аналитиков
,
их
стремление
чаще
заявлять
о
себе
на
страницах
зарубежных
СМИ
,
высту
-
пать
с
комментариями
по
актуальной
тематике
.
Для
улучшения
имиджа
и
популяризации
достижений
отечественной
науки
и
культуры
целесообразно
восстано
-
вить
издательство
,
специализирующееся
на
публикациях
на
иностранных
языках
(
аналог
советских
издательских
домов
«
Прогресс
», «
Радуга
»
и
«
Мир
»).
Активизация
научного
и
культурного
обмена
способст
-
вовала
бы
и
росту
интереса
к
изучению
русского
языка
как
в
ведущих
университетах
,
так
на
различных
языковых
курсах
.
Для
популяризации
БРИКС
в
России
и
подготовки
практических
специалистов
целесообразно
включить
соот
-
ветствующие
учебные
дисциплины
на
ведущих
экономиче
-
ских
и
политологических
факультетах
крупнейших
вузов
,
расширить
преподавание
соответствующих
иностранных
языков
.
119
1.5.
ИНДИЯ
И
БРИКС
А
.
Г
.
Володин
,
д
.
и
.
н
.,
главный
научный
сотрудник
ИМЭМО
РАН
Внешняя
политика
Индии
не
первый
год
развивается
по
канонам
«
свободной
геометрии
мировой
политики
» (
как
это
явление
было
определено
французскими
исследователями
и
экспертами
в
середине
2000-
х
годов
)
и
предполагает
актив
-
ное
участие
страны
в
форматах
дву
-
и
многосторонней
коо
-
перации
различных
государств
.
Одновременно
выбор
Дели
конкретных
тактических
действий
осуществляется
на
основе
актуально
существующего
соотношения
сил
в
индийском
внешнеполитическом
истеблишменте
,
т
.
е
.
выдвижения
тех
или
иных
групп
на
лидирующие
позиции
в
этом
достаточно
замкнутом
организационном
образовании
.
Индийский
внеш
-
неполитический
истеблишмент
пытается
использовать
для
продвижения
интересов
Индии
и
формат
БРИКС
.
Формат
БРИКС
,
как
известно
, «
вырос
»
из
модели
взаимодействия
России
,
Индии
и
Китая
(
РИК
).
Формат
РИК
(
Индия
-
Россия
-
Китай
)
Первые
попытки
создания
(
первоначально
в
виде
«
ин
-
теллектуального
проекта
»)
модели
стратегического
союза
между
крупнейшими
государствами
Евразии
восходят
,
на
-
сколько
автору
известно
,
к
усилиям
индийских
интеллектуа
-
лов
левого
направления
,
в
начале
1980-
х
гг
.
стремившихся
найти
некую
идейно
-
культурную
платформу
взаимопонима
-
ния
между
СССР
,
Индией
и
КНР
.
Отношения
между
двумя
последними
странами
,
как
мы
помним
,
сохраняли
потенци
-
ально
взрывоопасный
характер
с
начала
1960-
х
гг
.
В
то
время
подобные
усилия
и
полученные
в
их
результате
наработки
,
не
нашедшие
понимания
и
поддержки
на
политико
-
государственном
уровне
,
стали
,
как
оказалось
впоследствии
,
120
добротным
строительным
материалом
для
вычерчивания
«
стратегического
треугольника
»
Россия
-
Индия
-
Китай
.
Материализация
идеи
«
треугольника
»,
наметившаяся
в
конце
1990-
х
гг
.,
связывается
с
деятельностью
тогдашнего
председателя
правительства
России
Е
.
М
.
Примакова
.
Хотя
в
то
время
замысел
«
треугольника
»
не
был
официально
принят
правительством
Индии
в
качестве
основы
долгосрочного
внешнеполитического
планирования
,
влиятельная
часть
ис
-
теблишмента
и
стратегических
элит
восприняли
формат
РИК
как
: 1)
ускоренное
движение
к
модели
полицентрического
мира
и
2)
начало
становления
общего
экономического
про
-
странства
,
способного
форсировать
в
наших
странах
про
-
цессы
реформ
и
модернизации
.
Подобный
подход
находился
в
полном
соответствии
с
тогдашними
установками
руково
-
дства
трех
государств
на
интегрированный
характер
нацио
-
нальной
безопасности
,
непротиворечиво
соединяющий
эко
-
номический
рост
/
развитие
,
единство
и
территориальную
це
-
лостность
государств
и
политическую
стабильность
.
Идея
«
стратегического
треугольника
»
словно
обрела
второе
дыхание
после
событий
11
сентября
2001
г
.,
сделав
фактор
радикального
политического
ислама
дополнительным
консолидирующим
элементом
в
межгосударственных
отно
-
шениях
России
,
Индии
и
Китая
(
Северный
Кавказ
,
Кашмир
,
Синьцзян
-
Уйгурский
автономный
район
).
Последовавшая
вскоре
геополитическая
экспансия
США
в
Афганистан
и
Центральную
Азию
имела
следствием
дальнейшее
сближе
-
ние
позиций
трех
государств
,
прежде
всего
России
и
Китая
,
в
части
осознания
неотложности
реализации
концепции
мно
-
гополярного
/
полицентрического
мира
.
Однако
по
мере
ослабления
несущих
конструкций
«
униполя
» (
проявившегося
первоначально
в
Ираке
,
а
затем
и
в
Афганистане
)
противоречия
,
в
частности
между
Индией
и
Китаем
,
начинают
приобретать
все
более
открытый
характер
.
(
Немалую
,
хотя
и
непрямую
роль
в
их
столкновении
сыграли
и
умелые
действия
второй
администрации
Дж
.
Буша
-