ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2627
Скачиваний: 1
121
младшего
,
начавшей
планомерную
деятельность
по
система
-
тическому
геополитическому
ослаблению
Китая
).
Индийско
-
китайские
противоречия
стали
активно
об
-
суждаться
на
страницах
«
большой
печати
»
Индии
(
т
.
е
.
анг
-
лоязычных
газет
“Times of India”, “Hindustan Times”, “Indian
Express”, “Hindu”),
тогда
как
авторами
«
программных
»
ста
-
тей
нередко
выступали
эксперты
,
приближенные
к
внешне
-
политическому
истеблишменту
страны
.
Определилось
не
-
сколько
основных
тем
,
по
которым
было
проведено
размеже
-
вание
между
«
Слоном
»
и
«
Драконом
».
Во
-
первых
,
утвер
-
ждалось
и
утверждается
,
что
еще
первый
премьер
-
министр
Индии
Джавахарлал
Неру
считал
Китай
угрозой
Индии
,
по
-
скольку
индийская
и
китайская
культуры
в
течение
несколь
-
ких
веков
вели
между
собой
непримиримую
борьбу
за
гос
-
подство
в
Центральной
Азии
,
Тибете
,
Бирме
и
государствах
Юго
-
Восточной
Азии
.
Во
-
вторых
,
эта
борьба
столетия
спус
-
тя
«
органически
»
трансформировалась
в
геополитическое
соперничество
за
потенциальные
рынки
энергоносителей
и
сбыта
не
только
в
Центральной
Азии
,
но
также
в
Африке
и
даже
в
Южной
Азии
,
которую
Китай
якобы
все
больше
на
-
чинает
рассматривать
как
свое
«
стратегическое
подворье
»
(“strategic backyard”).
В
-
третьих
,
Индия
и
Китай
все
чаще
рассматриваются
внешнеполитическими
аналитиками
в
Дели
как
«
долговременные
конкуренты
»
в
борьбе
за
обеспечение
эффективного
контроля
за
доставкой
энергоносителей
на
пространстве
от
Ормузского
пролива
до
пролива
Малаккско
-
го
.
В
этой
связи
индийские
эксперты
все
чаще
пишут
о
стремлении
Китая
взять
их
страну
в
своеобразные
геополи
-
тические
«
тиски
»
в
Индийском
океане
,
используя
побережье
Мьянмы
на
востоке
и
Пакистана
на
западе
.
Справедливости
ради
стоит
отметить
,
что
сама
Индия
последовательно
от
-
стаивает
свою
ведущую
геополитическую
роль
в
Индийском
океане
,
на
«
пространстве
от
Суэца
до
Сингапура
»,
с
чем
Пе
-
кин
,
заинтересованный
в
бесперебойной
доставке
энергоно
-
сителей
в
Южно
-
Китайское
море
,
согласиться
не
может
.
122
Некоторые
внешнеполитические
эксперты
делают
вы
-
вод
:
долгосрочной
,
стратегической
целью
Китая
в
отноше
-
нии
Индии
является
предотвращение
превращения
послед
-
ней
в
«
великую
азиатскую
державу
».
Другое
заключение
,
к
которому
приходит
влиятельная
часть
политической
элиты
Индии
,
состоит
в
том
,
что
главный
интерес
Дели
к
формату
РИК
состоит
в
сдерживании
геополитической
экспансии
Ки
-
тая
и
в
минимизации
неблагоприятных
политических
по
-
следствий
энергичного
роста
экономики
КНР
.
Поэтому
,
как
открыто
говорят
близкие
к
власти
некоторые
индийские
по
-
литологи
,
главный
интерес
к
России
сводится
в
конечном
счете
к
поддержанию
«
вечного
огня
»
противостояния
Моск
-
вы
Пекину
с
максимальной
эффективностью
и
выгодами
для
Дели
–
в
Центральной
Азии
,
ЮВА
,
Южной
Азии
,
а
также
в
Персидском
заливе
(
где
явно
теряют
былую
силу
позиции
США
)
и
даже
в
Африке
и
Латинской
Америке
.
Поэтому
Дели
готов
в
будущем
активно
работать
с
Москвой
в
таких
регио
-
нальных
институтах
,
как
Шанхайская
организация
сотрудни
-
чества
(
ШОС
),
опасаясь
,
в
частности
,
превращения
послед
-
ней
в
«
механический
придаток
»
МИД
КНР
.
В
последнее
время
наметилось
также
и
определенное
видоизменение
по
-
зиции
Индии
в
отношении
развития
российско
-
пакистанских
отношений
,
которое
в
целом
приветствуется
,
но
при
условии
исключения
из
их
структуры
военно
-
технического
сотрудни
-
чества
(
ВТС
).
Одновременно
Дели
пытается
добиться
нуж
-
ных
уступок
от
Китая
и
России
,
с
середины
2000-
х
гг
.
акти
-
визировав
свои
многопрофильные
отношения
с
Америкой
,
в
частности
в
сфере
ВТС
и
в
атомной
энергетике
.
Особенности
локального
и
регионального
восприятия
Индией
ключевых
проблем
мировой
политики
(
демократия
и
права
человека
,
ядерное
нераспространение
,
региональные
конфликты
,
терроризм
,
наркотрафик
)
с
перспективой
выра
-
ботки
коллективного
подхода
к
этим
проблемам
в
формате
БРИКС
,
на
мой
взгляд
,
артикулировано
проявляется
во
взаи
-
модействии
Индии
,
Бразилии
и
ЮАР
,
т
.
е
.
в
формате
ИБСА
.
123
Формат
ИБСА
(
Индия
-
Бразилия
-
ЮАР
)
Институционализация
формата
ИБСА
,
как
принято
считать
,
произошла
6
июня
2003
г
.
в
столице
Бразилии
,
г
.
Бразилиа
,
когда
министры
иностранных
дел
Индии
,
Брази
-
лии
и
Южной
Африки
Яшвант
Синха
,
Селсо
Аморим
и
Нко
-
сазана
Дламини
-
Зума
формализовали
трехсторонние
отно
-
шения
в
виде
принятой
тогда
же
«
Декларации
Бразилиа
».
Формат
ИБСА
фактически
легализовал
и
поставил
на
уро
-
вень
государственной
политики
регулярные
контакты
/
кон
-
сультации
между
руководителями
государств
/
правительств
,
представителями
государственной
администрации
всех
уровней
,
академическими
сообществами
,
интеллигенцией
и
организациями
гражданского
общества
трех
стран
.
Некото
-
рые
эксперты
предполагали
тогда
,
что
формат
ИБСА
,
в
кото
-
рый
входят
значимые
страны
«
второго
эшелона
»
мировой
политики
,
станет
своеобразной
институциональной
площад
-
кой
строительства
альтернативной
(
западной
)
системы
меж
-
дународных
экономических
и
политических
отношений
.
Официально
заявленной
целью
ИБСА
стало
стимули
-
рование
диалога
и
сотрудничества
по
линии
«
юг
-
юг
»
в
таких
приобретающих
все
более
важное
для
человечества
значение
областях
,
как
борьба
с
бедностью
,
развитие
(
в
единстве
эко
-
номического
роста
,
максимально
возможной
занятости
и
равномерного
/
политически
безопасного
распределения
на
-
ционального
дохода
),
глобальные
изменения
климата
,
диалог
культур
(
мир
как
«
единство
в
многообразии
»),
здравоохра
-
нение
,
образование
,
перспективные
направления
энергетики
,
научно
-
технический
прогресс
,
инвестиции
и
т
.
д
.
Без
преувеличения
можно
утверждать
,
что
Индия
,
вступая
в
формат
ИБСА
,
преследовала
несколько
главных
целей
:
1.
Построения
второго
,
видимо
,
наиболее
важного
уровня
мировой
системы
,
который
–
в
условиях
распада
сна
-
чала
биполярности
,
а
затем
и
униполя
–
начинает
активно
124
формироваться
за
счет
стран
– «
новых
региональных
лиде
-
ров
» (
Венесуэлы
,
Аргентины
,
Южной
Африки
,
Турции
,
Ира
-
на
,
Индонезии
и
т
.
д
.).
В
то
же
время
и
Индия
,
и
Бразилия
функционируют
одновременно
в
двух
ипостасях
:
мировых
лидеров
(
наряду
с
США
,
Западной
Европой
,
Россией
,
Китаем
и
Японией
)
и
т
.
н
. «
средних
государств
».
2.
По
мнению
официального
Дели
,
сама
логика
разви
-
тия
формата
ИБСА
,
а
также
других
региональных
объедине
-
ний
будет
иметь
следствием
реформу
основного
междуна
-
родного
политического
института
–
ООН
,
организация
кото
-
рой
уже
не
соответствует
расстановке
сил
в
современном
мире
.
В
этом
смысле
Индия
и
Бразилия
выступают
главными
организаторами
перегруппировки
сил
в
мировой
политике
«
снизу
»,
т
.
е
.
на
подлинно
демократической
основе
.
3.
Действуя
в
формате
ИБСА
,
Индия
(
наряду
с
Брази
-
лией
)
фактически
не
только
ускоряет
формирование
эконо
-
мического
пространства
,
свободного
от
гегемонии
Запада
,
но
и
способствует
,
особенно
в
последнее
время
, «
горизонталь
-
ному
»
объединению
основной
части
развивающихся
стран
на
основе
их
реальных
экономико
-
политических
интересов
.
1.6.
ФАКТОР
ДВУСТОРОННИХ
ОТНОШЕНИЙ
В
ФОРМАТЕ
БРИКС
:
ОПЫТ
ИНДИИ
Т
.
Л
.
Шаумян
,
к
.
и
.
н
.,
Институт
востоковедения
РАН
Первое
десятилетие
третьего
тысячелетия
характеризу
-
ется
формированием
новых
интеграционных
объединений
,
ростом
числа
региональных
организаций
,
активизацией
их
деятельности
,
их
возможностью
и
способностью
адаптиро
-
ваться
к
процессам
глобализации
.
Их
создание
сегодня
опре
-
деляется
как
идеологическими
и
военными
факторами
,
так
и
региональными
экономическими
и
стратегическими
интере
-
125
сами
в
широком
смысле
этого
слова
,
необходимостью
,
в
пер
-
вую
очередь
–
но
и
не
только
–
для
стран
-
соседей
,
развивать
сотрудничество
в
экономике
и
обеспечении
безопасности
.
Заинтересованность
в
участии
в
региональных
форми
-
рованиях
проявляют
государства
различных
категорий
,
раз
-
личных
масштабов
и
различного
природного
,
экономическо
-
го
,
людского
,
военного
потенциала
,
относящиеся
к
разряду
развитых
и
развивающихся
стран
,
великие
державы
и
сверх
-
державы
,
соседние
,
сопредельные
или
расположенные
на
различных
материках
(
например
,
Индия
-
Бразилия
-
Южная
Африка
,
или
БРИК
-
Бразилия
,
Россия
,
Индия
,
Китай
,
к
кото
-
рым
присоединилась
и
Южная
Африка
).
Наблюдается
уча
-
стие
одного
и
того
же
государства
в
одной
или
нескольких
региональных
и
субрегиональных
организациях
,
а
также
группировках
,
не
носящих
институционализированный
ха
-
рактер
.
Существующие
объединения
постепенно
трансформи
-
руются
:
так
, «
Большая
восьмерка
»
практически
превратилась
в
«
Большую
двадцатку
»;
исключительный
рост
Китая
в
ус
-
ловиях
мирового
финансового
кризиса
дает
основание
неко
-
торым
аналитикам
ставить
вопрос
о
G-2
в
составе
США
и
Китая
;
наблюдается
значительное
усиление
влияния
G-3 –
США
,
Китая
и
Японии
.
Обсуждаются
отношения
в
рамках
Индия
-
Бразилия
-
Южная
Африка
,
несмотря
на
то
,
что
эти
страны
разделены
тысячами
километров
.
Бразилия
,
Индия
,
Китай
и
ЮАР
изъявляли
желание
вступить
в
группу
G8,
и
в
этом
случае
некоторыми
аналитиками
такое
объединение
бу
-
дет
рассматриваться
как
возможная
альтернатива
ООН
в
бу
-
дущем
,
тем
более
что
в
последние
годы
эти
страны
уже
регу
-
лярно
участвуют
в
саммитах
G8.
По
мнению
индийских
аналитиков
,
центр
мирового
развития
постепенно
перемещается
на
Восток
,
и
формирую
-
щиеся
новые
экономические
и
стратегические
объединения
развиваются
«
по
своей
собственной
логике
».
126
Академик
Е
.
М
.
Примаков
в
бытность
министром
ино
-
странных
дел
акцентировал
внимание
на
тезисе
многополяр
-
ности
как
важной
составной
части
внешнеполитической
док
-
трины
страны
.
В
ходе
официального
визита
в
Бразилию
в
1997
году
он
инициировал
перевод
российско
-
бразильских
отношений
в
ранг
«
стратегического
партнерства
»
и
создание
двусторонней
комиссии
высокого
уровня
по
сотрудничеству
под
сопредседательством
вторых
лиц
государства
1
.
К
сожа
-
лению
,
такая
постановка
вопроса
и
ее
реализация
не
получи
-
ли
в
1990-
е
годы
серьезного
продолжения
ни
в
сфере
дипло
-
матии
,
ни
в
области
науки
.
Он
же
в
1998
году
в
Дели
поста
-
вил
вопрос
о
треугольнике
«
Россия
–
Индия
–
Китай
»,
что
от
-
части
было
идеологическим
ответом
на
расширение
НАТО
на
Восток
и
альтернативой
внешнеполитическому
курсу
то
-
гдашнего
министра
иностранных
дел
России
А
.
Козырева
2
.
Правда
,
в
тот
период
нельзя
было
недооценивать
сохраняв
-
шиеся
разногласия
между
Индией
и
Китаем
по
погранично
-
му
вопросу
и
тибетской
проблеме
.
Говоря
о
значении
встреч
руководителей
стран
БРИКС
,
один
из
руководителей
внешнеполитического
ведомства
Ин
-
дии
Шившанкар
Менон
в
ходе
встречи
с
журналистами
на
-
кануне
саммита
в
Екатеринбурге
отметил
три
причины
,
по
которым
Индия
заинтересована
в
деятельности
этого
объе
-
динения
.
Во
-
первых
,
важное
значение
имеет
регулярный
об
-
мен
мнениями
руководителей
четырех
стран
по
проблемам
глобальной
финансовой
и
экономической
ситуации
.
Во
-
вторых
,
Индия
придает
большое
значение
подготовительной
деятельности
,
которая
осуществляется
на
уровне
«
второй
до
-
рожки
»
и
встречах
на
академическом
уровне
,
что
дает
воз
-
1
Давыдов
В
.
М
.
Пробуждающиеся
гиганты
БРИК
//
Свободная
мысль
,
Мо
-
сква
, 2008,
№
5.
Стр
. 132
2
Zao Xidi. Russia-India-China Trilateral Cooperation and Its Pros-
pect//
Russia-India-China. Evolution of Geo-Political Strategic Trends.
Ed.
Nivedina Das KunduHew Delhi, 2010. P. 21
127
можность
расширять
повестку
дня
встреч
и
открывает
путь
к
широкому
экономическому
сотрудничеству
.
Наконец
,
ин
-
дийский
министр
констатировал
широкое
совпадение
точек
зрения
руководителей
четырех
стран
по
важнейшим
полити
-
ческим
проблемам
.
Особое
место
в
системе
взаимодействия
стран
БРИКС
занимают
экономические
и
финансовые
проблемы
,
связан
-
ные
,
в
том
числе
,
с
последствиями
мирового
кризиса
.
Речь
может
идти
о
совместном
поиске
«
альтернативной
модели
развития
»
на
принципах
многополярности
,
сбалансирован
-
ном
развитии
экономики
и
торговли
,
сохранении
энергоре
-
сурсов
планеты
.
Индия
,
как
и
остальные
страны
БРИКС
,
вы
-
ступают
за
демократизацию
мировой
финансовой
системы
и
финансовых
институтов
,
рассматривая
этот
процесс
как
часть
утверждения
многополярного
мира
.
Индия
расценивает
страны
БРИКС
как
фактор
роста
и
стабильности
и
считает
необходимым
укрепление
двустороннего
сотрудничества
между
ними
для
выработки
их
«
коллективного
мнения
»
по
важным
международным
вопросам
.
Энергетическая
безопасность
может
служить
платфор
-
мой
для
выработки
общих
взглядов
стран
БРИКС
на
эту
ми
-
ровую
проблему
с
учетом
того
,
что
Россия
–
крупнейший
производитель
энергоносителей
,
Китай
и
Индия
–
крупней
-
шие
потребители
;
Бразилия
предпринимает
серьезные
уси
-
лия
для
создания
альтернативной
энергетики
,
и
в
этом
на
-
правлении
возможно
ее
сотрудничество
с
Индией
,
где
осу
-
ществляются
такого
же
рода
разработки
и
все
шире
исполь
-
зуются
солнечная
энергия
и
биотопливо
1
.
Обеспечение
сотрудничества
на
экономическом
фрон
-
те
–
одна
из
главных
задач
Индии
в
рамках
БРИКС
.
В
Дели
1
См
.: Toledo Demetrio. Prospects of Scientific Cooperation Amongst BRIC:
Energy, Development and S, T&I Collaboration in Biofuels//BRIC in the New
World Order. Perspectives from Brazil, China, India and Russia. Ed/ by Nan-
dan Unnikrishnan, Samir Saran. ORF, New Delhi. 2010. P. 111-117
128
исходят
из
того
,
что
дать
ответ
на
глобальные
вызовы
можно
только
совместными
усилиями
,
при
условии
полного
и
рав
-
ноправного
сотрудничества
между
наиболее
мощными
и
раз
-
вивающимися
странами
.
Для
Индии
взаимодействие
с
парт
-
нерами
по
БРИКС
открывает
возможность
делиться
собст
-
венным
опытом
,
и
заимствовать
опыт
других
стран
,
тем
бо
-
лее
что
,
будучи
развивающимися
странами
,
они
сталкивают
-
ся
с
общими
вызовами
,
а
вызовы
глобального
характера
ска
-
зываются
на
них
в
значительной
мере
схожим
образом
.
Не
ограничиваясь
участием
в
дискуссиях
на
тему
преодоления
последствий
глобального
финансового
кризиса
,
Индия
игра
-
ет
активную
роль
в
обмене
мнениями
по
вопросам
продо
-
вольственной
безопасности
,
устойчивого
развития
сельского
хозяйства
,
борьбы
с
эпидемиями
,
оказания
международной
помощи
,
энергетики
и
глобального
потепления
.
Такой
обмен
опытом
не
только
приносит
пользу
странам
БРИКС
,
но
и
да
-
ет
им
возможность
делиться
опытом
и
передовыми
подхода
-
ми
с
более
широким
кругом
развивающихся
стран
,
тем
са
-
мым
продвигая
вперед
сотрудничество
по
линии
Юг
-
Юг
.
Так
,
в
опубликованной
9
февраля
2013
г
.
Концепции
участия
Российской
Федерации
в
объединении
БРИКС
отмечается
,
что
Россия
«
выступает
за
позиционирование
БРИКС
в
миро
-
вой
системе
как
новой
модели
глобальных
отношений
,
строящейся
поверх
старых
разделительных
линий
Восток
-
Запад
или
Север
-
Юг
».
Индия
в
последнее
время
активно
действует
в
рамках
различных
региональных
объединений
как
в
экономической
сфере
,
так
и
в
области
международной
безопасности
.
Дели
официально
высказался
в
поддержку
ряда
принципов
много
-
стороннего
сотрудничества
,
а
приоритетными
для
нее
в
рам
-
ках
БРИКС
являются
продовольственная
и
энергетическая
безопасность
,
а
также
борьба
с
терроризмом
.
Лидеры
стран
БРИКС
высказываются
за
необходимость
реформирования
ООН
и
в
целом
поддерживают
Индию
и
Бразилию
в
их
стремлении
получить
статус
постоянных
членов
Совета
129
Безопасности
ООН
и
играть
более
весомую
роль
в
деятель
-
ности
этой
влиятельной
организации
.
Эту
цель
трудно
обес
-
печить
без
поддержки
России
и
Китая
.
Учитывая
,
что
пред
-
ложения
о
расширении
состава
постоянных
членов
Совета
Безопасности
ООН
включают
изменение
статуса
таких
стран
,
как
Индия
,
Бразилия
,
Германия
,
Япония
и
др
.,
вызывает
оп
-
ределенные
сомнения
готовность
Китая
поддержать
измене
-
ние
статуса
Японии
(
с
учетом
сохраняющихся
проблем
в
японо
-
китайских
отношениях
),
а
также
и
Индии
,
традицион
-
ного
геополитического
соперника
Китая
,
с
которой
у
Пекина
сохраняются
нерешенные
территориальные
проблемы
.
Что
касается
Российской
Федерации
,
то
,
как
указывается
в
Кон
-
цепции
участия
России
в
объединении
БРИКС
,
она
«
поддер
-
живает
реформирование
Совета
Безопасности
ООН
в
целях
повышения
его
представительности
,
однако
без
ущерба
для
его
оперативности
и
эффективности
и
при
сохранении
пре
-
рогатив
нынешних
постоянных
членов
Совета
Безопасности
ООН
,
включая
их
право
вето
».
Китай
и
Индия
активно
участвуют
в
осуществлении
инфраструктурных
проектов
на
африканском
континенте
.
Кроме
того
,
они
без
обременительных
условий
предоставля
-
ют
кредиты
африканским
странам
,
что
дает
их
правительст
-
вам
возможность
реализовывать
собственные
задачи
в
облас
-
ти
национального
развития
.
В
рамках
БРИКС
и
вне
их
Индия
находится
в
специ
-
альном
трехстороннем
партнерстве
с
Бразилией
и
ЮАР
.
Уникальное
индийско
-
бразильское
соглашение
о
партнерст
-
ве
широко
обсуждалось
во
всем
мире
.
Обе
страны
напрямую
оппонировали
Западу
по
вопросам
свободной
торговли
в
хо
-
де
многочисленных
раундов
переговоров
по
ВТО
,
особенно
во
время
встречи
в
Канкуне
в
2003
году
.
Между
Бразилией
и
Индией
развивается
кооперация
в
сфере
металлургии
,
нефте
-
добычи
,
авиа
и
автомобилестроения
,
осуществляются
совме
-
стные
разработки
в
военно
-
технической
области
.
Так
,
в
авгу
-
сте
2012
г
.
бразильская
компания
EMBRAER
передала
Ин
-
130
дии
первый
из
трех
заказанных
в
2008
г
.
самолетов
дальнего
радиолокационного
обнаружения
и
управления
EMB-145,
который
может
развивать
скорость
до
830
км
в
час
и
совер
-
шать
перелеты
на
расстояние
до
3
тысяч
километров
.
Сумма
сделки
тогда
составила
208
млн
.
долларов
1
.
В
то
же
время
,
нельзя
исключать
перспективу
усиления
конкуренции
между
Индией
и
Бразилией
на
рынке
этанола
,
в
области
производ
-
ства
и
экспорта
программного
обеспечения
,
в
металлургиче
-
ской
,
военно
-
технической
и
других
сферах
,
если
не
будут
определены
долгосрочные
совместные
стратегии
двух
стран
на
рынке
товаров
и
услуг
.
Активизировались
отношения
Индии
с
Южной
Афри
-
кой
.
В
мае
2012
г
.
Южную
Африку
посетила
президент
Ин
-
дии
Пратибха
Патил
.
В
ходе
переговоров
была
достигнута
договоренность
об
увеличении
товарооборота
с
10.64
млрд
.
долл
.
США
до
15
млрд
.
долл
.
в
2014
г
.
2
16
августа
2012
г
.
государственная
нефтяная
компания
Южной
Африки
PetroSA
и
индийская
компания
по
разработ
-
ке
нефтяных
и
газовых
месторождений
Cairn India Group
подписали
соглашение
о
разработке
нефтяных
и
газовых
ме
-
сторождений
в
долине
реки
Оранжевая
на
восточном
побе
-
режье
Южной
Африки
.
Обе
стороны
заявили
о
важности
это
-
го
соглашения
и
о
намерении
в
будущем
развивать
отноше
-
ния
в
этой
области
.
Руководство
индийской
компании
расце
-
нило
это
соглашение
как
первый
шаг
по
выходу
за
пределы
Индийского
субконтинента
3
.
12
сентября
2012
г
.
индийский
государственный
ком
-
мерческий
банк
– Bank of India –
официально
открыл
в
Йо
-
ханнесбурге
свое
первое
отделение
,
цель
которого
,
по
словам
1
http://www.lenta.ru/news/2012/08/17/radar
2
Bank of India Branch in South Africa Set to Boost BRICS Develop-
ment//http://English.cri.cn/6826/2012/09/13/2561s722119.htm
3
South African Government Briefs. 13 of 2012. 23 August 2012. Economy.
Gas Exploration deal.