ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2633
Скачиваний: 1
131
его
директора
по
менеджменту
Алока
К
Мишры
,
развивать
деловое
сотрудничество
,
в
особенности
мелкого
и
среднего
бизнеса
,
и
расширять
торговые
отношения
«
между
двумя
растущими
экономическими
державами
»
1
.
Долговременные
традиционные
связи
существуют
ме
-
жду
двумя
древними
великими
цивилизациями
–
индийской
и
китайской
;
Индию
и
Россию
связывают
более
чем
трехсот
-
летние
отношения
.
Три
страны
расположены
в
едином
гео
-
политическом
пространстве
и
,
естественно
,
заинтересованы
в
поддержании
мира
и
стабильности
в
этом
регионе
.
Отноше
-
ния
России
,
Индии
и
Китая
с
Бразилией
и
Южной
Африкой
развивались
различными
путями
и
базировались
на
возмож
-
ности
развития
торгово
-
экономических
отношений
морски
-
ми
путями
.
Влиятельная
индийская
диаспора
в
Южной
Аф
-
рике
способствовала
становлению
отношений
между
Индией
и
Южной
Африкой
;
Махатма
Ганди
был
одним
из
выдаю
-
щихся
представителей
индийцев
в
Южной
Африке
.
Пять
государств
БРИКС
пришли
к
столь
тесному
взаи
-
модействию
уже
будучи
сформировавшимися
участниками
мирового
сообщества
со
своими
взглядами
и
грузом
про
-
шлых
проблем
.
Объединение
в
одну
группу
пяти
достаточно
различных
стран
не
означает
,
что
практическое
взаимодейст
-
вие
между
ними
всегда
было
бесконфликтным
,
что
между
ними
не
существует
различий
и
разногласий
,
которые
огра
-
ничивают
их
возможности
сотрудничества
.
Неудивительно
поэтому
,
что
они
не
занимают
общих
позиций
по
некоторым
международным
проблемам
В
отношениях
между
Индией
и
Китаем
–
традицион
-
ными
соперниками
,
хотя
и
«
естественными
стратегическими
партнерами
», –
сохраняются
проблемы
,
которые
ждут
своего
решения
.
Прежде
всего
,
это
неурегулированность
положен
-
ной
«
под
сукно
»
территориальной
проблемы
.
Благодаря
вы
-
1
Bank of India Branch in South Africa Set to Boost BRICS Develop-
ment//http://English.cri.cn/6826/2012/09/13/2561s722119.htm
132
полнению
договоренностей
о
мерах
доверия
,
в
течение
по
-
следнего
десятилетия
обстановка
на
индийско
-
китайской
границе
остается
«
почти
мирной
»,
хотя
ситуация
все
еще
не
носит
необратимого
характера
.
Китай
время
от
времени
предъявляет
претензии
на
территории
,
которые
Индия
счита
-
ет
своими
–
а
это
в
общей
сложности
около
134
тыс
.
кв
.
км
в
районе
Аксай
Чин
в
Ладакхе
и
территория
индийского
штата
Аруначал
Прадеш
,
которая
,
как
время
от
времени
напомина
-
ет
китайская
сторона
,
принадлежит
Китаю
1
.
Серьезным
раздражителем
в
отношениях
между
Инди
-
ей
и
Китаем
продолжает
оставаться
т
ибетская
проблема
.
Вы
-
зывает
озабоченность
Индии
активное
строительство
на
тер
-
ритории
Тибета
дорог
,
связывающих
Лхасу
с
внутренними
районами
Китая
,
направление
туда
войск
и
вооружений
и
создание
в
прилегающих
к
Линии
прекращения
огня
районах
новых
поселений
для
этнических
ханьцев
.
Индия
неизменно
подтверждает
свое
признание
Тибета
неотъемлемой
частью
Китая
,
Далай
-
ламу
рассматривает
как
религиозного
лидера
тибетцев
и
разрешает
ему
заниматься
на
территории
Индии
только
такой
деятельностью
,
которая
соответствуют
этой
ро
-
ли
2
.
С
серьезной
озабоченностью
в
Дели
относятся
к
про
-
должающемуся
военно
-
политическому
сотрудничеству
Ки
-
тая
с
Пакистаном
.
Китайское
руководство
утверждает
,
что
это
сотрудничество
не
может
расцениваться
как
направлен
-
ное
против
интересов
Индии
,
что
«
индийский
фактор
»
ис
-
ключен
из
пакистано
-
китайских
отношений
,
и
Китай
разви
-
вает
свои
отношения
с
Индией
и
Пакистаном
параллельно
и
независимо
друг
от
друга
.
1
Chaudhury N.R. Close to Hu visit, China claims Arunachal//The Hindustan
Times. 13.11.2006
2
Singh R. Roadblocks for Army in Border areas of NE // The Hindustan Time.
07.11.2006s
133
Тем
не
менее
,
пакистано
-
китайское
сотрудничество
воспринимается
в
Индии
с
особой
болезненностью
.
Поэтому
нормализация
индийско
-
китайских
отношений
,
которая
но
-
сила
бы
необратимый
характер
,
возможна
лишь
при
условии
ограничения
пакистано
-
китайских
связей
,
том
числе
,
в
об
-
ласти
ракетно
-
ядерных
технологий
.
У
индийско
-
китайских
отношений
сохраняется
значи
-
тельный
потенциал
для
развития
сотрудничества
,
подписаны
целый
ряд
документов
–
к
примеру
,
Соглашение
2005
г
.
о
ки
-
тайско
-
индийском
стратегическом
партнерстве
,
Соглашение
2006
г
.
о
сотрудничестве
в
энергетике
в
третьих
странах
.
Проводились
сухопутные
(2007
г
.)
и
морские
(2003, 2005
гг
.)
совместные
учения
.
В
последние
годы
товарооборот
между
Индией
и
Кита
-
ем
резко
возрос
и
к
концу
2010
года
достиг
шестидесяти
миллиардов
долларов
,
а
в
2011 – 73.9
млрд
.
Планируется
его
увеличение
к
2015
г
.
до
100
млрд
.
долл
.
1
Индия
стремится
развеять
атмосферу
недоверия
между
Дели
и
Пекином
и
пре
-
одолеть
проблемы
,
омрачающие
индийско
-
китайские
отно
-
шения
со
времен
войны
1962
года
.
Отношения
Индии
и
Китая
можно
охарактеризовать
как
«
сотрудничество
-
соперничество
».
Представители
раз
-
личных
групп
индийской
политической
и
экспертной
элиты
разделились
в
оценке
этих
двух
тенденций
.
Так
,
прагматики
(
часть
конгрессистов
и
бизнес
-
элиты
)
выступают
за
сотруд
-
ничество
.
Реалисты
(
представители
BJP,
силовых
структур
и
внешнеполитического
ведомства
)
не
видят
позитивного
влияния
сотрудничества
на
политику
Пекина
и
склонны
к
более
жесткому
курсу
по
отношению
к
Китаю
.
Официальные
представители
BJP
прямо
указывают
,
что
усиливающееся
вмешательство
Китая
во
внутренние
дела
Индии
,
в
том
числе
строительство
дорог
в
районе
Аксай
Чин
,
представляет
собой
1
Trade relations India-China/www.blog.made-from-india.com/trade_relations_
India_and_China
134
угрозу
ее
целостности
и
суверенитету
.
В
то
же
время
,
усиле
-
ние
Индией
военного
строительства
в
районе
спорных
тер
-
риторий
вызывает
негативную
реакцию
Китая
.
Миротворцы
[
члены
компартии
(
марксистской
)
и
другие
левые
]
не
видят
угроз
со
стороны
Китая
.
Безусловно
,
есть
и
другие
точки
зрения
,
которые
не
укладываются
в
данную
схему
.
Как
бы
то
ни
было
,
хотя
БРИКС
может
расцениваться
как
арена
для
общения
между
Индией
и
Китаем
,
вряд
ли
можно
предположить
,
что
две
великие
соперничающие
ми
-
ровые
державы
смогут
в
краткосрочной
или
даже
в
средне
-
срочной
перспективе
урегулировать
сохраняющихся
между
ними
спорные
проблем
,
лишившись
,
таким
образом
,
дейст
-
венного
рычага
воздействия
на
другую
сторону
.
В
террито
-
риальном
споре
с
Китаем
Индия
считает
себя
пострадавшей
стороной
и
продолжает
придерживаться
точки
зрения
,
что
Китай
захватил
часть
ее
территории
.
Однако
вряд
ли
стоит
рассчитывать
на
добровольный
возврат
Пекином
этих
терри
-
торий
.
Поэтому
в
ближайшем
будущем
речь
может
идти
о
сохранении
статус
кво
вдоль
границы
,
и
принятые
сторонами
договоренности
о
мерах
доверия
вдоль
линии
фактического
контроля
создают
для
этого
необходимые
условия
.
Индия
и
Китай
в
большей
степени
пострадали
от
за
-
медления
темпов
мирового
развития
;
Бразилия
пострадала
в
меньшей
степени
.
Ситуация
в
России
вызывает
большие
опа
-
сения
.
Китайская
экономика
выросла
почти
на
8%
в
течение
второго
квартала
,
российская
за
первую
половину
года
со
-
кратилась
на
10 %.
Эти
обстоятельства
ограничивают
воз
-
можности
расширения
сотрудничества
.
Россия
и
Бразилия
,
которые
получают
значительные
средства
от
продажи
энер
-
горесурсов
и
других
видов
продукции
,
заинтересованы
в
том
,
чтобы
цены
на
них
росли
.
Индия
и
Китай
,
которые
все
в
большей
степени
являются
потребителями
этих
товаров
,
за
-
интересованы
в
снижении
цен
на
них
.
Это
обстоятельство
ограничивает
возможности
стран
БРИКС
договориться
о
приемлемых
для
всех
ценах
на
нефть
и
газ
.
Имеются
разли
-
135
чия
и
в
их
отношении
к
США
.
Россия
является
активным
критиком
внешней
и
экономической
политики
США
;
Брази
-
лия
и
Китай
,
которые
в
значительной
степени
интегрированы
в
американскую
экономику
,
гораздо
осторожнее
.
Отношения
Индии
с
США
в
последнее
время
значительно
активизирова
-
лись
,
и
поэтому
Индия
не
готова
принимать
участие
в
каких
-
либо
альянсах
на
антиамериканской
основе
.
Существуют
расхождения
и
относительно
проблемы
замены
доллара
как
мировой
резервной
валюты
.
Россия
бо
-
лее
активна
,
выступает
за
«
реформирование
международной
валютно
-
финансовой
системы
в
целях
создания
более
пред
-
ставительной
,
стабильной
и
предсказуемой
системы
между
-
народных
резервных
валют
».
Китай
вряд
ли
согласится
на
это
,
так
как
его
финансы
в
значительной
степени
интегриро
-
ваны
в
долларовую
систему
.
Правительство
Бразилии
в
це
-
лом
поддерживают
идею
ослабления
позиции
доллара
как
резервной
валюты
,
демонстрируя
скорее
поддержку
Китая
и
России
,
чем
выдвигая
конкретные
предложения
в
этом
на
-
правлении
.
Индия
просто
не
проявляет
интереса
к
этой
про
-
блеме
,
поэтому
выработка
общей
позиции
представляется
проблематичной
.
Страны
БРИКС
могут
внести
свой
вклад
в
поиски
ре
-
шения
целого
ряда
мировых
проблем
.
Все
они
выступают
за
построение
многополярного
миропорядка
,
за
утверждение
норм
международного
права
,
принципов
демократии
и
обес
-
печения
прав
человека
,
отказ
от
практики
«
гуманитарных
интервенций
»,
за
коллективный
подход
к
решению
глобаль
-
ных
проблем
и
урегулированию
региональных
конфликтов
.
В
подходах
к
решению
такого
рода
проблем
позиции
Индии
в
основных
чертах
совпадают
с
позициями
других
стран
БРИКС
.
Индия
принимает
активное
участие
в
правозащит
-
ных
движениях
,
в
деятельности
Совета
по
правам
человека
ООН
.
Проходят
регулярные
встречи
совместной
рабочей
группы
России
и
Индии
по
предотвращению
терроризма
.
Предпринимаются
совместные
разработки
в
борьбе
с
нар
-
136
котрафиком
и
пр
.
В
ходе
тройственных
встреч
министров
иностранных
дел
России
,
Индии
и
Китая
обсуждаются
поло
-
жение
в
Афганистане
и
расширение
взаимодействия
с
ним
по
линии
ШОС
,
в
особенности
,
после
вывода
войск
союзников
по
НАТА
с
территории
страны
;
ситуация
на
Ближнем
Восто
-
ке
,
на
Корейском
полуострове
и
ядерные
испытания
в
КНДР
;
иранская
ядерная
программа
,
обострение
обстановки
в
Си
-
рии
и
пр
.
В
то
же
время
,
сохраняются
и
особенности
индийской
позиции
по
таким
проблемам
,
как
нераспространение
ядер
-
ного
оружия
и
урегулирование
региональных
конфликтов
.
Как
известно
,
Индия
,
которая
с
первых
дней
после
за
-
воевания
независимости
выступает
за
запрещение
ядерного
оружия
,
не
подписала
Договор
о
нераспространении
ядерно
-
го
оружия
,
считая
его
дискриминационным
и
неэффектив
-
ным
.
На
эту
тему
неоднократно
высказывались
индийские
руководители
. «
Мы
считаем
, –
говорила
И
.
Ганди
, –
что
этот
Договор
носит
дискриминационный
характер
.
Он
дает
воз
-
можность
странам
,
обладающим
ядерным
оружием
,
наращи
-
вать
его
запасы
,
но
не
разрешает
другим
государствам
даже
эксперименты
в
целях
мирного
использования
ядерной
энер
-
гии
.
Мы
считаем
это
проявлением
неравноправия
и
неспра
-
ведливости
»
1
.
По
крайней
мере
,
Индия
в
любом
случае
не
могла
рассматривать
возможность
подписания
Договора
в
качестве
неядерной
державы
.
В
то
же
время
,
Индия
неоднократно
выступала
с
ини
-
циативами
,
направленными
на
ликвидацию
ядерной
угрозы
.
Так
,
в
1988
году
она
выступила
со
всеобъемлющей
програм
-
мой
разоружения
,
включая
уничтожение
всех
видов
ядерного
оружия
до
2010
г
.
Программой
предусматривалось
подписа
-
ние
между
США
и
СССР
договора
о
сокращении
на
50
про
-
1
Ганди
Индира
.
Интервью
газете
«
Аль
-
Мадина
» (
Саудовская
Аравия
) 19
января
1983
г
. //
Ганди
Индира
.
Мир
,
сотрудничество
,
неприсоединение
.
М
., «
Прогресс
», 1985.
С
.166-167
137
центов
стратегических
наступательных
вооружений
,
пре
-
кращение
производства
ядерного
оружия
,
объявление
все
-
общего
моратория
на
ядерные
испытания
.
Взамен
Договора
о
нераспространении
предлагалось
разработать
и
подписать
в
1995
году
,
то
есть
в
год
истечения
срока
его
действия
,
новый
договор
,
согласно
которому
предусматривалось
бы
не
только
уничтожение
запасов
ядерного
оружия
,
но
и
создание
меха
-
низма
по
предотвращению
перехода
пороговых
государств
в
ядерные
1
.
Несколько
раньше
,
в
1986
году
Индия
и
СССР
вы
-
ступили
с
совместной
«
Делийской
декларацией
о
принципах
свободного
от
ядерного
оружия
и
ненасильственного
мира
»,
в
которой
предлагалось
полностью
уничтожить
ядерные
ар
-
сеналы
до
конца
ХХ
века
,
полностью
запретить
испытания
ядерного
оружия
,
его
применение
или
угрозу
применения
2
.
Наконец
,
Индия
,
а
вслед
за
ней
и
Пакистан
,
в
мае
1998
г
.
произвели
испытания
ядерного
оружия
.
Следует
от
-
метить
,
что
своими
испытаниями
в
мае
1998
года
Индия
не
нарушила
ни
одного
своего
международного
обязательства
,
поскольку
она
не
подписывала
ни
Договора
о
нераспростра
-
нении
ядерного
оружия
,
ни
Договора
о
всеобъемлющем
за
-
прещении
ядерных
испытаний
.
Тогдашний
премьер
-
министр
Индии
А
.
Б
.
Ваджпаи
заявил
,
что
ядерное
оружие
Индии
–
это
оружие
самообороны
для
того
,
чтобы
страна
не
подвергалась
ядерным
угрозам
.
Имелся
в
виду
,
прежде
всего
,
Китай
.
Он
заявил
,
что
теперь
Индия
будет
использовать
данный
«
в
ее
руки
меч
»
лишь
для
«
борьбы
с
несправедливостью
»,
для
«
защиты
справедливости
»
и
никогда
не
будет
«
использо
-
ваться
для
других
целей
»
3
.
1
Gandhi R.A
World Free of Nuclear Weapons, United Nations General As-
sembly. New York, June 9, 1988. URL: http://www.indianembassy.org/
policy/Disarmament/disarm15.htm
2
«
Правда
», 27
ноября
1986
г
.
3
Ваджпаи
А
.
Б
.
Речь
перед
представителями
народа
,
Дели
, 30
мая
1998
г
. //
Индия
на
пути
в
будущее
.
М
., 2001.
С
. 24-26.
138
Что
касается
проблемы
региональных
конфликтов
,
то
Индия
принципиально
выступает
за
их
урегулирование
на
двусторонней
основе
,
без
участия
и
вмешательства
«
треть
-
их
»
сил
,
без
вынесения
спорных
проблем
на
обсуждение
ме
-
ждународных
форумов
.
Так
,
можно
констатировать
,
что
по
-
пытки
Пакистана
поставить
кашмирскую
проблему
на
обсу
-
ждение
ООН
и
других
международных
форумов
и
организа
-
ций
,
лишь
способствуют
сохранению
напряженности
в
индо
-
пакистанских
отношениях
.
В
2010
году
в
ходе
визита
в
Бразилию
премьер
-
министр
Индии
Манмохан
Сингх
принял
участие
в
двух
саммитах
:
БРИКС
и
Диалогового
форума
Индии
,
Бразилии
и
ЮАР
(IBSA).
Участие
в
обоих
этих
объединениях
,
задачей
кото
-
рых
является
укрепление
переговорных
позиций
их
членов
на
международной
арене
и
углубление
экономического
и
по
-
литического
взаимодействия
по
линии
Юг
-
Юг
,
имеет
для
Индии
огромное
значение
.
По
сути
дела
,
инициатива
в
деле
повышения
статуса
обеих
международных
групп
исходила
именно
от
Индии
.
Манмохан
Сингх
выступил
с
призывом
к
более
тесному
сотрудничеству
в
обеспечении
энергетической
и
продовольственной
безопасности
,
а
также
предложил
пов
-
нимательнее
присмотреться
к
возможностям
,
существующим
в
таких
областях
,
как
инвестиции
,
научные
исследования
,
технологические
разработки
и
инфраструктурное
развитие
.
М
.
Сингх
отметил
также
,
что
соединение
опыта
различных
участвующих
в
данных
группах
стран
способно
существенно
расширить
границы
зоны
экономического
роста
.
Как
сказал
индийский
премьер
, «
мы
представляем
четыре
страны
со
значительными
природными
ресурсами
,
огромным
населе
-
нием
и
построенными
на
основе
принципа
разнообразия
об
-
ществами
.
Мы
стремимся
обеспечить
быстрый
рост
как
соб
-
ственных
экономик
,
так
и
экономики
той
среды
,
которая
ок
-
ружает
нас
и
может
способствовать
реализации
наших
пла
-
нов
в
области
развития
».
139
Отношение
Индии
к
сотрудничеству
в
рамках
БРИКС
было
сформулировано
премьер
-
министром
страны
в
его
вы
-
ступлении
на
саммите
в
Санья
(
Китай
)
в
конце
марта
2011
г
.
Он
призвал
к
максимальному
использованию
того
огромного
потенциала
,
которым
обладают
эти
государства
.
Страны
БРИКС
обладают
значительными
человеческими
и
матери
-
альными
ресурсами
;
они
придерживаются
близких
взглядов
в
оценке
перспектив
экономического
роста
и
благополучия
в
мире
;
они
выступают
за
развивающийся
по
общепринятым
правилам
,
стабильный
и
предсказуемый
миропорядок
.
Стра
-
ны
БРИКС
уважают
политические
и
экономические
системы
друг
друга
;
придерживаются
ценностей
разнообразия
и
плю
-
рализма
и
приоритетными
считают
быструю
социально
-
экономическую
трансформацию
населения
своих
стран
и
других
государств
развивающегося
мира
.
Наконец
,
как
зая
-
вил
Манмохан
Сингх
,
сотрудничество
стран
БРИКС
не
на
-
правлено
против
кого
-
либо
и
не
развивается
за
счет
третьих
стран
.
На
четвертом
саммите
встрече
в
Дели
Манмохан
Сингх
отметил
ряд
препятствий
,
которые
необходимо
преодолеть
на
пути
к
устойчивому
развитию
в
предстоящие
годы
,
в
ус
-
ловиях
,
когда
все
страны
БРИКС
оказались
под
воздействи
-
ем
глобального
спада
в
развитии
экономики
,
роста
цен
на
продовольствие
и
энергоресурсы
,
обострения
проблем
,
свя
-
занных
с
охраной
окружающей
среды
,
политической
неста
-
бильностью
в
Западной
Азии
,
усилению
терроризма
и
экс
-
тремизма
.
Индийский
премьер
-
министр
выделил
ряд
про
-
блем
,
которые
,
с
его
точки
зрения
,
могут
вызывать
обеспоко
-
енность
всех
страны
БРИКС
.
Он
отметил
необходимость
ре
-
шения
проблем
занятости
и
создания
рабочих
мест
;
обеспе
-
чения
энергоносителями
,
продовольствием
и
водными
ре
-
сурсами
;
содействия
устойчивому
и
стабильному
экономиче
-
скому
росту
;
поисков
возможностей
обеспечения
взаимодо
-
полняемости
между
экономиками
стран
БРИКС
и
расшире
-
ния
взаимодействия
между
их
деловыми
кругами
.
Страны
140
БРИКС
должны
иметь
доступ
к
капиталам
мировых
финан
-
совых
организаций
,
прежде
всего
,
для
развития
инфраструк
-
туры
.
Манмохан
Сингх
повторил
предложение
о
создании
в
рамках
БРИКС
Банка
развития
Юг
-
Юг
;
напомнил
о
необхо
-
димости
реформирования
Совета
Безопасности
ООН
;
важно
-
сти
обмена
современными
технологиями
и
опытом
урбани
-
зации
в
своих
странах
;
принятия
мер
для
увеличения
поду
-
шевого
дохода
.
Индийский
премьер
отметил
необходимость
урегулирования
ситуации
в
Западной
Азии
и
Афганистане
.
Все
перечисленные
пункты
были
включены
в
План
действий
,
одобренный
на
саммите
,
и
Делийской
декларации
по
итогам
встречи
1
.
Можно
констатировать
также
,
что
активный
интерес
к
участию
Индии
в
объединении
БРИКС
проявляют
научные
и
общественные
организации
,
которые
регулярно
организуют
широкие
обсуждения
концепции
БРИКС
и
практической
дея
-
тельности
,
направленной
на
расширение
и
укрепление
пози
-
ций
Индии
в
отношениях
со
странами
БРИКС
.
Об
этом
сви
-
детельствует
,
в
частности
,
деятельность
такого
общественно
-
политического
и
научного
центра
,
как
Observer Research
Foundation,
с
которым
российские
исследователи
БРИКС
ус
-
тановили
тесные
деловые
отношения
.
Обсуждение
высказанной
премьер
-
министром
Индии
на
саммите
БРИКС
в
Дели
инициативы
создания
Банка
раз
-
вития
стран
БРИКС
было
продолжено
на
следующей
встрече
руководителей
пяти
стран
в
Дурбане
27
марта
2013
г
.
Все
участники
встречи
признали
учреждение
нового
Банка
«
воз
-
можным
и
целесообразным
»,
а
первоначальный
взнос
в
ка
-
питал
Банка
– «
существенным
и
достаточным
для
того
,
что
-
бы
Банк
мог
эффективно
финансировать
инфраструктурные
проекты
».
Как
считает
бывший
министр
финансов
Индии
Джасвант
Сингх
,
учреждение
Банка
,
в
том
числе
,
поможет
1
МЕА
–
Министерство
иностранным
дел
Индии
. 30
августа
2012
г
.//
http://mea.gov.in/mystart.phpid=530119161