ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2648
Скачиваний: 1
231
как
позиции
остальных
стран
объединения
изменятся
незна
-
чительно
.
Заметим
,
что
в
Делийской
декларации
выражается
обеспокоенность
медленным
ходом
этой
реформы
,
что
впол
-
не
может
быть
объяснено
незаинтересованностью
ряда
стран
,
снижающих
свой
вес
в
МВФ
в
результате
изменения
квот
(
в
первую
очередь
,
стран
-
членов
ЕС
).
Альтернативным
вариантом
,
который
иногда
обсужда
-
ется
среди
экспертов
,
могло
бы
стать
формирование
между
-
народных
институтов
,
в
которых
страны
с
формирующимися
рынками
и
развивающиеся
страны
играли
бы
решающую
роль
.
Предшествующие
попытки
в
этом
направлении
(
на
-
пример
,
обсуждение
создания
Азиатского
валютного
фонда
во
время
кризиса
1997
г
.)
проваливались
во
многом
из
-
за
своей
относительно
узкой
региональной
направленности
.
В
этом
направлении
может
развиваться
проект
банка
разви
-
тия
БРИКС
.
В
Делийской
декларации
говорится
о
возможно
-
сти
его
использования
«
в
целях
мобилизации
ресурсов
для
проектов
в
области
инфраструктуры
и
устойчивого
развития
в
странах
БРИКС
,
а
также
в
других
странах
с
формирующей
-
ся
рыночной
экономикой
и
развивающихся
странах
».
При
этом
оговаривается
,
что
«
такой
Банк
дополнил
бы
уже
при
-
лагаемые
усилия
международных
и
региональных
финансо
-
вых
институтов
,
нацеленные
на
глобальный
рост
и
разви
-
тие
»
1
.
То
есть
в
определенной
мере
признается
его
допол
-
няющая
роль
по
отношению
к
существующей
системе
меж
-
дународных
финансовых
институтов
.
Безусловным
преиму
-
ществом
БРИКС
в
данном
направлении
является
отсутствие
«
региональной
привязки
»
и
,
наоборот
,
возможность
соеди
-
нения
различных
регионов
.
Однако
выход
на
глобальное
представительство
интересов
даже
только
стран
с
форми
-
рующимися
рынками
и
развивающихся
стран
потребует
очень
большой
политической
работы
.
1
http://www.kremlin.ru/ref_notes/1189.
232
Изменения
в
мировой
валютной
системе
В
Делийской
декларации
заложено
движение
«
к
созда
-
нию
и
совершенствованию
справедливой
международной
валютной
системы
,
которая
могла
бы
служить
интересам
всех
стран
и
поддерживать
развитие
государств
с
форми
-
рующейся
рыночной
экономикой
и
развивающихся
стран
»
1
.
На
практике
за
ним
стоит
стремление
стран
БРИКС
усилить
свои
позиции
также
и
в
мировой
валютной
системе
в
целом
.
Как
мы
видели
,
объективно
их
роль
в
этой
системе
(
в
отли
-
чие
от
мировой
экономики
в
целом
)
пока
весьма
ограничена
.
Основной
идеей
,
которая
лежит
в
основе
предложений
стран
БРИКС
по
реформированию
мировой
валютной
систе
-
мы
,
является
переход
к
ее
многополярности
2
.
Однако
одно
-
значного
видения
перспектив
мировой
валютной
системы
,
а
,
тем
более
,
шагов
в
направлении
ее
построения
,
пока
нет
.
Одним
из
первых
с
принципиальной
позицией
по
пово
-
ду
реформирования
мировой
валютной
системы
в
разгар
кризиса
(
в
марте
2009
г
.)
выступил
председатель
Народного
банка
Китая
Ч
.
Сяочуань
3
.
Делая
акцент
на
противоречиях
,
связанных
с
выполнением
национальной
валюты
(
подразу
-
мевается
,
естественно
,
доллар
США
)
функций
мировой
ва
-
люты
,
он
в
долгосрочной
перспективе
он
задает
цель
перехо
-
да
к
формированию
новой
международной
резервной
валю
-
ты
.
Признавая
,
что
переход
к
новой
системе
будет
носить
по
-
степенный
характер
,
председатель
Народного
банка
Китая
в
1
http://www.kremlin.ru/ref_notes/1189.
2
В
Совместном
заявлении
лидеров
стран
БРИК
по
итогам
Екатеринбург
-
ского
саммита
16
июня
2009
г
.
этот
тезис
звучит
как
«
более
диверсифи
-
цированная
валютная
система
» (http://news.kremlin.ru/ref_notes/209).
В
Декларации
,
принятой
по
итогам
саммита
БРИКС
в
Китае
14
апреля
2011
г
.,
говорится
о
том
,
что
«
широко
представительная
система
международ
-
ных
резервных
валют
будет
обеспечивать
стабильность
и
предсказуе
-
мость
» (http://news.kremlin.ru/ref_notes/907)
3
Xiaochuan Z. Reform the international monetary system // BIS Review.
2009. No. 41.
233
ближайшей
перспективе
выступает
за
усиление
роли
специ
-
альных
прав
заимствования
(
СПЗ
),
включая
их
реальное
ис
-
пользование
в
международных
сделках
(
осуществление
рас
-
четов
,
выпуск
номинированных
в
них
ценных
бумаг
,
созда
-
ние
МВФ
фонда
в
СПЗ
для
постепенного
перевода
активов
из
ведущих
резервных
валют
).
Официальную
российскую
позицию
по
поводу
рефор
-
мирования
мировой
валютной
системы
озвучил
в
ряде
своих
выступлений
в
2009-2010
гг
.
бывший
в
то
время
президентом
страны
Д
.
А
.
Медведев
1
.
Она
сводится
к
следующим
основ
-
ным
положениям
:
1.
Акцент
делается
на
мировых
резервных
валютах
и
о
зависимости
ситуации
в
экономиках
отдельных
стран
от
си
-
туации
в
стране
-
эмитенте
резервной
валюты
.
2.
Перспективы
развития
мировой
валютной
системы
видятся
в
появлении
новых
мировых
резервных
валют
.
Кро
-
ме
того
,
также
подчеркивается
важность
повышения
роли
СПЗ
МВФ
.
3.
В
отношении
России
в
качестве
отдаленной
цели
ставится
обретение
рублем
статуса
резервной
валюты
.
В
бо
-
лее
близкой
перспективе
фактически
формулируется
задача
расширения
сферы
его
обращения
на
внешних
рынках
.
Можно
заметить
,
что
как
в
китайской
,
так
и
в
россий
-
ской
позиции
основной
акцент
делается
на
роли
ключевых
валют
в
мировой
валютной
системе
как
резервных
валют
,
что
неудивительно
,
учитывая
проводимую
обеими
странами
политику
регулирования
валютного
курса
(
хотя
и
с
разной
степенью
жесткости
на
разных
этапах
)
и
их
значительную
роль
в
общем
объеме
мировых
валютных
резервов
(
см
.
таб
-
1
См
.,
например
,
Выступление
на
пленарном
заседании
Петербургского
международного
экономического
форума
.
Санкт
-
Петербург
, 5
июня
2009
г
. (http://archive.kremlin.ru/text/appears/2009/06/217302.shtml);
Пресс
-
конференция
по
итогам
саммита
«
Группы
двадцати
».
Торонто
, 28
июня
2010
г
. (http://news.kremlin.ru/transcripts/8182/print).
234
лицу
1).
Заметим
,
что
выступлений
на
эту
тему
представите
-
лей
Бразилии
и
ЮАР
,
валюты
которых
испытывают
более
свободные
колебания
,
практически
не
встречается
.
Вместе
с
тем
,
нельзя
обойти
вниманием
несколько
раз
озвученный
бразильским
министром
финансов
Г
.
Мантегой
тезис
о
«
валютных
войнах
»
применительно
к
политике
коли
-
чественного
смягчения
,
проводимой
развитыми
странами
.
Термин
«
валютные
войны
»,
который
отсылает
нас
к
реалиям
1930-
х
гг
.
со
свойственной
им
политикой
«
разори
своего
со
-
седа
»,
на
наш
взгляд
,
не
совсем
точно
отражает
текущую
си
-
туацию
.
Разумеется
,
внутренняя
денежно
-
кредитная
полити
-
ка
,
проводимая
развитыми
странами
,
оказывает
влияние
на
курсы
их
валют
по
отношению
к
валютам
других
стран
,
в
том
числе
стран
с
формирующейся
экономикой
.
Однако
при
принятии
решений
относительно
проведения
подобной
по
-
литики
эти
страны
руководствуются
прежде
всего
соображе
-
ниями
внутреннего
характера
,
среди
которых
воздействие
на
валютный
курс
скорее
является
побочным
результатом
.
В
этом
смысле
обвинения
,
фактически
направляемые
в
адрес
США
,
относительно
приоритета
для
них
внутренних
целей
верны
,
но
они
не
связаны
с
проблемой
«
валютных
войн
»,
имея
в
виду
сознательное
манипулирование
валютным
кур
-
сом
.
Следующий
важный
вопрос
касается
роли
СПЗ
.
В
на
-
стоящее
время
они
выполняют
лишь
функцию
резервного
актива
,
притом
в
ограниченной
степени
.
Кроме
того
,
необхо
-
димо
помнить
,
что
фактически
СПЗ
представляют
собой
дос
-
таточно
узкую
корзину
валют
(
состоящую
всего
из
четырех
валют
:
доллара
США
,
евро
,
фунта
стерлингов
и
японской
иены
).
Хотя
доля
доллара
в
этой
корзине
постепенно
снижа
-
лась
(
с
44%
в
2005
г
.
до
41,9%
в
2010
г
.),
вместе
с
евро
он
формирует
почти
80%
стоимости
корзины
.
Поэтому
реформа
мировой
валютной
системы
,
основанная
на
СПЗ
,
должна
ре
-
шать
как
минимум
две
задачи
:
придания
им
статуса
полно
-
ценных
денег
(
за
счет
использования
их
в
международных
235
сделках
)
и
расширения
корзины
валют
,
на
которых
они
осно
-
ваны
.
СПЗ
тесно
связаны
с
МВФ
,
который
фактически
вы
-
ступает
их
эмитентом
,
поэтому
любые
изменения
их
содер
-
жания
и
статуса
требуют
прохождения
соответствующих
решений
в
Фонде
.
Существующие
соотношения
позиций
между
его
акционерами
делают
указанную
реформу
практи
-
чески
нереализуемой
.
Это
не
исключает
определенных
под
-
вижек
:
так
,
во
время
кризиса
уже
произошло
значительное
увеличение
объема
СПЗ
в
2009
г
.
с
21,4
до
204,1
млрд
.
СПЗ
1
,
однако
этот
объем
вряд
ли
может
рассматриваться
как
имеющий
принципиальное
значение
в
масштабах
мировой
валютной
системы
.
Поэтому
управляющий
Резервного
банка
Индии
Д
.
Суббарао
логично
доводит
идею
с
расширением
исполь
-
зования
СПЗ
в
мировой
валютной
системе
до
конца
:
они
мо
-
гут
стать
полноценными
деньгами
,
лишь
если
их
выпуск
бу
-
дет
осуществлять
глобальный
центральный
банк
2
(
будет
ли
выступать
в
этой
роли
МВФ
3
или
какой
-
либо
иной
междуна
-
родный
институт
).
Однако
вероятность
согласования
интере
-
сов
для
подобного
сценария
реализации
реформы
мировой
валютной
системы
,
на
наш
взгляд
,
ничтожно
мала
,
хотя
во
многом
именно
к
такому
варианту
подталкивает
логика
раз
-
вития
процессов
финансовой
глобализации
.
Предлагаются
и
другие
варианты
усиления
регулирова
-
ния
мировой
валютной
системы
в
глобальном
масштабе
,
на
-
1
http://www.imf.org/external/np/exr/facts/sdr.htm.
2
Subbarao D. The IMF and latest economic developments in the Indian Sub-
continent // Statement to the International Monetary and Financial Committee
(IMFC), International Monetary Fund. Washington DC, 16 April 2011.
(http://www.bis.org/review/r110419e.pdf).
3
Существует
,
например
,
интересное
предложение
о
проведении
МВФ
операций
на
открытом
рынке
с
национальными
центральными
банками
с
использованием
СПЗ
.
См
. Hongcai X. Reform of monetary system //
China Daily. 2012.06.16. (http://www.chinadaily.com.cn/business/2012-06/16/
content_15506755.htm).
236
пример
,
в
виде
значительного
расширения
мандата
МВФ
и
придания
ему
,
в
числе
прочего
,
функций
надзора
за
эмиссией
международных
резервных
валют
и
контроля
за
трансгра
-
ничным
движением
капитала
1
.
Однако
очевидно
,
что
разви
-
тые
страны
на
современном
этапе
не
готовы
к
столь
сущест
-
венному
усилению
наднационального
регулирования
в
ва
-
лютной
сфере
.
Суммируя
,
следует
отметить
,
что
в
масштабных
ре
-
формах
мировой
валютной
системы
,
угрожающих
позициям
доллара
США
в
кратко
-
и
среднесрочной
перспективе
,
не
за
-
интересована
ни
одна
из
стран
БРИКС
.
Во
-
первых
,
в
услови
-
ях
отсутствия
приемлемых
альтернатив
подобное
развитие
событий
приведет
к
дестабилизации
мировой
валютной
сис
-
темы
.
Во
-
вторых
,
эта
дестабилизация
непосредственным
об
-
разом
скажется
на
экономике
США
,
являющейся
крупней
-
шей
мировой
экономикой
и
двигателем
мирового
экономи
-
ческого
роста
(
по
крайней
мере
,
через
спрос
на
импорт
).
В
-
третьих
,
никаких
дополнительных
выгод
при
очевидных
издержках
страны
БРИКС
в
подобных
условиях
для
себя
не
получат
,
так
как
все
они
вовлечены
в
мировую
экономику
и
испытают
негативное
воздействие
внешних
шоков
.
Интернационализация
валют
стран
БРИКС
В
то
же
время
существуют
варианты
постепенного
ре
-
формирования
мировой
валютной
системы
,
в
том
числе
ос
-
нованные
на
повышении
роли
национальных
валют
стран
с
формирующимися
рынками
,
в
том
числе
стран
БРИКС
(
ин
-
тернационализации
валют
).
Подобную
политику
начал
проводить
Китай
,
она
полу
-
чила
название
«
интернационализации
юаня
»,
подчеркиваю
-
щее
постепенность
процесса
и
отсутствие
заявленных
далеко
идущих
целей
(
в
отличие
,
например
,
от
обретения
статуса
1
Hongcai X. Reform of monetary system // China Daily. 2012.06.16.
(http://www.chinadaily.com.cn/business/2012-06/16/content_15506755.htm).
237
мировой
резервной
валюты
).
Вместе
с
тем
,
именно
Китай
среди
стран
БРИКС
может
рассчитывать
на
значительное
усиление
статуса
своей
национальной
валюты
в
мировой
ва
-
лютной
системе
.
Помимо
размера
экономики
,
свою
роль
здесь
играет
и
динамично
развивающаяся
финансовая
систе
-
ма
страны
(
см
.
График
5).
Однако
,
пытаясь
изменить
свою
роль
в
мировой
валют
-
ной
системе
,
Китай
сталкивается
с
очевидной
дилеммой
.
С
одной
стороны
,
действительно
существует
огромный
дис
-
баланс
между
его
позициями
в
мировой
экономике
и
торгов
-
ле
и
ролью
его
валюты
в
мире
.
Но
,
с
другой
стороны
,
этот
дисбаланс
был
установлен
сознательно
:
Китай
использует
широкий
спектр
валютных
ограничений
,
главным
образом
направленных
на
защиту
от
резких
изменений
в
тенденциях
международного
движения
капиталов
.
И
эти
ограничения
подтвердили
свою
эффективность
во
время
азиатского
фи
-
нансового
кризиса
1997
г
.
и
современного
мирового
эконо
-
мического
и
финансового
кризиса
.
Более
того
,
они
позволя
-
ют
Китаю
реализовывать
денежно
-
кредитную
политику
,
од
-
новременно
направленную
на
внутренние
цели
и
на
регули
-
рование
валютного
курса
.
Снятие
валютных
ограничений
ве
-
роятнее
всего
вызовет
резкий
рост
курса
китайской
валюты
с
соответствующими
негативным
последствиями
для
эконо
-
мического
развития
1
в
условиях
значительной
зависимости
от
внешней
торговли
.
Таким
образом
,
не
осуществляя
полной
либерализации
трансграничных
операций
с
капиталом
,
Китай
постепенно
продвигается
в
области
отмены
отдельных
валютных
огра
-
ничений
,
препятствующих
продвижению
его
валюты
на
внешний
рынок
.
Выделим
основные
направления
политики
интернацио
-
нализации
юаня
:
1
Хейфец
Б
.
А
.
Глобальные
дисбалансы
и
реформа
мировой
валютно
-
финансовой
системы
//
Деньги
и
кредит
. 2012.
№
7.
С
. 55.
238
1)
Применение
юаня
для
проведения
операций
валют
-
ного
свопа
с
центральными
банками
других
стран
.
Уже
су
-
ществует
соответствующее
соглашение
в
региональном
формате
АСЕАН
+3
1
–
Инициатива
Чианг
Май
,
запущенная
в
2000
г
.
2
.
В
докризисный
период
она
носила
большей
частью
двусторонний
характер
,
и
соглашения
заключались
в
основ
-
ном
по
обмену
американскими
долларами
,
что
позволяло
при
наступлении
кризиса
той
или
иной
стране
временно
попол
-
нить
свои
валютные
резервы
.
В
2009
г
.
было
объявлено
,
что
Инициатива
будет
носить
многосторонний
характер
,
что
также
открыло
пространство
для
заключения
соглашений
своп
в
национальных
валютах
.
Китай
уже
начал
практико
-
вать
подобные
соглашения
во
время
кризиса
на
двусторон
-
ней
основе
(
вне
рамок
Инициативы
Чианг
Май
),
на
настоя
-
щий
момент
они
заключены
почти
с
20
странами
3
(
в
том
чис
-
ле
с
Республикой
Корея
,
Аргентиной
,
Бразилией
,
Беларусью
и
др
.).
Учитывая
крайне
ограниченную
конвертируемость
китайского
юаня
,
эти
соглашения
скорее
носят
характер
фи
-
нансирования
дисбалансов
во
внешней
торговле
с
Китаем
.
2)
В
Восточной
и
Юго
-
Восточной
Азии
активно
разви
-
ваются
инициативы
в
области
финансовой
интеграции
,
в
том
числе
направленные
на
построение
регионального
рынка
го
-
сударственных
облигаций
4
.
В
их
рамках
был
создан
Азиат
-
ский
облигационный
фонд
,
нацеленный
на
инвестирование
в
государственные
облигации
8
стран
,
включая
Китай
,
номи
-
нированные
в
национальных
валютах
.
Тем
самым
открыва
-
ется
еще
один
канал
распространения
инструментов
,
номи
-
1
Страны
-
члены
интеграционного
объединения
АСЕАН
,
а
также
Китай
,
Республика
Корея
и
Япония
.
2
Она
расширила
уже
имевшее
место
с
1977
г
.
соглашение
о
кредитных
линиях
своп
между
центральными
банками
5
членов
АСЕАН
.
3
Leahy J. Brazil and China agree currency swap // Financial Times. 2012.
June 22.
4
Взаимодействие
финансовых
систем
стран
СНГ
.
Под
ред
.
М
.
Ю
.
Голов
-
нина
.
С
-
Пб
:
Алетейя
, 2010.
С
. 42-48.
239
нированных
в
юанях
на
внешнем
рынке
,
прежде
всего
регио
-
нальном
.
3)
Китай
также
использует
для
интернационализации
своей
валют
фактически
существующее
внутри
страны
нали
-
чие
двух
различных
моделей
–
регулируемой
экономики
соб
-
ственно
Китая
и
свободной
рыночной
экономики
Гонконга
.
С
2004
г
.
в
Гонконге
было
разрешено
открывать
банковские
счета
в
юанях
.
Ряд
крупных
китайских
банков
в
июне
2007
г
.
получил
возможность
выпускать
номинированные
в
юанях
облигации
и
торговать
ими
через
Гонконг
1
.
В
сентябре
2009
г
.
гонконгские
инвесторы
получили
возможность
поку
-
пать
облигации
китайского
правительства
2
.
На
фондовом
рынке
Гонконга
начались
торги
акциями
,
номинированными
в
юанях
.
4).
Юань
используется
также
в
торговле
с
соседними
странами
.
По
оценкам
,
около
53
млрд
.
юаней
покинуло
Ки
-
тай
в
результате
расчетов
во
взаимной
торговле
со
странами
-
соседями
(
Вьетнам
,
Монголия
,
Камбоджа
и
др
.).
В
результа
-
те
китайская
валюта
начинает
использоваться
во
внутреннем
обращении
соседних
стран
.
Так
,
по
оценкам
,
до
60%
налич
-
ных
денег
на
территории
Монголии
составляют
юани
3
.
Наряду
с
этими
мерами
происходит
постепенное
от
-
крытие
внутренней
финансовой
системы
для
иностранцев
,
хотя
еще
в
весьма
ограниченной
степени
.
В
частности
,
уве
-
личиваются
лимиты
для
так
называемых
квалифицирован
-
ных
иностранных
инвесторов
на
приобретение
акций
на
внутреннем
китайском
рынке
4
.
Таким
образом
,
постепенно
создается
основа
для
более
масштабной
либерализации
1
Gao H., Yu Y. Internationalisation of the renminbi // BIS Paper. 2012. No.
61. P. 109, 111.
2
Ranjan R., Prakash A. Internationalisation of Currency: The Case of the In-
dian Rupee and Chinese Renminbi // RBI Staff Studies. 2010. No. 3. P. 8.
3
Gao H., Yu Y. Op. cit. P. 109-111.
4
Ноздрев
С
.
Юань
и
иена
в
валютной
архитектуре
Азии
//
Мировая
эко
-
номика
и
международные
отношения
. 2012.
№
7.
С
. 44.
240
трансграничных
операций
с
капиталом
и
выхода
Китая
на
лидирующие
позиции
в
мировой
валютной
системе
.
Среди
стран
БРИКС
наиболее
активно
налаживает
со
-
трудничество
с
Китаем
в
области
использования
националь
-
ных
валют
Россия
,
что
неудивительно
,
учитывая
фактор
со
-
седства
двух
стран
.
В
2002
г
.
было
подписано
Соглашение
между
Банком
России
и
Народным
банком
Китая
о
межбанковских
расчетах
в
торговле
в
приграничных
регионах
,
по
которому
с
2005
г
.
была
предоставлена
возможность
проведения
расчетов
по
приграничной
торговле
и
туристическим
услугам
в
рублях
и
юанях
.
На
практике
эти
расчеты
не
получили
существенного
распространения
.
При
этом
по
имеющимся
расчетам
наблю
-
дался
(
по
крайней
мере
,
в
2008
г
.)
значительный
дисбаланс
в
сторону
размещения
средств
на
рублевых
счетах
,
что
объяс
-
нялось
зачислением
китайскими
розничными
торговцами
на
эти
счета
при
последующем
их
переводе
в
Китай
и
безналич
-
ной
конвертации
в
юани
1
.
Одним
из
ключевых
недостатков
этого
проекта
является
низкая
ликвидность
рынка
рубль
-
юань
,
приводящая
к
высоким
значениям
спредов
.
В
конце
2010
г
.
были
открыты
торги
китайским
юанем
на
ММВБ
.
В
настоящее
время
они
осуществляются
только
с
расчетами
«
сегодня
»,
в
течение
1
часа
в
день
и
требуют
100%-
ного
предварительного
депонирования
средств
.
Одна
-
ко
уже
с
первого
квартала
2013
г
.
планируется
расширить
число
инструментов
с
юанем
на
Московской
бирже
за
счет
операций
с
расчетами
«
завтра
»
и
валютных
свопов
.
В
качестве
ответного
шага
в
ноябре
2011
г
.
начались
торги
российским
рублем
в
Китайской
системе
торгов
ино
-
странной
валютой
(China Foreign Exchange Trade System).
В
настоящее
время
,
по
всей
видимости
,
практика
ис
-
пользования
национальных
валют
будет
постепенно
распро
-
1
Потемкин
А
.
И
.
Об
усилении
роли
российского
рубля
в
международных
расчетах
//
Деньги
и
кредит
. 2010.
№
8.
С
. 7.