ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2649
Скачиваний: 1
241
страняться
на
все
страны
БРИКС
.
Так
,
в
Делийской
деклара
-
ции
2012
г
.
приветствуется
подписание
Генерального
согла
-
шения
о
создании
кредитных
линий
в
местной
валюте
в
рам
-
ках
механизма
межбанковского
сотрудничества
БРИКС
,
а
также
Многостороннего
соглашения
о
подтверждении
аккре
-
дитивов
между
экспортно
-
импортными
банками
/
банками
развития
стран
объединения
1
.
Таким
образом
,
основными
постепенными
шагами
в
области
реформирования
мировой
валютной
системы
могут
стать
шаги
,
направленные
на
расширение
использования
на
-
циональных
валют
стран
с
формирующимися
рынками
,
в
том
числе
стран
БРИКС
,
в
международной
торговле
и
трансгра
-
ничных
операциях
с
капиталом
(
прежде
всего
,
между
самими
этими
странами
).
Особое
внимание
следует
уделить
расши
-
рению
финансовых
инструментов
,
номинированных
в
на
-
циональных
валютах
стран
БРИКС
,
обращающихся
на
миро
-
вом
финансовом
рынке
.
По
состоянию
на
сентябрь
2012
г
.
лидерами
по
объему
номинированных
в
них
международных
облигаций
и
нот
среди
валют
стран
БРИКС
были
южно
-
африканский
ранд
(35,6
млрд
.
долл
.)
и
российский
рубль
(28,7
млрд
.
долл
.)
2
,
хотя
очевидно
,
что
наибольший
потенци
-
ал
в
этом
отношении
есть
у
Китая
.
Реформирование
мировой
финансовой
системы
Если
отвлечься
от
планов
радикального
реформирова
-
ния
мировой
валютной
системы
,
следует
сосредоточиться
на
решении
конкретных
проблем
,
имеющихся
в
ее
рамках
.
Их
обозначил
в
одном
из
своих
выступлений
Д
.
Суббарао
:
вызо
-
вы
со
стороны
волатильных
трансграничных
потоков
капи
-
тала
и
решение
проблемы
глобальных
дисбалансов
и
неста
-
бильности
3
.
На
наш
взгляд
,
эти
и
другие
проблемы
находят
1
http://www.kremlin.ru/ref_notes/1189.
2
BIS Quarterly Review. 2012. December. A124.
3
Subbarao D. Op. cit.
242
свое
выражение
в
мировой
валютной
системе
,
но
коренятся
в
финансовой
системе
.
Поэтому
особую
значимость
приобретает
согласование
позиций
стран
БРИКС
по
вопросам
реформирования
миро
-
вой
финансовой
системы
.
Как
положительный
факт
можно
отметить
,
что
эта
про
-
блематика
уже
была
обозначена
в
Делийской
декларации
2012
г
.: «
Мы
привлекаем
внимание
к
рискам
крупных
и
во
-
латильных
трансграничных
потоков
капитала
,
с
которыми
сталкиваются
формирующиеся
рыночные
экономики
.
Мы
призываем
к
обеспечению
дальнейшего
регулятивного
над
-
зора
за
международной
финансовой
системой
и
к
его
рефор
-
ме
,
к
усилению
координации
политики
и
укреплению
со
-
трудничества
в
сфере
финансового
регулирования
и
надзора
,
а
также
к
содействию
стабильному
развитию
глобальных
финансовых
рынков
и
банковских
систем
»
1
.
Именно
проблемы
,
накопившиеся
в
финансовой
сфере
(
на
финансовых
рынках
и
в
банковской
системе
),
привели
к
разворачиванию
мирового
экономического
и
финансового
кризиса
2
и
способствовали
резкому
росту
и
последующему
спаду
международных
потоков
капитала
,
а
также
обеспечи
-
вали
«
подпитку
»
для
накапливавшихся
глобальных
дисба
-
лансов
.
Значительным
продвижением
в
области
реформы
ми
-
ровой
финансовой
системы
стали
создание
Совета
по
финан
-
совой
стабильности
(
трансформировавшегося
из
Форума
по
финансовой
стабильности
),
разработка
и
принятие
новых
правил
в
отношении
норматива
достаточности
капитала
Ба
-
зель
III,
особое
внимание
к
проблеме
системно
значимых
финансовых
институтов
(
на
международном
и
национальном
1
http://www.kremlin.ru/ref_notes/1189.
2
Некипелов
А
.
Д
.,
Головнин
М
.
Ю
.
Стратегия
и
тактика
денежно
-
кредитной
политики
в
условиях
мирового
экономического
кризиса
//
Во
-
просы
экономики
. 2010.
№
1.
С
. 6-7.
243
уровне
).
Однако
многие
проблемы
еще
предстоит
решить
,
в
их
числе
проблему
межюрисдикционального
арбитража
,
позволяющую
«
перетекать
»
потрясениям
из
одной
нацио
-
нальной
финансовой
системы
в
другую
.
Так
и
не
реализовалось
до
конца
прозвучавшее
в
разгар
мирового
экономического
и
финансового
кризиса
предложе
-
ние
о
создании
глобального
надзорного
органа
на
базе
МВФ
или
Совета
по
финансовой
стабильности
1
,
который
позво
-
лил
бы
преодолеть
проблему
межюрисдикционального
ар
-
битража
.
Странам
БРИКС
как
представителям
стран
с
форми
-
рующимися
рынками
и
развивающихся
стран
необходимо
определить
свою
позицию
по
основным
положениям
рефор
-
мы
мировой
финансовой
системы
и
,
возможно
,
выступить
ее
двигателем
по
отдельным
направлениям
.
Хотя
проблемы
в
этой
сфере
затрагивают
в
первую
очередь
развитые
страны
,
через
них
они
распространяются
в
развивающиеся
страны
и
страны
с
формирующимися
рынками
,
особенно
с
достаточно
высоким
уровнем
финансовой
либерализации
(
как
,
напри
-
мер
,
Россия
).
Так
,
управляющая
Южноафриканским
резерв
-
ным
банком
Дж
.
Маркус
в
одном
из
своих
выступлений
обо
-
значила
проблему
применения
общих
правил
Базель
III,
вы
-
рабатывавшихся
главным
образом
для
развитых
экономик
,
к
банковской
системе
ЮАР
2
.
Таким
образом
,
страны
БРИКС
могли
бы
также
отслеживать
учет
интересов
и
специфики
стран
с
формирующимися
рынками
и
развивающихся
стран
при
проведении
соответствующей
реформы
.
Одновременно
странам
БРИКС
необходимо
предпри
-
нимать
шаги
в
области
повышения
уровня
интернационали
-
1
Meirelles H. Bretton Woods II – on its way out? // Speech at the 18
th
Frank-
furt European Banking Congress. Frankfurt am Main. 21 November 2008.
2
Marcus G. The financial crisis and the crisis of trust in the banking sector of
the advanced economies // Address to the Rhodes University Business School
strategic conversation series. Grahamstown, 10 October 2012.
(http://www.bis.org/review/r121011b.pdf).
244
зации
своих
финансовых
систем
при
одновременном
регули
-
ровании
этого
процесса
со
стороны
государства
.
В
связи
с
этим
высказываются
интересные
инициативы
в
рамках
БРИКС
.
Например
,
в
индийском
докладе
по
БРИКС
содер
-
жится
весьма
плодотворная
,
на
наш
взгляд
,
идея
совместного
развития
рынка
корпоративных
облигаций
,
выступающего
важным
альтернативным
источником
привлечения
компа
-
ниями
и
банками
капитала
1
.
Таким
образом
,
у
стран
БРИКС
есть
возможность
сформировать
консолидированную
позицию
по
ряду
направ
-
лений
реформирования
мировой
валютно
-
финансовой
сис
-
темы
.
Однако
,
чтобы
их
голос
был
услышан
,
необходимо
усиление
их
роли
не
только
в
мировой
экономике
в
целом
,
но
и
на
мировых
финансовых
и
валютных
рынках
.
Движением
в
этой
направлении
может
стать
интернационализация
их
ва
-
лют
.
В
ближайшей
перспективе
,
на
наш
взгляд
,
основной
вклад
в
стабилизацию
мировой
экономики
страны
БРИКС
могли
бы
сделать
,
активно
присоединившись
к
процессам
реформирования
прежде
всего
мировой
финансовой
систе
-
мы
,
отражая
при
этом
позицию
стран
с
формирующимися
рынками
и
развивающихся
стран
.
1
The BRICS Report. New Delhi: Oxford University Press, 2012. P. 175-176.
245
3.2.
ВОЗМОЖНОСТИ
СОТРУДНИЧЕСТВА
В
БРИКС
ДЛЯ
ФОРМИРОВАНИЯ
РЕШЕНИЙ
БРИКС
И
«
ДВАДЦАТКИ
»
ПО
КЛЮЧЕВЫМ
НАПРАВЛЕНИЯМ
РЕФОРМЫ
МЕЖДУНАРОДНОЙ
ФИНАНСОВО
-
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
АРХИТЕКТУРЫ
В
ИНТЕРЕСАХ
РОССИИ
М
.
В
.
Ларионова
,
д
.
п
.
н
.,
Институт
международных
органи
-
заций
и
международного
сотрудничества
НИУ
ВШЭ
Н
.
А
.
Медушевский
,
НИУ
Высшая
Школа
Экономики
М
.
Р
.
Рахмангулов
,
НИУ
Высшая
Школа
Экономики
А
.
Г
.
Сахаров
,
НИУ
Высшая
Школа
Экономики
А
.
В
.
Шелепов
,
НИУ
Высшая
Школа
Экономики
Новая
глобальная
резервная
система
:
изменение
со
-
става
корзины
валют
СДР
и
структуры
мировых
валют
-
ных
резервов
Одним
из
важных
направлений
сотрудничества
БРИКС
по
направлению
реформирования
глобальной
резервной
сис
-
темы
должна
стать
координация
по
изменению
соотношения
ключевых
валют
в
структуре
национальных
валютных
резер
-
вов
,
потенциал
взаимодействия
по
этому
направлению
ис
-
пользуется
недостаточно
.
Потенциально
значимым
направлением
сотрудничества
может
стать
стимулирование
включения
валют
и
государст
-
венных
облигаций
стран
БРИКС
в
состав
международных
резервов
иностранных
государств
,
в
том
числе
стран
-
членов
«
двадцатки
».
Еще
одним
направлением
сотрудничества
может
стать
реализация
мер
,
направленных
на
преодоление
риска
вола
-
тильности
курсов
национальных
валют
,
которые
могут
со
-
провождать
интернационализацию
национальных
валют
стран
БРИКС
.
246
Реформирование
системы
управления
:
переход
на
расчеты
в
национальных
валютах
Дальнейшее
развитие
в
рамках
сотрудничества
БРИКС
должны
получить
переход
на
расчёты
в
национальных
валю
-
тах
при
осуществлении
взаимных
торговых
,
инвестиционных
и
прочих
операций
,
а
также
развитие
системы
соглашений
о
взаимном
кредитовании
в
национальных
валютах
.
Перспективным
направлением
координации
БРИКС
является
развитие
механизмов
торговли
в
национальной
ва
-
люте
между
развивающимися
странами
,
прежде
всего
в
рам
-
ках
«
Группы
двадцати
.
Реформирование
системы
управления
МФИ
:
пере
-
распределение
квот
и
голосов
БРИКС
следует
реализовать
линию
по
более
тесному
сотрудничеству
в
МВФ
,
учитывая
,
что
согласно
реформе
2010
г
.
произойдёт
увеличение
общей
доли
голосов
стран
БРИКС
с
10,71%
до
14,13%, «
что
приближает
их
к
блоки
-
рующему
пакету
(15%)».
Важно
обеспечить
координацию
по
продолжению
про
-
цесса
пересмотра
квот
в
целях
более
«
справедливого
»
отра
-
жения
веса
развивающихся
стран
в
мировой
экономике
,
большего
веса
объема
ВВП
и
международных
резервов
стран
в
формуле
расчета
квот
,
а
также
большей
прозрачности
рас
-
чётов
(
выработка
новой
формулы
к
январю
2013
г
.);
Целесообразно
рассмотреть
совместное
продвижение
идеи
механизма
автоматического
пересмотра
квот
в
МВФ
на
основе
изменений
позиций
стран
в
мировой
экономике
.
Реформирование
системы
управления
МФИ
:
ре
-
формы
органов
управления
МВФ
и
ВБ
Следующие
выборы
руководства
МВФ
и
Всемирного
банка
пройдут
не
скоро
,
но
БРИКС
следует
подготовиться
к
номинированию
общего
кандидата
,
чтобы
на
практике
реа
-
лизовать
принцип
о
том
,
что
руководство
международных
финансовых
институтов
должно
избираться
на
основе
собст
-
венных
деловых
качеств
,
а
не
национальной
принадлежности
247
Увеличение
ресурсов
МФИ
БРИКС
следует
продолжить
координацию
позиций
по
пополнению
ресурсов
международных
финансовых
институ
-
тов
,
в
увязке
с
вопросом
по
продолжению
процесса
пере
-
смотра
квот
на
основе
более
прозрачной
и
справедливой
формулы
расчета
.
Региональные
банки
развития
Сотрудничество
в
рамках
БРИКС
может
способство
-
вать
присоединению
России
к
Азиатскому
банку
развития
,
и
усилению
роли
национальной
валюты
в
региональной
тор
-
говле
.
БРИКС
следует
продолжить
линию
на
участие
в
регио
-
нальных
банках
развития
,
которое
является
одним
из
инст
-
рументов
повешения
роли
национальных
валют
в
междуна
-
родных
расчетах
.
Создание
Банка
развития
БРИКС
Создание
Банка
развития
БРИКС
сможет
не
только
способствовать
финансированию
строительства
инфраструк
-
туры
в
странах
-
участниках
форума
,
но
и
будет
содействовать
расширению
практики
расчетов
в
национальных
валютах
.
Осуществление
проектов
в
третьих
странах
может
стать
одним
из
инструментов
повышения
роли
национальных
ва
-
лют
в
международных
расчетах
.
Обеспечение
эффективного
надзора
за
финансово
-
экономической
политикой
стран
Страны
БРИКС
,
как
держатели
крупных
международ
-
ных
резервов
,
в
условиях
глобального
характера
мировой
экономики
,
разделяют
приоритетность
повышения
эффек
-
тивности
надзора
за
финансово
-
экономической
политикой
системно
-
значимых
стран
,
в
том
числе
стран
-
эмитентов
ре
-
зервных
валют
.
Вероятно
,
в
рамках
БРИКС
можно
поддер
-
жать
позицию
Индии
по
разработке
в
рамках
СФС
,
МВФ
и
других
финансовых
институтов
механизмов
принуждения
развитых
стран
к
эффективному
выполнению
рекомендаций
248
относительно
реформирования
национального
финансового
сектора
.
Преодоление
дисбалансов
Существует
основа
для
продвижения
через
сотрудниче
-
ство
в
БРИКС
линии
на
обеспечение
надлежащих
темпов
бюджетной
консолидации
странами
«
двадцатки
»
без
подры
-
ва
основ
для
поддержки
экономического
подъема
и
стимули
-
рования
занятости
,
с
учетом
проблем
среднесрочной
устой
-
чивости
налогово
-
бюджетной
сферы
в
соответствии
с
обяза
-
тельствами
,
принятыми
лидерами
«
Группы
двадцати
»
в
То
-
ронто
.
Решения
БРИКС
и
«
двадцатки
»
по
ключевым
на
-
правлениям
реформы
международной
финансово
-
эконо
-
мической
архитектуры
Как
показывает
анализ
документов
,
общие
позиции
БРИКС
по
финансовым
и
экономическим
вопросам
имеют
значительный
потенциал
влияния
на
решения
«
двадцатки
»
по
ключевым
направлениям
реформы
международной
фи
-
нансово
-
экономической
архитектуры
.
Реформа
не
завершена
.
Выводы
по
результатам
анализа
позиций
стран
БРИКС
по
ключевым
направлениям
реформы
международной
финансо
-
во
-
экономической
архитектуры
указывают
на
,
по
крайней
мере
, 16
направлений
сотрудничества
в
интересах
России
и
ее
партнеров
по
форуму
.
БРИКС
остается
одной
из
главных
платформ
диалога
и
сотрудничества
его
участников
в
сферах
экономики
,
финансов
и
развития
.
И
потенциал
института
следует
использовать
в
полной
мере
,
во
всех
форматах
и
на
всех
уровнях
сотрудничества
.
249
3.3.
ВОЗМОЖНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
НАЦИОНАЛЬНЫХ
ВАЛЮТ
И
ПОЛИТИКА
НАЦИОНАЛЬНЫХ
БАНКОВ
И
.
З
.
Ярыгина
,
д
.
э
.
н
.,
Финансовая
Академия
Одним
из
основных
факторов
,
влияющих
на
междуна
-
родные
экономические
отношения
является
финансовая
сфе
-
ра
,
которая
в
современных
условиях
образования
межгосу
-
дарственных
экономических
союзов
участвует
в
формирова
-
нии
интегрированной
валютно
–
финансовой
системы
.
До
середины
XX
века
преобладали
военно
-
политиче
-
ские
союзы
государств
,
которые
имели
автономные
финан
-
совые
системы
.
В
настоящее
время
идёт
процесс
углубления
международного
сотрудничества
субъектов
хозяйствования
,
на
базе
которого
формируются
устойчивые
финансовые
и
валютные
объединения
.
Основными
стратегическими
направлениями
деятель
-
ности
по
формированию
общего
финансового
рынка
и
рас
-
ширению
использования
национальных
валют
в
обеспечении
экономического
сотрудничества
БРИКС
являются
:
согласо
-
ванная
денежно
-
кредитная
политика
,
гармонизация
законо
-
дательства
в
области
валютного
регулирования
и
валютного
контроля
,
либерализация
движения
капитала
,
гармонизация
банковского
законодательства
,
формирование
общего
стра
-
хового
и
фондового
рынков
.
В
свою
очередь
,
развитию
факторов
,
способствующих
интернационализации
национальных
валют
будет
способст
-
вовать
укрепление
устойчивости
финансовых
систем
БРИКС
,
что
связано
с
:
•
ростом
уровня
экономического
развития
стран
;
•
повышением
степени
участия
субъектов
хозяйствова
-
ния
в
международной
торговле
;
250
•
развитием
рынков
капитала
и
повышение
степени
их
интеграции
;
•
интернационализацией
денежно
-
кредитных
институ
-
тов
стран
и
развитие
их
международного
сотрудни
-
чества
.
Перспектива
использования
национальных
валют
БРИКС
в
обеспечении
экономического
сотрудничества
за
-
висит
от
сохранения
тенденции
увеличения
доли
валют
в
международном
платежном
и
валютном
обороте
в
долго
-
срочной
перспективе
,
чему
способствует
:
•
инвестиционная
привлекательность
региона
,
содейст
-
вующего
увеличению
притока
капитала
и
повыше
-
нию
ликвидности
валютных
рынков
;
•
снижение
транзакционных
издержек
вследствие
рас
-
ширения
использования
национальных
валют
в
меж
-
дународных
расчётах
;
•
стимулирование
спроса
на
денежные
инструменты
,
номинированные
в
национальных
валютах
;
•
распространение
практики
использования
нацио
-
нальных
валют
БРИКС
во
внешнеторговых
контрак
-
тах
.
Реально
оценивая
экономические
и
политические
фак
-
торы
развития
валютных
отношений
стран
БРИКС
,
важно
отметить
,
что
развитие
системы
хозяйственных
связей
зави
-
сит
от
совершенствования
рыночных
отношений
и
финансо
-
вых
систем
,
что
в
значительной
мере
предопределяет
содер
-
жание
и
механизм
взаимодействия
субъектов
.
В
современных
условиях
развития
экономических
от
-
ношений
финансовая
глобализация
как
один
из
аспектов
но
-
вой
экономики
и
интернационализация
финансовых
связей
являются
взаимообусловленными
процессами
.
В
свою
оче
-
редь
,
основной
движущей
силой
международного
финансо
-
вого
сотрудничества
стран
являются
рыночные
отношения