ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2641
Скачиваний: 1
251
факторов
производства
и
обмена
или
интернационализация
хозяйствования
на
региональном
и
глобальном
уровне
.
В
целом
для
международного
интегрирования
как
выс
-
шей
ступени
интернационализации
характерно
«
сращивание
национальных
рынков
,
товаров
,
услуг
,
рабочей
силы
и
фор
-
мирование
целостного
рыночного
пространства
с
единой
ва
-
лютно
-
финансовой
системой
,
единой
в
основном
правовой
системой
и
теснейшей
координацией
внутри
и
внешнеэконо
-
мической
политики
стран
.
В
результате
взаимопроникновения
отдельных
макро
-
экономических
организмов
,
к
которым
относится
и
нацио
-
нальная
финансовая
система
,
формируется
целостное
хозяй
-
ственное
пространство
,
которое
структурируется
в
новый
экономический
организм
.
В
связи
с
неравномерностью
эко
-
номического
развития
стран
БРИКС
в
настоящее
время
пред
-
ставляется
возможным
говорить
о
международном
интегри
-
ровании
некоторых
сегментов
экономического
организма
,
в
частности
торговли
и
финансов
.
Правомерность
нашего
по
-
ложения
подтверждают
выводы
МВФ
о
быстром
интегриро
-
вании
национальных
экономик
во
всемирном
масштабе
по
-
средством
торговли
,
финансовых
потоков
,
перелива
техноло
-
гий
,
информационных
сетей
и
межкультурных
обменов
.
Основными
факторами
,
способствующими
интерна
-
ционализации
финансовых
связей
стран
БРИКС
в
настоящее
время
являются
:
1.
Экономический
фактор
,
выразившийся
в
концентра
-
ции
и
централизации
капитала
,
росте
крупных
наднацио
-
нальных
холдингов
и
финансовых
групп
.
Значительное
рас
-
ширение
сферы
деятельности
ТНК
и
ТНБ
,
стало
возможным
в
результате
быстрой
технологизации
и
расширения
админи
-
стрирования
на
базе
виртуализации
.
Немаловажным
факто
-
ром
возрастания
роли
ТНБ
и
ТНК
в
современном
мире
явля
-
ется
рост
эффективности
их
операций
за
счет
конкурентных
преимуществ
универсальных
банков
и
финансово
-
промышленных
групп
.
Многие
банки
и
их
клиенты
,
ориен
-
252
тировавшиеся
раньше
только
на
местные
рынки
,
расширили
свои
потребности
,
производство
и
услуги
,
вышли
на
между
-
народный
(
глобальный
)
уровень
2.
Научно
-
технический
фактор
.
Технический
прогресс
,
привел
к
резкому
сокращению
коммуникационных
издержек
,
значительному
снижению
затрат
на
обработку
,
хранение
и
использование
информации
.
Информационное
обслуживание
участников
многосторонних
хозяйственных
связей
связано
с
успехами
в
электронике
–
формированием
новых
механизмов
электронного
финансового
бизнеса
,
систем
связи
и
пр
.
3.
Либерализация
мировой
торговли
и
рынков
капита
-
лов
и
услуг
,
развитие
ряда
национальных
рынков
укрепило
тенденции
к
интернационализации
финансово
-
экономиче
-
ской
деятельности
и
способствовало
свободному
движению
объектов
и
субъектов
экономики
.
4.
Политический
фактор
.
Государственные
границы
,
в
связи
с
процессами
финансово
-
экономической
интеграции
,
становятся
открытыми
для
бизнеса
,
дают
большие
возмож
-
ности
миграции
капиталов
и
услуг
.
5.
Международный
фактор
.
Крупные
международные
инициативы
стимулируют
международные
формы
сотрудни
-
чества
,
что
стимулирует
процесс
глобализации
.
6.
В
целях
качественного
обеспечения
потребностей
клиентов
–
субъектов
международных
экономических
отно
-
шений
,
банки
расширяют
деятельность
на
глобальных
рын
-
ках
кредитно
-
финансовых
продуктов
и
услуг
и
формируют
стратегическое
партнерство
с
иностранными
кредитными
и
финансовыми
институтами
,
консолидации
экономического
капитала
,
диверсификации
деятельности
и
проч
.
7.
Национальные
банковские
системы
в
условиях
ин
-
тернационализации
финансово
-
экономического
сотрудниче
-
ства
идут
по
пути
унификации
контроля
и
регулирования
деятельности
банков
с
целью
профилактики
кризисных
явле
-
ний
и
разумного
управления
рисками
.
253
Предпосылками
процессов
финансовой
интернациона
-
лизации
стран
БРИКС
являются
,
прежде
всего
,
технологиче
-
ский
прогресс
в
приоритетных
областях
сотрудничества
,
об
-
разующих
инфраструктуру
международных
экономических
отношений
стран
.
Новым
явлением
,
характерным
для
современных
про
-
цессов
развития
экономических
связей
стран
БРИКС
являет
-
ся
совершенствование
денежного
,
кредитного
и
финансового
рынков
,
оказывающих
влияние
на
сферу
производства
и
тор
-
говли
.
В
целом
,
для
современных
интеграционных
процессов
стран
БРИКС
характерны
следующие
основные
тенденции
:
1.
Международное
движение
факторов
производства
:
капитала
(
прямые
инвестиции
)
и
рабочей
силы
(
миграция
рабочей
силы
и
«
утечки
мозгов
»)
в
более
благоприятные
экономические
зоны
;
2.
Восстановление
и
развитие
международной
торговли
товарами
,
услугами
,
технологией
,
объектами
интеллектуаль
-
ной
собственности
и
проч
.;
3.
Совершенствование
международных
кредитных
и
финансовых
отношений
:
частное
,
государственное
,
между
-
народное
финансирование
экономического
сотрудничества
;
расширение
операций
с
ценными
бумагами
,
производными
финансовыми
инструментами
;
валютные
операции
,
страхо
-
вание
.
Анализ
современных
международных
экономических
отношений
стран
БРИКС
показал
,
что
соотношение
указан
-
ных
направлений
деятельности
имеет
тенденцию
к
измене
-
нию
.
Всесторонний
анализ
интернационализации
экономи
-
ческих
отношений
позволил
определить
тенденцию
опере
-
жения
темпов
роста
торговли
,
движения
капиталов
и
финан
-
совых
операций
,
а
не
реального
сектора
экономики
.
Среди
указанных
направлений
преобладают
следующие
тенденции
:
•
увеличение
объема
международных
финансовых
опе
-
раций
;
254
•
расширение
международного
движения
капитала
и
международной
торговли
.
Для
обеспечения
международных
экономических
от
-
ношений
большинство
стран
вынуждено
приобретать
на
-
циональные
валюты
других
стран
-
лидеров
,
отдавая
взамен
реальные
товары
и
услуги
.
В
условиях
конкуренции
валют
сложилась
определен
-
ная
иерархия
национальных
валют
в
мировой
валютной
сис
-
теме
:
выделяются
замкнутые
,
внутренние
,
международные
,
ключевые
,
доминирующие
валюты
.
Статус
валюты
отражает
ее
значимость
в
мировой
валютной
системе
и
степень
ее
ис
-
пользования
агентами
при
осуществлении
международных
экономических
отношений
.
Определенная
инертность
миро
-
вой
валютной
системы
приводит
к
тому
,
что
смена
статуса
национальных
валют
в
сторону
повышения
является
весьма
затруднительным
процессом
,
однако
подобные
«
повышения
»
происходят
и
зачастую
могут
быть
связаны
с
кризисами
,
дискредитацией
какой
-
либо
из
валют
или
другими
значимы
-
ми
и
оказывающими
влияние
на
широкий
круг
агентов
1
со
-
бытиями
в
области
международных
денег
.
Доминирующей
валютой
современных
валютных
от
-
ношений
стран
БРИКС
является
доллар
США
.
Несмотря
на
кризисные
моменты
,
доллар
США
оставил
за
собой
лиди
-
рующую
позицию
в
международных
операциях
и
по
настоя
-
щее
время
является
ключевой
валютой
МВС
.
Среди
основ
-
ных
причин
господства
доллара
можно
назвать
большое
ко
-
личество
валюты
в
обращении
за
рубежом
в
результате
ак
-
тивной
торговой
и
инвестиционной
политики
,
большой
раз
-
мер
финансовых
рынков
и
операций
в
валюте
США
и
суще
-
ственное
политическое
влияние
США
в
мире
.
Важную
роль
в
мировой
экономике
играет
евро
—
кон
-
курент
доллара
США
.
Этой
валюте
удалось
завоевать
дове
-
1
Здесь
и
далее
:
под
агентами
понимаются
участники
международных
валютно
-
денежных
отношений
.
255
рие
потребителей
и
в
настоящее
время
евро
сохраняет
свою
долю
в
обеспечении
международных
рынков
капитала
.
Представляется
,
что
в
результате
действия
совокупности
различных
факторов
евро
как
международная
валюта
обла
-
дает
достаточным
запасом
прочности
.
Доверие
к
евро
обес
-
печивает
мощная
диверсифицированная
экономика
стран
ЕС
,
которая
по
своим
масштабам
сопоставима
с
экономикой
США
и
существенно
больше
экономики
Японии
.
В
дополне
-
ние
к
этому
зону
евро
обеспечивает
один
из
крупнейших
рынков
капитала
в
мире
.
Развитие
экономического
сотрудничества
способствует
интернационализации
ряда
национальных
валют
стран
БРИКС
,
что
вызвано
следующими
причинами
:
1.
Выход
валют
за
пределы
стран
является
результатом
развития
экономического
сотрудничества
стран
.
2.
Важными
сферами
обращения
национальных
валют
за
пределами
стран
являются
торговля
,
туризм
и
др
.
3.
Использование
национальных
валют
в
обеспечение
сотрудничества
влияет
на
развитие
торговли
стран
–
членов
экономического
союза
.
В
целях
совершенствования
экономического
сотрудни
-
чества
стран
БРИКС
и
расширения
использования
нацио
-
нальных
валют
,
целесообразно
:
-
гармонизировать
валютное
регулирование
;
-
расширить
использование
инструментов
гибкого
тор
-
гового
финансирования
в
национальных
валютах
;
-
обеспечить
симметричные
меры
валютного
регулиро
-
вания
.
В
свою
очередь
,
оценка
перспектив
интернационализа
-
ции
национальных
валют
стран
БРИКС
связана
со
следую
-
щими
факторами
:
•
валюта
должна
выполнять
за
пределами
страны
ос
-
новные
функции
денег
—
являться
мерой
стоимости
,
средством
платежа
,
обращения
и
средством
накопле
-
ния
;
256
•
выполнение
валютой
основных
функций
является
ре
-
зультатом
заинтересованности
экономических
субъ
-
ектов
в
сотрудничестве
;
•
как
следствие
увеличения
международного
оборота
валюты
,
агенты
будут
вынуждены
накапливать
резер
-
вы
и
успешная
валюта
«
проникнет
»
в
официальные
валютные
резервы
стран
.
В
современных
условиях
формирование
концепции
со
-
гласованных
действий
,
направленных
на
расширение
ис
-
пользования
национальных
валют
для
обеспечения
эконо
-
мического
сотрудничества
стран
БРИКС
представляет
зна
-
чительный
интерес
.
Особую
значимость
приобретает
созда
-
ние
условий
взаимодействия
национальных
платёжных
систем
.
Практика
показала
,
что
важная
роль
в
продвижении
ин
-
тернационализации
валют
отводится
участию
страны
-
эмитента
в
международной
торговле
,
а
именно
доли
страны
в
мировом
экспорте
продукции
с
высоким
уровнем
добавлен
-
ной
стоимости
(
промышленной
продукции
).
Увеличение
экспорта
промышленных
товаров
может
способствовать
вы
-
бору
валюты
цены
и
валюты
платежа
по
сделке
.
Таким
обра
-
зом
,
экспорт
/
импорт
востребованных
товаров
создаёт
усло
-
вия
интернационализации
валют
при
помощи
внешней
тор
-
говли
.
В
настоящее
время
торгово
-
экономические
связи
стран
,
имеющих
стратегические
интересы
,
развиваются
и
включают
торговлю
товарами
,
услугами
,
продажу
научно
-
технических
разработок
и
пр
.
В
свою
очередь
,
повышение
степени
интернационали
-
зации
национальных
валют
стран
БРИКС
способно
усилить
политическое
и
экономическое
влияния
стран
.
Появление
ряда
новых
валют
в
качестве
региональных
валют
МВС
мо
-
жет
стать
дополнительным
инструментом
снижения
рисков
транзакций
,
формирования
резервов
и
перераспределения
сфер
влияния
.
Продвижение
стран
БРИКС
к
конвертируемо
-
257
сти
региональных
(
национальных
)
валют
является
важным
шагом
формирования
многополярного
мира
.
Характерной
чертой
современного
этапа
интернацио
-
нализации
финансовых
связей
стран
–
партнёров
является
то
,
что
международные
потоки
товаров
,
услуг
,
капитала
регули
-
руются
в
первую
очередь
не
национальным
,
а
международ
-
ными
нормами
и
контролируются
международными
инсти
-
тутами
.
В
свою
очередь
,
интернационализации
финансовых
связей
способствуют
объективные
и
субъективные
факторы
развития
.
В
основе
объективных
факторов
–
интернациона
-
лизация
производства
и
капитала
компаний
и
банков
,
кото
-
рые
выходят
за
рамки
национальных
границ
.
Субъективная
сторона
выражается
в
формировании
и
регулировании
про
-
цесса
глобализации
международными
организациями
:
ООН
,
Международный
валютный
фонд
(
МВФ
),
Всемирный
банк
(
ВБ
),
Всемирная
торговая
организация
(
ВТО
),
Организация
экономического
сотрудничества
и
развития
(
ОЭСР
),
Специ
-
альная
финансовая
комиссия
по
проблемам
отмывания
денег
(
ФАТФ
),
Базельский
Комитет
и
др
.
В
целях
эффективного
решения
вопросов
расширения
использования
национальных
валют
в
обеспечении
экономи
-
ческого
сотрудничества
БРИКС
на
данном
этапе
представ
-
ляется
целесообразным
рассмотреть
возможные
модели
ва
-
лютного
объединения
стран
,
к
которым
относятся
:
1.
Объединение
стран
–
участниц
валютно
–
финансовых
операций
,
опирающееся
на
взаимную
фиксацию
курсов
,
ис
-
пользуемых
в
обращении
национальных
валют
с
созданием
общего
центра
,
координирующего
денежно
-
кредитную
и
ва
-
лютную
политику
стран
с
сохранением
национальных
цен
-
тральных
банков
;
2.
Валютное
объединение
с
коллективной
расчетной
единицей
,
существующей
наравне
с
национальными
валюта
-
ми
государств
–
членов
интеграционного
объединения
.
258
Первый
вариант
«
дорожной
карты
»
валютного
объеди
-
нения
стран
,
с
нашей
точки
зрения
,
является
предпочтитель
-
ным
.
Представляется
целесообразной
следующая
модель
ва
-
лютного
объединения
стран
БРИКС
:
Схема
1.
Модель
валютного
объединения
стран
БРИКС
Национальные
центральные
банки
БРИКС
Валютное
об
ъедине
ние
,
опир
ающееся
на
вз
аи
мну
ю
ф
иксац
ию
ку
рсов
на
цио
на
ль
ны
х
ва
лю
т
Международный
банк
расчетов
БРИКС
,
координирующий
денежно
-
кредитную
и
валютную
политику
стран
Мероприятия
по
координации
стабилизации
.
Регулирование
политики
валютных
курсов
национальных
валют
Установка
единых
показателей
,
по
которым
оценива
-
ется
состояние
и
уровень
развития
внутренних
валют
-
ных
рынков
Сближение
по
-
литики
форми
-
рования
валют
-
ного
курса
Механизм
согла
-
сованных
дейст
-
вий
по
сглажи
-
ванию
резких
колебаний
ва
-
лютного
курса
Внедрение
единой
валюты
интеграцион
-
ного
объеди
-
нения
Использование
жестких
и
необратимо
фиксированных
валютных
курсов
Формирование
валютного
объединения
с
взаимной
фиксацией
курсов
национальных
валют
Использование
фиксируемых
и
корректируемых
валютных
курсов
259
В
целях
формирования
единой
валютно
-
финансовой
зоны
на
пространстве
БРИКС
необходимо
разработать
меры
,
направленные
на
продвижение
национальных
валют
в
пла
-
тежный
оборот
,
а
именно
:
стимулирование
расчетов
экспор
-
теров
и
импортёров
в
национальных
валютах
БРИКС
,
не
допущение
неадекватной
(
противоречивой
)
экономической
и
валютной
политики
(
постановка
множества
целей
без
меха
-
низмов
их
достижения
),
создание
предпосылок
для
введения
конвертируемости
национальных
валют
,
формирование
пра
-
вовой
базы
,
способствующей
скорейшему
созданию
интег
-
рированного
валютного
и
финансового
рынка
БРИКС
.
Политика
стран
в
сфере
валютных
и
финансовых
отно
-
шений
требует
сближения
уровней
экономического
развития
и
координации
действий
,
в
том
числе
в
сфере
финансового
регулирования
и
контроля
.
Пруденциальные
меры
центральных
банков
БРИКС
,
нацеленные
на
стабилизацию
национальных
банковских
систем
и
укрепление
покупательной
способности
националь
-
ных
валют
,
способны
стимулировать
их
внутренний
и
внеш
-
ний
спрос
.
В
этих
целях
целесообразно
использовать
сле
-
дующие
инструменты
:
•
лимиты
инвестиционных
позиций
финансовых
ин
-
ститутов
;
•
жесткие
требования
к
кредитам
,
номинированным
в
иностранной
резервной
валюте
(
не
БРИКС
),
по
срав
-
нению
с
кредитами
,
номинированными
в
националь
-
ных
валютах
БРИКС
;
•
более
строгие
нормативы
рисков
инвалютной
лик
-
видности
по
сравнению
с
международными
стандар
-
тами
;
•
введение
жестких
лимитов
на
разрывы
в
валютах
пас
-
сивов
и
активов
или
разрывов
в
их
срочности
;
•
повышение
требований
по
величине
капитала
и
по
его
достаточности
по
сравнению
с
международными
стандартами
;
260
•
дополнительные
требования
по
резервированию
на
возможные
потери
по
ссудам
и
приравненным
к
ним
активам
;
•
использование
мер
контрциклического
регулирова
-
ния
.
В
современных
условиях
преодоления
последствий
глобального
финансово
–
экономического
кризиса
особое
значение
для
БРИКС
имеет
управление
дисбалансами
в
це
-
лях
формирования
финансовой
стабильности
стран
.
В
этой
связи
национальным
регуляторам
(
центральным
банкам
)
БРИКС
,
исходя
из
приоритетов
макроэкономическо
-
го
развития
,
целесообразно
установить
на
плановый
период
предельно
допустимые
размеры
финансовых
показателей
:
•
активного
(
пассивного
)
сальдо
текущих
и
капиталь
-
ных
операций
платежного
баланса
;
•
суверенного
государственного
долга
,
внешнего
и
внутреннего
с
учетом
валют
и
сроков
заимствований
,
графиков
платежей
;
•
налогов
на
вывоз
частных
капиталов
и
ввоз
спекуля
-
тивных
капиталов
;
•
налоговых
и
других
косвенных
экономических
огра
-
ничений
валютных
операций
;
•
прогнозное
значение
реального
обменного
валютного
курса
;
•
степень
корреляции
между
реальным
обменным
кур
-
сом
и
притоком
иностранного
капитала
.
В
целях
обеспечения
стабильности
финансовых
систем
БРИКС
объектами
мониторинга
должны
быть
:
1.
Глобальные
дисбалансы
,
вызванные
указанными
фи
-
нансовыми
диспропорциями
в
макроэкономической
полити
-
ке
государств
.
2.
Системные
дисбалансы
,
вызванные
диспропорциями
внутри
национальной
финансовой
системы
.