ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2642
Скачиваний: 1
261
Усиление
системных
дисбалансов
вызывают
риски
ис
-
кажения
финансового
посредничества
,
снижения
конкурен
-
ции
на
рынках
банковских
продуктов
,
ограничение
доступ
-
ности
кредитования
для
хозяйствующих
субъектов
,
повыше
-
ние
«
сбоев
»
в
платежно
-
расчетных
системах
.
Индикаторами
системных
дисбалансов
БРИКС
являют
-
ся
:
динамика
совокупных
активов
и
пассивов
финансовых
посредников
,
включая
разрыв
по
валютам
и
срочности
опе
-
раций
,
размер
собственного
капитала
и
норматив
его
доста
-
точности
,
доля
финансового
участия
глобальных
посредни
-
ков
на
национальном
рынке
и
обремененность
национально
-
го
банковского
сектора
долгом
,
в
том
числе
внешним
,
объем
и
структура
финансовых
продуктов
и
услуг
,
уровень
концен
-
трация
кредитного
риска
и
взаимосвязь
сегментов
рынка
.
3.
Провалы
регулирования
и
надзора
.
Своевременное
выявление
ошибок
необходимо
для
поддержания
стабильности
национальной
финансовой
сис
-
темы
.
В
этих
целях
необходима
координация
деятельности
регуляторов
финансовых
рынков
БРИКС
.
Индикаторами
ошибок
регулирования
и
надзора
могут
быть
случаи
смены
типов
лицензий
финансовым
посредником
или
выделение
отдельных
направлений
деятельности
банков
,
подпадающих
под
регулирование
другого
органа
,
в
независимые
подразде
-
ления
;
4.
Дисбалансы
на
уровне
системообразующих
финансо
-
вых
институтов
БРИКС
,
занимающих
значительную
долю
на
национальном
финансовом
рынке
и
имеющих
большое
число
зарубежных
подразделений
,
филиалов
либо
коррес
-
пондентских
счетов
в
иностранных
банках
.
Глобальный
финансовый
кризис
показал
,
что
ни
на
уровне
отдельных
стран
(
национальных
финансовых
систем
),
ни
,
тем
более
,
мировой
системы
не
были
разработаны
и
со
-
гласованы
меры
антикризисного
управления
,
обеспечиваю
-
щего
стабильность
финансовых
систем
.
В
настоящее
время
на
первый
план
выходит
решение
проблемы
антикризисного
262
управления
валютными
и
финансовыми
рынками
БРИКС
в
целях
предотвращения
кризисных
явлений
и
обеспечения
устойчивого
роста
.
Преобразования
должны
способствовать
развитию
эф
-
фективных
финансовых
отношений
участников
валютных
и
финансовых
рынков
,
установлению
действительной
рыноч
-
ной
дисциплины
,
ликвидации
зависимости
банков
от
госу
-
дарственных
финансов
,
защите
потребителей
финансовых
продуктов
,
выработке
общих
подходов
к
регулированию
дея
-
тельности
финансовых
посредников
,
совершенствованию
макро
-
и
микропруденциального
регулирования
и
надзора
.
В
условиях
развития
сотрудничества
БРИКС
первооче
-
редными
задачами
национальных
банков
являются
:
-
формирование
такой
системы
регулирования
,
которая
дает
каждому
участнику
валютного
рынка
законные
и
рав
-
ные
шансы
для
успешной
деятельности
;
-
повышение
эффективности
межгосударственного
контроля
;
-
создание
гармоничных
механизмов
решения
проблем
финансовых
институтов
на
международном
уровне
;
-
расширение
подходов
к
финансовому
регулированию
в
странах
,
которое
должно
быть
ориентировано
на
учет
рис
-
ков
не
только
системообразующих
банков
,
но
и
финансовой
системы
в
целом
.
Политика
органов
финансового
регулирования
и
кон
-
троля
должна
обеспечить
:
-
более
полное
удовлетворение
потребностей
домашних
хозяйств
и
фирм
в
услугах
и
продуктах
финансовых
посред
-
ников
;
-
совершенствование
управления
и
повышение
про
-
зрачности
финансовых
систем
и
их
субъектов
;
-
формирование
у
финансовых
институтов
резервов
ка
-
питала
и
ликвидности
высокого
качества
,
которые
снизят
системный
риск
и
минимизируют
процикличное
поведение
кредиторов
,
когда
в
период
подъема
банки
наращивают
объ
-
263
емы
кредитования
и
значительно
сокращают
их
в
период
спада
;
-
реструктуризацию
финансовых
учреждений
,
в
том
числе
самых
крупных
,
с
минимальными
издержками
для
на
-
логоплательщиков
;
-
поддержку
конкуренции
и
свободный
выход
на
рынки
БРИКС
;
-
мониторинг
рисков
небанковских
финансовых
инсти
-
тутов
и
расширение
периметра
регулирования
за
счет
вклю
-
чения
в
него
всех
системодеструктивных
финансовых
инсти
-
тутов
,
рынков
и
наиболее
часто
используемых
инструментов
.
Указанные
меры
будут
способствовать
изменению
роли
банковских
регуляторов
,
которые
будут
не
только
«
выстраи
-
вать
»
национальную
финансовую
систему
,
но
и
направлять
ее
развитие
с
помощью
унифицированных
правил
.
Совершенствование
политики
центральных
банков
БРИКС
обеспечит
формирование
предпосылок
использова
-
ния
национальных
валют
в
обеспечении
экономического
со
-
трудничества
.
В
настоящее
время
значительный
практический
инте
-
рес
представляет
взаимодействие
центральных
банков
БРИКС
для
формирования
системы
безналичных
расчётов
.
Совместная
процессинговая
сеть
БРИКС
будет
способство
-
вать
экспансии
национальных
валют
в
рамках
интеграцион
-
ных
стратегий
.
Интеграция
платёжных
сетей
взаимных
рас
-
чётов
окажет
влияние
на
распределение
долей
валют
в
тран
-
закциях
,
поскольку
использование
пластиковых
карт
счита
-
ется
более
удобным
,
особенно
при
приобретении
товаров
и
услуг
с
немедленной
оплатой
.
Важным
компонентом
формирования
валютного
про
-
странства
БРИКС
являются
специальные
межгосударствен
-
ные
программы
страхования
сделок
при
поддержке
государ
-
ственных
банков
,
агентств
экспортного
страхования
и
гаран
-
тирования
.
Специализированные
государственные
и
частные
264
агентства
стран
готовы
к
заинтересованному
сотрудниче
-
ству
.
Оценка
интересов
субъектов
хозяйствования
показала
,
что
в
настоящее
время
торговля
сельскохозяйственной
про
-
дукцией
,
предметами
потребления
,
сырьём
являются
важны
-
ми
направлениями
экономического
сотрудничества
.
Межго
-
сударственные
торговые
программы
,
поддержка
производи
-
телей
сельскохозяйственной
продукции
и
сырья
на
базе
ис
-
пользования
механизмов
частно
–
государственного
партнёр
-
ства
будут
способствовать
развитию
сотрудничества
БРИКС
.
В
рамках
совместных
программ
государственные
и
частные
банки
БРИКС
способны
предоставить
льготное
кредитование
оборотных
средств
,
пред
/
пост
экспортное
финансирование
сделок
,
что
будет
способствовать
расширению
использова
-
ния
национальных
валют
субъектами
хозяйствования
.
Одной
их
форм
участия
государств
в
поддержке
пред
-
принимателей
может
быть
,
например
,
льготное
финансиро
-
вание
экспортной
или
импортной
сельскохозяйственной
или
иной
продукции
в
национальных
валютах
и
передача
ее
на
реализацию
частным
структурам
БРИКС
.
Как
показала
практика
,
наиболее
востребованным
в
ус
-
ловиях
дефицита
финансовых
ресурсов
является
среднесроч
-
ное
кредитование
клиентов
под
залог
приобретаемых
това
-
ров
и
оборудования
,
форфейтинг
,
факторинг
,
краткосрочное
коммерческое
кредитование
,
поддержку
которым
способны
оказать
государства
экспортёры
или
импортёры
продукции
.
Содействие
формированию
совместных
лизинговых
компаний
при
участии
или
поддержке
государственных
ин
-
ститутов
БРИКС
будет
также
способствовать
развитию
тех
-
нологического
обеспечения
сотрудничества
и
расширению
экономических
связей
.
Востребовано
в
настоящее
время
многостороннее
проектное
финансирование
без
регресса
на
заёмщика
или
с
ограниченным
регрессом
на
заёмщика
,
при
котором
место
и
роль
государственных
институтов
,
специа
-
265
лизированных
агентств
,
банков
в
валютной
и
финансовой
сфере
трудно
переоценить
.
Положительную
роль
в
расширении
использования
на
-
циональных
валют
для
обеспечения
экономического
сотруд
-
ничества
способно
играть
льготное
государственное
финан
-
сирование
комплектующих
в
национальных
валютах
для
производства
продукции
частными
структурами
в
рамках
специальных
межгосударственных
программ
развития
БРИКС
.
Важное
направление
международных
связей
–
льготное
(
при
поддержке
государства
)
кредитование
иннова
-
ционных
,
наукоемких
проектов
,
социально
–
экономических
программ
защиты
окружающей
среды
,
развития
инфраструк
-
туры
,
транспорта
,
модернизация
производства
,
машино
-
строения
,
энергетики
в
рамках
синдицированных
кредитных
линий
.
Гибкая
межгосударственная
и
межбанковская
под
-
держка
наименее
защищенных
участников
хозяйственных
связей
(
малый
и
средний
бизнес
),
разумное
межгосударст
-
венное
регулирование
рыночных
отношений
,
содействие
реализации
специальных
программ
с
участием
международ
-
ных
банков
создают
условия
формирования
устойчивого
и
эффективного
механизма
обеспечения
сотрудничества
на
-
циональными
валютами
БРИКС
.
Основой
крепких
и
всесторонних
связей
БРИКС
явля
-
ется
экономический
интерес
,
реализация
которого
во
многом
зависит
от
«
политической
воли
».
Правительства
стран
в
на
-
стоящее
время
располагают
реальной
возможностью
повы
-
шения
жизненного
уровня
населения
на
базе
совместной
поддержки
хозяйствующих
субъектов
.
266
3.4.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
В
ИНВЕСТИЦИОННОЙ
СФЕРЕ
Л
.
М
.
Григорьев
,
к
.
э
.
н
.,
Аналитический
центр
при
Правительстве
РФ
А
.
К
.
Морозкина
,
Экономическая
Экспертная
группа
Модернизация
основного
капитала
является
залогом
повышения
конкурентоспособности
компании
и
увеличения
ее
капитализации
.
Для
финансирования
модернизации
ос
-
новного
капитала
необходимы
различные
источники
,
при
этом
для
российских
компаний
до
сих
пор
наиболее
доступ
-
ным
является
собственный
капитал
.
В
2010
г
. 41%
инвести
-
ций
в
основной
капитал
было
осуществлено
за
счет
собст
-
венных
средств
.
Наличие
разнообразных
возможных
источ
-
ников
финансирования
может
способствовать
более
актив
-
ному
обновлению
основных
фондов
.
Возможным
дополни
-
тельным
источником
средств
могут
стать
прямые
иностран
-
ные
инвестиции
.
1.
Текущее
состояние
ПИИ
в
странах
БРИКС
.
В
на
-
стоящее
время
иностранные
инвестиции
в
Россию
приходят
в
основном
в
форме
кредитов
(
торговых
и
прочих
,
доля
ко
-
торых
в
общих
инвестициях
составляет
87%
1
),
поэтому
сле
-
дует
ориентироваться
на
изменение
текущей
структуры
ино
-
странных
инвестиций
в
сторону
увеличения
доли
долгосроч
-
ных
прямых
иностранных
инвестиций
(
в
2010
г
. –
всего
12%
всех
иностранных
инвестиций
2
).
Площадку
БРИКС
можно
использовать
для
реализации
подобной
стратегии
.
В
мире
за
прошедшее
десятилетие
приток
и
отток
прямых
иностранных
инвестиций
в
страны
БРИКС
значительно
вырос
(
приток
–
в
три
раза
,
отток
–
в
20
раз
3
).
Пик
был
достигнут
в
2008
г
.
1
Ежегодный
сборник
«
Инвестиции
в
России
», http://www.gks.ru
2
Там
же
3
«World Investment Report», 2011, http://www.unctad.org
267
(
общий
приток
прямых
иностранных
инвестиций
в
страны
БРИКС
составил
15%
мирового
объема
,
отток
– 8%
мирового
объема
1
).
В
2009
г
.
Объем
инвестиций
незначительно
сокра
-
тился
,
а
затем
последовало
восстановление
предкризисных
уровней
в
2010
г
. (
Приложение
1,
табл
. 11).
Инвестиции
между
странами
БРИКС
остаются
на
низ
-
ком
уровне
,
близком
к
нулю
,
даже
несмотря
на
углубление
сотрудничества
с
2006
г
.
Прямые
иностранные
инвестиции
из
Китая
в
Россию
составляют
всего
1,4%
и
0,8%
2
российско
-
го
притока
и
китайского
оттока
прямых
иностранных
инве
-
стиций
,
из
Индии
в
Россию
даже
меньше
– 0,7%
и
0,5%
3
со
-
ответственно
.
На
настоящий
момент
страны
БРИКС
в
основ
-
ном
инвестируют
в
развитые
страны
(
США
,
ЕС
),
а
также
в
страны
наиболее
близкие
по
географическому
положению
.
Однако
сотрудничество
стран
БРИКС
,
совместное
использо
-
вание
средств
,
технологий
и
знаний
может
дать
более
значи
-
тельные
результаты
.
2.
Цели
инвестирования
между
странами
БРИКС
.
Не
-
обходимо
определение
приоритетных
направлений
инвести
-
рования
.
На
настоящий
момент
основным
направлением
ПИИ
в
страны
БРИКС
является
обрабатывающая
промыш
-
ленность
(45%
ПИИ
в
Китай
, 34%
ПИИ
в
Бразилию
,
только
10%
ПИИ
в
Россию
, 8%
ПИИ
в
Индию
,
Таблица
1),
ино
-
странные
вложения
в
здравоохранение
находятся
на
высоком
уровне
только
в
Индии
(11%
притока
ПИИ
),
в
финансовый
сектор
–
только
в
России
(47%
притока
инвестиций
).
1
«World Investment Report», 2011, http://www.unctad.org
2
Ежегодный
сборник
«
Инвестиции
в
России
», http://www.gks.ru;
база
данных
национального
бюро
статистики
Китая
, http://www.
stats.gov.cn
3
Ежегодный
сборник
«
Инвестиции
в
России
», http://www.gks.ru;
база
данных
indiastat.com
268
Таблица
1
ПИИ
в
страны
БРИК
по
отраслям
, %
к
общему
, 2010
г
.
Индия
Китай
Брази
-
лия
Россия
Здравоохранение
и
социаль
-
ные
услуги
11 0 0 0
Телекоммуникации
8 3 9 2
Строительство
7 2 0 0
Производство
и
снабжение
электроэнергией
,
газом
,
во
-
дой
.
6 2 3 1
Обрабатывающая
промыш
-
ленность
13 45 34 10
Недвижимость
2 23 1 3
Оптовая
и
розничная
торговля
0 7 6 19
Лизинг
и
бизнес
-
услуги
1 7 11 1
Финансовое
посредничество
19 0 10 47
Добывающая
промышлен
-
ность
3 0 2 7
Прочие
28 11 24 10
Источник
:
Нац
.
статистические
данные
.
Расходы
на
НИОКР
в
странах
БРИКС
находятся
на
низком
уровне
относительно
развитых
стран
(
Таблица
2).
В
странах
БРИКС
доля
расходов
на
НИОКР
в
ВВП
находит
-
ся
на
уровне
около
1%,
тогда
как
в
развитых
странах
данная
величина
достигает
2%,
а
часто
и
выше
.
Поэтому
при
выборе
проектов
рабочая
группа
должна
ориентироваться
именно
на
проекты
по
созданию
собственных
высоких
технологий
стран
БРИКС
или
массовое
производство
еще
неиспользо
-
ванных
технологий
.
269
Таблица
2
Ключевые
индикаторы
развития
технологий
для
стран
БРИКС
и
некоторых
развитых
стран
, 2007
Расходы
на
НИОКР
к
ВВП
, %
Занятые
в
НИОКР
, %
населения
Экспорт
вы
-
сокотех
.
прод
., %
от
пром
.
экс
-
порта
Патенты
,
тысяча
БРИКС
Бразилия
1,1
0,1
11,9
22
Китай
1,4 0,1 26,7 245
Индия
0,8 0,0 6,4 29
Россия
1,1 0,4 6,9 39
Южная
Африка
0,9 0,1 5,6 11
memo
Япония
3,4 0,6 18,4 396
Германия
2,5
0,5
14,0
61
Южная
Корея
3,2 0,5 30,5 173
Англия
1,8 0,5 18,9 25
США
2,7 0,5 27,2 456
Источник
:
Мировой
банк
.
Модернизация
российской
экономики
требует
не
толь
-
ко
обновления
основных
фондов
в
существующих
предпри
-
ятиях
,
но
и
создания
принципиально
новых
знания
и
техно
-
логий
.
Поэтому
в
качестве
возможных
направлений
инвести
-
рования
можно
предложить
приоритетные
отрасли
стран
БРИКС
в
соответствии
с
национальными
стратегиями
.
Среди
них
–
научные
и
исследовательские
разработки
(
в
т
.
ч
.
био
-
технологии
,
защита
окружающей
среды
,
ядерные
техноло
-
гии
,
новые
материалы
),
информационные
технологии
(
в
т
.
ч
.
программное
обеспечение
),
высокотехнологичное
производ
-
ство
(
в
т
.
ч
.
авиастроение
,
судостроение
,
ракетно
-
космическая
270
техника
),
образование
(
в
т
.
ч
.
соглашения
о
предоставлении
грантов
,
об
обмене
опытом
высших
учебных
заведений
).
3.
Возможности
стимулирования
инвестиций
между
странами
БРИКС
.
Во
-
первых
,
увеличение
инвестиций
между
странами
БРИКС
возможно
на
основе
проектного
финанси
-
рования
до
создания
и
в
процессе
формирования
банка
,
что
позволит
сохранить
гибкость
взаимодействия
между
страна
-
ми
.
Отличительной
особенностью
проектного
финансирова
-
ния
является
обособленность
проекта
и
соответствующее
предоставление
целевого
финансирования
на
его
реализа
-
цию
.
Распределение
средств
среди
акционеров
проекта
и
возврат
кредита
происходит
исключительно
из
доходов
,
ге
-
нерируемых
самим
проектов
.
В
данном
контексте
проектное
финансирование
будет
состоять
из
следующих
этапов
:
соз
-
дание
рабочей
группы
,
принятие
решения
об
инвестирова
-
нии
,
создание
проектной
компании
,
привлечение
внешних
ин
-
весторов
,
реализация
проекта
.
1.
Рабочие
группы
должна
была
бы
состоять
из
экспер
-
тов
от
всех
стран
БРИКС
,
а
их
основной
задачей
должен
стать
выбор
одного
или
нескольких
проектов
в
приоритет
-
ных
отраслях
каждой
страны
.
2.
Принятие
общего
решения
об
инвестировании
может
приниматься
на
встречах
министров
финансов
стран
БРИКС
.
3.
Проектная
компания
должна
создаваться
отдельно
для
каждого
проекта
,
а
учредителями
должны
выступать
предпочтительно
все
пять
стран
с
разными
долями
.
Основ
-
ными
вопросами
,
возникающими
при
создании
проектной
компании
,
являются
:
распределение
долей
в
ней
,
управление
,
источники
финансирования
,
правовое
регулирование
.
Доли
стран
могут
быть
различными
в
зависимости
от
проекта
,
и
не
должны
ограничиваться
общими
условиями
для
всех
проектов
.
Общей
чертой
стран
БРИКС
является
высокий
уро
-
вень
международных
резервов
,
на
них
приходится
42%
ми
-
ровых
резервов
(62%
резервов
развивающихся
стран
),
имен
-