ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2622
Скачиваний: 1
71
тров
.
Отметим
,
с
данными
оценками
в
своих
интерпретациях
солидаризируется
абсолютное
большинство
экспертного
со
-
общества
КНР
,
где
лишь
изредка
наблюдаются
элементы
«
скептицизма
»
в
отношении
БРИКС
.
1
Официальные
декларации
и
базовые
интересы
Есть
немало
оснований
полагать
,
что
приведенные
об
-
щие
положения
,
в
частности
,
тезис
о
«
приоритетности
БРИКС
»,
имеют
не
случайный
характер
:
и
с
точки
зрения
ба
-
зовых
международных
интересов
КНР
,
и
с
позиций
поведен
-
ческих
постулатов
политики
Китая
на
внешней
арене
формат
БРИКС
весьма
органично
(
если
не
идеально
)
вписывается
в
их
дух
и
даже
«
букву
».
Во
-
первых
,
главные
цели
БРИКС
(
в
том
виде
,
в
каком
они
сформированы
и
зафиксированы
в
документах
по
итогам
саммитов
(«
создание
более
равноправного
мира
», «
развитие
в
условиях
многополярности
»,
продвижение
«
многосторон
-
ней
дипломатии
»
и
т
.
д
.)
2
полностью
созвучны
китайским
представлениям
о
новом
справедливом
,
рациональном
мно
-
гополярном
миропорядке
,
который
де
-
факто
стал
бы
альтер
-
нативой
системе
,
основанной
на
руководстве
Запада
.
БРИКС
может
представляться
своего
рода
«
эффективным
коллек
-
тивным
проводником
», «
катализатором
»
процессов
,
отве
-
чающих
нынешним
и
перспективным
внешнеполитическим
и
1
Сомнения
в
перспективах
БРИКС
в
связи
с
рядом
внутренних
противо
-
речий
между
странами
–
участницами
,
в
частности
, «
Китаем
и
Индией
»,
высказывались
,
например
,
экспертами
Института
АТР
КАОН
в
беседах
с
автором
осенью
2011
г
.
в
Пекине
.
2
См
.
напр
.
ДЕКЛАРАЦИЯ
,
ПРИНЯТАЯ
ПО
ИТОГАМ
САММИТА
БРИКС
(
г
.
Санья
,
о
.
Хайнань
,
Китай
, 14
апреля
2011
года
)
http://www.mid.ru/brics.nsf/WEBsamBric/9AF718AA83D590FAC325787200
22EB1A;
ДЕЛИЙСКАЯ
ДЕКЛАРАЦИЯ
(
принята
по
итогам
IV
саммита
БРИКС
). 29
марта
2012
года
http://www.mid.ru/brics.nsf/WEBsamBric/
1DB82FF3745BA8FE442579D5004778E6
72
внешнеэкономическим
интересам
КНР
.
Кроме
того
,
заметим
,
что
китайские
руководители
называют
БРИКС
«
новой
моде
-
лью
глобального
экономического
сотрудничества
»,
отмеча
-
ют
,
что
каждая
из
стран
-
участниц
«
на
практике
нашла
свой
путь
развития
»,
причем
это
«
является
общим
достоянием
че
-
ловечества
»,
выделяют
«
уважение
и
обмен
опытом
избран
-
ных
путей
и
моделей
развития
»
как
одно
из
важных
направ
-
лений
деятельности
в
БРИКС
.
1
Эксперты
КНР
подчеркивают
при
этом
,
что
все
страны
БРИКС
«
не
являются
государства
-
ми
Запада
».
Иными
словами
,
на
путях
сотрудничества
в
БРИКС
Пекин
вполне
может
усматривать
для
себя
дополни
-
тельные
«
козыри
» –
возможность
усилить
позиции
«
китай
-
ского
пути
»
в
«
споре
»
с
либеральной
«
западной
моделью
»
и
подкрепить
один
из
базовых
тезисов
своей
международной
политики
–
принцип
«
права
на
выбор
»
дороги
развития
.
Во
-
вторых
,
само
становление
взаимодействия
в
БРИКС
оказалось
для
Китая
весьма
«
ко
времени
»,
поскольку
совпало
с
периодом
поиска
более
активного
(
и
оптимального
)
пове
-
денческого
алгоритма
быстро
растущего
Китая
на
внешней
арене
,
а
также
с
попытками
формулирования
адекватного
тому
теоретического
обоснования
.
Действительно
,
ближе
к
концу
2000-
х
гг
.
руководство
КНР
стало
все
чаще
говорить
о
задаче
более
действенного
,
чем
ранее
«
участия
в
междуна
-
родных
делах
»
и
«
освоения
внешнего
пространства
».
Одно
-
временно
в
авторитетных
экспертных
кругах
попытались
«
несколько
по
-
новому
взглянуть
»
на
лежащие
в
основе
ки
-
тайской
политики
и
восходящие
к
древним
стратагемам
по
-
стулаты
(
о
них
упоминалось
выше
) «
отца
китайских
реформ
»
Дэн
Сяопина
»,
которые
трактуются
как
«
диалектический
»
баланс
двух
принципов
–
традиционного
«c
амоограничения
,
сдержанности
» (taoguang yanghui)
и
«
некоторых
стоящих
1
Речь
Председателя
КНР
Ху
Цзиньтао
на
встрече
руководителей
стран
БРИКС
. «
Жэньминь
жибао
»
он
-
лайн
, 17.06.2009. – http://russian.people.
com.cn/31519/6680077.html
73
действий
» (yousuo zuowei).
1
При
этом
проводилась
мысль
,
что
стратегия
1990-
х
,
когда
превалировало
«
самоограни
-
чение
» (
часто
трактуемое
как
призыв
«
не
высовываться
»),
а
«
некоторые
действия
»
носили
тактический
,
подчиненный
характер
,
уже
не
всегда
приносит
должный
эффект
.
Поэтому
,
по
этим
воззрениям
,
приоритет
должен
быть
отдан
«
дейст
-
венной
»
стороне
,
что
не
означает
,
однако
,
утраты
значения
«
самоограничения
»:
оно
проявляется
в
том
,
чтобы
опреде
-
лить
«
важность
вопроса
, «
выбрать
нужный
момент
и
наибо
-
лее
эффективный
способ
действий
в
соответствии
с
собст
-
венными
силами
».
Итоговый
рецепт
новаций
состоит
в
про
-
движении
модели
«
активного
участника
»,
который
«
пред
-
принимает
стоящие
действия
»,
но
которому
по
-
прежнему
следует
соблюдать
«
заветы
Дэна
»,
не
стоит
непременно
«
что
-
либо
возглавлять
»
и
нужно
,
как
и
раньше
,
по
возмож
-
ности
«
не
выпячиваться
».
2
Для
реализации
такой
«
модерни
-
зированной
»
прагматичной
стратегии
–
своего
рода
«
актив
-
ности
из
тени
»,
весьма
«
удобным
»
объективно
выглядит
воз
-
никший
формат
БРИКС
–
структура
взаимодействия
круп
-
ных
и
влиятельных
стран
,
где
продвигаются
сходные
с
Кита
-
ем
интересы
,
а
роль
«
знаменосца
»
не
выглядит
акцентиро
-
ванной
.
Как
абсолютно
откровенно
говорят
китайские
экс
-
перты
,
с
появлением
объединения
стран
с
формирующимися
рынками
,
рост
Китая
становится
«
меньшим
раздражителем
для
остального
мира
».
3
1
Yuan Peng. A Harmonious World and China’s New Diplomacy (Part2)//
Contemporary International Relations, Volume 17 Number 3 May/Jun. 2007. –
Scholarly Journals Of China Institutes Of Contemporary International Rela-
tions. -http://www.cicir.ac.cn/english/ArticleView.aspx?nid=812
2
Yang Wenchang . Diplomatic words of wisdom .China Daily, 2011-10-29,-
http://www.chinadaily.com.cn/cndy/2011-10/29/content_13999455.htm
3
Benefits, not values define BRICS unity. Global Times. 27.03.2012.-
http://www.globaltimes.cn/NEWS/tabid/99/ID/702407/Benefits-not-values-
define-BRICS-unity.aspx
74
Хорошей
иллюстрацией
такого
похода
может
служить
«
детализированная
»
позиция
по
задаче
(
тактической
в
своей
сути
) «
повышения
эффективности
глобального
управления
».
Правительственные
эксперты
КНР
подчеркивают
,
что
речь
здесь
«
идет
не
об
исключении
участия
или
замене
государств
Запада
»,
не
о
«
революционных
переменах
»,
а
о
том
,
что
страны
с
формирующейся
экономикой
(
и
,
прежде
всего
,
их
«
авангард
в
лице
БРИКС
») «
постепенно
реформируют
ста
-
рую
систему
»,
действуя
в
рамках
ее
нынешних
условий
.
При
этом
,
однако
,
вовсе
не
ставится
под
сомнение
,
что
в
итоге
,
через
определенное
,
пусть
и
продолжительное
время
,
эти
страны
«
неизбежно
добьются
большего
голоса
и
влияния
,
будут
обладать
большей
решающей
силой
».
1
Склонность
к
осторожным
,
не
конфронтационным
шагам
в
реформирова
-
нии
глобальных
институтов
видна
и
на
примере
позиции
по
созданию
Банка
развития
БРИКС
:
в
Китае
настоятельно
под
-
черкивают
,
что
он
не
является
альтернативой
МВФ
и
Все
-
мирному
Банку
.
2
Похожий
характер
носит
третий
тезис
.
Формат
БРИКС
с
высокой
долей
проблематики
развивающихся
стран
в
его
складывающейся
повестке
(
диалоги
Север
-
Юг
,
Юг
-
Юг
,
зада
-
ча
«
усилить
голос
развивающих
стран
в
мировых
делах
»
т
.
п
.)
опять
-
таки
хорошо
сочетается
с
основными
направлениями
и
задачами
китайской
политики
,
прежде
всего
с
местом
и
ро
-
лью
,
которые
отводятся
в
ней
этой
группе
государств
.
Не
-
смотря
на
серьезные
экономические
и
другие
достижения
,
1
Хуан
Жэньвэй
.
Цзиньчжуань
гоцзя
цзюэци
юй
цюаньцю
чжили
тиси
(
Статья
вице
-
президента
Шанхайской
акдемии
общественных
наук
«
По
-
дьем
стран
БРИК
и
система
глобального
управления
»)//
Даньдай
шицзе
,
Чжунгун
чжунъян
дуйвай
ляньлуо
бу
,
Бэйцзин
,
март
2011 (
специальный
выпуск
),
с
.27.
2
Данную
точку
зрения
в
связи
с
решениями
саммита
БРИКС
в
Дели
от
-
стаивал
,
в
частности
,
такой
видный
эксперт
,
как
директор
Института
ме
-
ждународных
проблем
МИД
КНР
Цюй
Син
. – http://english.peopledaily.
com.cn/90883/7772873.html
75
Китай
упорно
причисляет
себя
именно
к
развивающимся
странам
.
И
сегодня
КНР
делает
это
не
менее
настойчиво
,
чем
раньше
.
Адресуясь
,
прежде
всего
,
к
зарубежной
аудитории
,
Китай
фокусирует
внимание
на
своей
роли
в
качестве
выра
-
зителя
и
активного
защитника
интересов
развивающихся
стран
,
моста
«
между
развивающимися
и
крупными
страна
-
ми
»,
одновременно
применяет
в
последнее
время
термин
«
ответственное
государство
»
1
.
Объяснения
такой
линии
могут
быть
в
том
,
что
она
,
с
одной
стороны
,
с
учетом
растущей
роли
развивающихся
стран
объективно
способствует
усилению
международных
позиций
КНР
,
с
другой
–
позволяет
добиваться
дополнитель
-
ной
политической
преференции
в
виде
возможности
по
-
прежнему
«
не
высовываться
»
и
избегать
тем
самым
«
излиш
-
ней
международной
ответственности
».
2
1
В
англоязычном
официозе
«
Чайна
дейли
»
осенью
2011
г
.
подчеркива
-
лось
,
что
Китай
еще
долгое
время
будет
являться
«
развивающимся
госу
-
дарством
– http://www.chinadaily.com.cn/cndy/2011-10/29/content_.htm..
Одновременно
в
Белой
книге
"
Мирное
развитие
Китая
",
опубликованной
6
сентября
2011
г
.
правительством
КНР
,
говорилось
,
что
«
в
качестве
от
-
ветственного
члена
международного
сообщества
Китай
соблюдает
меж
-
дународное
право
и
общественные
критерии
международных
отношений
,
а
также
активно
исполняет
свои
международные
обязанности
». –
http://russian.people.com.cn/95181/7692099.html..
При
этом
,
похоже
,
что
в
последние
год
-
два
упор
на
тезис
«
КНР
–
развивающаяся
страна
»
с
точки
зрения
«
внутреннего
потребления
»
стал
не
столь
очевиден
. –
См
. :
Вы
-
ступление
Ян
Цзечи
для
сотрудников
Института
международных
про
-
блем
МИД
КНР
22
августа
2011
г
. – www.ciis.org.cn/english/2011-
08/22content_4425488.htm
2
Эта
тема
была
особенно
популярна
в
официальных
СМИ
КНР
,
напри
-
мер
,
летом
-
осенью
2010
г
.,
когда
за
период
с
июля
по
сентябрь
2010
г
.
ей
было
посвящено
не
менее
5
специальных
редакционных
комментариев
«
Жэньминь
жибао
»,
в
т
.
ч
. «
Не
следует
требовать
от
Китая
нести
еще
большую
международную
ответственность
». – http://russian.people.
com.cn/31521/7146897.html.
При
этом
показательно
мнение
экспертов
австралийского
агентства
новостей
,
которые
отмечают
,
что
Пекин
не
стремится
к
афишированию
глобальной
роли
и
ответственности
и
через
76
Вряд
ли
случайно
,
что
с
появлением
БРИКС
Китай
стал
более
акцентировано
выделять
среди
развивающихся
государств
авторитетную
группу
«
стран
с
формирующимися
экономиками
».
Есть
основания
полагать
,
что
в
опоре
на
формат
БРИКС
Пекину
видятся
новые
(
и
более
действенные
)
инструменты
для
дальнейшего
усиления
своего
влияния
в
развивающемся
мире
.
Последний
же
,
свою
очередь
,
издавна
рассматривался
как
важное
направление
(
и
некий
«
трам
-
плин
»)
в
реализации
системных
внешнеполитических
целей
КНР
,
в
том
числе
в
разного
рода
спорах
(
климат
,
права
чело
-
века
и
т
.
п
.)
со
странами
традиционного
Запада
.
1
БРИКС
«
попытается
укрепить
влияние
развивающихся
стран
,
предпочи
-
тая
оставаться
в
тени
». – Mitch Moxley . China Not Too Keen to Assume
Global Leadership Role? 27 April 2010 – http://australia.to/
index.php?option=com_content&view=article&id=199&Itemid=120
1
Как
подчеркивала
накануне
саммита
в
Санья
Wall Street Journal , «
пра
-
вительство
КНР
всегда
ставило
себя
в
позицию
своего
рода
защитника
развивающегося
мира
,
а
взамен
рассчитывает
,
что
сравнительно
бедные
страны
встанут
рядом
с
Китаем
в
противостоянии
с
развитыми
государ
-
ствами
по
таким
вопросам
как
права
человека
,
климат
».-
http://online.wsj.com/article/SB1000142405274870384190457625641345336
8944.html;
Еще
более
четко
эту
мысль
выделяют
упомянутые
выше
австралийские
наблюдатели
: «
Китайские
руководители
традиционно
рассматривали
развивающиеся
страны
Азии
,
Африки
и
Латинской
Америки
как
важ
-
нейшую
силу
в
международных
делах
,
а
также
как
противовес
американ
-
скому
унилатерализму
(unilateralism)»,
причем
... «
считали
Китай
неотъ
-
емлемой
составной
частью
этой
группы
». ».
Что
касается
БРИКС
,
то
в
опоре
на
этот
формат
Китай
уже
,
по
их
мнению
, «
в
полной
мере
восполь
-
зовался
предоставленной
возможностью
для
усиления
своих
позиций
и
своей
значимости
в
развивающихся
странах
,
а
также
для
сдерживания
влияния
США
и
других
западных
государств
»,
причем
при
этом
в
Пекине
«
предпочитали
уклоняться
от
открытого
лидерства
,
часто
полагаясь
на
соседнюю
Россию
».
Такая
политика
,
считают
эксперты
продолжится
,
и
Китай
«
будет
в
большинстве
случаев
избегать
лидирующей
роли
в
этих
группах
». – http://australia.to/index.php?option=com_content&view=
article&id=199&Itemid=120
77
В
этом
контексте
показательно
,
что
в
Китае
,
с
одной
стороны
,
акцентировано
подчеркивают
значение
БРИКС
как
«
защитника
экономических
и
иных
интересов
»
всех
разви
-
вающихся
стран
,
как
«
моста
сотрудничества
между
Севером
и
Югом
», «
баланса
между
США
и
третьим
миром
»
1
,
с
дру
-
гой
–
напоминают
,
что
«
самой
крупной
развивающейся
стра
-
ной
и
государством
с
поднимающимся
рынком
,
крупней
-
шей
экономической
структурой
»
БРИКС
,
а
,
следовательно
,
надо
понимать
,
ведущей
силой
в
БРИК
,
является
именно
КНР
.
2
Понятно
,
что
активность
КНР
в
развивающемся
мире
,
в
том
числе
странах
с
формирующимися
рынками
,
часто
воспринимается
неоднозначно
–
говорят
и
о
неком
«
новом
колониализме
»,
и
о
стремлении
«
потеснить
любых
конку
-
рентов
в
борьбе
за
ресурсы
».
В
этой
связи
отдельной
строкой
может
быть
прописана
еще
одна
из
заинтересованностей
КНР
БРИКС
–
видение
взаимодействия
в
«
пятерке
»
как
воз
-
можности
урегулирования
тех
или
иных
разногласий
между
КНР
с
одной
стороны
,
и
другими
странами
БРИКС
,
разви
-
вающимся
миром
–
с
другой
.
3
1
Цзинь
Цаньжун
–
профессор
и
заместитель
декана
китайского
Институ
-
та
международных
исследований
университета
Женьминь
–
отметил
,
что
правильное
место
Китая
–
быть
балансом
между
Соединенными
Штата
-
ми
и
развивающимся
миром
,
а
не
групповым
лидером
последнего
». –
http://australia.to/index.php?option=com_content&view=article&id=199&Ite
mid=120
2
См
.
напр
.:
БРИК
:
путь
к
сотрудничеству
и
общему
выигрышу
. «
Жэнь
-
минь
жибао
»
он
-
лайн
, 31.03.2011.-
самой
крупной
http://russian.people.
com.cn/31521/7336372.html; http://russian.people.com.cn/95181/6953964.html
3
Wall Street Journal
писала
о
том
,
что
БРИКС
–
долговременная
цель
Ки
-
тая
,
поэтому
он
заинтересован
в
урегулировании
разногласий
,
остающих
-
ся
между
участниками
структуры
. – http://online.wsj.com/article/
SB10001424052748703841904576256413453368944.html
78
В
комплексе
все
из
обозначенных
ресурсных
возмож
-
ностей
,
связанных
с
БРИКС
(«
справедливая
»
мировая
архи
-
тектура
,
активная
политика
«
без
излишней
ответственности
»,
«
рост
веса
»
в
развивающемся
мире
,
выгоды
от
сотрудниче
-
ства
с
экономиками
других
стран
БРИКС
) –
рассматриваются
китайским
руководством
как
шанс
усилить
позиции
в
диало
-
ге
с
другими
крупными
игроками
,
прежде
всего
с
США
и
За
-
падом
.
При
этом
речь
идет
о
возможностях
повысить
гло
-
бальную
конкурентоспособность
,
в
том
числе
в
поиске
опти
-
мальных
ответов
на
системные
вызовы
для
дальнейшего
подъема
страны
,
связанные
,
частности
,
с
доступом
к
миро
-
вым
энергоресурсам
и
сырью
,
защитой
национальной
валю
-
ты
и
т
.
п
.
Двусторонние
отношения
КНР
со
странами
«
пятерки
»
Четыре
линии
отношений
Китая
с
участниками
«
пятер
-
ки
» –
тема
,
достойная
хотя
бы
краткого
отдельного
упомина
-
ния
,
тем
более
,
что
,
как
отмечено
выше
, «
двусторонние
связи
являются
одной
из
самостоятельных
целей
КНР
в
формате
«
пятерки
».
Повышенное
внимание
Пекина
к
данному
на
-
правлению
видится
не
случайным
:
здесь
хорошо
понимают
значение
крепких
двусторонних
отношений
в
качестве
«
не
-
сущей
конструкции
»
БРИКС
в
целом
,
важность
учета
имею
-
щихся
в
этой
части
проблем
.
Официальный
Пекин
достаточно
высоко
оценивает
от
-
ношения
с
каждой
из
стран
БРИКС
,
отмечая
,
что
во
всех
че
-
тырех
случаях
речь
идет
о
стратегическом
партнерстве
,
ди
-
намичном
развитии
в
последние
годы
торгово
-
экономиче
-
ских
отношений
.
В
контексте
базовых
целей
БРИКС
у
Китая
имеется
заметное
сходство
с
позициями
каждого
из
партне
-
ров
.
Так
,
высокая
степень
совпадения
присутствует
во
взглядах
КНР
и
РФ
.
И
РФ
,
и
Китай
,
развивающие
отношения
«
всеобъемлющего
равноправного
доверительного
партнерст
-
79
ва
и
стратегического
взаимодействия
»
1
,
согласованно
рас
-
сматривают
БРИКС
(
и
свое
взаимодействие
в
этом
формате
)
как
:
-
инструмент
для
общего
усиления
своих
международ
-
ных
позиций
(
в
том
числе
в
диалоге
со
странами
традицион
-
ного
Запада
),
для
стимулирования
строительства
нового
по
-
лицентричного
миропорядка
,
в
котором
и
РФ
и
КНР
рассчи
-
тывают
занять
достойное
,
с
точки
зрения
каждой
из
них
,
ме
-
сто
;
2
-
механизм
формирования
новых
,
более
выгодных
для
КНР
и
РФ
«
правил
игры
»
конкретно
на
глобальном
экономи
-
ческом
поле
;
-
возможность
углубления
и
расширения
двусторонних
и
многосторонних
проектов
с
другими
странами
пятерки
,
в
том
числе
путем
использования
взаимодополняемости
в
сфе
-
ре
экономического
взаимодействия
.
Тема
БРИКС
неизменно
присутствует
в
китайско
-
индийской
повестке
.
О
задаче
дальнейшего
развития
двусто
-
роннего
взаимодействия
в
«
пятерке
»
и
других
важных
фор
-
1
Совместное
заявление
Российской
Федерации
и
Китайской
Народной
Республики
о
дальнейшем
углублении
российско
-
китайских
отношений
всеобъемлющего
равноправного
доверительного
партнерства
и
стратеги
-
ческого
взаимодействия
. 5
июня
2012
года
. http://news.kremlin.ru/
ref_notes/1230.
2
В
Совместном
заявлении
Второго
саммита
БРИК
(2010
г
.)
положение
с
упоминанием
«
многополярного
,
справедливого
и
демократического
ми
-
ропорядка
,
основанного
на
международном
праве
,
равенстве
,
взаимном
уважении
,
сотрудничестве
,
скоординированных
действиях
всех
госу
-
дарств
и
коллективном
принятии
ими
решений
»
сформулировано
осо
-
бенно
четко
.
совпадает
или
во
многом
созвучно
с
пунктами
китайско
-
российских
международных
деклараций
(1997, 2005, 2008.
и
2011
гг
.)
о
«
рациональном
и
справедливом
международном
порядке
XXI
века
»
(2005.),
об
императивах
мировых
перемен
«
на
полицентричной
основе
»
(2011)
и
принципах
«
равноправия
и
взаимной
выгоды
»,
уважения
между
-
народного
права
», «
равенства
..,
взаимодействия
…,
объединения
усилий
всех
стран
» (2008
г
.)
и
т
.
п
.,
что
говорит
о
влиянии
и
результативности
китайско
-
российского
взаимодействия
в
БРИКС
.
80
матах
шла
речь
между
Председателем
КНР
и
Премьер
-
министром
Индии
на
полях
саммита
БРИКС
в
Дели
(
март
21012
г
.).
Обе
страны
,
как
два
крупных
и
находящихся
на
траектории
одновременного
подъема
соседних
государства
,
стремятся
прагматично
расширять
сотрудничество
во
многих
сферах
.
Показателен
результат
в
одной
лишь
области
китай
-
ско
-
индийской
торговли
–
за
2001-2011
гг
.
она
выросла
в
бо
-
лее
чем
20
раз
(
с
3,6
до
73,9
млрд
.
долл
.).
1
Бразилию
китайские
руководители
выделяют
как
одну
из
первых
развивающихся
стран
,
установившую
стратегиче
-
ское
партнерство
с
КНР
(1993
г
.).
По
обоюдным
официаль
-
ным
оценкам
,
стороны
поддерживают
активный
диалог
на
высшем
и
других
уровнях
,
который
ныне
вошел
«
в
новую
фазу
всестороннего
,
ускоренного
и
глубокого
развития
»;
реализуя
два
базовых
документа
– "
План
совместных
дейст
-
вий
"
и
"
Программу
экономического
и
гуманитарного
со
-
трудничества
на
10
лет
",
две
страны
результативно
сотруд
-
ничают
по
двусторонним
и
глобальным
вопросам
.
Брази
-
лия
–
крупнейший
торговый
партнер
Китая
в
Латинской
Америке
и
второй
после
РФ
среди
стран
БРИКС
–
около
80
млрд
.
долл
.
2
Менее
чем
за
полтора
десятилетия
официальных
ди
-
пломатических
отношений
существенно
продвинулись
от
-
ношения
Китая
и
ЮАР
.
В
подписанной
в
августе
2010
г
.
в
ходе
визита
президента
ЮАР
в
КНР
Пекинской
декларации
стороны
объявили
о
начале
этапа
всестороннего
стратегиче
-
ского
партнерства
.
Важность
для
КНР
отношений
с
ЮАР
от
-
разило
и
такое
сравнительно
новое
для
китайского
диплома
-
тического
(
военно
-
дипломатического
)
арсенала
явление
,
как
1
http://profit.ndtv.com/News/Article/india-china-trade-hits-all-time-high-of-
73-9-billion-in-2011-296742?pfrom=home-otherstories
2
Министр
иностранных
дел
Бразилии
подтвердил
важность
укрепления
торгово
-
экономических
отношений
с
Китаем
http://russian.people.com.cn/
31520/7820797.html