Файл: Strategia_Rossii_v_BRIKS_tseli_i_instrumenty.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2561

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

81

«

демонстрация

 

флага

» 

в

 

ходе

 

визита

 

в

 

Дурбан

 

кораблей

 

ВМФ

 

КНР

.

1

 

Китай

 

является

 

крупнейшим

 

торговым

 

партне

-

ром

 

ЮАР

 – 45,4 

млрд

долл

двусторонней

 

торговли

что

 

на

 

76 % 

больше

чем

 

в

 

предыдущем

 

Совпадения

 

и

 

расхождения

 

позиций

,  

возможности

 

их

 

согласования

 

 
 

Как

 

и

 

в

 

случае

 

с

 

Россией

между

 

КНР

 

и

 

остальными

 

участниками

 

БРИКС

 

имеется

 

сходство

 

взглядов

 

по

 

поводу

 

основных

 

целей

 

и

 

направлений

 

сотрудничества

 

в

 «

пятерке

». 

Это

 – 

такие

 

задачи

как

 

построение

  «

более

 

справедливого

» 

полицентричного

 

миропорядка

неприятие

 

политики

 

одно

-

стороннего

 

диктата

сбалансированное

 

развитие

 

мировой

 

экономики

реформа

 

глобального

 

управления

практическое

 

сотрудничество

 

по

 

широкому

 

спектру

 

направлений

 

и

 

даль

-

нейшая

 

институционализация

 

данного

 

формата

 

Однако

 

как

 

в

 

двусторонних

 

отношениях

так

 

и

 

во

 

взглядах

 

на

 

ряд

 

вопросов

 

функционирования

 

БРИКС

 

между

 

КНР

 

и

 

ее

 

партнерами

 

по

 «

пятерке

» 

есть

 

и

 

заметные

 

расхож

-

дения

нерешенные

 

вопросы

а

 

порой

  (

по

 

линии

 

КНР

 – 

Ин

-

дия

и

 

достаточно

 

сложные

 

проблемы

 

С

 

Россией

 

таких

 

вопросов

 

внешне

 

меньше

но

 

и

 

здесь

 

пока

 

не

 

идеален

 

уровень

 

стратегического

 

доверия

 (

партнеры

 

внимательно

 

наблюдают

 

за

 

диалогом

 

друг

 

друга

 

с

 

Западом

еще

 

живы

 

стереотипы

 

противостояния

 1960-1980-

хх

., 

в

 

КНР

 

порой

 

занижается

 

значение

 

России

а

 

в

 

РФ

 

говорят

 

о

 «

китай

-

ской

 

угрозе

»). 

Не

 

все

 

гладко

 

в

 

торгово

-

экономических

 

отно

-

шениях

 

КНР

 

и

 

РФ

 (

неудовлетворительная

 

для

 

России

 

струк

-

тура

 

торговли

низкий

 

уровень

 

инвестиций

 

и

 

т

.

д

.). 

С

 

точки

 

зрения

 

особенностей

 

во

 

взглядах

 

на

 

повестку

 

дня

 

БРИКС

 

очевидно

что

 

для

 

России

скажем

не

 

столь

 

актуальна

 

про

-

                                                 

1

  «

Жэньминь

 

Жибао

», 05.04. 2011. http://russian.people.com.cn/31513/ 

95188/7340279.html 

 

82

блематика

 

развивающихся

 

стран

в

 

продвижении

 

которой

 

заинтересован

 

Китай

 

Одним

 

из

 

спорных

 

моментов

 

китайско

-

бразильских

 

отношений

 

могут

 

служить

 

разногласия

 

по

 

поводу

 «

занижен

-

ной

» 

курсовой

 

стоимости

 

юаня

что

по

 

мнению

 

бразильской

 

стороны

делает

 

ее

 

собственные

 

товары

 

менее

 

конкуренто

-

способными

.

1

 

 

Сложнее

 

китайско

-

индийские

 

разногласия

Их

 

причи

-

ны

 

находятся

 

как

 

в

 

плоскости

 

исторически

 

нерешенных

 

во

-

просов

  (

погранично

-

территориальный

тибетский

), 

так

 

и

 

в

 

сфере

 

современных

 

проблем

прежде

 

всего

 

в

 

конкуренции

 

геополитического

 

характера

которая

 

стала

 

по

-

своему

 

неиз

-

бежной

 

в

 

ходе

 

одновременного

 

подъема

 

двух

 

крупных

 

азиат

-

ских

 

государств

-

соседей

Придерживаясь

 

в

 

целом

 

совмести

-

мых

 

взглядов

 

на

 

необходимость

 

построения

 

глобального

 

по

-

лицентричного

 

миропорядка

стороны

 

явно

 

расходятся

 

в

 

оценках

 

роли

 

каждой

 

из

 

них

 

на

 

региональном

 

уровне

прежде

 

всего

 

в

 

Азии

 

и

 

бассейне

 

Индийского

 

океана

Кроме

 

того

в

 

Дели

 

с

 

подозрительностью

 

следят

 

за

 

развитием

 

связей

 

КНР

 

с

 

главным

 

региональным

 

оппонентом

 

Индии

 – 

Пакистаном

Пекин

в

 

свою

 

очередь

 

озабочен

усилением

 

американо

-

индийского

 

сотрудничества

в

 

котором

 

усматривает

 

планы

 

«

сдерживания

» 

Китая

В

 

экономической

 

сфере

 

Индия

 

недо

-

вольна

 

своим

 

дефицитом

 

в

 

двусторонней

 

торговле

Китай

 – 

отказом

 

Дели

 

предоставить

 

КНР

 

статус

 

страны

 

с

 

рыночной

 

экономикой

Отдельный

 

вопрос

имеющий

 

непосредственное

 

влияние

 

на

 

атмосферу

 

в

 

БРИКС

 – 

это

 

не

 

удовлетворяющая

 

Дели

 

реакция

 

Пекина

 

на

 

давнее

 

желание

 

Индии

 ( 

как

 

и

 

Бра

-

зилии

войти

 

в

 

состав

 

постоянных

 

членов

 

СБ

 

ООН

Позиция

 

Китая

согласно

 

которой

он

 «

с

 

пониманием

 

относится

 

к

 

на

-

мерениям

 

Индии

» (

эта

 

формула

 

находит

 

отражение

 

и

 

в

 «

кон

-

                                                 

1

 OWEN FLETCHER. China Seeks Heft for 'BRICS' , April 13, 2011. – April 13,  

2011. – rhttp://online.wsj.com/article/ 
SB10001424052748703841904576256413453368944.html 


background image

 

83

сенсусных

» 

формулировках

 

саммитов

 

БРИКС

вызывает

 

особое

 «

разочарование

» 

Дели

.  

 

Однако

похоже

что

 

в

 

силу

 

обозначенных

 

выше

 

сис

-

темных

 

целей

 

своей

 

политики

 

и

 

видения

 

той

 

роли

которую

 

в

 

их

 

достижении

 

способен

 

сыграть

 

БРИКС

Китай

 

демонстри

-

рует

 

ощутимый

 

настрой

 

развивать

 

отношения

 

в

 

данном

 

фор

-

мате

осознавая

 

существующие

 

разногласия

 

и

 

продумывая

 

пути

 

их

 

устранения

О

 

необходимости

 

такого

 

подхода

 

влия

-

тельные

 

китайские

 

эксперты

 

говорят

 

применительно

 

к

 

той

 

же

 

Индии

которая

 

в

 

контексте

 

БРИКС

 

должна

по

 

их

 

мне

-

нию

восприниматься

 

прежде

 

всего

 

как

  «

государство

 

с

 

фор

-

мирующимся

 

рынком

имеющее

 

общие

 

с

 

КНР

 

интересы

»,  

и

 

уже

 

лишь

 

потом

 

как

 

страна

 

с

  «

иной

 

общественно

-

политической

 

моделью

».

1

 

Не

 

случайно

разность

 «

избранных

 

путей

 

развития

» 

Китай

 

и

 

в

 

целом

повторим

не

 

склонен

 

счи

-

тать

 

препятствием

 

для

 

сотрудничества

 

Поскольку

как

 

указано

 

в

 

Концепции

 

внешней

 

полити

-

ки

 

России

сотрудничество

 

в

 

БРИКС

 

отвечает

 

ее

 

базовым

 

на

-

циональным

 

интересам

Россия

также

 

как

 

и

 

Китай

 

заинтере

-

сована

 

в

  «

нивелировании

 

расхождений

» 

между

 

странами

 

«

пятерки

». 

Причем

по

-

видимому

речь

 

должна

 

идти

 

не

 

столько

 

о

 

непременном

 

устранении

 

расхождений

  (

зачастую

 

они

 

имеют

 

объективный

 

характер

например

с

 

точки

 

зрения

 

принадлежности

 

стран

 

к

 

разным

 

цивилизациям

), 

сколько

 

о

 

том

чтобы

 

они

 

не

 

служили

 

препятствием

 

к

 

реализации

 

об

-

щих

 

согласованных

 

целей

Для

 

России

 

и

 

Китая

 

вкладом

 

в

 

решение

 

этой

 

задачи

 

могли

 

бы

 

быть

 :  

дальнейшее

 

продвижение

 

российско

-

китайского

 

взаи

-

модействия

 

по

 

повестке

 

дня

формам

 

и

 

направлениям

 

разви

-

тия

 

данного

 

формата

точка

 

зрения

 

двух

 

объективно

 

наибо

-

лее

 

авторитетных

 

членов

 

БРИКС

 

весьма

 

значима

 

для

 

пер

-

спектив

 «

пятерки

»; 

                                                 

1

 http://www.globaltimes.cn/NEWS/tabid/99/ID/702407/Benefits-not-values-

define-BRICS-unity.aspx. 

 

84

сохранение

 

и

 

дальнейшее

 

продвижение

 

структуры

 

трехстороннего

 

взаимодействия

 

«

Россия

-

Индия

-

Китай

» 

(

РИК

), 

задачей

 

которого

помимо

 

региональной

 (

центрально

-

азиатской

 

и

 

пр

.) 

повестки

должно

 

стать

 

укрепление

 

РИК

 

как

 

своего

 

рода

  «

опорного

 

звена

» 

БРИКС

.. 

Не

 

случайно

в

 

ходе

 

пресс

-

конференции

 

министров

 

иностранных

 

дел

 

РФ

Индии

 

и

 

КНР

 

после

 

их

 11-

й

 

трехсторонней

 

встречи

 

была

 

подчерк

-

нута

 

важность

 

взаимодействия

 

стран

 

РИК

 

в

 

других

 

форма

-

тах

в

 

том

 

числе

 

в

 

БРИКС

.

1

 

Уместно

 

заметить

что

 

на

 

воз

-

можности

 «

тройки

» 

в

 

контексте

 

БРИКС

 

обращают

 

внимание

 

и

 

влиятельные

 

китайские

 

эксперты

которые

 

отмечают

что

 

страны

 

РИК

являясь

 

ядром

 «

пятерки

», 

имеют

 

большое

 

влия

-

ние

 

в

 

обсуждении

 

вопросов

 

политики

культуры

безопасно

-

сти

».

2

 

Еще

 

один

 

реальный

 

и

 

потенциальный

 

вклад

 

РИК

 – 

это

 

возможность

 

продолжать

 

способствовать

 

прогрессу

 

и

 

реше

-

нию

 

непростых

 

проблем

 

в

 

китайско

-

индийских

 

отношениях

шаги

 

по

 

формулированию

 

и

 

реализации

 

практических

 

проектов

 (

в

 

экономике

науке

 

и

 

технике

сферах

 

энергетике

инноваций

), 

которые

 

отражали

 

бы

 

реальную

 

конвергенцию

 

интересов

 

стран

-

участниц

 (

и

 

снижали

 

бы

 

значение

 

разногла

-

сий

); 

это

 

сложная

 

задача

что

 

не

 

отменяет

однако

ее

 

акту

-

альности

поскольку

 

иначе

 

БРИКС

 

как

 

структура

 

практиче

-

ского

 

сотрудничества

 

рискует

 

остаться

 

на

 

уровне

 

деклара

-

ций

;  

планомерное

 

развитие

 

в

 «

пятерке

» 

всех

 

линий

 

двусто

-

ронних

 

отношений

в

 

ходе

 

которого

 

на

 

путях

 

конструктивно

-

го

 

диалога

 

поэтапно

 

решались

 

бы

 

спорные

 

вопросы

остаю

-

щиеся

 

между

 

теми

или

 

иными

 

странами

 

БРИКС

.  

                                                 

1

 http://www.globaltimes.cn/NEWS/tabid/99/ID/704810/ China-Russia-India-

look-to-positive-roles-abroad-at-meeting.aspx; http://in.news.yahoo.com/india- 
china-russia-jointly-tackle-global-issues-111848937.html 

2

 

Гуань

 

Гуйхай

Цзинь

 

чжуань

 

гоцзя

 

цзичжи

 

юй

 

чжун

 

э

 

ин

 

дэн

 

гоцзи

 

цзичжи

 

дэ

 

бицзяо

(

Сравнение

 

БРИКС

РИК

 

и

 

других

 

международных

 

ме

-

ханизмов

). // 

Даньдай

 

шицзе

Чжунгун

 

чжунъян

 

дуйвай

 

ляньлуо

 

бу

Бэй

-

цзин

март

 2011 (

специальный

 

выпуск

), 

с

.36. 


background image

 

85

1.4. 

КЛЮЧЕВЫЕ

 

ИНТЕРЕСЫ

  

И

 

ЦЕЛЕВЫЕ

 

ОРИЕНТИРЫ

 

БРАЗИЛИИ

,  

КАК

 

УЧАСТНИЦЫ

 

ФОРМАТА

 

БРИКС

 

  

Б

.

Ф

Мартынов

д

.

и

.

н

., 

Институт

 

Латинской

 

Америки

 

РАН

 

З

.

В

Ивановский

д

.

п

.

н

Институт

 

Латинской

 

Америки

 

РАН

 

Л

.

Н

Симонова

к

.

э

.

н

., 

Институт

 

Латинской

 

Америки

 

РАН

 

Л

.

С

Окунева

д

.

и

.

н

., 

проф

МГИМО

 (

У

МИД

 

РФ

 

 

  

Федеративная

 

Республика

 

Бразилия

 – 

это

 

страна

 

с

 

весьма

 

четко

 

и

 

детально

 

проработанными

 

внешнеполитиче

-

скими

 

интересами

целями

 

и

 

установками

Бразильская

 

ди

-

пломатия

консолидировавшаяся

 

в

 

качестве

 

одного

 

из

 

важ

-

ных

 

системообразующих

 

компонентов

 

государственной

 

вла

-

сти

 

в

 

этой

 

стране

 

уже

 

в

 

конце

 XIX – 

начале

 

ХХ

 

вв

., 

как

 

из

-

вестно

считается

 

одной

 

из

 

наиболее

 

опытных

 

и

 

авторитет

-

ных

 

на

 

южноамериканском

 

политическом

 

пространстве

Интерес

 

к

 

БРИКС

 

в

 

Бразилии

 

проявился

 

еще

 

задолго

 

до

 

того

как

 

эксперты

  «

Голдмэн

 

энд

 

Сакс

» 

дали

  «

путевку

 

в

 

жизнь

» 

этому

 

акрониму

Ряд

 

видных

 

бразильских

 

экспертов

среди

 

которых

 

особо

 

выделялся

 

известный

 

дипломат

исто

-

рик

 

и

 

социолог

 

Элио

 

Жагуариби

в

 

конце

 90-

х

 

гг

., 

на

 

страни

-

цах

 

официального

 

журнала

 

МИД

 

Бразилии

  «

Политика

 

Эш

-

терна

» («

Внешняя

 

политика

») 

предлагали

 

наладить

  «

префе

-

ренциальное

 

сотрудничество

 

стран

-

гигантов

» 

или

  «

стран

-

китов

» (

paises baleias

), 

среди

 

которых

 

упоминались

 

Брази

-

лия

Россия

Индия

 

и

 

Китай

и

 

к

 

которым

по

 

мнению

 

разных

 

авторов

могли

 

бы

 

в

 

будущем

 

добавиться

 

Аргентина

Турция

Мексика

 

и

 

Индонезия

В

 

этом

 

смысле

 

инициативу

 

преферен

-

циального

 

сотрудничества

  «

большой

 

четверки

», 

с

 

которой

 

избранный

 

президент

 

Л

Инасио

 

Лула

 

да

 

Силва

 

выступил

 

в

 

декабре

 2002

г

., 

вполне

 

можно

 

было

 

бы

 

отнести

 

к

 

разряду

 

са

-

мостоятельных

 

стратегических

 

инициатив

 

бразильского

 

МИДа

 (

иначе

 – 

Итамарати

). 

О

 «

неслучайности

» 

этой

 

ини

-

 

86

циативы

 

свидетельствовало

 

и

 

то

что

 

она

 

в

 

своих

 

главных

 

чертах

 

совпадала

 

с

 

мнениями

 

военных

 

экспертов

 

и

 

специа

-

листов

 

в

 

области

 

безопасности

 (

адм

А

 

Видигал

Т

Гедес

 

да

 

Кошта

Э

Луис

 

Сент

-

Пьер

 

и

 

др

.).  

В

 

качестве

 

одного

 

из

 

первых

 

конкретных

 

шагов

 

в

 

деле

 

строительства

 

нового

 

формата

 

следовало

 

также

 

рассматри

-

вать

 

и

 

визит

 

в

 

Бразилиа

 

министра

 

иностранных

 

дел

 

России

 

Е

.

М

Примакова

 

в

 

ноябре

 1998 

года

который

 

ознаменовался

 

подписанием

 

им

 

с

 

бразильскими

 

коллегами

 

документа

 

с

 

красноречивым

 

названием

  «

Декларация

 

о

 

сотрудничестве

 

России

 

и

 

Бразилии

устремленном

 

в

 XXI 

век

». 

Как

 

известно

ранее

 

Е

.

М

Примаков

 

выступил

 

с

 

идеей

 

налаживания

  «

пре

-

ференциального

 

сотрудничества

» 

между

 

Россией

Китаем

 

и

 

Индией

 («

Треугольник

 

Примакова

»). 

Идея

 

такого

 

сотрудни

-

чества

 

с

 

Россией

 

была

 

позитивно

 

встречена

 

в

 

Бразилии

Та

-

ким

 

образом

инициатива

 

БРИКС

 

для

 

Бразилии

 

не

 

была

 

чем

-

то

 

искусственным

 

или

 

предложенным

 

извне

а

 

стала

 

логич

-

ным

 

продолжением

 

внешнеполитической

 

стратегии

 

страны

направленной

 

на

 

усиление

 

ее

 

роли

 

в

 

мировой

 

экономике

 

и

 

политике

 

и

 

обеспечение

 

благоприятных

 

внешних

 

усло

-

вий

 

для

 

продолжения

 «

восходящего

» 

развития

 

Конечная

 

цель

 

этой

 

стратегии

 – 

превращение

 

Бразилии

 

в

 «

великую

 

державу

», 

достаточно

 

зримо

 

прослеживался

 

еще

 

с

 

конца

 

Х

I

Х

 

века

  (

дипломатия

 

барона

 

де

 

Рио

-

Бранко

и

 

вполне

 

может

 

считаться

  «

традиционной

» 

для

 

крупнейшей

 

латиноамериканской

 

страны

Она

 

четко

 

проявляла

 

себя

 

в

 

конце

 40-

х

 

и

 

начале

 50-

х

 

гг

., 

при

 

президенте

 

Жетулио

 

Варга

-

се

затем

 – 

в

 

период

 

так

 

называемой

 «

независимой

 

внешней

 

политики

» 

президентов

 

Ж

Кубичека

Ж

Куадроса

 

и

 

Ж

Гу

-

ларта

 

в

 

начале

 60-

х

 

годов

Ее

 

мощный

 

потенциал

основы

-

вающийся

 

на

 

здоровом

 

национализме

 

бразильцев

экономи

-

ческом

демографическом

 

и

 

природно

-

ресурсном

 

потенциале

 

Бразилии

 

и

наконец

на

 

самих

 

ее

 

физических

 

размерах

  

(5-

е

 

место

 

в

 

мире

 

по

 

территории

), 

сумел

 

в

 

свое

 

время

 

пре

-


background image

 

87

одолеть

 

достаточно

 

короткий

 

период

  «

автоматического

 

рав

-

нения

» 

на

 

США

 (1964 – 67

гг

.).  

Понадобилось

 

всего

 3 

года

чтобы

 

военное

 

правитель

-

ство

 

Бразилии

 

вновь

 

вернулось

 

к

 

проведению

 

самостоятель

-

ной

 

внешней

 

политики

сердцевиной

 

которой

 

стало

 

сотруд

-

ничество

 

с

 

соседними

 

латиноамериканскими

развивающи

-

мися

 

и

 

социалистическими

 

государствами

 («

Политика

 

ответ

-

ственного

 

прагматизма

 

и

 

неавтоматических

 

союзов

», 70-

е

 

годы

). 

В

 

правлении

 

шести

 

бразильских

 

президентов

нахо

-

дившихся

 

у

 

власти

 

за

 

последнюю

 

четверть

 

века

 (

после

 

ухода

 

с

 

политической

 

арены

 

в

 1985 

г

военного

 

режима

правивше

-

го

 

в

 

этой

 

стране

 21 

год

), 

воплотились

 

шесть

 

вариантов

 

мо

-

дернизации

Идя

 

по

 

пути

 

экономического

 

и

 

социального

 

ре

-

формирования

 

и

 

укрепления

 

демократического

 

режима

Бра

-

зилия

 

последовательно

 

продвигались

 

ко

 

все

 

большему

 

вклю

-

чению

 

в

 

свою

 

орбиту

 

парадигмы

 

социальности

как

 

наиболее

 

полному

 

воплощению

 

потребностей

 

развития

 

страны

 

и

 

об

-

щества

Логика

 

эволюции

 

крупнейшей

 

латиноамериканской

 

страны

нерешенность

 

социальных

 

проблем

 – 

бедности

го

-

лода

маргинализации

 

и

 

нараставшее

 

давление

 

мощной

 

левой

 

политической

 

культуры

предопределили

 

собой

 

приход

 

к

 

власти

 

в

 2003 

г

правительства

 

левой

 

Партии

 

трудящихся

 

(

ПТ

во

 

главе

 

с

 

Луисом

 

Инасиу

 

Лулой

 

да

 

Силвой

  (

Лулой

). 

Эта

 

победа

 

Лулы

вкупе

 

с

 

продлением

 

его

 

мандата

 

на

 

сле

-

дующих

 

выборах

 – 2006 

г

и

 

победой

 

на

 

выборах

 

в

 2010 

г

его

 

преемницы

 – 

Д

Руссефф

стали

 

важным

 

поворотным

 

момен

-

том

 

в

 

истории

 

Бразилии

Отныне

 

основой

 

специфической

 

«

бразильской

» 

модели

 

развития

которая

 

уже

 

привлекла

 

к

 

себе

 

внимание

 

лидеров

 

других

 

латиноамериканских

 

госу

-

дарств

стало

 

совмещение

 

экономического

 

либерализма

 

и

 

ши

-

роких

 

социальных

 

программ

Основные

 

черты

 

бразильской

 

модели

 

модернизации

 

это

 – 

стабильность

 (

понимаемая

 

не

 

как

 

консервация

 

достигнутого

а

 

как

 

поступательное

 

и

 

последо

-

вательное

 

развитие

), 

контролируемый

 

рост

демократия

 

и

 

 

88

«

социальная

 

включенность

». 

Эта

 

модель

 

закрепляет

 

и

 

на

 

но

-

вом

 

этапе

 

наращивает

 

уже

 

достигнутое

В

 

Бразилии

 

присутствует

 

понимание

 

того

что

 

построе

-

ние

 

современной

  «

социальной

 

экономики

», 

усиливает

 

пози

-

ции

 

страны

 

в

 

международных

 

отношениях

способствует

 

превращению

 

этой

 

региональной

 

державы

 

в

 

крупного

 

лидера

 

многополярного

 

мира

стремящегося

 

согласовать

 

националь

-

ную

 

идентичность

 

и

 

собственный

 

путь

 

развития

 

с

 

глобаль

-

ными

 

законами

 

эволюции

 

современного

 

мира

.  

Стратегия

направленная

 

на

 

превращение

 

Бразилии

 

в

 

великую

 

державу

 

многократно

 

усилилась

 

в

 

связи

 

с

 

ростом

 

ВВП

 

в

 

период

 2000 – 2012 

гг

. (7-

е

 

место

 

в

 

мире

), 

радикаль

-

ным

 

сокращением

 

бедности

 

и

 

неграмотности

обнаружением

 

и

 

началом

 

освоения

 

крупных

 

запасов

 

нефти

 

на

 

континен

-

тальном

 

шельфе

 

и

 

в

 

прилежащей

 

экономической

 

зоне

В

 

рус

-

ле

 

этой

 

общей

 

стратегии

 

можно

 

выделить

 

три

 

главных

 

звена

латиноамериканское

южноатлантическое

 

и

 

общегло

-

бальное

которое

 

на

 

сегодняшний

 

день

 

концентрируется

в

 

основном

вокруг

 

борьбы

 

за

 

получение

 

статуса

 

посто

-

янного

 

члена

 

в

 

Совбезе

 

ООН

Последнее

 

будет

 

наверняка

 

рассматриваться

 

в

 

Бразилии

 

как

 

формальное

 

завершение

 

процесса

 

ее

 

присоединения

 

к

  «

клубу

 

великих

», 

что

 

в

 

свою

 

очередь

 

будет

 

предполагать

 

многократное

 

усиление

 

ее

 

ре

-

гиональной

 

и

 

глобальной

 

проекции

Сотрудничеству

 

в

 

фор

-

мате

 

БРИКС

 

на

 

всех

 

этих

 

трех

 

направлениях

 

в

 

Бразилии

 

от

-

водится

 

важная

 

роль

 

 

На

 

тему

 

о

 

латиноамериканской

 

политике

 

Бразилии

 

существует

 

масса

 

публикаций

В

 

контексте

 

предложенной

 

темы

 

следует

 

подчеркнуть

пожалуй

лишь

 

одно

как

 «

нови

-

чок

» 

в

 

глобальной

 

политике

Бразилия

 

пока

 

не

 

видит

 

воз

-

можности

 

усиления

 

своего

 

позиционирования

 

без

 

опоры

 

на

 

собственный

 

регион

На

 

обеспечение

 

и

 

закрепление

 

этой

 

опоры

 

были

 

нацелены

 

практически

 

все

 

ее

 

масштабные

  

региональные

 

инициативы

начиная

 

с

 

Амазонского

 

пакта

 


background image

 

89

1978 

г

. (

Меркосур

 – 1991

г

., 

Унасур

 – 2004 

г

., 

Южноамери

-

канский

 

совет

 

обороны

 – 2008 

г

и

 

пр

.)  

Исходя

 

из

 

общих

 

перспектив

 

формата

 

БРИКС

это

 

оз

-

начает

что

 

Итамарати

стремясь

 

к

 

сохранению

 

за

 

Бразилией

 

регионального

 

лидерства

во

-

первых

вряд

 

ли

 

будет

 

прояв

-

лять

 

особый

 «

энтузиазм

» 

в

 

отношении

 

принятия

 

в

 

этот

 

фор

-

мат

 

какого

-

либо

 

другого

 

государства

 

латиноамериканского

 

региона

  (

Аргентина

Мексика

)

1

Во

-

вторых

в

 

связи

 

с

 

этим

 

можно

 

предположить

что

 

в

 

рамках

 

формата

 

БРИКС

 

Брази

-

лия

 

и

 

в

 

долгосрочном

 

плане

 

предпочтет

 

сохранять

 

своей

 

ста

-

тус

  «

страны

-

цивилизации

», 

которая

 

неформально

 

представ

-

ляет

 

весь

 

южноамериканский

 

субконтинент

В

-

третьих

существующая

 

геополитическая

 

и

 

геоэкономическая

 

си

-

туация

 

в

 

Латинской

 

Америке

 

в

 

целом

даже

 

с

 

учетом

 

дек

-

ларированной

 

ориентацию

 

на

 «

бразильскую

 

модель

» 

нового

 

президента

 

Мексики

еще

 

достаточно

 

долгое

 

время

 

будет

 

не

-

сти

 

в

 

себе

 

элемент

 

биполярности

когда

 

в

 

сфере

 

влияния

 

США

 

останутся

 

Мексика

Центральная

 

Америка

 

и

 

Карибы

При

 

этом

 

нельзя

 

будет

 

исключать

 

и

 

временного

 

обострения

 

американо

-

бразильских

 

отношений

Однако

 

все

 

эти

 

три

 

обстоятельства

на

 

наш

 

взгляд

могут

 

послужить

 

не

 

ослабле

-

нию

а

скорее

усилению

 

коллективной

 

глобальной

 

проекции

 

БРИКС

 

 

                                                 

1

 

Отсюда

 

становится

 

более

 

или

 

менее

 

очевидным

что

 

Бразилия

 

не

 

станет

 

в

 

ближайшее

 

время

 

выступать

 

за

 

институционализацию

 

БРИКС

Приня

-

тие

 

ее

 

формального

 

Устава

 

неизбежно

 

должно

 

будет

 

включать

 

в

 

себя

 

формализацию

 

юридических

 

условий

 

для

 

вступления

 

новых

 

членов

Не

-

формальное

 

же

  «

бытие

» 

БРИКС

как

например

и

 

АТЭС

и

  «

Г

-8», 

дает

 

возможность

 «

неформальным

» 

же

 

образом

 

объявлять

 

мораторий

 

на

 

при

-

ем

 

новых

 

членов

Однако

 

при

 

этом

 

Бразилия

 

в

 

полном

 

согласии

 

со

 

своим

 

региональным

 («

цивилизационным

») 

видением

 

БРИКС

готова

 

видеть

 

в

 

нем

 

представителя

 

исламского

 

мира

 (

Турция

Египет

Индонезия

 

или

 

Па

-

кистан

). 

 

90

Что

 

касается

 

южноатлантического

 

направления

то

 

Южная

 

Атлантика

 – 

это

 

тот

 

ареал

где

 

Бразилия

 

всегда

 

стре

-

милась

 

и

 

стремится

 

иметь

 

свое

 «

право

 

голоса

». 

Интерес

 

Бра

-

зилии

 

к

 

сотрудничеству

 

с

 

ЮАР

 

проявился

 

еще

 

в

 70-

е

 

гг

прошлого

 

века

несмотря

 

на

 

наличие

 

в

 

этой

 

стране

 

режима

 

апартеида

 

и

 

довольно

 

низкие

 

объемы

 

взаимного

 

товарообо

-

рота

Тогда

 

военное

 

правительство

 

Бразилии

 

вынашивало

 

идею

 

создания

 

оборонительного

 

союза

 

с

 

ЮАР

 

в

 

целях

 «

раз

-

деления

 

ответственности

» 

за

 

безопасность

 

этого

 

ареала

где

 

усиливалось

 

присутствие

 

кораблей

 

советского

 

ВМФ

 

и

 

через

 

который

 

в

 

Бразилию

 

в

 

те

 

годы

 

поступало

 

до

 90% 

импорти

-

руемой

 

нефти

В

 

качестве

 

несущих

 «

опор

» 

системы

способ

-

ных

 

поддерживать

 

внешнеполитические

 

инициативы

 

Итама

-

рати

бразильскими

 

стратегами

 

рассматривались

 

португало

-

говорящие

 

страны

 

западного

 

побережья

 

Африки

 – 

Ангола

Гвинея

-

Бисау

 

и

 

о

-

ва

 

Зеленого

 

мыса

которые

 

получили

 

неза

-

висимость

 

от

 

Португалии

 

после

 1974 

года

Этой

 

же

 

задаче

 

сегодня

 

во

 

многом

 

призвано

 

служить

 

созданное

 

в

 1996 

г

«

Сообщество

 

стран

говорящих

 

на

 

португальском

 

языке

» 

(

ССПЯ

), 

которое

 

объединяет

 

в

 

настоящее

 

время

 8 

государств

 

Европы

Америки

Африки

 

и

 

Азии

 

 

После

 

англо

-

аргентинской

 

войны

 

в

 

Южной

 

Атлантике

 

(

май

-

июнь

 1982) 

усилиями

 

бразильской

 

дипломатии

при

 

поддержке

 

Аргентины

 

и

 

Уругвая

на

 41-

й

 

сессии

 

Генассамб

-

леи

 

ООН

 

была

 

принята

 

резолюция

 

о

 

превращении

 

Южной

 

Атлантики

 

в

  «

Зону

 

мира

 

и

 

сотрудничества

». 

Единственным

 

государством

выступившим

 «

против

», 

были

 

США

При

 

всей

 

юридической

 

нечеткости

 

понятия

  «

Зона

 

мира

», 

следовало

 

отметить

что

 

она

 

все

 

же

в

 

какой

-

то

 

мере

воспрепятствовала

 

усиленной

 

милитаризации

 

этого

 

ареала

.  

После

 

краха

 

режима

 

апартеида

 

в

 

ЮАР

 

для

 

активизации

 

геополитического

 

сотрудничества

 

между

 

Бразилией

 

и

 

ЮАР

 

практически

 

не

 

осталось

 

преград

В

 90-

е

 

гг

регулярные

 

во

-

енно

-

морские

 

учения

 

ВМФ

 

Бразилии

Аргентины

 

и

 

Уругвая

 

Фратерно

 

Амиго

», «

Нинфа

») 

в

 

Южной

 

Атлантике

 

допол

-