Файл: Калюжный А.С - Организация и содержание воспитания различных категорий военнослужащих. Учебное пособие - 2004.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 424

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

11 
 

 

ной

 

работы

 

с

 

офицерами

обратить

 

внимание

 

на

 

ряд

 

существенных

 

аспектов

 

этой

 

деятельности

Одной

 

из

 

особенностей

 

является

 

проведение

 

воспитательной

 

работы

направленной

 

на

 

сохранение

 

в

 

Вооруженных

 

Силах

 

офицеров

которые

 

со

-

ставляют

 

костяк

 

офицерского

 

корпуса

имеют

 

высокую

 

мотивацию

 

к

 

службе

 

и

 

готовы

 

дальше

 

служить

но

 

в

 

силу

 

обстоятельств

 (

сокращение

увольнение

вынуждены

 

увольняться

Не

 

секрет

что

 

кадровые

 

органы

 

часто

 

проводят

 

сокращение

увольнение

 

в

 

массовом

 

порядке

без

 

разбора

поголовно

выпол

-

няя

 

указания

 

сверху

Часто

 

увольняют

 

не

 

тех

 

офицеров

которых

 

надо

 

уво

-

лить

 

по

 

профессиональной

 

непригодности

немотивированности

 

к

 

службе

 

и

 

другим

 

причинам

а

 

профессионалов

которые

 

чем

-

то

 

не

 

угодили

 

начальству

открыто

 

высказывали

 

свое

 

мнение

выступали

 

против

 

несправедливости

 

и

 

т

.

д

За

 

каждого

 

честного

 

и

 

справедливого

 

офицера

хорошего

 

специалиста

умеющего

 

и

 

желающего

 

работать

 

с

 

людьми

необходимо

 

бороться

поста

-

раться

 

убедить

 

его

 

остаться

 

служить

проявить

 

заботу

 

о

 

нем

Другой

 

особенностью

 

воспитательной

 

работы

 

с

 

офицерами

 

в

 

части

 

яв

-

ляется

 

осуществление

 

дифференцированного

 

подхода

Как

 

уже

 

отмечалось

многие

 

офицерские

 

коллективы

 

в

 

частях

 

неоднородны

в

 

них

 

существуют

 

положительные

 

и

 

негативные

 

тенденции

Указаниями

распоряжениями

при

-

зывами

 

здесь

 

не

 

много

 

достигнешь

Необходим

 

внимательный

 

подход

 

к

 

каж

-

дому

 

офицеру

тщательный

 

учет

 

особенностей

 

профессиональной

 

деятельно

-

сти

 

различных

 

категорий

 

офицеров

  (

командиры

инженеры

воспитатели

офицеры

 

штабов

 

и

 

служб

 

и

 

т

.

д

.). 

Следует

 

определять

 

конкретные

 

цели

 

и

 

за

-

дачи

 

в

 

воспитательной

 

работе

 

с

 

каждой

 

категорией

 

офицеров

Особого

 

вни

-

мания

 

требуют

 

молодые

 

офицеры

которые

 

прибыли

 

в

 

часть

 

после

 

окончания

 

военных

 

образовательных

 

учреждений

Не

 

нужно

 

перегружать

 

их

 

служебны

-

ми

 

обязанностями

работой

 

по

 

принципу

 «

от

 

А

 

до

 

Я

». 

Необходимо

 

дать

 

воз

-

можность

 

пройти

 

этап

 

становления

 

в

 

должности

раскрыть

 

лучшие

 

свои

 

ка

-

чества

 

и

 

способности

Помогут

 

при

 

этом

 

советы

 

опытных

авторитетных

 

офицеров

-

методистов

Многие

 

молодые

 

офицеры

 

назначаются

 

на

 

должности

 

не

 

по

 

прямому

 

предназначению

 (

например

командиру

 

взвода

 

предлагают

 

должность

 

замес

-

тителя

 

командира

 

по

 

воспитательной

 

работе

). 

Им

 

нужно

 

оказать

 

всесторон

-

нюю

 

помощь

 

и

 

поддержку

 

на

 

новой

 

должности

терпимо

 

относиться

 

к

 

их

 

ошибкам

 

и

 

неудачам

 (

они

 

неизбежны

); 

чутко

 

реагировать

 

на

 

их

 

запросы

на

-

строения

желания

В

 

этих

 

целях

 

проводятся

 

дни

 

молодых

 

офицеров

Необ

-

ходимо

 

стимулировать

 

и

 

поощрять

 

молодых

 

офицеров

 

даже

 

за

 

небольшие

 

успехи

объективно

беспристрастно

 

оценивать

 

результаты

 

их

 

деятельности

Нельзя

 

различного

 

рода

 

совещания

собрания

 

офицеров

 

превращать

 

в

 

место

 

для

 «

разгона

».  


background image

12 
 

 

Требовательность

 

должна

 

быть

 

обоснованной

справедливой

целесо

-

образной

принципиальной

 

и

 

сочетаться

 

с

 

уважением

 

личного

 

достоинства

 

подчиненного

Необходимо

 

возобновить

 

такую

 

форму

 

работы

 

с

 

офицерами

как

 

офицерское

 

собрание

 

с

 

его

 

традициями

 

и

 

системой

 

воспитательной

 

рабо

-

ты

 

с

 

офицерами

Важной

 

целью

 

воспитательной

 

работы

 

с

 

офицерами

 

в

 

части

 

является

 

создание

 

и

 

поддержание

 

в

 

офицерских

 

коллективах

 

такого

 

морально

-

психологического

 

климата

когда

 

в

 

центре

 

внимания

 

будет

 

каждый

 

офицер

молодой

 

и

 

прослуживший

 

уже

 

много

 

лет

начинающий

 

службу

 

и

 

опытный

 

методист

мастер

 

обучения

воспитания

офицер

 

холостой

 

и

 

офицер

-

семьянин

Главное

 – 

это

 

создать

 

обстановку

 

доверия

уважительности

 

друг

 

к

 

другу

сохранить

 

и

 

приумножить

 

лучшие

 

традиции

 

офицерского

 

корпуса

Успех

 

воспитательной

 

работы

 

с

 

офицерами

 

зависит

 

от

 

многих

 

усло

-

вий

к

 

основным

 

из

 

которых

 

относятся

 

следующие

личная

 

примерность

 

ко

-

мандира

 

подразделения

 

и

 

его

 

заместителя

 

по

 

воспитательной

 

работе

 

в

 

вы

-

полнении

 

офицерского

 

долга

требовательность

 

и

 

уважительность

 

к

 

подчи

-

ненным

 

офицерам

простота

 

и

 

доступность

скромность

 

и

 

честность

прояв

-

ление

 

постоянной

 

заботы

 

о

 

своих

 

подчиненных

глубокого

 

интереса

 

к

 

каж

-

дому

 

офицеру

оказание

 

помощи

 

в

 

становлении

 

и

 

профессиональном

 

росте

объективная

 

оценка

 

профессиональной

 

деятельности

 

каждого

 

офицера

 

и

 

стимулирование

 

его

 

развития

тщательное

 

планирование

 

и

   

подготовка

 

каж

-

дого

 

вида

 

деятельности

занятия

совещания

беседы

 

и

 

т

.

д

.; 

систематический

 

анализ

 

и

 

оценка

 

результатов

 

деятельности

оперативное

 

изучение

 

трудностей

запросов

настроений

оказание

 

действенной

 

помощи

преданность

 

офицер

-

скому

 

корпусу

верность

 

офицерскому

 

долгу

 

и

 

др

 

 
 

ОСОБЕННОСТИ

  

ВОСПИТАНИЯ

  

ПРАПОРЩИКОВ

  (

МИЧМАНОВ

 

В

 

Вооруженных

 

Силах

 

нашего

 

государства

 

более

 30 

лет

 

существует

 

институт

 

прапорщиков

 

и

 

мичманов

который

 

был

 

введен

 1 

января

 1972 

года

 

Указом

 

Президиума

 

Верховного

 

Совета

 

СССР

Слово

 «

прапорщик

» 

происхо

-

дит

 

от

 

старославянского

 «

прапор

», 

что

 

означает

 

стяг

знамя

Прапорщиками

 

в

 

русской

 

армии

 

именовались

 

знаменосцы

В

 1712 

году

 

был

 

введен

 

младший

 

офицерский

 

чин

 

прапорщика

который

 

просуществовал

 

до

 1917 

года

Слово

 

«

мичман

» 

пришло

 

из

 

английского

 

языка

 

и

 

означало

 

средний

 

корабельный

 

чин

В

 

российском

 

военно

-

морском

 

флоте

 

чин

 

был

 

введен

 

в

 1716 

году

 

как

 

унтер

-

офицерский

С

 1732 

по

 1917 

год

 

он

 

соответствовал

 

чину

 

поручика

 

в

 


background image

13 
 

 

армии

Сегодня

 

не

 

представить

 

нашу

 

армию

 

и

 

флот

 

без

 

этого

 

многочисленно

-

го

 

отряда

 

квалифицированных

 

командных

технических

 

и

 

административно

-

хозяйственных

 

кадров

За

 

последние

 

годы

 

коренным

 

образом

 

изменились

 

методы

 

и

 

способы

 

вооруженной

 

борьбы

а

 

значит

усложнилось

 

обучение

 

и

 

воспитание

 

военно

-

служащих

Все

 

это

 

вызывает

 

необходимость

 

иметь

 

в

 

подразделениях

 

таких

 

ближайших

 

помощников

 

офицера

которые

 

отличались

 

бы

 

более

 

основатель

-

ной

 

общеобразовательной

специальной

 

и

 

методической

 

подготовкой

хоро

-

шо

 

знали

 

современную

 

технику

ощущали

 

бы

 

внутреннюю

 

потребность

 

на

 

долгие

 

годы

 

посвятить

 

себя

 

воинской

 

службе

 

и

 

были

 

способны

 

самоотвер

-

женно

 

нести

 

ее

 

в

 

любых

 

условиях

при

 

всяких

 

обстоятельствах

Основные

 

задачи

 

воспитательной

 

работы

 

с

 

прапорщиками

 

и

 

мичмана

-

ми

 

определены

 

в

 

Концепции

 

воспитания

 

военнослужащих

 

Вооруженных

 

Сил

 

Российской

 

Федерации

 2004 

года

В

 

ходе

 

их

 

решения

 

командирам

 

и

 

их

 

за

-

местителям

 

по

 

воспитательной

 

работе

 

необходимо

 

наращивать

 

усилия

 

по

 

дальнейшему

 

отбору

 

и

 

аттестованию

 

в

 

прапорщики

  (

мичманы

достойных

 

людей

назначению

 

их

 

на

 

должности

вести

 

разъяснительную

 

работу

 

о

 

том

какие

 

требования

 

предъявляются

 

к

 

лицам

которые

 

могут

 

быть

 

приняты

 

на

 

службу

 

в

 

качестве

 

прапорщиков

Кандидаты

 

должны

 

соответствовать

 

требо

-

ваниям

: - 

по

 

общеобразовательному

 

цензу

уровню

 

профессиональной

 

подго

-

товки

морально

-

психологическим

 

качествам

выполнению

 

нормативов

 

по

 

физической

 

подготовке

Кроме

 

того

кандидаты

 

проходят

 

медицинское

 

освидетельствование

военнослужащие

 – 

углубленное

 

медицинское

 

обследование

а

 

при

 

необходи

-

мости

 – 

военно

-

врачебную

 

комиссию

граждане

призывающиеся

 

из

 

запаса

проходят

 

Военно

-

врачебную

 

комиссию

 

при

 

областных

 

и

 

им

 

равных

 

военных

 

комиссариатах

Очень

 

важным

 

воспитательным

 

моментом

 

является

 

аттестование

 

пра

-

порщиков

 

и

 

мичманов

которое

 

проводится

 

не

 

реже

 

одного

 

раза

 

в

 

пять

 

лет

 

их

 

прямыми

 

начальниками

В

 

выводе

 

по

 

аттестации

 

указывается

соответствует

 

ли

 

аттестуемый

 

занимаемой

 

должности

после

 

чего

 

излагается

 

мнение

 

о

 

его

 

дальнейшем

наиболее

 

целесообразном

 

служебном

 

использовании

В

 

атте

-

стации

 

с

 

выводом

 

об

 

увольнении

 

прапорщика

 

или

 

мичмана

 

в

 

запас

 

записы

-

ваются

 

номер

 

и

 

наименование

 

военно

-

учетной

 

специальности

по

 

которой

 

он

 

подлежит

 

воинскому

 

учету

 

в

 

запасе

 

Вооруженных

 

Сил

Аттестационные

 

ко

-

миссии

 

воинских

 

частей

 

обязаны

 

установить

 

соответствие

 

аттестации

 

дейст

-

вительным

 

морально

-

деловым

 

качествам

 

прапорщика

мичмана

 

и

 

дать

 

свои

 

заключения

Аттестации

 

с

 

выводом

 

о

 

целесообразности

 

увольнения

 

со

 

служ

-

бы

о

 

несоответствии

 

занимаемой

 

должности

 

или

 

о

 

наличии

 

у

 

аттестуемого

 


background image

14 
 

 

существенных

 

недостатков

 

должны

 

рассматриваться

 

с

 

вызовом

 

его

 

на

 

засе

-

дание

 

комиссии

В

 

многообразной

 

работе

 

по

 

воспитанию

 

прапорщиков

  (

мичманов

в

 

духе

 

сознательной

 

дисциплины

 

особое

 

место

 

занимает

 

разъяснение

 

воинских

 

уставов

Опыт

 

показывает

что

 

решающее

 

значение

 

имеет

 

личный

 

пример

 

офицеров

Армейская

 

и

 

флотская

 

жизнь

 

на

 

каждом

 

шагу

 

подтверждает

что

 

если

 

командир

 (

начальник

дисциплинирован

проявляет

 

старание

 

в

 

службе

то

 

и

 

подчиненные

 

ему

 

прапорщики

 

зачастую

 

ведут

 

себя

 

в

 

соответствии

 

с

 

по

-

ведением

 

начальника

 

и

 

подражают

 

ему

Одним

 

из

 

путей

 

воздействия

 

на

 

сознание

 

и

 

чувства

 

прапорщиков

 

явля

-

ется

 

индивидуальная

 

работа

Важным

 

условием

 

успеха

 

в

 

индивидуальной

 

работе

 

офицеров

 

является

 

знание

 

ими

 

индивидуальных

 

особенностей

 

подчи

-

ненных

 

прапорщиков

их

 

семейного

 

положения

профессиональных

 

способ

-

ностей

 

и

 

наклонностей

Только

 

повседневная

 

кропотливая

 

работа

порой

 

с

 

ведением

 

педагогического

 

дневника

поможет

 

правильно

 

установить

 

нор

-

мальные

 

служебные

 

отношения

 

с

 

каждым

 

из

 

них

В

 

ходе

 

нее

 

используется

 

индивидуальная

 

помощь

 

в

 

качестве

 

формы

 

воспитательной

 

работы

которая

 

представляет

 

собой

 

оказание

 

содействия

 

прапорщику

 

в

 

решении

 

проблем

возникающих

 

в

 

процессе

 

выполнения

 

им

 

задач

 

военной

 

службы

 

или

 

в

 

личной

 

жизни

Оказывая

 

индивидуальную

 

помощь

командир

 

помогает

 

подчиненно

-

му

 

преодолеть

 

возникающие

 

трудности

что

 

способствует

 

формированию

 

у

 

прапорщиков

 

более

 

доверительного

 

отношения

 

к

 

нему

мобилизует

 

их

 

на

 

добросовестную

 

службу

Анализ

 

педагогической

 

практики

 

показывает

что

 

наиболее

 

характер

-

ной

 

формой

 

воспитательной

 

работы

 

является

 

индивидуальная

 

беседа

пред

-

ставляющая

 

собой

 

диалог

 

офицера

 

и

 

прапорщика

в

 

ходе

 

которого

 

происхо

-

дит

 

обмен

 

мнениями

оценочными

 

суждениями

 

и

 

другой

 

информацией

Эф

-

фективность

 

беседы

 

зависит

 

от

 

предварительной

 

подготовки

 

воспитателя

 

к

 

ее

 

проведению

актуальности

 

темы

уровня

 

педагогического

 

мастерства

 

офице

-

ра

-

воспитателя

В

 

педагогической

 

практике

 

заместителя

 

командира

 

подразделения

 

по

 

воспитательной

 

работе

 

укрепилась

 

и

 

такая

 

форма

как

 

личное

 

общение

 

с

 

чле

-

нами

 

семей

 

прапорщиков

В

 

его

 

процессе

 

офицер

 

лучше

 

узнает

 

индивиду

-

альные

 

особенности

 

прапорщика

 

и

 

может

 

использовать

 

это

 

для

 

создания

 

доброжелательных

 

отношений

 

в

 

коллективе

Характер

 

службы

 

прапорщиков

 (

мичманов

предъявляет

 

высокие

 

тре

-

бования

 

к

 

их

 

профессиональной

 

подготовке

Теоретические

 

знания

 

и

 

некото

-

рые

 

навыки

 

в

 

работе

 

с

 

людьми

 

они

 

получают

 

в

 

школах

 

прапорщиков

 

и

 

мич

-

манов

Качества

 

же

 

командира

 

и

 

воспитателя

 

у

 

многих

 

из

 

них

 

формируются

 

и

 

развиваются

 

в

 

ходе

 

исполнения

 

должностных

 

обязанностей

Первый

 

пери

-


background image

15 
 

 

од

 

службы

 

наиболее

 

трудный

Успешному

 

освоению

 

своих

 

обязанностей

 

прапорщикам

 

и

 

мичманам

 

помогают

 

проводимые

 

в

 

системе

 

командирской

 

подготовки

 

показные

 

и

 

инструкторско

-

методические

 

занятия

занятия

 

по

 

во

-

енной

 

педагогике

 

и

 

психологии

 

и

 

другие

В

 

целях

 

самообразования

 

и

 

самовоспитания

 

в

 

условиях

 

части

 

прапор

-

щики

 

и

 

мичманы

 

могут

 

прибегнуть

 

к

 

индивидуальным

 

консультациям

инст

-

руктажам

помощи

 

непосредственных

 

начальников

старших

 

офицеров

Опыт

 

показывает

что

 

решающим

 

условием

 

успешной

 

воспитательной

 

деятельности

 

данной

 

категории

 

военнослужащих

 

является

 

воспитание

 

их

 

самих

Командиры

 

должны

 

своевременно

 

посоветовать

 

подчиненным

 

пра

-

порщикам

 

и

 

мичманам

 

начать

 

воспитательную

 

работу

 

в

 

подразделении

 

с

 

са

-

мих

 

себя

так

 

как

 

личный

 

состав

 

желает

 

видеть

 

в

 

своем

 

командире

 

человека

обладающего

 

высокими

 

нравственными

военно

-

профессиональными

орга

-

низаторскими

 

и

 

военно

-

педагогическими

 

качествами

Успех

 

в

 

воспитательной

 

работе

 

прапорщиков

 

и

 

мичманов

 

обеспечива

-

ется

 

за

 

счет

 

глубокого

 

изучения

 

научной

военно

-

специальной

военно

-

мемуарной

 

и

 

художественной

 

литературы

различных

 

документов

 

государст

-

ва

Министерства

 

обороны

Знание

 

научной

 

теории

политики

 

нашего

 

госу

-

дарства

 

помогает

 

прапорщикам

 

и

 

мичманам

 

лучше

 

ориентироваться

 

в

 

окру

-

жающей

 

действительности

осмысливать

 

современные

 

проблемы

 

войны

 

и

 

мира

защиты

 

Отечества

правильно

 

понимать

 

свое

 

место

роль

 

и

 

задачи

 

в

 

обучении

 

и

 

воспитании

 

подчиненных

в

 

укреплении

 

боевой

 

готовности

 

под

-

разделения

части

корабля

Для

 

решения

 

этих

 

проблем

 

командиры

  (

началь

-

ники

ставят

 

задачи

 

прапорщикам

 

на

 

самовоспитание

 

и

 

самообразование

.  

Современный

 

этап

 

развития

 

нашего

 

общества

его

 

Вооруженных

 

Сил

 

требует

 

от

 

военных

 

кадров

 

неустанно

 

овладевать

 

военным

 

делом

Каждый

 

прапорщик

 

и

 

мичман

 

должен

 

стремиться

 

стать

 

мастером

 

боевой

 

квалифика

-

ции

в

 

совершенстве

 

владеть

 

оружием

 

и

 

боевой

 

техникой

Отличное

 

знание

 

вооружения

 

и

 

техники

мастерское

 

владение

 

ими

 

укрепляют

 

авторитет

 

пра

-

порщиков

 (

мичманов

), 

воспитывают

 

у

 

подчиненных

 

уважение

 

к

 

ним

оказы

-

вают

 

благотворное

 

влияние

 

на

 

всю

 

учебно

-

воспитательную

 

работу

Анализ

 

взаимоотношений

 

прапорщиков

 

и

 

военнослужащих

 

срочной

 

службы

 

показы

-

вает

что

 

в

 

частях

  (

подразделениях

), 

где

 

командиры

 

заботятся

 

о

 

профессио

-

нальном

 

росте

 

ближайших

 

помощников

 

офицеров

меньше

 

происходит

 

кон

-

фликтов

 

между

 

этими

 

двумя

 

категориями

 

и

 

существенно

 

снижается

 

уровень

 

неуставных

 

взаимоотношений

 

между

 

ними

Трудно

 

обучать

 

и

 

воспитывать

 

подчиненных

не

 

обладая

 

организатор

-

скими

 

способностями

Поэтому

 

командирам

 

необходимо

 

проводить

 

различ

-

ные

 

воспитательные

 

мероприятия

 

по

 

развитию

 

у

 

прапорщиков

 

этих

 

качеств

чтобы

 

они

 

могли

 

тщательно

 

продумывать

 

и

 

планово

 

строить

 

всю

 

учебно

-