Файл: Калюжный А.С - Организация и содержание воспитания различных категорий военнослужащих. Учебное пособие - 2004.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 424
Скачиваний: 1
11
ной
работы
с
офицерами
,
обратить
внимание
на
ряд
существенных
аспектов
этой
деятельности
.
Одной
из
особенностей
является
проведение
воспитательной
работы
,
направленной
на
сохранение
в
Вооруженных
Силах
офицеров
,
которые
со
-
ставляют
костяк
офицерского
корпуса
,
имеют
высокую
мотивацию
к
службе
и
готовы
дальше
служить
,
но
в
силу
обстоятельств
(
сокращение
,
увольнение
)
вынуждены
увольняться
.
Не
секрет
,
что
кадровые
органы
часто
проводят
сокращение
,
увольнение
в
массовом
порядке
,
без
разбора
,
поголовно
,
выпол
-
няя
указания
сверху
.
Часто
увольняют
не
тех
офицеров
,
которых
надо
уво
-
лить
по
профессиональной
непригодности
,
немотивированности
к
службе
и
другим
причинам
,
а
профессионалов
,
которые
чем
-
то
не
угодили
начальству
,
открыто
высказывали
свое
мнение
,
выступали
против
несправедливости
и
т
.
д
.
За
каждого
честного
и
справедливого
офицера
,
хорошего
специалиста
,
умеющего
и
желающего
работать
с
людьми
,
необходимо
бороться
,
поста
-
раться
убедить
его
остаться
служить
,
проявить
заботу
о
нем
.
Другой
особенностью
воспитательной
работы
с
офицерами
в
части
яв
-
ляется
осуществление
дифференцированного
подхода
.
Как
уже
отмечалось
,
многие
офицерские
коллективы
в
частях
неоднородны
,
в
них
существуют
положительные
и
негативные
тенденции
.
Указаниями
,
распоряжениями
,
при
-
зывами
здесь
не
много
достигнешь
.
Необходим
внимательный
подход
к
каж
-
дому
офицеру
,
тщательный
учет
особенностей
профессиональной
деятельно
-
сти
различных
категорий
офицеров
(
командиры
,
инженеры
,
воспитатели
,
офицеры
штабов
и
служб
и
т
.
д
.).
Следует
определять
конкретные
цели
и
за
-
дачи
в
воспитательной
работе
с
каждой
категорией
офицеров
.
Особого
вни
-
мания
требуют
молодые
офицеры
,
которые
прибыли
в
часть
после
окончания
военных
образовательных
учреждений
.
Не
нужно
перегружать
их
служебны
-
ми
обязанностями
,
работой
по
принципу
«
от
А
до
Я
».
Необходимо
дать
воз
-
можность
пройти
этап
становления
в
должности
,
раскрыть
лучшие
свои
ка
-
чества
и
способности
.
Помогут
при
этом
советы
опытных
,
авторитетных
офицеров
-
методистов
.
Многие
молодые
офицеры
назначаются
на
должности
не
по
прямому
предназначению
(
например
:
командиру
взвода
предлагают
должность
замес
-
тителя
командира
по
воспитательной
работе
).
Им
нужно
оказать
всесторон
-
нюю
помощь
и
поддержку
на
новой
должности
;
терпимо
относиться
к
их
ошибкам
и
неудачам
(
они
неизбежны
);
чутко
реагировать
на
их
запросы
,
на
-
строения
,
желания
.
В
этих
целях
проводятся
дни
молодых
офицеров
.
Необ
-
ходимо
стимулировать
и
поощрять
молодых
офицеров
даже
за
небольшие
успехи
,
объективно
,
беспристрастно
оценивать
результаты
их
деятельности
.
Нельзя
различного
рода
совещания
,
собрания
офицеров
превращать
в
место
для
«
разгона
».
12
Требовательность
должна
быть
обоснованной
,
справедливой
,
целесо
-
образной
,
принципиальной
и
сочетаться
с
уважением
личного
достоинства
подчиненного
.
Необходимо
возобновить
такую
форму
работы
с
офицерами
,
как
офицерское
собрание
с
его
традициями
и
системой
воспитательной
рабо
-
ты
с
офицерами
.
Важной
целью
воспитательной
работы
с
офицерами
в
части
является
создание
и
поддержание
в
офицерских
коллективах
такого
морально
-
психологического
климата
,
когда
в
центре
внимания
будет
каждый
офицер
:
молодой
и
прослуживший
уже
много
лет
,
начинающий
службу
и
опытный
методист
,
мастер
обучения
,
воспитания
,
офицер
холостой
и
офицер
-
семьянин
.
Главное
–
это
создать
обстановку
доверия
,
уважительности
друг
к
другу
,
сохранить
и
приумножить
лучшие
традиции
офицерского
корпуса
.
Успех
воспитательной
работы
с
офицерами
зависит
от
многих
усло
-
вий
,
к
основным
из
которых
относятся
следующие
:
личная
примерность
ко
-
мандира
подразделения
и
его
заместителя
по
воспитательной
работе
в
вы
-
полнении
офицерского
долга
,
требовательность
и
уважительность
к
подчи
-
ненным
офицерам
,
простота
и
доступность
,
скромность
и
честность
,
прояв
-
ление
постоянной
заботы
о
своих
подчиненных
,
глубокого
интереса
к
каж
-
дому
офицеру
;
оказание
помощи
в
становлении
и
профессиональном
росте
;
объективная
оценка
профессиональной
деятельности
каждого
офицера
и
стимулирование
его
развития
;
тщательное
планирование
и
подготовка
каж
-
дого
вида
деятельности
,
занятия
,
совещания
,
беседы
и
т
.
д
.;
систематический
анализ
и
оценка
результатов
деятельности
,
оперативное
изучение
трудностей
,
запросов
,
настроений
,
оказание
действенной
помощи
;
преданность
офицер
-
скому
корпусу
,
верность
офицерскому
долгу
и
др
.
ОСОБЕННОСТИ
ВОСПИТАНИЯ
ПРАПОРЩИКОВ
(
МИЧМАНОВ
)
В
Вооруженных
Силах
нашего
государства
более
30
лет
существует
институт
прапорщиков
и
мичманов
,
который
был
введен
1
января
1972
года
Указом
Президиума
Верховного
Совета
СССР
.
Слово
«
прапорщик
»
происхо
-
дит
от
старославянского
«
прапор
»,
что
означает
стяг
,
знамя
.
Прапорщиками
в
русской
армии
именовались
знаменосцы
.
В
1712
году
был
введен
младший
офицерский
чин
прапорщика
,
который
просуществовал
до
1917
года
.
Слово
«
мичман
»
пришло
из
английского
языка
и
означало
средний
корабельный
чин
.
В
российском
военно
-
морском
флоте
чин
был
введен
в
1716
году
как
унтер
-
офицерский
.
С
1732
по
1917
год
он
соответствовал
чину
поручика
в
13
армии
.
Сегодня
не
представить
нашу
армию
и
флот
без
этого
многочисленно
-
го
отряда
квалифицированных
командных
,
технических
и
административно
-
хозяйственных
кадров
.
За
последние
годы
коренным
образом
изменились
методы
и
способы
вооруженной
борьбы
,
а
значит
,
усложнилось
обучение
и
воспитание
военно
-
служащих
.
Все
это
вызывает
необходимость
иметь
в
подразделениях
таких
ближайших
помощников
офицера
,
которые
отличались
бы
более
основатель
-
ной
общеобразовательной
,
специальной
и
методической
подготовкой
,
хоро
-
шо
знали
современную
технику
,
ощущали
бы
внутреннюю
потребность
на
долгие
годы
посвятить
себя
воинской
службе
и
были
способны
самоотвер
-
женно
нести
ее
в
любых
условиях
,
при
всяких
обстоятельствах
.
Основные
задачи
воспитательной
работы
с
прапорщиками
и
мичмана
-
ми
определены
в
Концепции
воспитания
военнослужащих
Вооруженных
Сил
Российской
Федерации
2004
года
.
В
ходе
их
решения
командирам
и
их
за
-
местителям
по
воспитательной
работе
необходимо
наращивать
усилия
по
дальнейшему
отбору
и
аттестованию
в
прапорщики
(
мичманы
)
достойных
людей
,
назначению
их
на
должности
;
вести
разъяснительную
работу
о
том
,
какие
требования
предъявляются
к
лицам
,
которые
могут
быть
приняты
на
службу
в
качестве
прапорщиков
.
Кандидаты
должны
соответствовать
требо
-
ваниям
: -
по
общеобразовательному
цензу
;
уровню
профессиональной
подго
-
товки
;
морально
-
психологическим
качествам
;
выполнению
нормативов
по
физической
подготовке
.
Кроме
того
,
кандидаты
проходят
медицинское
освидетельствование
:
военнослужащие
–
углубленное
медицинское
обследование
,
а
при
необходи
-
мости
–
военно
-
врачебную
комиссию
;
граждане
,
призывающиеся
из
запаса
,
проходят
Военно
-
врачебную
комиссию
при
областных
и
им
равных
военных
комиссариатах
.
Очень
важным
воспитательным
моментом
является
аттестование
пра
-
порщиков
и
мичманов
,
которое
проводится
не
реже
одного
раза
в
пять
лет
их
прямыми
начальниками
.
В
выводе
по
аттестации
указывается
,
соответствует
ли
аттестуемый
занимаемой
должности
,
после
чего
излагается
мнение
о
его
дальнейшем
,
наиболее
целесообразном
служебном
использовании
.
В
атте
-
стации
с
выводом
об
увольнении
прапорщика
или
мичмана
в
запас
записы
-
ваются
номер
и
наименование
военно
-
учетной
специальности
,
по
которой
он
подлежит
воинскому
учету
в
запасе
Вооруженных
Сил
.
Аттестационные
ко
-
миссии
воинских
частей
обязаны
установить
соответствие
аттестации
дейст
-
вительным
морально
-
деловым
качествам
прапорщика
,
мичмана
и
дать
свои
заключения
.
Аттестации
с
выводом
о
целесообразности
увольнения
со
служ
-
бы
,
о
несоответствии
занимаемой
должности
или
о
наличии
у
аттестуемого
14
существенных
недостатков
должны
рассматриваться
с
вызовом
его
на
засе
-
дание
комиссии
.
В
многообразной
работе
по
воспитанию
прапорщиков
(
мичманов
)
в
духе
сознательной
дисциплины
особое
место
занимает
разъяснение
воинских
уставов
.
Опыт
показывает
,
что
решающее
значение
имеет
личный
пример
офицеров
.
Армейская
и
флотская
жизнь
на
каждом
шагу
подтверждает
,
что
если
командир
(
начальник
)
дисциплинирован
,
проявляет
старание
в
службе
,
то
и
подчиненные
ему
прапорщики
зачастую
ведут
себя
в
соответствии
с
по
-
ведением
начальника
и
подражают
ему
.
Одним
из
путей
воздействия
на
сознание
и
чувства
прапорщиков
явля
-
ется
индивидуальная
работа
.
Важным
условием
успеха
в
индивидуальной
работе
офицеров
является
знание
ими
индивидуальных
особенностей
подчи
-
ненных
прапорщиков
,
их
семейного
положения
,
профессиональных
способ
-
ностей
и
наклонностей
.
Только
повседневная
кропотливая
работа
,
порой
с
ведением
педагогического
дневника
,
поможет
правильно
установить
нор
-
мальные
служебные
отношения
с
каждым
из
них
.
В
ходе
нее
используется
индивидуальная
помощь
в
качестве
формы
воспитательной
работы
,
которая
представляет
собой
оказание
содействия
прапорщику
в
решении
проблем
,
возникающих
в
процессе
выполнения
им
задач
военной
службы
или
в
личной
жизни
.
Оказывая
индивидуальную
помощь
,
командир
помогает
подчиненно
-
му
преодолеть
возникающие
трудности
,
что
способствует
формированию
у
прапорщиков
более
доверительного
отношения
к
нему
,
мобилизует
их
на
добросовестную
службу
.
Анализ
педагогической
практики
показывает
,
что
наиболее
характер
-
ной
формой
воспитательной
работы
является
индивидуальная
беседа
,
пред
-
ставляющая
собой
диалог
офицера
и
прапорщика
,
в
ходе
которого
происхо
-
дит
обмен
мнениями
,
оценочными
суждениями
и
другой
информацией
.
Эф
-
фективность
беседы
зависит
от
предварительной
подготовки
воспитателя
к
ее
проведению
,
актуальности
темы
,
уровня
педагогического
мастерства
офице
-
ра
-
воспитателя
.
В
педагогической
практике
заместителя
командира
подразделения
по
воспитательной
работе
укрепилась
и
такая
форма
,
как
личное
общение
с
чле
-
нами
семей
прапорщиков
.
В
его
процессе
офицер
лучше
узнает
индивиду
-
альные
особенности
прапорщика
и
может
использовать
это
для
создания
доброжелательных
отношений
в
коллективе
.
Характер
службы
прапорщиков
(
мичманов
)
предъявляет
высокие
тре
-
бования
к
их
профессиональной
подготовке
.
Теоретические
знания
и
некото
-
рые
навыки
в
работе
с
людьми
они
получают
в
школах
прапорщиков
и
мич
-
манов
.
Качества
же
командира
и
воспитателя
у
многих
из
них
формируются
и
развиваются
в
ходе
исполнения
должностных
обязанностей
.
Первый
пери
-
15
од
службы
наиболее
трудный
.
Успешному
освоению
своих
обязанностей
прапорщикам
и
мичманам
помогают
проводимые
в
системе
командирской
подготовки
показные
и
инструкторско
-
методические
занятия
,
занятия
по
во
-
енной
педагогике
и
психологии
и
другие
.
В
целях
самообразования
и
самовоспитания
в
условиях
части
прапор
-
щики
и
мичманы
могут
прибегнуть
к
индивидуальным
консультациям
,
инст
-
руктажам
,
помощи
непосредственных
начальников
,
старших
офицеров
.
Опыт
показывает
,
что
решающим
условием
успешной
воспитательной
деятельности
данной
категории
военнослужащих
является
воспитание
их
самих
.
Командиры
должны
своевременно
посоветовать
подчиненным
пра
-
порщикам
и
мичманам
начать
воспитательную
работу
в
подразделении
с
са
-
мих
себя
,
так
как
личный
состав
желает
видеть
в
своем
командире
человека
,
обладающего
высокими
нравственными
,
военно
-
профессиональными
,
орга
-
низаторскими
и
военно
-
педагогическими
качествами
.
Успех
в
воспитательной
работе
прапорщиков
и
мичманов
обеспечива
-
ется
за
счет
глубокого
изучения
научной
,
военно
-
специальной
,
военно
-
мемуарной
и
художественной
литературы
,
различных
документов
государст
-
ва
,
Министерства
обороны
.
Знание
научной
теории
,
политики
нашего
госу
-
дарства
помогает
прапорщикам
и
мичманам
лучше
ориентироваться
в
окру
-
жающей
действительности
,
осмысливать
современные
проблемы
войны
и
мира
,
защиты
Отечества
,
правильно
понимать
свое
место
,
роль
и
задачи
в
обучении
и
воспитании
подчиненных
,
в
укреплении
боевой
готовности
под
-
разделения
,
части
,
корабля
.
Для
решения
этих
проблем
командиры
(
началь
-
ники
)
ставят
задачи
прапорщикам
на
самовоспитание
и
самообразование
.
Современный
этап
развития
нашего
общества
,
его
Вооруженных
Сил
требует
от
военных
кадров
неустанно
овладевать
военным
делом
.
Каждый
прапорщик
и
мичман
должен
стремиться
стать
мастером
боевой
квалифика
-
ции
,
в
совершенстве
владеть
оружием
и
боевой
техникой
.
Отличное
знание
вооружения
и
техники
,
мастерское
владение
ими
укрепляют
авторитет
пра
-
порщиков
(
мичманов
),
воспитывают
у
подчиненных
уважение
к
ним
,
оказы
-
вают
благотворное
влияние
на
всю
учебно
-
воспитательную
работу
.
Анализ
взаимоотношений
прапорщиков
и
военнослужащих
срочной
службы
показы
-
вает
,
что
в
частях
(
подразделениях
),
где
командиры
заботятся
о
профессио
-
нальном
росте
ближайших
помощников
офицеров
,
меньше
происходит
кон
-
фликтов
между
этими
двумя
категориями
и
существенно
снижается
уровень
неуставных
взаимоотношений
между
ними
.
Трудно
обучать
и
воспитывать
подчиненных
,
не
обладая
организатор
-
скими
способностями
.
Поэтому
командирам
необходимо
проводить
различ
-
ные
воспитательные
мероприятия
по
развитию
у
прапорщиков
этих
качеств
,
чтобы
они
могли
тщательно
продумывать
и
планово
строить
всю
учебно
-