Файл: Калюжный А.С - Организация и содержание воспитания различных категорий военнослужащих. Учебное пособие - 2004.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 414

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

21 
 

 

терес

благоприятная

 

психическая

 

настроенность

 

к

 

избранному

 

виду

 

деятель

-

ности

удовлетворенность

 

своей

 

работой

социально

 

значимая

 

мотивация

 

служат

 

надежной

 

гарантией

 

достижения

 

успехов

 

в

 

службе

.  

4. 

Совершенствование

 

управления

 

воспитательной

 

работой

Оно

 

обу

-

словлено

 

необходимостью

 

анализа

 

результатов

коррекции

 

воспитательной

 

деятельности

5. 

Психолого

-

педагогическая

 

подготовка

 

офицеров

 

к

 

воспитанию

 

сол

-

дат

 

и

 

сержантов

проходящих

 

службу

 

по

 

контракту

разработка

 

методик

 

и

 

рекомендаций

6. 

Оптимальный

 

выбор

 

форм

методов

приемов

 

и

 

средств

 

воспитания

умелое

 

использование

 

их

 

в

 

повседневной

 

деятельности

опора

 

на

 

позитивный

 

опыт

7. 

Создание

 

необходимых

 

условий

 

для

 

эффективного

 

и

 

целенаправлен

-

ного

 

профессионального

 

воспитания

 

военнослужащих

 

контрактников

Основные

 

качества

 

и

 

требования

 

к

 

солдатам

 

и

 

сержантам

проходящим

 

службу

 

по

 

контракту

изложены

 

в

 

законах

постановлениях

 

Правительства

 

Российской

 

Федерации

военной

 

присяге

воинских

 

уставах

приказах

 

и

 

ди

-

рективах

 

министра

 

обороны

начальника

 

Генерального

 

штаба

 

Вооруженных

 

Сил

 

Российской

 

Федерации

в

 

нормативных

 

актах

 

Министерства

 

обороны

регламентирующих

 

обеспечение

 

службы

 

по

 

контракту

Задачи

 

воспитатель

-

ной

 

работы

 

с

 

этой

 

категорией

 

военнослужащих

 

перечислены

 

в

 

Концепции

 

воспитания

 

военнослужащих

 

Вооруженных

 

Сил

 

Российской

 

Федерации

 2004 

года

Воспитание

 

военнослужащих

-

контрактников

 – 

процесс

 

многогранный

 

и

 

сложный

поэтому

 

наличие

 

большого

 

спектра

 

методов

 

дает

 

возможность

 

воспитателю

 

для

 

оптимального

 

выбора

а

 

затем

 

для

 

коррекции

 

и

 

маневра

 

в

 

воспитательном

 

воздействии

Степень

 

реализации

 

методов

 

зависит

 

от

 

педа

-

гогически

 

грамотного

 

и

 

умелого

 

их

 

применения

 

командирами

офицерами

 

воспитательных

 

структур

Особое

 

место

 

в

 

содержании

 

воспитательной

 

работы

 

военнослужащих

-

контрактников

 

занимает

 

изучение

 

и

 

учет

 

уровня

 

профессиональной

 

воспи

-

танности

 

и

 

удовлетворенности

 

службой

 

военнослужащих

-

контрактников

Изучение

 

военнослужащих

 

предполагает

 

кропотливую

систематическую

 

работу

 

со

 

всеми

 

подчиненными

 

и

 

по

 

всем

 

вопросам

С

 

первых

 

дней

 

пребыва

-

ния

 

в

 

части

 

изучаются

 

профессиональные

 

качества

 

военнослужащего

От

 

этого

 

зависит

 

выбор

 

специальности

которую

 

он

 

будет

 

осваивать

а

 

значит

степень

 

удовлетворенности

 

службой

 

и

 

качество

 

выполнения

 

им

 

своих

 

функ

-

циональных

 

обязанностей

Изучение

 

военнослужащих

-

контрактников

 

созда

-

ет

 

условия

 

для

 

совершенствования

 

воспитательной

 

работы

 

и

 

профессионали

-

зации

 

личности

 

военнослужащего

Каждое

 

воздействие

 

строится

 

с

 

учетом

 


background image

22 
 

 

социализации

 

личности

индивидуальных

социально

-

психологических

фи

-

зиологических

возрастных

 

особенностей

 

и

 

уровня

 

развития

 

профессиональ

-

ных

 

качеств

Важным

 

и

 

сложным

 

элементом

 

содержания

 

воспитания

 

является

 

со

-

гласованная

 

и

 

скоординированная

 

педагогическая

 

деятельность

 

командиров

органов

 

военного

 

управления

государственных

 

и

 

административных

 

орга

-

нов

Сложность

 

обусловлена

 

рядом

 

объективных

 

и

 

субъективных

 

причин

К

 

объективным

 

причинам

 

можно

 

отнести

неоднозначную

 

социально

-

политическую

 

и

 

экономическую

 

обстановку

 

в

 

стране

 

и

 

мире

отсутствие

 

средств

 

на

 

проведение

 

плановой

 

боевой

 

подготовки

стабильность

 

в

 

армии

 

из

-

за

 

трудностей

 

в

 

проведении

 

военной

 

реформы

постоянного

 

ожидания

 

со

-

кращения

 

штатных

 

должностей

,  

материальной

 

и

 

социальной

 

незащищенно

-

сти

 

военнослужащих

падение

 

престижа

 

и

 

социальной

 

значимости

 

военной

 

профессии

К

 

субъективным

 – 

слабую

 

педагогическую

 

подготовленность

 

офицеров

-

воспитателей

рассогласованность

 

в

 

действиях

 

командования

 

во

-

инских

 

частей

 

и

 

военкоматов

отсутствие

 

интереса

 

у

 

первых

 

лиц

 

админист

-

раций

 

к

 

проблемам

 

и

 

нуждам

 

военнослужащих

разное

 

понимание

 

проблем

 

воспитания

 

рядовых

 

и

 

сержантов

проходящих

 

службу

 

по

 

контракту

 

у

 

офи

-

церов

Поэтому

 

одной

 

из

 

главных

 

задач

 

командиров

 

и

 

органов

 

военного

 

уп

-

равления

 

является

 

согласование

 

и

 

координация

 

педагогических

 

усилий

Каж

-

дый

 

офицер

-

воспитатель

 

должен

 

знать

 

свои

 

возможности

 

и

 

обязанности

 

по

 

воспитанию

 

военнослужащих

-

контрактников

чтобы

 

избежать

 

в

 

воспита

-

тельной

 

работе

 

однообразия

дублирования

Воспитание

 

рядового

 

и

 

сержантского

 

состава

проходящего

 

службу

 

по

 

контракту

выражается

 

в

 

целенаправленной

 

деятельности

 

должностных

 

лиц

 

(

воспитателей

по

 

профессиональному

 

становлению

формированию

   

и

 

раз

-

витию

 

воинов

-

контрактников

привитию

 

им

 

профессиональных

 

качеств

 

и

 

стремления

 

к

 

совершенствованию

 

в

 

соответствии

 

с

 

требованиями

 

военного

 

дела

статуса

 

профессионала

Оно

 

организуется

 

и

 

осуществляется

 

на

 

основе

 

общих

 

военно

-

педагогических

 

принципов

вытекающих

 

из

 

закономерностей

 

военно

-

педагогического

 

процесса

Вместе

 

с

 

тем

 

воспитание

 

военнослужа

-

щих

-

контрактников

  

имеет

 

и

 

особенности

Оно

 

определяется

 

целями

 

и

 

зада

-

чами

 

профессиональной

 

подготовки

содержанием

спецификой

 

организации

 

и

 

прохождения

 

службы

 

и

 

другими

 

обстоятельствами

.  

Исследование

 

структуры

 

и

 

содержания

 

воспитания

 

военнослужащих

-

контрактников

обобщение

 

опыта

  

воспитательной

 

работы

 

командиров

 

и

 

ор

-

ганов

 

военного

 

управления

 

выявило

что

 

воспитание

 

военнослужащих

-

контрактников

 

основывается

 

на

 

выработанных

 

военной

 

педагогикой

 

принци

-

пах

 

воспитания

Эти

 

принципы

 

были

 

переработаны

 

в

 

соответствии

 

с

 

изме

-

нившимися

 

взглядами

 

на

 

методологическую

 

основу

 

военной

 

педагогики

 

и

 


background image

23 
 

 

требованиями

 

времени

современным

 

положением

 

и

 

состоянием

 

Вооружен

-

ных

 

Сил

 

РФ

 

и

 

заложены

 

в

 

Концепцию

 

воспитания

 

военнослужащих

 

Воору

-

женных

 

Сил

К

 

основным

 

принципам

 

воспитания

 

относятся

:  

1) 

гуманизация

  (

человек

 

в

 

центре

 

внимания

, "

очеловечивание

всего

что

 

связано

 

с

 

его

 

деятельностью

демократизация

);  

2) 

индивидуальный

 

подход

;  

3) 

воспитание

 

в

 

коллективе

 

и

 

через

 

коллектив

;  

4) 

воспитание

 

в

 

процессе

 

деятельности

 (

ратного

 

труда

);  

5) 

сочетание

 

требовательности

 

с

 

уважением

 

личности

 

и

 

заботой

 

о

 

че

-

ловеке

;  
6) 

комплексный

 

подход

 

к

 

воспитанию

 (

все

 

для

 

воспитания

все

 

воспи

-

тывают

);  

7) 

единство

 

процесса

 

обучения

воспитания

развития

 

и

 

морально

-

психологической

 

подготовки

;  

8) 

учет

 

исторического

 

опыта

 

воспитания

 

в

 

русской

 

армии

 

и

 

Советских

 

Вооруженных

 

Силах

Знание

 

принципов

 

и

 

умелое

 

их

 

использование

 

позволяют

 

офицеру

-

воспитателю

 

найти

 

правильный

 

подход

 

к

 

своим

 

подчиненным

творчески

 

решать

 

педагогические

 

задачи

 

с

 

учетом

 

всех

   

объективных

 

и

 

субъективных

 

факторов

конкретных

 

условий

оптимально

 

строить

 

процесс

 

воспитания

а

 

также

 

управлять

 

им

диагностировать

 

и

 

прогнозировать

 

результаты

 

его

 

воз

-

действий

.  

Военнослужащие

-

контрактники

 

не

 

проводят

 

все

 

свое

 

время

 

в

 

части

как

 

военнослужащие

 

по

 

призыву

и

 

все

 

же

 

большую

 

часть

 

их

 

времени

 (40%) 

занимает

 

профессиональная

 

деятельность

.  

Воспитание

 

военнослужащих

-

контрактников

 

осуществляется

 

во

 

всех

 

видах

 

профессиональной

 

деятельности

в

 

ходе

 

занятий

несения

 

караульной

 

службы

выполнения

 

регламентных

 

и

 

хозяйственных

 

работ

в

 

ходе

 

проведе

-

ния

 

учений

 

и

 

выполнения

 

боевых

 

задач

Военнослужащий

 

воспитывается

 

коллективом

условиями

 

профессиональной

 

деятельности

методами

 

и

 

спосо

-

бами

 

профессионального

 

воспитания

т

.

е

осуществляется

 

непосредственное

 

и

 

опосредованное

 

воспитание

.  

Важную

 

роль

 

в

 

воспитании

 

занимает

 

организация

 

профессиональной

 

деятельности

четкий

 

и

 

приемлемый

 

регламент

рациональная

 

организация

 

труда

качественное

 

и

 

своевременное

 

материально

-

техническое

 

обеспечение

постановка

 

конкретных

 

и

 

реальных

 

задач

оказание

 

помощи

 

и

 

контроль

При

 

постановке

 

задач

 

командир

 

учитывает

 

степень

 

подготовленности

 

военнослу

-

жащего

чтобы

 

преднамеренно

 

не

 

допустить

 

невыполнение

 

задачи

 

и

 

тем

 

са

-

мым

 

вызвать

 

чувство

 

беспомощности

 

у

 

военнослужащего

.  


background image

24 
 

 

Активно

 

воздействуют

 

на

 

воспитание

 

условия

 

профессиональной

 

дея

-

тельности

От

 

воспитателей

 

требуются

 

усилия

 

по

 

созданию

 

комфортных

 

ус

-

ловий

 

для

 

профессиональной

 

деятельности

 

контрактников

 

как

 

в

 

области

 

ма

-

териальной

так

 

и

 

социальной

коммуникативной

Любой

 

вид

 

профессио

-

нальной

 

деятельности

 

необходимо

 

использовать

 

в

 

воспитательных

 

целях

Немалую

 

роль

 

при

 

этом

 

играет

 

состязательность

разнообразие

 

видов

 

дея

-

тельности

изменение

 

содержания

 

воспитательной

 

работы

определение

 

ее

 

перспектив

  

и

 

ориентиров

подведение

 

итогов

оценка

 

каждого

 

военнослужа

-

щего

признание

 

значимости

 

его

 

вклада

 

в

 

общее

 

дело

выражение

 

способ

-

ности

 

каждого

 

реализовать

 

себя

 

как

 

профессионала

Важным

 

условием

 

эффективности

 

воспитания

 

военнослужащих

 

кон

-

трактной

 

службы

 

выступает

 

обеспечение

 

единства

 

процессов

 

обучения

вос

-

питания

развития

 

и

 

морально

-

психологической

 

подготовки

Нельзя

 

разъеди

-

нять

 

все

 

эти

 

процессы

 

и

 

предполагать

что

 

в

 

определенное

 

время

 

мы

 

занима

-

емся

 

одним

а

 

затем

 

другим

Они

 

составляют

 

одно

 

целое

и

 

только

 

в

 

их

 

взаи

-

модействии

 

можно

 

достичь

 

результатов

Профессиональная

 

деятельность

 

контрактников

 

построена

 

так

что

 

времени

 

для

 

массовых

 

воспитательных

 

мероприятий

 

практически

 

нет

да

 

и

 

эффективность

 

их

 

с

 

данной

 

категорией

 

военнослужащих

 

очень

 

низка

Эффективность

 

воспитательной

 

работы

 

дости

-

гается

прежде

 

всего

за

 

счет

 

высокой

 

психолого

-

педагогической

 

подготов

-

ленности

 

офицеров

наличия

 

у

 

них

 

организаторских

 

и

 

управленческих

 

ка

-

честв

авторитета

 

у

 

воинов

-

контрактников

Завоевать

 

авторитет

 

у

 

военнослужащих

-

контрактников

 

очень

 

сложно

Одним

 

из

 

непременных

 

условий

   

является

 

соблюдение

 

принципа

 

сочетания

 

требовательности

 

с

 

уважением

 

личности

 

и

 

заботой

 

о

 

человеке

В

 

современных

 

условиях

когда

 

приоритетными

 

считаются

 

интересы

 

человека

а

 

материальных

 

предпосылок

 

к

 

этому

 

нет

этот

 

принцип

 

вступает

 

во

 

внутреннее

 

противоречие

где

 

требовательность

 

ставится

 

в

 

зависимость

 

от

 

заботы

Это

 

реально

 

ощущают

 

на

 

себе

 

офицеры

-

воспитатели

 

в

 

процессе

 

вос

-

питания

Поэтому

 

в

 

воспитании

 

военнослужащих

-

контрактников

 

нужно

 

ис

-

ходить

 

из

 

заботы

 

о

 

человеке

  (

пусть

 

даже

 

эта

 

забота

 

не

 

выражена

 

в

 

матери

-

альном

 

виде

пусть

 

это

 

будет

 

теплое

 

слово

 

о

 

семье

 

военнослужащего

о

 

нем

 

лично

), 

проявлять

 

жесткую

 

требовательность

 

к

 

себе

 

и

 

справедливую

 

требова

-

тельность

 

к

 

подчиненным

.  

Офицеры

-

воспитатели

 

должны

 

учитывать

 

и

 

разницу

 

в

 

возрасте

В

 

практике

 

войск

 

много

 

случаев

когда

 

командиру

 

лейтенанту

 21-22 

года

а

 

солдату

 

контрактнику

 – 30-40 

лет

В

 

такой

 

ситуации

 

требовательность

 

долж

-

на

 

выражаться

 

особенно

 

тактично

сочетаться

 

с

 

уважением

 

личного

 

достоин

-

ства

 

военнослужащего

 

и

 

его

 

возраста

Не

 

следует

 

допускать

 

грубости

 

и

 

тем

 

более

 

унижения

Позволить

 

себе

  "

высокую

 

командирскую

 

нотку

офицер

 


background image

25 
 

 

может

 

лишь

 

в

 

экстремальной

 

обстановке

при

 

условии

 

общего

 

уважения

 

к

 

нему

Таким

 

образом

содержание

 

воспитательной

 

работы

 

с

 

военнослужа

-

щими

 

контрактной

 

службы

 

включает

 

ряд

 

ключевых

 

моментов

определение

 

места

роли

научных

 

и

 

организационных

 

основ

 

воспитания

целеполагание

оптимальный

 

выбор

 

и

 

использование

 

методов

форм

средств

 

и

 

приемов

изу

-

чение

 

и

 

учет

 

уровня

 

профессиональной

 

воспитанности

 

контрактников

согла

-

сованную

 

педагогическую

 

деятельность

 

органов

 

военного

 

управления

госу

-

дарственных

 

и

 

административных

 

органов

Приведение

 

в

 

систему

 

представ

-

лений

 

о

 

сущности

содержании

принципах

 

воспитания

 

будет

 

способствовать

 

повышению

 

эффективности

 

воспитательной

 

деятельности

 

офицеров

которые

 

сегодня

 

сталкиваются

 

со

 

значительными

 

трудностями

 

и

 

противоречиями

 

в

 

воспитании

 

солдат

 

и

 

сержантов

проходящих

 

службу

 

по

 

контракту

 
 
 

ВОСПИТАНИЕ

 

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

,  

ПРОХОДЯЩИХ

 

ВОЕННУЮ

 

СЛУЖБУ

 

ПО

 

ПРИЗЫВУ

 

 

Основные

 

теоретические

 

положения

цели

задачи

принципы

подхо

-

ды

методы

 

и

 

формы

 

воспитания

 

военнослужащих

 

по

 

призыву

которые

 

легли

 

в

 

основу

 

всей

 

деятельности

 

командного

 

состава

 

и

 

органов

 

военного

 

управле

-

ния

разработаны

 

военными

 

учеными

Общепризнанно

что

 

важными

 

в

 

реше

-

нии

 

задач

 

воспитания

 

являются

 

такие

 

подходы

как

 

системный

комплекс

-

ный

дифференцированный

индивидуальный

оптимизационный

информа

-

ционно

-

управленческий

 

и

 

др

.  

Системный

 

подход

 

позволяет

 

определить

 

целостность

связь

струк

-

туру

 

и

 

организацию

уровни

порядок

 

функционирования

 

и

 

развития

 

системы

 

воспитания

Он

 

дает

 

возможность

 

упорядочить

 

совокупность

 

взаимосвязан

-

ных

 

между

 

собой

 

компонентов

 

воспитания

характеризующих

 

на

 

теоретиче

-

ском

 

уровне

 

в

 

наиболее

 

обобщенном

 

инвариантном

 

виде

 

все

 

составляющие

 

воспитательной

 

деятельности

 

на

 

данном

 

этапе

 

общественного

 

развития

.  

Комплексный

 

подход

 - 

это

 

совокупность

 

целенаправленных

взаимо

-

связанных

   

воздействий

 

с

 

учетом

 

всего

 

многообразия

 

факторов

 

воспитания

Он

 

обеспечивает

 

согласование

 

целенаправленных

взаимосвязанных

иногда

 

разнонаправленных

 

и

 

противоречивых

 

воздействий

 

на

 

объект

 

в

 

целях

 

его

 

преобразования

 

в

 

случае

если

 

он

 

исследован

 

как

 

система

Если

 

системный

 

подход

 

определяет

 

анализирующую

 (

аналитическую

сторону

 

процесса

 

про

-

фессионального

 

воспитания

то

 

комплексный

 

подход

 – 

синтезирующую

 (

син

-

тетическую

сторону

 

этого

 

процесса

.