Файл: Калюжный А.С - Организация и содержание воспитания различных категорий военнослужащих. Учебное пособие - 2004.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 425
Скачиваний: 1
21
терес
,
благоприятная
психическая
настроенность
к
избранному
виду
деятель
-
ности
,
удовлетворенность
своей
работой
,
социально
значимая
мотивация
служат
надежной
гарантией
достижения
успехов
в
службе
.
4.
Совершенствование
управления
воспитательной
работой
.
Оно
обу
-
словлено
необходимостью
анализа
результатов
,
коррекции
воспитательной
деятельности
.
5.
Психолого
-
педагогическая
подготовка
офицеров
к
воспитанию
сол
-
дат
и
сержантов
,
проходящих
службу
по
контракту
,
разработка
методик
и
рекомендаций
.
6.
Оптимальный
выбор
форм
,
методов
,
приемов
и
средств
воспитания
,
умелое
использование
их
в
повседневной
деятельности
,
опора
на
позитивный
опыт
.
7.
Создание
необходимых
условий
для
эффективного
и
целенаправлен
-
ного
профессионального
воспитания
военнослужащих
контрактников
.
Основные
качества
и
требования
к
солдатам
и
сержантам
,
проходящим
службу
по
контракту
,
изложены
в
законах
,
постановлениях
Правительства
Российской
Федерации
,
военной
присяге
,
воинских
уставах
,
приказах
и
ди
-
рективах
министра
обороны
,
начальника
Генерального
штаба
Вооруженных
Сил
Российской
Федерации
,
в
нормативных
актах
Министерства
обороны
,
регламентирующих
обеспечение
службы
по
контракту
.
Задачи
воспитатель
-
ной
работы
с
этой
категорией
военнослужащих
перечислены
в
Концепции
воспитания
военнослужащих
Вооруженных
Сил
Российской
Федерации
2004
года
.
Воспитание
военнослужащих
-
контрактников
–
процесс
многогранный
и
сложный
,
поэтому
наличие
большого
спектра
методов
дает
возможность
воспитателю
для
оптимального
выбора
,
а
затем
для
коррекции
и
маневра
в
воспитательном
воздействии
.
Степень
реализации
методов
зависит
от
педа
-
гогически
грамотного
и
умелого
их
применения
командирами
,
офицерами
воспитательных
структур
.
Особое
место
в
содержании
воспитательной
работы
военнослужащих
-
контрактников
занимает
изучение
и
учет
уровня
профессиональной
воспи
-
танности
и
удовлетворенности
службой
военнослужащих
-
контрактников
.
Изучение
военнослужащих
предполагает
кропотливую
,
систематическую
работу
со
всеми
подчиненными
и
по
всем
вопросам
.
С
первых
дней
пребыва
-
ния
в
части
изучаются
профессиональные
качества
военнослужащего
.
От
этого
зависит
выбор
специальности
,
которую
он
будет
осваивать
,
а
значит
,
степень
удовлетворенности
службой
и
качество
выполнения
им
своих
функ
-
циональных
обязанностей
.
Изучение
военнослужащих
-
контрактников
созда
-
ет
условия
для
совершенствования
воспитательной
работы
и
профессионали
-
зации
личности
военнослужащего
.
Каждое
воздействие
строится
с
учетом
22
социализации
личности
,
индивидуальных
,
социально
-
психологических
,
фи
-
зиологических
,
возрастных
особенностей
и
уровня
развития
профессиональ
-
ных
качеств
.
Важным
и
сложным
элементом
содержания
воспитания
является
со
-
гласованная
и
скоординированная
педагогическая
деятельность
командиров
,
органов
военного
управления
,
государственных
и
административных
орга
-
нов
.
Сложность
обусловлена
рядом
объективных
и
субъективных
причин
.
К
объективным
причинам
можно
отнести
:
неоднозначную
социально
-
политическую
и
экономическую
обстановку
в
стране
и
мире
;
отсутствие
средств
на
проведение
плановой
боевой
подготовки
;
стабильность
в
армии
из
-
за
трудностей
в
проведении
военной
реформы
,
постоянного
ожидания
со
-
кращения
штатных
должностей
,
материальной
и
социальной
незащищенно
-
сти
военнослужащих
;
падение
престижа
и
социальной
значимости
военной
профессии
.
К
субъективным
–
слабую
педагогическую
подготовленность
офицеров
-
воспитателей
;
рассогласованность
в
действиях
командования
во
-
инских
частей
и
военкоматов
;
отсутствие
интереса
у
первых
лиц
админист
-
раций
к
проблемам
и
нуждам
военнослужащих
;
разное
понимание
проблем
воспитания
рядовых
и
сержантов
,
проходящих
службу
по
контракту
у
офи
-
церов
.
Поэтому
одной
из
главных
задач
командиров
и
органов
военного
уп
-
равления
является
согласование
и
координация
педагогических
усилий
.
Каж
-
дый
офицер
-
воспитатель
должен
знать
свои
возможности
и
обязанности
по
воспитанию
военнослужащих
-
контрактников
,
чтобы
избежать
в
воспита
-
тельной
работе
однообразия
,
дублирования
.
Воспитание
рядового
и
сержантского
состава
,
проходящего
службу
по
контракту
,
выражается
в
целенаправленной
деятельности
должностных
лиц
(
воспитателей
)
по
профессиональному
становлению
,
формированию
и
раз
-
витию
воинов
-
контрактников
,
привитию
им
профессиональных
качеств
и
стремления
к
совершенствованию
в
соответствии
с
требованиями
военного
дела
,
статуса
профессионала
.
Оно
организуется
и
осуществляется
на
основе
общих
военно
-
педагогических
принципов
,
вытекающих
из
закономерностей
военно
-
педагогического
процесса
.
Вместе
с
тем
воспитание
военнослужа
-
щих
-
контрактников
имеет
и
особенности
.
Оно
определяется
целями
и
зада
-
чами
профессиональной
подготовки
,
содержанием
,
спецификой
организации
и
прохождения
службы
и
другими
обстоятельствами
.
Исследование
структуры
и
содержания
воспитания
военнослужащих
-
контрактников
,
обобщение
опыта
воспитательной
работы
командиров
и
ор
-
ганов
военного
управления
выявило
,
что
воспитание
военнослужащих
-
контрактников
основывается
на
выработанных
военной
педагогикой
принци
-
пах
воспитания
.
Эти
принципы
были
переработаны
в
соответствии
с
изме
-
нившимися
взглядами
на
методологическую
основу
военной
педагогики
и
23
требованиями
времени
,
современным
положением
и
состоянием
Вооружен
-
ных
Сил
РФ
и
заложены
в
Концепцию
воспитания
военнослужащих
Воору
-
женных
Сил
.
К
основным
принципам
воспитания
относятся
:
1)
гуманизация
(
человек
в
центре
внимания
, "
очеловечивание
"
всего
,
что
связано
с
его
деятельностью
;
демократизация
);
2)
индивидуальный
подход
;
3)
воспитание
в
коллективе
и
через
коллектив
;
4)
воспитание
в
процессе
деятельности
(
ратного
труда
);
5)
сочетание
требовательности
с
уважением
личности
и
заботой
о
че
-
ловеке
;
6)
комплексный
подход
к
воспитанию
(
все
для
воспитания
,
все
воспи
-
тывают
);
7)
единство
процесса
обучения
,
воспитания
,
развития
и
морально
-
психологической
подготовки
;
8)
учет
исторического
опыта
воспитания
в
русской
армии
и
Советских
Вооруженных
Силах
.
Знание
принципов
и
умелое
их
использование
позволяют
офицеру
-
воспитателю
найти
правильный
подход
к
своим
подчиненным
,
творчески
решать
педагогические
задачи
с
учетом
всех
объективных
и
субъективных
факторов
,
конкретных
условий
;
оптимально
строить
процесс
воспитания
,
а
также
управлять
им
;
диагностировать
и
прогнозировать
результаты
его
воз
-
действий
.
Военнослужащие
-
контрактники
не
проводят
все
свое
время
в
части
,
как
военнослужащие
по
призыву
,
и
все
же
большую
часть
их
времени
(40%)
занимает
профессиональная
деятельность
.
Воспитание
военнослужащих
-
контрактников
осуществляется
во
всех
видах
профессиональной
деятельности
:
в
ходе
занятий
,
несения
караульной
службы
,
выполнения
регламентных
и
хозяйственных
работ
,
в
ходе
проведе
-
ния
учений
и
выполнения
боевых
задач
.
Военнослужащий
воспитывается
коллективом
,
условиями
профессиональной
деятельности
,
методами
и
спосо
-
бами
профессионального
воспитания
,
т
.
е
.
осуществляется
непосредственное
и
опосредованное
воспитание
.
Важную
роль
в
воспитании
занимает
организация
профессиональной
деятельности
:
четкий
и
приемлемый
регламент
,
рациональная
организация
труда
,
качественное
и
своевременное
материально
-
техническое
обеспечение
,
постановка
конкретных
и
реальных
задач
,
оказание
помощи
и
контроль
.
При
постановке
задач
командир
учитывает
степень
подготовленности
военнослу
-
жащего
,
чтобы
преднамеренно
не
допустить
невыполнение
задачи
и
тем
са
-
мым
вызвать
чувство
беспомощности
у
военнослужащего
.
24
Активно
воздействуют
на
воспитание
условия
профессиональной
дея
-
тельности
.
От
воспитателей
требуются
усилия
по
созданию
комфортных
ус
-
ловий
для
профессиональной
деятельности
контрактников
как
в
области
ма
-
териальной
,
так
и
социальной
,
коммуникативной
.
Любой
вид
профессио
-
нальной
деятельности
необходимо
использовать
в
воспитательных
целях
.
Немалую
роль
при
этом
играет
состязательность
,
разнообразие
видов
дея
-
тельности
,
изменение
содержания
воспитательной
работы
,
определение
ее
перспектив
и
ориентиров
,
подведение
итогов
,
оценка
каждого
военнослужа
-
щего
,
признание
значимости
его
вклада
в
общее
дело
,
выражение
способ
-
ности
каждого
реализовать
себя
как
профессионала
.
Важным
условием
эффективности
воспитания
военнослужащих
кон
-
трактной
службы
выступает
обеспечение
единства
процессов
обучения
,
вос
-
питания
,
развития
и
морально
-
психологической
подготовки
.
Нельзя
разъеди
-
нять
все
эти
процессы
и
предполагать
,
что
в
определенное
время
мы
занима
-
емся
одним
,
а
затем
другим
.
Они
составляют
одно
целое
,
и
только
в
их
взаи
-
модействии
можно
достичь
результатов
.
Профессиональная
деятельность
контрактников
построена
так
,
что
времени
для
массовых
воспитательных
мероприятий
практически
нет
,
да
и
эффективность
их
с
данной
категорией
военнослужащих
очень
низка
.
Эффективность
воспитательной
работы
дости
-
гается
,
прежде
всего
,
за
счет
высокой
психолого
-
педагогической
подготов
-
ленности
офицеров
,
наличия
у
них
организаторских
и
управленческих
ка
-
честв
,
авторитета
у
воинов
-
контрактников
.
Завоевать
авторитет
у
военнослужащих
-
контрактников
очень
сложно
.
Одним
из
непременных
условий
является
соблюдение
принципа
сочетания
требовательности
с
уважением
личности
и
заботой
о
человеке
.
В
современных
условиях
,
когда
приоритетными
считаются
интересы
человека
,
а
материальных
предпосылок
к
этому
нет
,
этот
принцип
вступает
во
внутреннее
противоречие
,
где
требовательность
ставится
в
зависимость
от
заботы
.
Это
реально
ощущают
на
себе
офицеры
-
воспитатели
в
процессе
вос
-
питания
.
Поэтому
в
воспитании
военнослужащих
-
контрактников
нужно
ис
-
ходить
из
заботы
о
человеке
(
пусть
даже
эта
забота
не
выражена
в
матери
-
альном
виде
,
пусть
это
будет
теплое
слово
о
семье
военнослужащего
,
о
нем
лично
),
проявлять
жесткую
требовательность
к
себе
и
справедливую
требова
-
тельность
к
подчиненным
.
Офицеры
-
воспитатели
должны
учитывать
и
разницу
в
возрасте
.
В
практике
войск
много
случаев
,
когда
командиру
лейтенанту
21-22
года
,
а
солдату
контрактнику
– 30-40
лет
.
В
такой
ситуации
требовательность
долж
-
на
выражаться
особенно
тактично
,
сочетаться
с
уважением
личного
достоин
-
ства
военнослужащего
и
его
возраста
.
Не
следует
допускать
грубости
и
тем
более
унижения
.
Позволить
себе
"
высокую
командирскую
нотку
"
офицер
25
может
лишь
в
экстремальной
обстановке
,
при
условии
общего
уважения
к
нему
.
Таким
образом
,
содержание
воспитательной
работы
с
военнослужа
-
щими
контрактной
службы
включает
ряд
ключевых
моментов
:
определение
места
,
роли
,
научных
и
организационных
основ
воспитания
;
целеполагание
;
оптимальный
выбор
и
использование
методов
,
форм
,
средств
и
приемов
;
изу
-
чение
и
учет
уровня
профессиональной
воспитанности
контрактников
;
согла
-
сованную
педагогическую
деятельность
органов
военного
управления
,
госу
-
дарственных
и
административных
органов
.
Приведение
в
систему
представ
-
лений
о
сущности
,
содержании
,
принципах
воспитания
будет
способствовать
повышению
эффективности
воспитательной
деятельности
офицеров
,
которые
сегодня
сталкиваются
со
значительными
трудностями
и
противоречиями
в
воспитании
солдат
и
сержантов
,
проходящих
службу
по
контракту
.
ВОСПИТАНИЕ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
,
ПРОХОДЯЩИХ
ВОЕННУЮ
СЛУЖБУ
ПО
ПРИЗЫВУ
Основные
теоретические
положения
,
цели
,
задачи
,
принципы
,
подхо
-
ды
,
методы
и
формы
воспитания
военнослужащих
по
призыву
,
которые
легли
в
основу
всей
деятельности
командного
состава
и
органов
военного
управле
-
ния
,
разработаны
военными
учеными
.
Общепризнанно
,
что
важными
в
реше
-
нии
задач
воспитания
являются
такие
подходы
,
как
системный
,
комплекс
-
ный
,
дифференцированный
,
индивидуальный
,
оптимизационный
,
информа
-
ционно
-
управленческий
и
др
.
Системный
подход
позволяет
определить
целостность
,
связь
,
струк
-
туру
и
организацию
,
уровни
,
порядок
функционирования
и
развития
системы
воспитания
.
Он
дает
возможность
упорядочить
совокупность
взаимосвязан
-
ных
между
собой
компонентов
воспитания
,
характеризующих
на
теоретиче
-
ском
уровне
в
наиболее
обобщенном
инвариантном
виде
все
составляющие
воспитательной
деятельности
на
данном
этапе
общественного
развития
.
Комплексный
подход
-
это
совокупность
целенаправленных
,
взаимо
-
связанных
воздействий
с
учетом
всего
многообразия
факторов
воспитания
.
Он
обеспечивает
согласование
целенаправленных
,
взаимосвязанных
,
иногда
разнонаправленных
и
противоречивых
воздействий
на
объект
в
целях
его
преобразования
в
случае
,
если
он
исследован
как
система
.
Если
системный
подход
определяет
анализирующую
(
аналитическую
)
сторону
процесса
про
-
фессионального
воспитания
,
то
комплексный
подход
–
синтезирующую
(
син
-
тетическую
)
сторону
этого
процесса
.