Файл: Калюжный А.С - Конфликты в коллективах военнослужащих. Учебное пособие - 2004.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 436
Скачиваний: 4
6
ектов
конфликта
и
обычно
сопровождающийся
негативными
эмо
-
циями
.
Необходимыми
и
достаточными
условиями
возникновения
конфликта
являются
наличие
у
субъектов
военно
-
профессионального
взаимодействия
противоположно
направленных
мотивов
или
сужде
-
ний
,
а
также
состояние
противоборства
между
ними
.
Если
же
субъек
-
ты
конфликта
противодействуют
,
но
не
переживают
при
этом
негатив
-
ных
эмоций
,
или
,
наоборот
,
переживают
негативные
эмоции
,
но
внеш
-
не
не
проявляют
их
,
то
такие
ситуации
являются
предконфликтными
.
Само
противодействие
субъектов
конфликта
может
разворачиваться
в
трех
сферах
:
общении
,
поведении
или
военно
-
профессиональной
дея
-
тельности
.
Конфликтное
взаимодействие
(
противостояние
)
имеет
две
ос
-
новные
особенности
.
Во
-
первых
,
конфликт
характеризуется
противо
-
действием
сторон
,
т
.
е
.
общением
,
поведением
,
деятельностью
,
одной
из
целей
которых
является
нанесение
морального
или
материального
ущерба
оппоненту
.
При
неконфликтном
взаимодействии
такая
цель
отсутствует
.
Во
-
вторых
,
конфликт
-
это
такое
противодействие
,
кото
-
рое
сопровождается
выраженными
или
скрытыми
негативными
эмо
-
циями
по
отношению
к
оппоненту
.
Этот
признак
особенно
характерен
для
межличностных
конфликтов
.
Проблема
эволюции
конфликта
Для
того
,
чтобы
разобраться
в
причинах
того
,
почему
в
кон
-
фликтной
ситуации
военнослужащие
поступают
так
или
иначе
,
необ
-
ходимо
иметь
очень
четкое
представление
о
функционировании
пси
-
хики
в
момент
конфликта
.
А
для
этого
нужно
представлять
себе
эво
-
люцию
конфликта
.
Как
известно
,
поступками
людей
управляет
психика
.
Однако
структура
психики
включает
в
себя
два
уровня
:
подсознание
и
созна
-
ние
.
Логично
будет
предположить
,
что
чем
более
длительный
период
развития
прошел
каждый
из
этих
отделов
,
тем
более
совершенен
он
с
эволюционной
точки
зрения
,
тем
более
упорядочено
его
взаимодей
-
ствие
с
другими
уровнями
.
Следовательно
,
чем
более
древним
явля
-
ется
психическое
явление
,
тем
больше
оснований
считать
,
что
имен
-
но
к
нему
,
как
к
самому
надежному
,
проверенному
временем
обратит
-
ся
человеческий
организм
в
кризисной
ситуации
.
Первоначальным
уровнем
психического
отражения
окружаю
-
щего
мира
является
подсознание
.
Оно
появилось
у
высших
животных
7
приблизительно
50
млн
.
лет
назад
и
представлено
,
главным
образом
,
инстинктами
.
К
основным
из
них
можно
отнести
инстинкт
самосо
-
хранения
(
продления
жизни
),
размножения
(
сохранения
вида
)
и
смер
-
ти
(
последний
признается
не
всеми
,
о
нем
можно
спорить
,
поэтому
мы
будем
учитывать
его
в
последнюю
очередь
,
хотя
именно
в
конфликтах
он
проявляется
с
максимальной
полнотой
).
Первые
два
инстинкта
про
-
диктованы
в
иерархической
последовательности
.
То
есть
когда
удов
-
летворяется
первый
(
жизнедеятельность
человеческого
организма
вне
опасности
),
начинает
функционировать
второй
(
появляется
стрем
-
ление
к
продлению
рода
).
Сознание
,
свойственное
человеку
,
возникло
значительно
поз
-
же
подсознания
-
примерно
500
тыс
.
лет
назад
.
Это
высший
уровень
психического
отражения
,
возникший
естественным
эволюционным
путем
.
Сознание
присуще
только
человеку
как
общественно
-
историческому
существу
.
Если
представить
время
макроэволюции
психики
в
виде
от
-
резка
длиною
в
один
метр
,
то
сознанию
будет
соответствовать
1
мм
.,
а
подсознанию
- 10
см
.
Время
эволюции
сознания
в
процессе
развития
жизни
на
Земле
составляет
примерно
0.1%
времени
эволюции
бессоз
-
нательного
.
Вот
почему
один
из
важнейших
выводов
,
вытекающих
из
сказанного
,
состоит
в
том
,
что
подсознание
играет
в
повседневной
жизни
человека
гораздо
более
значительную
роль
,
чем
собственно
сознание
.
В
принятии
решения
о
выборе
того
или
иного
варианта
по
-
ведения
участвуют
оба
уровня
психики
.
Но
в
стрессовых
,
конфликт
-
ных
ситуациях
регулирующая
роль
подсознания
заметно
возрастает
.
Поэтому
при
анализе
конфликта
необходимо
учитывать
именно
его
влияние
.
Конфликт
как
тип
трудной
ситуации
Если
исходить
из
психологической
сущности
конфликта
,
то
он
может
быть
рассмотрен
как
один
из
типов
трудных
ситуаций
,
воз
-
никающих
в
процессе
жизнедеятельности
военнослужащего
и
военно
-
социальной
группы
.
В
этом
случае
признаками
трудной
ситуации
вы
-
ступают
:
-
осознание
личностью
угрозы
,
препятствия
на
пути
реали
-
зации
каких
-
либо
целей
,
мотивов
;
-
состояние
психической
напряженности
как
реакции
лично
-
сти
на
трудность
,
преодоление
которой
значимо
для
нее
;
8
-
заметное
изменение
привычных
параметров
деятельности
,
поведения
,
общения
,
выход
за
рамки
"
обыкновенности
"
и
др
.
Анализ
представленных
трудностей
позволяет
выделить
их
основные
виды
:
-
ситуация
деятельности
,
-
ситуация
социального
взаимодействия
-
ситуация
внутриличностного
плана
.
В
зависимости
от
того
,
как
воспринимается
угроза
,
трудные
ситуации
могут
иметь
три
уровня
:
1)
трудность
как
потенциальная
угроза
(
проблемные
ситуации
деятельности
,
взаимодействия
и
внутренние
затруднения
);
2)
трудность
как
непосредственная
угроза
(
критические
,
аварийные
ситуации
деятельности
,
предконфликтные
ситуации
взаи
-
модействия
,
внутриличностные
конфликты
);
3)
трудности
как
реализующаяся
угроза
(
экстремальные
,
в
том
числе
и
боевые
,
ситуации
,
конфликтные
ситуации
и
внутрилич
-
ностные
кризисы
).
В
трудной
(
проблемной
)
ситуации
деятельности
военнослу
-
жащего
противостоит
среда
.
В
трудной
ситуации
взаимодействия
че
-
ловеку
противостоит
другой
человек
или
группа
.
В
трудной
ситуации
внутриличностного
плана
человек
противодействует
самому
себе
.
Проблемные
ситуации
деятельности
отличаются
новой
зада
-
чей
,
которая
решается
в
обычных
обстоятельствах
.
Такие
ситуации
требуют
мобилизации
познавательных
способностей
военнослужа
-
щего
и
его
эмоциональной
устойчивости
.
В
свою
очередь
критические
ситуации
связаны
с
заметно
меняющимися
условиями
,
в
которых
про
-
текает
деятельность
.
Экстремальные
ситуации
представляют
собой
крайнее
проявление
трудных
ситуаций
,
требуют
максимального
на
-
пряжения
психических
и
физических
сил
человека
для
выхода
из
них
.
Проблемная
ситуация
взаимодействия
характеризуется
нали
-
чием
противоречия
и
положительным
или
нейтральным
отношением
субъектов
взаимодействия
друг
к
другу
.
В
этом
случае
межличностная
напряженность
невелика
.
Рациональная
составляющая
является
осно
-
вой
поведения
и
общения
.
Угроза
со
стороны
другого
оценивается
как
потенциальная
.
Предконфликтная
ситуация
взаимодействия
отличается
от
проблемной
более
высокой
степенью
психической
напряженности
.
Сторонами
или
одной
из
сторон
допущены
действия
,
которые
рас
-
сматриваются
оппонентом
как
нанесение
морального
или
физическо
-
го
ущерба
.
Характеризуется
началом
формирования
негативного
от
-
9
ношения
к
другому
,
готовностью
противодействовать
.
В
этом
слу
-
чае
высока
вероятность
перерастания
сложившейся
ситуации
в
кон
-
фликт
.
Для
конфликтной
ситуации
взаимодействия
свойственно
про
-
тиводействие
в
виде
общения
,
поведения
или
деятельности
,
направ
-
ленных
на
защиту
своих
интересов
путем
ограничения
активности
оппонента
,
нанесения
ему
морального
или
материального
ущерба
,
а
также
негативное
отношение
друг
к
другу
.
Преобладает
мотивация
"
на
себя
".
Эмоции
доминируют
в
определении
поведения
и
манеры
обще
-
ния
.
В
результате
стресса
все
ресурсы
индивида
мобилизуются
для
достижения
победы
над
оппонентом
.
Внутриличностные
трудности
(
проблемы
) -
относительно
не
-
сложные
проблемы
внутренней
жизни
человека
.
Они
представляют
собой
психические
состояния
сомнения
,
нерешительности
,
ненайден
-
ного
выхода
,
отсутствие
решения
проблемы
.
При
этом
внутрилично
-
стные
конфликты
-
наиболее
обширный
тип
внутриличностных
труд
-
ных
ситуаций
.
Острота
протекания
внутриличностного
конфликта
за
-
висит
от
восприятия
военнослужащим
значимости
трудной
ситуации
,
ее
психологической
устойчивости
.
Военная
психология
исходит
из
того
,
что
внутриличностные
(
жизненные
)
конфликты
выступают
как
особые
относительно
положи
-
тельные
периоды
жизни
личности
,
характеризующиеся
заметными
психологическими
изменениями
.
Выделяют
возрастные
,
невротиче
-
ские
и
травматические
кризисы
,
обусловливающие
формирование
внутриличностных
конфликтов
.
Кроме
того
,
внутриличностные
кризи
-
сы
подразделяются
по
деятельностному
критерию
(
кризис
операцио
-
нальной
стороны
жизнедеятельности
: «
не
знаю
,
как
жить
дальше
»;
кризис
мотивационно
-
целевой
стороны
жизнедеятельности
: «
не
знаю
,
для
чего
жить
дальше
»;
кризис
смысловой
стороны
: «
не
знаю
,
зачем
вообще
жить
дальше
»).
Как
правило
,
внутриличностные
кризисы
яв
-
ляются
своеобразными
поворотными
пунктами
жизненного
пути
лич
-
ности
,
сопровождаются
перестройкой
смысловых
структур
сознания
личности
,
возможной
переориентацией
на
новые
ценности
и
цели
.
Выделенные
типы
трудных
ситуаций
редко
возникают
в
изо
-
лированном
виде
.
Обычно
они
как
бы
наслаиваются
друг
на
друга
.
Трудность
ситуации
в
значительной
степени
определяется
субъектив
-
ной
составляющей
:
9
объективной
угрозы
может
и
не
быть
,
а
человек
,
ошиба
-
ясь
,
воспринимает
ситуацию
как
трудную
.
Причиной
может
быть
его
неподготовленность
,
искаженное
восприятие
;
10
9
могут
существовать
реальные
объективные
факторы
(
уг
-
роза
смерти
,
опасность
здоровью
),
но
человек
не
знает
об
их
сущест
-
вовании
и
не
осознает
ситуацию
как
трудную
;
9
военнослужащий
может
осознавать
трудность
ситуации
,
но
неоправданно
считать
ее
не
слишком
трудной
для
себя
;
9
ситуация
может
быть
очень
значима
для
личности
,
но
,
не
находя
ее
решения
,
человек
может
прибегнуть
к
психологической
за
-
щите
и
уйти
от
ее
реального
веса
.
9
ситуация
может
быть
объективно
сложной
,
но
наличие
знаний
и
опыта
позволят
военнослужащему
преодолевать
ее
без
осо
-
бых
трудностей
.
Специфической
реакцией
личности
на
трудную
ситуацию
можно
считать
психическую
напряженность
,
которая
характеризуется
активной
перестройкой
и
интеграцией
психических
процессов
в
на
-
правлении
доминирования
мотивационных
и
эмоциональных
компо
-
нентов
.
В
зависимости
от
влияния
напряженности
на
психические
функции
выделяют
следующие
формы
внутриличностных
конфлик
-
тов
:
перцептивную
(
возникающую
при
затруднении
в
воспри
-
ятии
);
интеллектуальную
(
человек
затрудняется
решить
задачу
);
эмоциональную
(
возникают
эмоции
,
дезорганизующие
поведение
и
деятельность
);
волевую
(
человек
не
может
управлять
собой
);
мотивационную
(
связанную
с
борьбой
мотивов
).
Психологическая
устойчивость
-
это
характеристика
личности
военнослужащего
,
состоящая
в
сохранении
оптимального
функциони
-
рования
психики
в
условиях
фрустрирующего
и
стрессогенного
воз
-
действия
трудных
ситуаций
.
Она
не
является
врожденным
свойством
личности
,
а
формируется
одновременно
с
ее
развитием
и
зависит
от
:
типа
нервной
системы
человека
;
опыта
военнослужащего
,
уровня
его
профессиональной
подготовки
;
навыков
и
умений
поведения
и
военно
-
профессиональной
деятельности
;
уровня
развития
основных
познавательных
структур
лич
-
ности
.
Среди
компонентов
психологической
устойчивости
выделяют
:
эмоциональный
,
волевой
,
интеллектуальный
(
познавательный
),
моти
-