Файл: Калюжный А.С - Конфликты в коллективах военнослужащих. Учебное пособие - 2004.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 438
Скачиваний: 4
11
вационный
и
психомоторный
.
Психологическая
устойчивость
-
это
не
просто
их
сумма
,
а
интегративное
образование
.
Эффективность
военно
-
профессиональной
деятельности
в
трудных
ситуациях
всецело
зависит
от
уровня
психологической
устой
-
чивости
и
профессионального
мастерства
.
Однако
,
с
ростом
трудности
ситуации
эффективность
деятельности
все
больше
и
больше
начинает
зависеть
от
психологической
устойчивости
,
а
не
только
от
профессио
-
нального
мастерства
военнослужащего
.
Причины
возникновения
конфликтов
Конфликт
,
как
считают
психологи
, -
это
столкновение
несо
-
вместимых
,
противоположно
направленных
тенденций
в
межличност
-
ных
или
межгрупповых
отношениях
.
Конфликты
в
воинских
коллективах
,
как
правило
,
могут
быть
порождены
целым
комплексом
причин
,
среди
которых
выделяют
объ
-
ективные
и
субъективные
.
Рассмотрим
объективные
причины
конф
-
ликтов
.
К
их
числу
военные
психологи
относят
:
•
недостаточную
обеспеченность
подразделения
всем
необхо
-
димым
для
нормальной
жизнедеятельности
и
выполнения
боевых
за
-
дач
;
•
нарушения
социальной
справедливости
при
распределении
материальных
и
духовных
благ
;
•
слабую
разработанность
правовых
путей
разрешения
меж
-
личностных
противоречий
,
возникающих
во
взаимоотношениях
воен
-
нослужащих
.
•
сложность
и
динамичность
воинской
деятельности
;
•
несоответствие
нормативного
(
закрепленного
уставом
)
ха
-
рактера
отношений
военнослужащих
тому
типу
отношений
,
которые
возникают
в
процессе
служебной
деятельности
;
•
сложность
социальной
и
профессиональной
адаптации
ко
-
мандиров
к
своему
должностному
статусу
.
Среди
субъективных
причин
возникновения
конфликтов
в
военной
психологии
выделяются
управленческие
и
психологические
.
Управленческие
причины
:
-
принятие
необоснованных
или
ошибочных
решений
;
-
излишняя
опека
старшими
начальниками
младших
в
выпол
-
нении
ими
своих
должностных
обязанностей
;
-
неумение
некоторых
военных
руководителей
подчеркнуть
престижность
первичных
командных
должностей
;
12
-
примерное
равенство
начальников
и
подчиненных
(
напри
-
мер
, «
офицер
-
прапорщик
», «
сержант
-
солдат
»);
-
недостаточная
профессиональная
подготовка
некоторых
во
-
еннослужащих
.
Психологические
причины
:
-
неуставные
отношения
;
-
недостаточность
культуры
общения
,
проявление
грубости
,
нетактичности
,
нетерпимости
к
чужому
мнению
;
-
стремление
командира
утвердить
свой
авторитет
среди
под
-
чиненных
любой
ценой
;
-
предвзятое
отношение
начальника
к
подчиненному
;
-
сложные
взаимоотношения
между
военнослужащими
;
-
завышенная
самооценка
отдельных
военнослужащих
;
-
стремление
стать
лидером
в
коллективе
любыми
путями
;
-
негативизм
в
поведении
;
-
повышенная
агрессивность
и
раздражительность
;
-
эмоциональная
неустойчивость
,
излишняя
тревога
,
низкое
самоуважение
.
Виды
конфликтов
В
зависимости
от
носителей
противоречия
,
являющегося
ос
-
новой
конфликта
,
обычно
выделяют
внутриличностные
,
межличност
-
ные
и
межгрупповые
конфликты
.
Внутриличностный
конфликт
представляет
собой
столкновение
примерно
равных
по
силе
,
но
проти
-
воположно
направленных
мотивов
,
интересов
или
потребностей
воен
-
нослужащего
.
Каждый
из
нас
не
один
раз
попадал
в
состояние
внутри
-
личностного
конфликта
,
для
преодоления
которого
подчас
требуется
немало
усилий
.
К
примеру
,
матрос
первого
периода
службы
знает
о
случаях
неуставных
взаимоотношений
в
подразделении
и
понимает
,
что
дня
успешной
борьбы
с
ними
необходимо
доложить
о
нарушениях
командиру
.
Однако
одновременно
он
опасается
неправильной
оценки
такого
доклада
со
стороны
сослуживцев
.
Если
он
в
этой
ситуации
ко
-
леблется
,
не
знает
,
как
ему
поступить
,
то
его
состояние
является
внут
-
риличностным
конфликтом
.
Конфликт
,
возникающий
между
отдельными
военно
-
служащими
,
называют
межличностным
.
Если
он
происходит
между
подчиненным
и
начальником
,
то
его
называют
конфликтом
«
по
верти
-
кали
».
13
Молодому
офицеру
важно
знать
,
с
какими
конфликтами
ему
придется
сталкиваться
чаще
всего
.
Анализ
250
конфликтов
в
Сухопут
-
ных
войсках
и
войсках
ПВО
показал
,
что
48%
конфликтов
между
офи
-
церами
подразделений
происходит
в
звене
подчиненный
—
непосред
-
ственный
начальник
.
Еще
30%
конфликтов
имеют
место
в
звене
под
-
чиненный
—
прямой
начальник
. 19%
от
общего
количества
конф
-
ликтов
происходит
между
офицерами
,
не
находящимися
в
отношениях
подчиненности
,
а
3% —
между
временно
подчиненными
.
Из
этого
следует
,
что
типичным
конфликтом
для
офицеров
подразделения
явля
-
ется
конфликт
со
своими
подчиненными
или
начальниками
.
В
межгрупповых
конфликтах
в
качестве
противобор
-
ствующих
сторон
выступают
не
отдельные
военнослужащие
,
а
их
группы
.
Типичным
межгрупповым
конфликтом
в
подразделении
явля
-
ется
конфликт
между
двумя
группами
воинов
различных
призывов
или
возникший
на
межнациональной
почве
.
Общая
характеристика
конфликтов
Обычно
конфликт
считается
негативным
социально
-
психологическим
явлением
,
отрицательно
влияющим
на
психологиче
-
ское
состояние
и
деятельность
как
конфликтующих
,
так
и
коллектива
в
целом
.
На
самом
деле
влияние
конфликта
на
оппонентов
и
коллектив
не
столь
однозначное
.
В
результате
изучения
военными
психологами
130
конфликтов
установлено
,
что
практически
каждый
из
них
несет
в
себе
и
конструктивную
,
и
деструктивную
функции
.
Оказалось
,
что
во
время
конфликта
качество
деятельности
его
участников
в
той
или
иной
степени
ухудшается
.
Причем
сильнее
ухудшается
деятельность
того
оппонента
,
который
не
прав
.
Представление
о
конфликте
как
о
негативном
социально
-
психологическом
явлении
,
скорее
всего
,
связано
с
отрицательным
влиянием
его
на
настроение
оппонента
,
а
также
на
социально
-
психологический
климат
коллектива
.
Анализ
реальных
конфликтов
показал
,
что
в
85%
ситуаций
настроение
даже
правого
оппонента
в
ходе
конфликта
заметно
ухудшается
.
У
неправого
оппонента
ухудше
-
ние
происходит
в
70%
конфликтов
.
Конфликт
продолжает
оказывать
негативное
влияние
на
настроение
участников
и
после
его
разрешения
примерно
в
50%
ситуаций
.
Таким
образом
,
конфликт
оказывает
замет
-
ное
негативное
влияние
на
психическое
состояние
воинов
.
Если
конфликт
оказывает
в
большей
степени
отрицательное
влияние
на
жизнь
и
деятельность
оппонентов
и
коллектива
,
то
он
явля
-
14
ется
деструктивным
.
Если
влияние
в
итоге
положительное
,
то
кон
-
фликт
конструктивен
.
Какие
из
этих
функций
преобладают
,
зависит
от
того
,
как
будут
вести
себя
участники
конфликта
,
правильно
ли
поймет
суть
конфликта
и
окажет
ли
на
него
регулирующее
влияние
офицер
-
руководитель
.
Классификация
конфликтов
Конфликты
можно
классифицировать
по
различным
ос
-
нованиям
.
Например
,
в
зависимости
от
длительности
течения
их
делят
на
короткие
,
конфликты
средней
длительности
и
продолжительные
.
Анализ
войсковой
и
флотской
практики
показал
,
что
у
молодых
офи
-
церов
примерно
30%
конфликтов
длятся
менее
месяца
,
еще
35%
кон
-
фликтов
продолжаются
от
одного
до
шести
месяцев
,
от
шести
месяцев
до
полутора
лет
длится
каждый
третий
конфликт
.
Конфликты
можно
классифицировать
и
по
другим
основани
-
ям
,
например
:
-
по
содержанию
:
деловые
,
возникающие
в
общении
,
нравст
-
венные
,
бытовые
;
-
по
объему
:
широкие
(
затрагивающие
интересы
значительной
части
коллектива
)
и
локальные
(
касающиеся
интересов
двух
или
не
-
скольких
оппонентов
;
-
по
силе
воздействия
на
участников
:
сильные
—
затрагиваю
-
щие
коренные
интересы
воинов
,
слабые
—
не
затрагивающие
их
суще
-
ственных
интересов
;
-
по
основным
причинам
возникновения
:
объективные
,
субъ
-
ективные
,
истинные
(
реальные
)
и
ложные
(
иллюзорные
).
Понимание
сущности
конфликтов
в
воинском
коллективе
и
причин
их
возникновения
поможет
молодому
офицеру
более
эффек
-
тивно
вести
работу
по
их
предупреждению
и
своевременному
разре
-
шению
.
15
ПУТИ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
И
РАЗРЕШЕНИЯ
КОНФЛИКТОВ
Социальные
условия
предупреждение
конфликтов
Одним
из
таких
условий
является
хорошая
организация
жизни
и
деятельности
личного
состава
.
Типичной
реакцией
на
плохо
,
нера
-
зумно
организованную
,
материально
не
обеспеченную
,
не
восприни
-
маемую
как
полезную
и
значимую
воинскую
деятельность
является
повышенная
раздражительность
людей
.
Важной
потребностью
воен
-
нослужащего
любой
категории
является
потребность
в
интересной
и
серьезной
работе
.
Если
эта
потребность
не
удовлетворяется
,
если
воин
считает
,
что
он
занимается
примитивной
или
вообще
бессмысленной
деятельностью
,
то
он
гораздо
более
склонен
к
конфликтным
реакциям
,
хотя
сам
может
этого
и
не
осознавать
.
Офицеры
-
руководители
,
осо
-
бенно
молодые
,
часто
недооценивают
значение
хорошей
организации
воинской
деятельности
для
формирования
здорового
социально
-
психологического
климата
в
коллективе
,
предупреждения
конфликтов
.
Дайте
возможность
военнослужащему
заниматься
делом
,
которое
для
него
интересно
и
важно
,
вовремя
оцените
его
успехи
,
и
вы
избавитесь
от
половины
нарушений
воинской
дисциплины
и
конфликтов
.
Много
конфликтов
возникает
на
почве
плохо
решенных
про
-
блем
быта
и
обеспечения
.
Нехватка
чего
-
либо
(
мест
в
столовой
,
про
-
дуктов
,
товаров
,
жилплощади
,
обмундирования
и
т
.
д
.)
объективно
по
-
рождает
возможность
столкновения
интересов
военнослужащих
,
их
желаний
обладать
этими
благами
.
Поэтому
обеспечение
личного
со
-
става
всеми
положенными
видами
довольствия
является
одним
из
эф
-
фективных
путей
предупреждения
конфликтов
.
Однако
,
как
бы
мы
ни
старались
,
проблема
своевременного
и
качественного
обеспечения
личного
состава
всеми
видами
довольствия
является
на
сегодняшний
день
открытой
.
В
такой
ситуации
важным
условием
профилактики
конфликтов
является
создание
механизмов
справедливого
распределения
основных
материальных
и
духовных