ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.11.2020
Просмотров: 1355
Скачиваний: 20
21
ЧАСТЬ
2.
Нормативно-правовая
основа противодействия
«Подлежит
законы и указы писать явно, чтоб их не
перетолковывать. Указую господам
сенаторам, чтобы речи держать не по
писанному, а своими словами, дабы дурь
была видна каждого».
Петр
I.
Действующее
российское законодательство провозглашает
тотальный запрет на любую дискриминацию.
В соответствии со ст. 29 Конституции РФ
не допускаются пропаганда или агитация,
возбуждающие социальную, расовую,
национальную или религиозную ненависть
и вражду. Запрещается пропаганда
социального, расового, национального,
религиозного или языкового
превосходства. Согласно ст. 4 Закона РФ
«О средствах массовой информации»
не допускается использование средств
массовой информации в целях разжигания
национальной, классовой, социальной,
религиозной нетерпимости или розни.
В ст. 19 Конституции РФ закрепляется
принцип равенства и абсолютный
запрет на любую форму дискриминации,
в ст. 29 Конституции РФ гарантируется
свобода мысли и слова.
Проблема
заключается в том, что провозглашенные
Конституцией РФ высшие ценности нередко
конфликтуют между собой, хотя незыблемым
принципом является положение о том,
что гарантии прав и свобод одних людей
не должны ограничивать права и свободы
других. Никто не вправе, спекулируя
на праве свободы убеждений, слова,
выражения мнений и оценок, подавать
ксенофобские и подстрекательские
материалы под соусом выражения в них
патриотических идей и убеждений с
благородными целями.
Особенностью
отечественных проявлений словесного
экстремизма является использование
высокотехнологических средств связи
и информации, изощренных средств
манипуляции общественным сознанием,
скрытой суггестии и массового
внушения.
словесному
экстремизму
ЛИНГВИСТИКА
VS
ЭКСТРЕМИЗМА
«Наш
язык является самым простым и в то же
время самым восхитительным из всех
коммуникативных инструментов, коими
мы, люди, обладаем, - и несмотря на это,
большинство из нас орудуют им неуклюже,
как громоздким двуручным мечом, вместо
того, чтобы легко и тонко манипулировать
им, как остро отточенной и непредсказуемой
в действиях шпагой, беспощадно
эффективной в своем завораживающем
танце»23.
Но
«Слово» - это не только оружие, которое
может быть использовано точечно против
конкретного человека, а средство
массового поражения. Именно поэтому
не меньшей, а может быть и большей
общественной опасностью обладает
словесный экстремизм, экстремистские
высказывания, озвученные и напечатанные
в средствах массовой информации - в
печати, на телевидении, в Интернете
и т.д. В то же время к этой проблеме нужно
подходить с крайней осторожностью.
Важная причина, заставляющая вспомнить
об осторожности, - сомнения в отношении
эффективности законов, направленных
на борьбу с высказываниями, разжигающими
вражду и ненависть. Такие сомнения
высказывают многие правоведы,
международные специалисты по вопросам
свободы слова. Они часто и весьма
убедительно указывают, что угроза
борьба со словесным экстремизмом не
должна привести к злоупотреблению
законами со стороны государства для
подавления инакомыслия.
Право
на свободное выражение своего мнения
закреплено в ст. 19 Международного
пакта о гражданских и политических
правах. Эта статья предусматривает
для этого права только такие ограничения,
«которые установлены законом и являются
необходимыми: а) для защиты прав и
репутации других лиц; b)
для
охраны государственной безопасности,
общественного порядка, здоровья и
нравственности населения». Но при этом
ст. 19 может рассматриваться совместно
со ст. 20, которая запрещает «всякую
пропаганду войны» и - что особенно
важно в данном случае - «всякое выступление
в пользу национальной, расовой или
религиозной ненависти, представляющее
собой подстрекательство к дискриминации,
вражде или насилию».
Существенный
интерес представляют также положения
ст. 4 Международной конвенции о
ликвидации всех форм расовой
дискриминации24,
где
23 Бреденмайер
К. Черная риторика: Власть и магия слова
/ Карстен Бреденмайер; пер. с нем.- 2-е
изд. - М.: Альпина Бизнес букс, 2005, с. 17.
24 Ст.
4: «Государства-участники осуждают
всякую пропаганду и все организации,
основанные на идеях и теориях
превосходства одной расы или группы
лиц определенного цвета кожи или
этнического происхождения, или пытающие
оправдать или поощрить расовую
ненависть и дискриминацию в какой бы
то ни было форме, и обязуются принять
немедленные и позитивные меры,
направленные на искоренение всякого
подстрекательства к такой дискриминации
или актов дискриминации, и с этой целью
они в соответствии с принципами,
содержащимися во Всеобщей декларации
прав человека, и правами, ясно изложенными
в статье 5 настоящей Конвенции. А именно:
это - "право на свободу убеждений и
на свободное выражение их"».
отмечено,
что Государства-участники «объявляют
караемым по закону пре- 23
ступлением
всякое распространение идей, основанных
на расовом превос-
Европейский
суд по правам человека (Страсбург), к
примеру, рассмот-
В
то же время Европейский суд по правам
человека последовательно
Следует
признать, что между правом на равенство
и защиту от дискри-
ЧАСТЬ
2. Нормативно-правовая основа
противодействия словесному экстремизму
25
Ст. 17 ЕКПЧ («Злоупотребление правами»):
«Ничто в настоящей Конвенции не может
толковаться как означающее, что
какое-либо государство, группа лиц или
какое- либо лицо имеет право заниматься
какой-либо деятельностью или совершать
какие- либо действия, направленные на
уничтожение любых прав и свобод,
изложенных в настоящей Конвенции, или
на их ограничение в большей степени,
чем это предусматривается в Конвенции».
ходстве
или ненависти, всякое подстрекательство
к расовой дискримина-
ции,
а также все акты насилия или
подстрекательства к таким актам,
направ-
ленным
против любой расы или группы лиц другого
цвета кожи или этничес-
кого
происхождения...».
рев
связь между правом на свободу слова и
обязательствами государства,
вытекающими
из указанной выше конвенции, в решении
по делу Йерсилд
против
Дании посчитал, что признание журналиста
(взявшего телевизион-
ное
интервью у членов правоэкстремистской
группы «Зеленые куртки») ви-
новным
в содействии распространению и пропаганде
расистских взглядов
представляет
собой нарушение свободы выражения
мнения в том ее виде, в
каком
она пользуется защитой ст. 10 Европейской
Конвенции о защите прав
человека
и основных свобод (ЕКПЧ).
отказывает
в защите, предоставляемой свободой
выражения мнений, на вы-
ражение
расистских взглядов, распространение
листовок расистского содер-
жания.
Например, в деле Глиммервен и Хагенбек
против Нидерландов
(Glimmerveen
&
Hagenbeek
v. Netherlands) жалоба
была признана необосно-
ванной
и в соответствии со ст. 17 ЕКПЧ25
(злоупотребление правами и сво-
бодами,
гарантированными Конвенцией) объявлена
неприемлемой. Однако,
в
деле Фельдек против Словакии (Feldek
v. Slovakia) суд
постановил, что сан-
кции,
которые были наложены на журналиста,
припомнившего министру «фа-
шистское
прошлое», представляют собой нарушение
ст. 10 ЕКПЧ, при этом
суд
категорически заявил, что «не может
согласиться с ограничительным
тол-
кованием
слов "фашистское прошлое"». В
постановлении разъяснено: «Это
понятие
является широким, у того, кто его
встречает в тексте, могут возник-
нуть
различные представления о его содержании
и значении. Одно из зна-
чений
сводится к тому, что данное лицо
участвовало в фашистской органи-
зации,
будучи ее членом, даже если его
деятельность не была связана с
про-
пагандой
фашистских идей».
минации,
с одной стороны, и правом на свободу
выражения мнений, с дру-
ЛИНГВИСТИКА
VS
ЭКСТРЕМИЗМА
24
гой, которые сосуществуют в международной
практике, в российском судопроизводстве
нет единого подхода.
Юрист
Б.Н. Пантелеев совершенно правильно
акцентирует внимание на трех блоках
основных прав человека26.
Права
человека на основные свободы: свобода
вероисповедания, свобода слова,
свобода от пыток и свобода передвижения.
Социальные
права человека - право на развитие,
труд, образование, здравоохранение.
Коллективные
права человека - право на мир, на
национальное самоопределение, на
здоровую окружающую среду, на защиту
от любых форм дискриминации.
Для
соблюдения этих прав журналистскому
сообществу необходимо предусмотреть
и постоянно развивать профессиональную
подготовку журналистов, кодекс
профессиональной этики журналистов.
Мировые
стандарты, не посягая на право СМИ на
независимость и свободу распространения
информации, предлагают эффективные
демократические механизмы для контроля
за установлением и соблюдением правил
политкор- ректности, плюрализма мнений
и идей, поощрения духа терпимости в
диалоге между разными культурами,
обязывают журналистов выполнять свои
функции с осознанием ответственности
перед обществом и гражданами.
Российское
законодательство предусматривает
также разнообразные способы борьбы со
словесным экстремизмом (то есть таким
деянием, которое совершается на
почве национальной, религиозной,
этнической неприязни в процессе
речевой коммуникации) в словесной
(текстовой) форме.
Во-первых,
это возможность уголовного преследования
с учетом диспозиции статьи 280 УК РФ
(«Публичные призывы к осуществлению
экстремистской деятельности») и ст.
282 УК РФ27
(«Возбуждение ненависти либо вражды,
а равно унижение человеческого
достоинства»).
Во-вторых,
это применение Федерального закона РФ
«О противодействии экстремистской
деятельности»28
и вынесение предупреждения с требованием
ликвидации средства массовой информации
(при неоднократных нарушениях)
Министерством РФ по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых
коммуникаций и его территориальными
органами, в компетенцию которых входит
контроль за соблюдением средствами
массовой информации ст.4 Закона «О
СМИ».
26 Пантелеев
Б.Н. Политкорректность как условие
выживания // Татарский путь: права
народа и политкорректность. - Казань:
Магариф, 2003, с. 50-58.
27 Уголовный
кодекс РФ в ред. Федерального закона
РФ от 08.12.2003 г. № 162-ФЗ.
28 Федеральный
закон РФ «О противодействии экстремисткой
деятельности» № 114- ФЗ от 25 июля 2002 г.
Рассмотрим
их с кратким анализом каждого и выделим
те, где, по наше- 25
му
мнению, применение специальных
филологических (лингвистических)
Наиболее
общественно опасными, влекущими
уголовное преследование
Статья
280 УК РФ. Публичные призывы к осуществлению
экстремис-
Публичные
призывы к осуществлению экстремистской
деятельности
наказываются
штрафом в размере до трехсот тысяч
рублей или в
Те
же деяния, совершенные с использованием
средств массовой ин-
наказываются
лишением свободы на срок до пяти лет
с лишением
Статья
282 УК РФ. Возбуждение ненависти либо
вражды, а равно
Действия,
направленные на возбуждение ненависти
либо вражды, а
наказываются
штрафом в размере от ста тысяч до
трехсот тысяч руб-
Те
же деяния, совершенные:
а) с
применением насилия или с угрозой его
применения;
б) лицом
с использованием своего служебного
положения;
ЧАСТЬ
2. Нормативно-правовая основа
противодействия словесному экстремизму
знаний
будет наиболее эффективно в целях
усиления профилактики ксено-
фобии,
экстремизма и пресечения деятельности,
направленной на разжига-
ние
антагонизма между разными группами
населения.
признаются
два вида словесного экстремизма. Это
- призывы к осуществле-
нию
экстремистской деятельности (ст. 280 УК
РФ) и возбуждение ненависти и
вражды,
равно как унижение человеческого
достоинства (ст.282 УК РФ).
тской
деятельности
(в ред. Федерального закона от 25.07.2002 №
112-ФЗ)
размере
заработной платы или иного дохода
осужденного за пери-
од
до двух лет, либо арестом на срок от
четырех до шести месяцев,
либо
лишением свободы на срок до трех лет
(в ред. Федерального
закона
от 08.12.2003 N 162-ФЗ).
формации,
права
занимать определенные должности или
заниматься опреде-
ленной
деятельностью на срок до трех лет
(в ред. Федеральных за-
конов
от 09.07.1999 N 156-ФЗ, от 08.12.2003 N 162-ФЗ).
унижение
человеческого достоинства
(в ред. Федерального закона от
08.12.2003
№ 162-ФЗ).
также
на унижение достоинства человека либо
группы лиц по признакам
пола,
расы, национальности, языка, происхождения,
отношения к религии, а
равно
принадлежности к какой-либо социальной
группе, совершенные пуб-
лично
или с использованием средств массовой
информации.
лей
или в размере заработной платы или
иного дохода осужденного
за
период от одного года до двух лет, либо
лишением права зани-
мать
определенные должности или заниматься
определенной дея-
тельностью
на срок до трех лет, либо обязательными
работами на
срок
до ста восьмидесяти часов, либо
исправительными работами
на
срок до одного года, либо лишением
свободы на срок до двух лет.