ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.11.2020
Просмотров: 1365
Скачиваний: 20
41
ЧАСТЬ
3.
Использование
специальных лингвистических
«Эксперт
- человек, который перестал мыслить,
потому что он знает».
Ф.
Райт.
Практика
раскрытия и расследования уголовных
дел, возбуждаемых по ст.ст. 280, 282 УК РФ,
показывает, что органы предварительного
расследования и суд сталкиваются со
сложностью формирования надежной
доказательственной базы по данной
категории уголовных дел, с затруднениями
в установлении объективной и
субъективной стороны преступлений,
ответственность за которые предусмотрена
названными статьями Уголовного кодекса
РФ. Анализ практики вынесения
предупреждений СМИ также показывает
сложность правовой квалификации
публичных речей и текстов в качестве
экстремистских материалов.
Это
объясняется тем, что толкование и
интерпретация смысла устного высказывания
или письменного текста требует
обязательного привлечения специальных
лингвистических познаний не только в
случаях использования манипулятивных
приемов речевого воздействия на
аудиторию или камуфляжа ксенофобных
высказываний средствами изощренной
словесной эквилибристики, но и для
выявления рефлексируемой аудиторией
пропаганды и агитации, призывов к
совершению тех или иных действий, угроз
и подстрекательств, оправдания или
обоснования необходимости осуществления
экст- ремисткой деятельности46.
46
В данной работе мы рассматриваем
исключительно возможности лингвистических
знаний. По вопросам применения иных
(психологических, социологических)
знаний по материалам ксенофобного
содержания отсылаем читателя к работе:
Ратинов А.Р., Кроз М.В., Ратинова Н.А.
Ответственность за разжигание вражды
и ненависти. Психолого-правовая
характеристика / Под ред. А.Р. Ратинова.
- М: Юрлитинформ, 2005.
знаний
для установления фактов словесного
экстремизма
ЛИНГВИСТИКА
VS
ЭКСТРЕМИЗМА
Практика
проведения лингвистических исследований
публичных высказываний и письменных
текстов СМИ по делам, возбужденным по
ст., ст. 280, 282 УК РФ, хотя и не многочисленна,
но уже позволяет сделать ряд выводов.
Первое
- это можно достаточно четко очертить
круг экспертных ситуаций, когда по
ксенофобным материалам необходимо
назначение судебной лингвистической
экспертизы или использование специальных
лингвистических знаний в процессуальной
или непроцессуальной форме. Второе -
это сложившаяся практика типовых
вопросов, которые ставятся на разрешение
лингвистической экспертизы по данным
категориям дел. Третье - сформировавшийся
штат экспертов-лингвистов, подготовленных
для решения типовых экспертных задач
и специализирующихся на текстах
ксенофобной направленности. Четвертое
- наличие разработанных и апробированных
методик лингвистического анализа
экстремистских высказываний и письменных
текстов СМИ.
Заметим,
что термин «судебная лингвистическая
экспертиза» уже устоялся и является
общепринятым47.
Объектами
лингвистической экспертизы письменных
и устных текстов являются речевые
произведения в форме письменного текста
или устного высказывания, зафиксированные
на любом материальном носителе.
Предметом
судебной лингвистической экспертизы
являются факты и обстоятельства,
устанавливаемые на основе исследования
закономерностей существования и
функционирования в устной и письменной
речи естественного или искусственного
языка.
Специфика
судебной лингвистической экспертизы,
назначаемой по уголовным делам,
возбужденным по ст. ст. 280, 282 УК РФ,
заключается в том, что результаты
лингвистического анализа
содержательно-смысловой и формальной
стороны речевого произведения служат
источником доказательств наличия или
отсутствия состава, то есть признаков
объективной стороны, преступления.
Компетенция
судебной лингвистической экспертизы
по делам, сопряженным со словесным
экстремизмом, определяется исключительно
предметной областью исследования
- анализом языковых и речевых средств,
использованных в качестве инструмента
(орудия) преступления, ответственность
за которое предусмотрена ст.ст. 280, 282
УК РФ.
Здесь
еще раз необходимо остановится на
разграничении компетенции
юристов-правововедов и судебных
экспертов, поскольку эксперты нередко
оказываются перед сложной дилеммой:
необходимостью лингвистической
трактовки речевого нарушения и правовой
квалификации объективной стороны
речевого деяния как состава преступления.
47
Галяшина Е.И. Основы судебного речеведения.
- М.: СТЭНСИ, 2003 г., с. 22-40.
Говоря
о компетенции экспертов-лингвистов,
следует отметить, что дис- 43
деятельности»
№ 114-ФЗ от 25 июля 2002 г. определяет понятие
«экстреми-
В
объективную сторону любого правонарушения
входят, в частности, спо-
Но
в нашем случае и правовая квалификация,
и лингвистическая ин-
Особенности
формулировки вопросов применительно
к статье 280 УК
ЧАСТЬ
3. Использование специальных лингвистических
знаний.
48Россинская
Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском,
арбитражном, уголовном и административном
процессе. - М.: Норма, 2005, с. 223-225; 268-270.
позиция
ст. 1 Федерального закона РФ «О
противодействии экстремистской
стская
деятельность» («экстремизм») описательно
через перечисление ее
разновидностей,
включая как собственно террористическую
деятельность,
так
и ее пропаганду. Объективная сторона
действий, предусмотренных дан-
ным
законом, направлена на оправдание или
обоснование необходимости
осуществления
экстремисткой деятельности, пропаганду
нацистской или
сходной
с ней до степени смешения символики и
атрибутики, а также в на-
личии
призывов к осуществлению экстремистской
деятельности, возбужде-
ние
ненависти либо вражды, а равно унижение
человеческого достоинства,
что
российским законодательством прямо
запрещено.
соб
его совершения и обстоятельства,
способствующие совершению правона-
рушения,
для установления которых может быть
необходимым производство
судебной
экспертизы. Общеизвестно, что эксперты
не могут решать правовые
вопросы,
выходящие за границы их компетенции.
При назначении судебной
экспертизы
судебная практика полагает недопустимым
ставить на разрешение
эксперта
вопросы о наличии признаков состава
правонарушения, виновности
или
невиновности лица, форме вины и т.п. В
противном случае заключение
судебной
экспертизы может быть признано не
имеющим доказательственного
значения,
поскольку эксперт, отвечающий на
вышеуказанные вопросы, выхо-
дит
за пределы своей компетенции48.
Это объясняется тем, что в юриспруден-
ции
действует презумпция, что судьи знают
право, поэтому вопросы права не
относятся
к числу специальных познаний и не
ставятся на разрешение экспер-
тов
или специалистов. Вопросы, поставленные
перед экспертом, и его заключе-
ние
по ним не могут выходить за пределы
специальных познаний лица, которо-
му
поручено проведение экспертизы. Решение
правовых вопросов не входит в
компетенцию
экспертов (см. например, постановление
Пленума Верховного Суда
СССР
от 16 марта 1971 г. № 1 «О судебной экспертизе
по уголовным делам»).
терпретация
того же самого состава преступления
проводится одними и теми
же
средствами русского языка, располагающими
одним набором терминов и
лексическим
запасом. Поэтому обратимся к формулировкам
экспертных за-
дач
и вопросов, решаемых эксперами-лингвистами.
РФ.
Формулировка вопросов при назначении
экспертизы на предмет выяв-
ления
высказываний, которые могут быть
квалифицированы правопримени-
ЛИНГВИСТИКА
VS
ЭКСТРЕМИЗМА
44
телем как призывы к осуществлению
экстремистской деятельности (ст. 280 УК
РФ) на практике особых затруднений не
вызывает. Здесь следует только
предостеречь от постановки вопросов,
требующих от эксперта установление
наличия признаков состава правонарушения.
То есть недопустимо ставить на разрешение
эксперта вопрос о выявлении в тексте
«призывов к осуществлению именно
экстремистской деятельности», так как
наличие таковых относится к объективной
стороне преступления, ответственность
за которое предусмотрена ст. 280 УК РФ.
Установление последнего является,
безусловно, прерогативой прокурора
или суда, а, следовательно, не должно
фигурировать в формулировке вопросов,
которые ставятся на разрешение какой-
либо судебной экспертизы, включая и
лингвистическую.
Заметим,
что для более полного использования
специальных лингвистических знаний
и исключения неоднозначности толкования
при оценке экспертных заключений
рекомендуется не ограничиваться одним,
пусть даже самым важным вопросом, но
ставить на разрешение эксперта несколько
вопросов дополняющих и уточняющих
друг друга.
Поэтому
для исключения разночтений и четкого
разграничения полномочий эксперта,
дающего заключение на основе специальных
лингвистических знаний, и субъекта,
квалифицирующего речевой факт, как
правонарушение по ст.280 УК РФ, целесообразно
сформулировать вопросы в следующей
редакции:
Имеются
ли в представленном тексте высказывания
или выражения, призывающие к
совершению противоправных (экстремистских)
действий?
Имеются
ли в представленном тексте обращения
или лозунги, агитирующие за совершение
противоправных (экстремистских)
действий?
Имеются
ли в представленном тексте выражения,
инициирующие совершение противоправных
(экстремистских) действий?
Имеются
ли в представленном тексте высказывания
или выражения, однозначно трактуемые
как требование (приказ) совершения
противоправных (экстремистских)
действий?
Особенности
формулировки вопросов применительно
к статье 282 УК РФ,
предусматривающей уголовную
ответственность за действия, направленные
на возбуждение ненависти либо вражды,
а также на унижение достоинства
человека либо группы лиц по признакам
пола, расы, национальности, языка,
происхождения, отношения к религии, а
равно принадлежности к какой-либо
социальной группе. Под этим понимается
выражение в тексте (высказывании)
коммуникативной установки говорящего
(пишущего) на создание резко отрицательных
рациональных и психологических установок
у читающего (слушающего) в отношении
другого лица (группы лиц) путем
распространения соответствующей
информации в различных выразительных
формах.
Использование
в формулировке диспозиции статьи 282 УК
РФ раздели- 45
тельных
союзов «либо» и «или» свидетельствует
о разделение законодате-
действия,
возбуждающие ненависть;
действия,
возбуждающие вражду;
действия,
направленные на унижение достоинства
человека;
действия,
направленные на унижение достоинства
группы лиц.
Действия,
направленные на унижение достоинства
человека либо груп-
действия,
направленные на унижение достоинства
по признакам
действия,
направленные на унижение достоинства
по признакам расы;
действия,
направленные на унижение достоинства
по признакам
действия,
направленные на унижение достоинства
по признакам
действия,
направленные на унижение достоинства
по признакам
действия,
направленные на унижение достоинства
по признакам
действия,
направленные на унижение достоинства
по признакам
Для
уяснения вопроса о том, направлены
высказывания на возбужде-
В
основе термина «национальный» лежит
понятие «нации».
Нация
- исторически сложившаяся общность
людей, объединенных эко-
ЧАСТЬ
3. Использование специальных лингвистических
знаний.
49
Новейший энциклопедический словарь.
- М.: АСТ «Астрель» Транзиткнига, 2004, с.
852.
лем
действий, за которые предусмотрена
уголовная ответственность этой
ста-
тьей,
по видам:
пы
лиц в свою очередь подразделяются на:
пола;
национальности;
языка;
происхождения;
отношения
к религии;
принадлежности
к какой-либо иной социальной группе.
ние
расовой, национальной либо социальной
розни, либо на унижение дос-
тоинства
человека либо группы лиц по признакам
пола, расы, национально-
сти,
языка, происхождения, отношения к
религии либо по признакам при-
надлежности
к какой-либо социальной группе, необходимо
определить со-
держание
понятий
«расовый», «национальный» и «социальный»,
«религия».
номическими
связями, обладающих едиными территорией
и языком, отли-
чительными
особенностями культуры и характера. В
современной литерату-
ре
существует расхождение при определении
нации: некоторые ученые на-
цию
отождествляют с народом, включая в
понятие нации общие черты само-
сознания
и социальной структуры, другие определяют
нацию как общность
по
принадлежности к определенному
государству49,
53
.