ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.11.2020
Просмотров: 1367
Скачиваний: 20
В
то же время в экспертных учреждениях
специалистов, способных про- 5 1
водить
судебные лингвистические экспертизы
по экстремистским материа-
Большой
объем текстов, представляемых на
судебную лингвистическую
В
этих условиях для удовлетворения
всевозрастающего социального за-
Второй
путь - экстенсивный, он осуществляется
за счет наращивания
При
этом до последнего времени профессиональных
судебных экспер-
ЧАСТЬ
3. Использование специальных лингвистических
знаний.
лам,
текстам ксенофобной направленности,
крайне мало, государственные
экспертные
учреждения зачастую просто отказываются
от производства по-
добных
экспертиз, мотивируя это отсутствием
подготовленных экспертов и
разработанных
методик.
экспертизу,
трудоемкость и многообразие практических
задач, для решения
которых
необходимы специальные лингвистические
знания, и иные причины
объективно
привели не только к росту числа
назначаемых в экспертные учреж-
дения
лингвистических экспертиз, но и к
увеличению сроков их проведения.
каза
на судебные лингвистические экспертизы
и сокращения сроков их вы-
полнения
очевидны два пути. Первый путь -
интенсивный. Он связан с по-
вышением
производительности имеющихся экспертных
средств и методов
анализа
устных и письменных текстов в целях
решения всего многообразия
экспертных
задач, которые ставятся практикой
раскрытия и расследования
речевых
деликтов и вербальных преступлений.
Для этого необходимо раз-
работать
новые высокоэффективные методики,
позволяющие автоматизи-
ровать
отдельные этапы лингвистического
исследования текста и расширить
при
этом круг решаемых вопросов. Ранее
разработанные и хорошо зареко-
мендовавшие
себя методики могут быть оптимизированы
и адаптированы
для
исследования новых нетрадиционных
объектов, поступающих на судеб-
ную
лингвистическую экспертизу. Для решения
типовых задач необходимо
сформировать
корпусы массивов электронных текстов,
создать электронные
блоки
формализованных бланков экспертных
заключений, ускоряющих про-
цедуру
оформления результатов проведенных
исследований, автоматизиро-
вать
контент-анализ и поиск по ключевым
словам.
штатной
численности экспертов-лингвистов в
государственных и негосудар-
ственных
экспертных учреждениях. Для этого
необходимо готовить экспер-
тов-лингвистов
целевым образом в системе высшего
профессионального об-
разования.
Экспертов-лингвистов пока готовят
«штучно» в рамках стажиро-
вок
и повышения квалификации на базе тех
экспертных учреждений, в кото-
рых
они работают. Целевая подготовка
эксперта-лингвиста занимает доста-
точно
большое время и требует обязательного
привлечения опытных про-
фессиональных
экспертов в качестве наставников,
которые есть далеко не
во
всех государственных и негосударчтвенных
экспертных учреждениях.
тов-лингвистов
вообще не готовило ни одно высшее
учебное заведение Рос-
сии.
Судебных экспертов-лингвистов на
должности государственных экспер-
ЛИНГВИСТИКА
VS
ЭКСТРЕМИЗМА
52
тных учреждений Минюста, МВД, ФСБ России
и других ведомств набирают из числа
выпускников педагогических или
филологических вузов, поэтому обычно
они не знают даже основ криминалистики,
теории судебной экспертизы, других
юридических дисциплин. Естественно,
что навыки и знания, необходимые в
практической экспертной деятельности,
ими приобретаются только по прошествии
долгих лет работы в экспертной должности,
в течение которых постоянно ощущается
недостаток знаний в области юриспруденции,
что препятствует получению свидетельства
на право самостоятельного производства
экспертиз. Тогда как закон «О
государственной судебно-экспертной
деятельности в Российской федерации»
диктует в качестве основного
квалификационного требования для
аттестации в качестве государственного
эксперта наличие допуска на право
самостоятельного производства
конкретного рода, вида и подвида
судебной экспертизы.
Поэтому
сегодня для создания квалифицированного
корпуса экспертов-лингвистов,
способных проводить диагностику
криминальной ксенофобии и других
высказываний, возбуждающих ненависть
и вражду в СМИ и публичных выступлениях,
приоритетным направлением становится
подготовка молодых профессиональных
экспертов-речеведов широкого профиля
в рамках вузовского образования.
Такая
работа начата на базе Московской
государственной юридической академии
(МГЮА), где в 2005 году был образован
Институт судебных экспертиз МГЮА66.
Одним из направлений его деятельности
является подготовка и обучение
профессиональных экспертов-речеведов,
в том числе и в рамках второго высшего
образования. Уникальность выпускаемых
специалистов по данному направлению
определяется комплексом дисциплин,
изучаемых в рамках учебной программы
и дополнительной экспертной специализации.
Особое внимание в процессе подготовки
уделяется овладению студентами самыми
современными методами и методиками
автороведческой, лингвистической
и других родов судебных речеведческих
экспертиз. По окончании вуза выпускникам
выдается не только диплом государственного
образца с присвоением квалификации
«судебный эксперт», но и свидетельство
на право производства соответствующего
рода судебной экспертизы. Тем самым
практика будет обеспечена штатом
экспертов-лингвистов, способных решать
самые сложные задачи исследования
спорных текстов ксенофобной
направленности, осуществлять
мониторинг текстов СМИ для выявления
признаков злоупотребления свободой
слова и профилактики речевых
правонарушений.
В
ходе судебно-лингвистического
исследования текста к компетенции
экспертов-лингвистов относится выявление
в нем высказываний, в которых экстремизм
или его разновидности упоминаются как
явление, а также выде
ление
среди них оценочных высказываний
ксенофобной направленности, 53
лей
проводятся следующие виды лингвистического
анализа:
лексико-семантический
анализ
с целью установления лексических
семантико-стилистический
илингвостилистический анализ
с целью
Судебная
лингвистическая экспертиза на современном
уровне развития
При
этом использование специальных знаний
на практике может иметь
Статья
58 УПК РФ раскрывает содержание термина
«специалист» в уго-
Заключение
специалиста-лингвиста - это представленное
в письменном
ЧАСТЬ
3. Использование специальных лингвистических
знаний.
толкование
и интерпретация их семантики. Для
достижения экспертных це-
значений
слов и сочетаний, сопряженных с
обозначением словами русского
языка
явлений экстремизма и его разновидностей;
установления
в тексте наличия оценочных высказываний,
содержащих лек-
семы
русского языка, относящиеся к наименованию
явлений экстремизма и
его
разновидностей и определения модальности
и знака содержащихся в
них
оценок (позитивной или негативной).
тесно
примыкает к другим родам судебных
речеведческих экспертиз и может
производиться
комплексно с компьютерно-технической
экспертизой (напри-
мер,
если исследованию подлежит информация
на сайте в Интернете), с фо-
носкопической
экспертизой (например, когда объектом
исследования являет-
ся
устная речь, представленная в виде
фонограммы), автороведческой экс-
пертизой
(если возникает вопрос об авторстве
анонимного или псевдонимно-
го
письменного или устно озвученного
текста), почерковедческой эксперти-
зой
(например, если автор и исполнитель
рукописного текста - разные лица),
с
судебно-психологической экспертизой
и социологической экспертизой.
место
в двух формах: привлечения специалиста
для консультирования орга-
нов
предварительного следствия, прокурора,
адвоката, разъяснения суду
вопросов,
входящих в компетенцию специалиста, а
также судебной экспер-
тизы,
назначаемой по уголовному или гражданскому
делу, делу об админис-
тративном
правонарушении.
ловном
процессе. Специалист - лицо, обладающее
специальными знаниями,
привлекаемое
к участию в процессуальных действиях
в установленном поряд-
ке,
для содействия в обнаружении, закреплении
и изъятии предметов и доку-
ментов,
применении технических средств в
исследовании материалов уголов-
ного
дела, для постановки вопросов эксперту,
а также для разъяснения сторо-
нам
и суду вопросов, входящих в его
профессиональную компетенцию.
виде
суждение по вопросам, поставленным
сторонами в отношении речевого
произведения,
в котором, по оценке органов предварительного
расследова-
ния,
усматриваются (могут содержаться)
признаки деяния, ответственность
за
которое
предусмотрена ст. ст. 280, 282 УК РФ.
Специалист, не проводя соб-
ственно
лингвистического исследования спорного
речевого произведения,
может
высказать суждение на основе своих
профессиональных филологичес-
ЛИНГВИСТИКА
VS
ЭКСТРЕМИЗМА
54
ких знаний, например, о смысловой
направленности спорного высказывания,
о характере восприятия сообщения
целевой аудиторией и т.д. Тогда как
эксперт-лингвист обязательно
составляет письменное заключение
исключительно по результатам
исследования спорного текста на основе
такого процессуального документа
как постановление (определение) о
назначении судебной лингвистической
экспертизы, вынесенного компетентным
должностным лицом или органом
(следователем, прокурором, дознавателем
или судом).
Обращаем
внимание, что не только следователь,
суд, но и защитник (адвокат) может
привлекать профессиональных филологов
в качестве специалистов в соответствии
со статьей 58 УПК РФ67
для оказания юридической помощи, в
порядке, установленном частью третьей
статьи 86 УПК РФ68.
Защитник может получить от специалиста
письменное заключение по вопросам,
входящим в его компетенцию. В соответствии
с п. 31 (введен Федеральным законом от
04.07.2003 г. № 92-ФЗ) заключение специалиста
и его показания допускаются в качестве
доказательства наравне с заключением
эксперта и его показаниями.
Привлечение
к участию в судопроизводстве специалиста
позволяет значительно расширить
круг научных и технических средств,
применяемых при производстве следственных
действий для обнаружения, фиксации и
изъятия следов преступления и
вещественных доказательств.
Согласно
статье 57 УПК РФ экспертом признается
любое лицо, обладающее необходимыми
специальными знаниями и назначенное
в порядке, установленном УПК РФ, для
производства судебной экспертизы и,
искусства или ремесла.
Эксперт
в силу своего статуса в уголовном
процессе вправе:
знакомиться
с материалами уголовного дела,
относящимися к предмету судебной
экспертизы;
ходатайствовать
о предоставлении ему дополнительных
материалов, необходимых для дачи
заключения, либо привлечении к
производству судебной экспертизы
других экспертов;
участвовать
с разрешения дознавателя, следователя,
прокурора и суда в процессуальных
действиях и задавать вопросы, относящиеся
к предмету судебной экспертизы;
давать
заключение в пределах своей компетенции,
в том числе по вопросам, хотя и не
поставленным в постановлении о
назначении судебной экспертизы, но
имеющим отношение к предмету экспертного
исследования;
приносить
жалобы на действия (бездействие) и
решения дознавателя, следователя,
прокурора и суда, ограничивающие его
права;
отказаться
от дачи заключения по вопросам,
выходящим за пределы специальных
знаний, а также в случаях, если
представленные ему материа
67 П.
3 ч. 1 ст. 53 УПК РФ.
68 П.
2 ч. 1 ст. 53 УПК РФ.
лы
недостаточны для дачи заключения. Отказ
от дачи заключения должен 55
В
то же время эксперт не имеет права:
без
ведома следователя и суда вести
переговоры с участниками уго-
самостоятельно
собирать материалы для экспертного
исследования;
проводить
без разрешения дознавателя, следователя,
суда исследо-
давать
заведомо ложное заключение;
разглашать
данные предварительного расследования,
ставшие изве-
уклоняться
от явки по вызовам дознавателя,
следователя, прокурора
За
дачу заведомо ложного заключения
эксперт несет ответственность
в
За
разглашение данных предварительного
расследования эксперт не-
При
назначении и производстве судебной
экспертизы подозреваемый,
знакомиться
с постановлением о назначении судебной
экспертизы;
заявлять
отвод эксперту или ходатайствовать
о производстве судеб-
ходатайствовать
о привлечении в качестве экспертов
указанных ими
ходатайствовать
о внесении в постановление о назначении
судебной
присутствовать
с разрешения следователя при
производстве судеб-
знакомиться
с заключением эксперта или сообщением
о невозмож-
Свидетель
и потерпевший, в отношении которых
производилась судеб-
При
производстве судебной экспертизы в
экспертном учреждении сле-
ЧАСТЬ
3. Использование специальных лингвистических
знаний.
быть
заявлен экспертом в письменном виде с
изложением мотивов отказа.
ловного
судопроизводства по вопросам, связанным
с производством судеб-
ной
экспертизы;
вания,
могущие повлечь полное или частичное
уничтожение объектов либо
изменение
их внешнего вида или основных свойств;
стными
ему в связи с участием в уголовном
деле в качестве эксперта, если
он
был об этом заранее предупрежден в
установленном порядке;
или
в суд.
соответствии
со статьей 307 Уголовного кодекса
Российской Федерации.
сет
ответственность в соответствии со
статьей 310 Уголовного кодекса Рос-
сийской
Федерации.
обвиняемый,
его защитник вправе:
ной
экспертизы в другом экспертном
учреждении;
лиц
либо о производстве судебной экспертизы
в конкретном экспертном уч-
реждении;
экспертизы
дополнительных вопросов эксперту;
ной
экспертизы, давать объяснения
эксперту;
ности
дать заключение, а также с протоколом
допроса эксперта.
ная
экспертиза, вправе знакомиться с
заключением эксперта.
дователь
направляет руководителю соответствующего
экспертного учреж-
дения
постановление о назначении судебной
экспертизы и материалы, не-
обходимые
для ее производства.