ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2020
Просмотров: 3998
Скачиваний: 20
—
59
—
у нихъ не только дозволительнымъ, не даже похвальнымъ
ЧеловЪкъ, обкрадывающей чужестранцевъ,—если только онъ
при этомъ не попадается—кажется имъ достойнымъ восхище-
шя а). Такая разница въ отношенш къ воровству объясняется
очень просто. Въ ней нетъ ничего казуистическаго. Въ пре-
д£лахъ клана собственность уважается только потому, что
тамъ она главнымъ образомъ общественная; следовательно обо
красть кого нибудь изъ членовъ общины все равно, что обо
красть самого себя. Такимъ образомъ честность эскимосовъ
есть тотъ-же, толысв более осмысленный, эгоизмъ.
Только немног1е изъ эскимосовъ Гренландш владеютъ лич
ной собственностью кроме кое-какихъ необходимыхъ вещей изъ
домашней утвари, орушя, съестного, одежды и маленькихъ
лодочекъ или к а я к о в ъ . Все остальное принадлежитъ клану 3).
Но даже и те немнопе предметы, которые принадлежать от-
дельнымъ лицамъ, принадлежать имъ только относительно.
Такъ, если, взявши на время у товарища какой нибудь ин-
струментъ или оруж1е, эскимосъ потеряетъ или испортить его,
онъ не обязанъ вознаградить ссудившаго вещь, ибо, по поня-
т1ямъ гренландскихъ эскимосовъ, ссужаются только излишки,
вначитъ, взятая вещь была ненужна владельцу. Въ силу той-
же теорш они еще допускаютъ, чтобы человЪкъ владелъ двумя
каяками, но никакъ не тремя; если у него есть третШ каякъ,
онъ обязанъ ссудить его кому нибудь изъ членовъ своего
клана: богатство не должно накапливаться въ чаСтныхъ ру-
кахъ. Вообще, все, что не служить прямо и непосредственно
надобностямъ отдельнаго лица, считается общественной соб
ственностью, которою можетъ распоряжаться каждый, кому
она понадобится. Такъ какъ, за весьма редкими исключешями,
человекъ не можетъ овладеть въ одиночку болыпимъ живот-
нымъ, напр., китомъ, моржомъ или медведемъ, то гренландцы
постановили, что все таюя животныя, какъ-бы ни были они
пойманы, составляютъ собственность клана. Отдельному чело
веку принадлежитъ только то, чемъ онъ можетъ завладеть
одинъ, и ничего больше. Такъ, напримеръ, эскимосъ имеетъ
право считать своимъ каждый выброшенный на берегъ кусокъ
' ) I b i d . 241.—Bancroft. I o c . с i t. I, 63, 64.
a) Bancroft, i b i d.—P e tito t. I e s g r a n d s E s q u i m a u x , 115.
*) R ink. T a l e s a n d T r a d i t i o n s o f t h e E s k i m o s , 1877.
—
60
—
нловучаго л^са, но только тогда, когда размеры добычи та
ковы, что одинъ человекъ можетъ тащить ее по земле 1). Въ
такихъ случаяхъ камень, положенный на выброшенный моремъ
обломокъ дерева, вполне обезпечиваетъ права собственника.
Такъ какъ орды или кланы эскимосовъ не совсемъ еще
вышли изъ состоянш анархш, то личная свобода у нихъ ува
жается. Тотъ, кто тяготится общежит!емъ, имеетъ право выйти
изъ общины, построить себе отдельную хижину (иглу), охо
титься и ловить рыбу отдельно. Община говоритъ ему: а Ты
не хочешь помогать другимъ—ты въ своемъ праве; но и тебе
не станутъ помогать». Это разсуждеше дикаря, конечно; но
нельзя сказать, чтобъ оно было глупо.
1Г. Первобытная солидарность и альтруизмъ.
Надеюсь, что приведенные мною въ предыдущихъ главахъ
этнографическ1е факты даютъ достаточно верное поняло о по-
ложенш собственности въ первобытныхъ обществахъ, сначала
анархическихъ, затемъ республиканскихъ. До сихъ поръ я ог
раничивался выборомъ наиболее убедительныхъ примеровъ,
наиболее уцелевшихъ остатковъ старины (переживашя). Но
дальше, когда я буду говорить о положенш собственности въ
перюдъ вторичныхъ сощальныхъ фазъ, я буду иметь случай
привести многочисленные следы ея первобытной организации.
Следы эти показываютъ, что весь человеческШ родъ прошелъ
сначала черезъ перюдъ анархш, затемъ черезъ стадш племени,
въ которомъ все были равны. Въ наше время анархическая
стадия имеетъ лишь немногихъ представителей. О наиболее
иавестныхъ между ними я уйоминалъ, но существуютъ, по всей
вероятности, и друйе въ техъ местностяхъ земного шара, ко
торый были мало или вовсе не были изследованы, а именно,—
если верить показатямъ несколькихъ смелыхъ современныхъ
французскихъ путешественниковъ—въ центральныхъ областяхъ
Южной Америки. Шаффажу встретилъ у истоковъ Ориноко
индейцевъ Гуахарибовъ. Эти несчастный создашя не имеютъ
ни одежды, ни жилищъ, ни орудШ; питаются они большими
червями, которыхъ выкапываютъ изъ земли ногтями, но больше
*)
R ink.
Ioc.
с
i t.
—
61
—
семенами и почками пальмъ, который отрываютъ зубами. Ж и
вутъ они небольшими ордами, человЪкъ по двенадцати; на видь,
страшно безобразны: съ тощими членами, съ раздутыми жи
вотами. (CoD gres de g e o g ra p h ie du Н агге. 1887). Навер
ное, встретятся и друг1е человечесюе типы того-же рода; но
въ смысле образчиковъ достаточно и техъ, о которыхъ я упо-
мивалъ: веддаховъ Цейлона, бушменовъ Южной Африки и
огнеземельцевъ.
Рядъ вполне законныхъ наведенгй, подкрепляемыхъ къ
тому-же доисторической археолопей, приводить насъ къ тому
выводу, что во вс* времена человечесшя общества начинали
съ анархической орды и затемъ переходили къ коммунистиче
ской организаща племени, которая въ Австралш уцелела и до
нашихъ дней, а въ Северной Америке держалась еще въ
прошломъ сталетш.
Въ течете этихъ двухъ первыхъ соцшлогическихъ стадШ
царитъ общинный строй и собственность отличается преимуще
ственно общественнымъ характеромъ. Иначе и быть не могло.
Первобытный человекъ, едва возвысивппйся надъ степенью
животнаго, такъ еще немощенъ, такъ безоруженъ передъ ли-
цомъ подстерегающихъ его враговъ, передъ лицомъ осаждаю-
щихъ его со всехъ сторонъ опасностей! Все наталкиваетъ его
на настоятельную неоходимость общетя съ себе подобными.
Въ анархическихъ ордахъ взаимопощь еще неправильна и
самопроизвольна; но въ сложившемся республиканскомъ пле
мени она 'принимаетъ определенный, наредко до мельчайшихъ
частностей, формы.
Срокъ существовашя двухъ первыхъ стадШ, черезъ кото
рый прошли все человечесшя расы, долженъ былъ быть не
померно дологъ. Въ течете двухъ вековъ въ общественномъ
и умственномъ складе фуэджШцевъ не произошло заметной
перемены, общее-же правило то, что чемъ первобытнее обще
ство, темъ медленнее оно развивается. Если не считать евро-
пейскихъ нацШ, то даже и въ наше время постоянство, не
подвижность составляютъ общее правило. Поэтому можно ска
зать неверное, что въ течете многихъ тысячелетШ наши ДО-
историчесше предки жили мелкийи, грубо, но тесно солидар
ными группами. Известно, что родъ жизни—при условш до
статочной его продолжительности—неизбежно вл1яетъ на ду
шевный складъ человека, на образоваше въ немъ соответствен-
ныхъ вравственныхъ или безнравствен ныхъ инстинктовъ.
—
62
—
Уже у дикарей Огненной Земли находимъ мы альтруисти-
чесше инстинкты. Когда фуэдж1ецъ отрываетъ зубами кусокъ
мяса отъ гншщаго трупа кита, онъ поетупаетъ, какъ зверь,
какъ волкъ или коршунъ; но когда онъ добровольно подаетъ
оторванный кусокъ соседу—онъ человекъ. Точно такъ-же и
краснокож1е принимали живое участ1е въ судьбе членовъ
своего клана, ибо у нихъ каждый былъ нуженъ всемъ.
Начиная съ техъ отдаленныхъ вековъ индивидуализмъ
медленно и постоянно развивался, проходя черезъ фазы, на
которыя я укажу ниже. Въ наше время, когда мы читаемъ у
Платона, что «въ благоустроенномъ государстве все общество
должно испытывать радости и горести каждаго изъ своихъ чле
новъ», когда мы видимъ, что, следуя той-же идее, фран-
цузскШ конвентъ провозглашает^ «что все общество страдаетъ,
если наносится вредъ хоть одному изъ его членовъ», мы
изумляемся,
восхищаемся;
но
это
происходить
только
оттого, что эти высоко человечныя чувства расходятся съ на
шими индивидуалистическими нравами. Т е самыя идеи обществен
ной солидарности, которыя мы находимъ такими высокими,
краснокожимъ показались-бы какъ нельзя более простыми. Въ
ихъ кланахъ каждый ищетъ поддержки въ другомъ, каждый
разсчитываетъ на своего соседа. Потеря какого нибудь одного
воина искренно оплакивается
ибо такая потеря ослабляетъ
общину. У краснокожихъ вожди обязаны щадить своихъ: до
рого купленная победа безчеститъ одержавшаго ее. Само собою
разумеется, что чужихъ надо истреблять, но главное, надо
беречь своихъ. У краснокожихъ и эгоизмъ, какъ и собствен
ность, общественный.
Изследуя на этихъ страницахъ источники сощологическихъ
фактовъ, мы уже не разъ открывали чрезвычайно интересные
источники психическихъ явленШ. Это весьма естественно, такъ
какъ сощолопя тесно связана съ психолоией. Мне кажется,
что и на этотъ разъ мы сделали подобное открьте. Нередко
чувство инстинктивной жалости къ ближнему объяснялось
темъ, что при виде чужого страдашя мы ставимъ себя на
место страждущаго и испытываемъ его страдаше, такъ ска
зать, по отраженш. Въ этомъ объяснети несомненно есть из
вестная доля правды. Но если горе ближняго трогаетъ насъ
1) Lafltau. Moeure ties sauvagee, III, 148.
lio отражешю, то это происходить отъ того, что беачисленныя
поколотя жившихъ среди более или менее общиннаго строя
предковъ передали намъ чувства общественности, человечности—
чувства скрытыя, но все еще живупця въ глубине нашей со-
|вести.
ГЛАВА IV.
О собственности у моиархоческпхъ племенъ.
I. Въ А м е р и к е .—Монархически строй у некоторыхъ пле
менъ краснокожихъ.—Рабство и его в л !яте .—Рабовладельч'в-
ство у нутка-коломбШцевъ.—Захватъ невольниковъ.—Наслед
ственная аристокраия. — Наследственный монархъ.—Прерога
тивы вождей.—МонархическШ строй у начезовъ.—Неограничен
ная власть.—Наследственные кацики во Флориде, на Антилль-
скихъ островахъ, въ Боготе.—Аристократ1я и монархгя.
II. О со б ствен н о сти въ П о ли н езш . — МонархическШ
строй въ Полинезш. — Остатки коммунизма.— Обпце дома на
острове Пасхи. — Вероятная общность женщинъ на острове
Пасхи.—Обпцй домъ на Ульетэа.—Право на пищу на Маркиз-
скихъ островахъ. — Общественная рыбная ловля на Кингсмилле.—
Остатки коммунизма въ Новой Зеландш.—Общественные мага
зины.—ПолинезШсшй пролетар1атъ: тутусы, ту асы, кикиносы.—
Право вождей на верховную власть.—Первыл продажи земли
въ Новой Зеландш.—Право вождей на то, что выброшено мо-
ремъ.—Предъявлев1е вождями правъ на образоваше.—Подчи
ненность женщинъ.—Земледельчестя оруд1я ново-зеландцевъ.—
Земледкие кочевниковъ.—Обгораживате полей.—Личная дви
жимая собственность.—Присвоете раздЬланныхъ участковъ.—
Различ1е между грунтомъ и адашемъ. — Его причины. — Три
категорш собственниковъ.— Семейные переделы.—Новорожден
ный собственникъ.—Семейный переделъ и право завещаш я.—
ОбщШ ваглядъ на положеше собственности въ Полинезш.—
Презреше хъ земледел1ю.—Хонги.
I. Въ Америке.
Какъ мы могли видеть изъ предыдущей главы, большин
ство племенъ краснокожихъ находилось еще въ перюдЬ рес