ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2020
Просмотров: 3994
Скачиваний: 20
—
54
—
эоватя, о праве собственности на землед-Ьльческ1е продукты.
Никто не претендовалъ еще на право владешя самою землей.
Но и тогда (какъ въ Америке, такъ и въ другихъ местахъ)
группа или кланъ, которому принадлежала верховная власть,
протестовалъ противъ этихъ индивидуалистическихъ тенденщй
перюдическими переделами возделываемыхъ участковъ. Такъ, у
Тарасумаровъ Новой Мексики земля отъ времени до времени
переделялась *) между лицами, имеющими право на это.
Надеюсь, что приведенный мною рядъ фактовъ достаточна
освещаетъ характеръ права собственности у краснокожихъ. Хотя
стремлете къ личной собственности начинало уже заметно вы
деляться но въ общемъ право собственности понималось еще въ
общественномъ смысле и забота объ общемъ благе первенство
вала надъ личными интересами.
Темъ-же духомъ, но въ более слабой степени, отличаются
и до сихъ поръ индейцы Новой Мексики, такъ называемые
пуэблосы . Племена пуэблосовъ, принадлежащихъ, по всей ве
роятности, къ одной расе съ краснокожими, развивались темъ
же путемъ, и предпринятое мною изследоваше было-бы неполно,
еслибъ я не сказалъ несколькихъ словъ объ этой народности,
несравненно более цивилизованной, чемъ остальные индейцы.
Любопытство современныхъ европейскихъ ученыхъ было воз
буждено главнымъ образомъ архитектурой ихъ болыпихъ общихъ
домовъ; эти-же дома поразили некогда и испанскихъ завоева
телей, отъ которыхъ мы и услышали впервые о c a s a s grande.s
пуэблосовъ.
Эти c a sa s g r a n d e s суть обширныя сооружешя, имеюпця
видъ колоссальной лестницы, каждая ступень которой представ-
ляетъ отдельный этажъ. Каждый верхтй этажъ стоитъ на бли-
жайшемъ нижнемъ, несколько отступя, и все переделены на
кубическ1я камеры; въ каждую камеру можно войти черезъ по-
толокъ по приставной лестнице. Эти жилища представляютъ
родъ фаланстеровъ; размеры ихъ меняются со степенью вна-
ч ет я занимающаго ихъ населетя. Жилища индейцевъ пуэбло
совъ, живущихъ въ северной части Новой Мексики, стоящихъ
ближе другихъ къ краснокожимъ и оставшихся охотниками и
более или менее кочевниками,— довольно простой архитектуры;
они строятся изъ кольевъ, земли, древесной коры, всего въ
B ancroft. L о о с. i t. I, 583.
—
55
—
одинъ этажъ, состоящей изъ смежныхъ камеръ. Наоборотъ, въ
Южной Мексик* попадаются болыте «пуэблосы» въ н*сколько
этажей.
Въ Новой Мексик* до сихъ поръ существуетъ до двадцати
такихъ п уэбл осовъ , въ которыхъ живегь до семи тысячъ ин
дейцевъ; каждое изъ этихъ жилшцъ состоитъ или изъ одного
большого дома или изъ двухъ, трехъ и даже четырехъ отд*ль-
ныхъ домовъ, часто построенныхъ на почти неприступныхъ м*-
стахъ ‘).
Къ эпох* испанскаго завоевашя инд*йцы п уэбл осовъ
усп*ли достигнуть сравнительно высокой степени цивилизацш.
Они были земледельцами и гончарами; ум*ли д*лать ткани
изъ хлопчатой бумаги; они приручили инд*йку а) и основали
Нисколько мелкихъ, но прочныхъ и ос*длыхъ общинъ, изъ ко
торыхъ иныя существуютъ и понын*, хотя большая часть ис
чезла. Пуэблосы (дома) росли, вероятно, постепенно, увеличи
ваясь пристройкой новыхъ камеръ по м*р* роста населешя;
идея-же надстройки этажей возникла, безъ сомн'Ьшя, изъ самаго
м*стоположетя этихъ жилищъ, строившихся по большей части
по краямъ утесовъ или на узкихъ плоскогорья хъ, где не пред
ставлялось никакой возможности распространиться въ ширину
или длину. Вначал* отд*льныя семьи теснились въ одномъ
дом*, зат*мъ избытокъ населешя отд*лялся и основывалъ но
вые поселки 3).
Политическая и общественная организащя п у эб л о со в ъ , въ
особенности древняя, напоминала организацш ирокезовъ Гуро-
новъ. Каждый п уэбло им*лъ своего вождя, своего выборнаго
кацика, и свой сов*тъ нотаблей. Въ настоящее время полити
ческое развитее инд*йцевъ пуэблосовъ приняло монархическое
направлеше, и кацикъ можетъ, если пожелаетъ, назначить себ*
преемника 4 J. Въ старину каждый пуэбло представлялъ собою
кланъ и каждая камера служила прпотомъ отд*льной семь*. По
общему устройству пуэблосы—т*-же «длинные дома» ирокезовъ
съ ихъ стойлами, расположенными вдоль средняго корридора.
Съ т*хъ поръ, какъ инд*йцы пуэблосовъ значительно укло
J) L. M organ. H o u s e s a n d H o u e e - L i f e о I t h e A m e r i c a n A b o-
, r i g i e n e s ) (R eports ol' em ithsonian In stitu tio n , 1881), 13^, 133.
a) L. Morgan. L o c . c it ., 134,135.
3) M organ. Lo с с. i t . , 170.
4) Ib id ., 148.
—
56
—
нились и въ большинстве совершенно изменили своимъ преж-
нимъ нравамъ, личная собственность и моногаткпя получили у
нихъ нрава гражданства. Въ наше время у нихъ есть богатые
и бедные, какъ у европейцевъ; но древняя ихъ организация
была коммунистическая ’). Жилища у нихъ и теперь обпця и,
все— какъ мужчины, такъ и женщины— участвуютъ въ ихъ по
стройке а). Но въ древности коммунизмъ ихъ былъ несрав
ненно шире. Территор
1
альная собственность принадлежала всей
общине, и, по старинному обычаю краснокожихъ, кланы ока
зывали самое широкое гостепршмство всемъ и каждому что,
конечно, было-бы не по средствамъ отдельной семье.
Теперь, когда мы познакомились, по крайней мере въ глав-
ныхъ чертахъ, съ положетемъ собственности у главнейшихъ
группъ краснокожихъ, любопытно будетъ проследить, какое
вл1яше оказало оно на нравы, на нравственныя свойства ин-
дейцевъ. Мы должны твердо помнить, что человеческШ мозгъ
есть прежде всего записывающей аппаратъ: все собь тя, все
мелк1е случаи жизни оставляютъ въ немъ свои следы, и следы
эти отпечатлеваются темъ глубже, чемъ чаще и правильнее
возобновляются породивпйя ихъ впечатлешя. Следовательно, по
литическая организащя, а темъ более экономическШ строй,
среди которыхъ живетъ человекъ, въ конце концовъ должны
неизбежно образовывать или преобразовывать его характеръ.
Далее, при всей заслуженности осуждешя, на которое напра
шивается грубый и властный коммунизмъ большинства дикихъ
племенъ, въ результате онъ приводитъ къ тесной солидарности
между членами клана, что неизбежно должно способствовать
возникноветю и развитпо альтруистическихъ чувствъ. Действи
тельно, все наблюдатели, и древте, и новейппе, признавали
за краснокожими великодушныя свойства и часто восхищались
ими. Я приведу некоторый изъ этихъ свидетельства По пово
ду заботливости, которую индейцы выказываютъ другъ о друге,
Шарльвуа говорить: «Безъ сомнешя, это происходить отчасти
оттого, что т в ое и м ое— холодныя слова, какъ ихъ называетъ
1оаннъ Златоустъ,— еще незнакомы этимъ дикарямъ. Та забот
ливость, съ какою они относятся къ сиротамъ, вдовамъ и кале»
камъ, гостепршмство, проявляющееся у нихъ въ такихъ при-
х) Morgan. Loc. с it., 136.
*) Bancroft. Loc. cit., I, 535.
—
57
—
влекательныхъ формахъ, суть лишь последств1я того, прису-
щаго имъ, убеждешя, что у людей все должно быть общее» ‘).
Поел* ieeynTa Шарльвуа послушаемъ его современника и
критика, свободнаго мыслителя Лаонтана: «Дикари (красноко-
ж1е) не знаютъ ни твоего, ни м оего, ибо у нихъ что принад
лежим одному, принадлежишь и всемъ. Если случится, что ко
торый нибудь изъ нихъ потерпитъ неудачу въ охоте на боб-
ровъ, его собратья помогаютъ ему, не ожидая его просьбы.
Если у него сломается ружье, каждый спешить предложить
ему другое. Если дети его ввяты въ шгЬнъ или убиты вра
гами, ему даютъ невольниковъ, которые могли-бы прокормить
его. Деньги распространены только между дикарями - хриспа-
нами, живущими подле нашихъ городовъ. Друие дикари не хо-
тятъ ими пользоваться и даже не выносятъ ихъ вида. Они на-
зываютъ деньги «змеей французовъ». Они говорятъ, что мы
убиваемъ, грабимъ, продаемъ и предаемъ другъ друга ва деньги;
что за деньги мужья продаютъ женъ, матери дочерей. Имъ ка
жется страннымъ, что у насъ одни богаты, а друпе бедны, и
что богатыхъ больше уважаютъ... Они не ссорятся, не дерутся,
не воруютъ и никогда не злословятъ другъ о друге» 5). Въ
свою очередь iesynrb Лафито подтверждаешь эти показашя; онъ
говорить, что если во время охоты достаточно снабженный кланъ
краснокожихъ встретить другой, менее счастливый кланъ, то
члены перваго клана великодушно делятся своимъ иыущест-
вомъ съ членами второго, не ожидая, чтобы те их’ь объ этомъ
попросили 3).
Даже и поныне, не смотря на то, что старинные нравы
индейцевъ сильно пострадали отъ соприкосновешя съ белыми,
следы старинныхъ добродетелей не совсемъ еще изгладились.
Наважосы Новой Мексики имеютъ общественный пр1ютъ для
больныхъ и сиротъ, уходъ за которыми вверенъ особымъ над-
вирателямъ — мужчинамъ и женщинамъ — называемымъ дер-
жальцами. Наконецъ одинъ современный наблюдатель— О. Дор-
сей—говоритъ, что омаги и Понкары никогда не покидаютъ
стариковъ и больныхъ на открытомъ воздухе и что, отправ
ляясь на охоту, они отводятъ ихъ въ домъ, где оставляютъ
') Charlevoix. H is t, de la N ov.-France (Jo n rn . d ’un voy., etc) Y*I, 11.
2) Voyage de Lalvoutan, II, 105, 106.
a) Lafitau. Moeurs des sauvages, 111, 82.
—
58
—
имъ достаточный запасъ пищи, воды и дровъ *) Въ итог* про
должительное существование общественной собственности по
родило у краснокожихъ—какъ это и должно было быть—чув
ство человечности, тесной солидарности. Для психологш и со-
щологш существенно важно констатировать этотъ фактъ.
III. Собственность у эскимосовъ.
Потребность въ общежитш такъ настоятельна для перво-
бытныхъ людей, слабость ихъ и необходимость для нихъ бо-
лЬе или менее тесной солидарности такъ велика, что всегда и
везде общинный строй является неизбежнымъ последств1емъ
этой слабости, хотя, конечно, осуществляется онъ въ самыхъ
разнообразныхъ формахъ, зависящихъ отъ местожительства на
рода и отъ расы. Такъ, нравы и обычаи эскимосовъ, столь не-
похожихъ на своихъ наследственныхъ враговъ—краснокожихъ,
пропитаны темъ-же коммунистическимъ духомъ.
Камчадаловъ, самыхъ цивилизованныхъ изъ эскимосовъ, мы
застали уже сгруппированными въ неболыше кланы, изъ кото
рыхъ каждый жилъ въ одной общей хижине. Каждая отдель
ная семья занимала особую лавку, застланную оленьими шку
рами и служившую какъ для сиденья, такъ и для спанья а).
То имущество камчадаловъ, которое носило более или ме
нее личный характеръ, заключалось въ ручныхъ издел!яхъ:
оружш, домашней утвари, или-же у наиболее цивилизованныхъ
изъ нихъ въ невольникахъ, собакахъ и оленяхъ. Обыкновенно
предметы, состоявппе въ более или менее исключительномъ
пользовати отдельнаго лица, уничтожались съ его смертью:
погребались или сжигались вместе съ нимъ. Такъ какъ Кам
чатка изобиловала лесомъ, то камчадалы сжигали своихъ мер-
твецовъ; они воздвигали большой погребальный костеръ и ки
дали въ огонь копье, колчанъ, топоръ, горшокъ и друпя вещи
умершаго; убивали даже возившаго его оленя и часть мяса
съедали, а остальное сжигали я).
Вобще по отношешю другъ къ другу эскимосы очень чест
ны, но по отношешю къ чужестранцамъ воровство считается
*) H istoire de K am tscbatlia, 1767.
a) Ibid., 113, 245.
3) Ibid., 245.