Файл: 2012_Leturno_Sh__Evolyutsia_sobstvennosti.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 3994

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

54

 

эоватя,  о  праве  собственности  на  землед-Ьльческ1е  продукты.

 

Никто  не  претендовалъ  еще  на  право  владешя  самою  землей.

 

Но  и  тогда  (какъ  въ  Америке,  такъ  и  въ  другихъ  местахъ)

 

группа  или  кланъ,  которому  принадлежала  верховная  власть,

 

протестовалъ  противъ  этихъ  индивидуалистическихъ  тенденщй

 

перюдическими  переделами  возделываемыхъ  участковъ.  Такъ,  у

 

Тарасумаровъ  Новой  Мексики  земля  отъ  времени  до  времени

 

переделялась  *)  между  лицами,  имеющими  право  на  это.

Надеюсь,  что  приведенный  мною  рядъ  фактовъ  достаточна

 

освещаетъ характеръ  права собственности  у  краснокожихъ.  Хотя

 

стремлете  къ  личной  собственности  начинало  уже  заметно  вы­
деляться  но  въ  общемъ  право  собственности понималось  еще  въ

 

общественномъ  смысле  и  забота  объ  общемъ  благе  первенство­

вала  надъ  личными  интересами.

Темъ-же  духомъ,  но  въ  более  слабой  степени,  отличаются

 

и  до  сихъ  поръ  индейцы  Новой  Мексики,  такъ  называемые

 

пуэблосы .  Племена  пуэблосовъ,  принадлежащихъ,  по  всей  ве­
роятности,  къ  одной  расе  съ  краснокожими,  развивались  темъ

 

же путемъ,  и  предпринятое  мною  изследоваше  было-бы  неполно,

 

еслибъ  я  не  сказалъ  несколькихъ  словъ  объ  этой  народности,

 

несравненно  более  цивилизованной,  чемъ  остальные  индейцы.

 

Любопытство  современныхъ  европейскихъ  ученыхъ  было  воз­
буждено  главнымъ  образомъ  архитектурой  ихъ болыпихъ  общихъ

 

домовъ;  эти-же  дома  поразили  некогда  и  испанскихъ  завоева­
телей,  отъ  которыхъ  мы  и  услышали  впервые  о  c a s a s   grande.s

 

пуэблосовъ.

Эти  c a sa s  g r a n d e s  суть  обширныя  сооружешя,  имеюпця

 

видъ  колоссальной  лестницы,  каждая  ступень  которой  представ-

 

ляетъ  отдельный  этажъ.  Каждый  верхтй  этажъ  стоитъ  на  бли-

 

жайшемъ  нижнемъ,  несколько  отступя,  и  все  переделены  на

 

кубическ1я  камеры;  въ  каждую  камеру  можно  войти  черезъ  по-

 

толокъ  по  приставной  лестнице.  Эти  жилища  представляютъ

 

родъ  фаланстеровъ;  размеры  ихъ  меняются  со  степенью  вна-

 

ч ет я   занимающаго  ихъ  населетя.  Жилища  индейцевъ  пуэбло­
совъ,  живущихъ  въ  северной  части  Новой  Мексики,  стоящихъ

 

ближе  другихъ  къ  краснокожимъ  и  оставшихся  охотниками  и

 

более  или  менее  кочевниками,— довольно  простой  архитектуры;

 

они  строятся  изъ  кольевъ,  земли,  древесной  коры,  всего  въ

B ancroft.  L о  о с.  i  t.  I,  583.


background image

 

55

 

одинъ  этажъ,  состоящей  изъ  смежныхъ  камеръ.  Наоборотъ,  въ

 

Южной  Мексик*  попадаются  болыте  «пуэблосы»  въ н*сколько

 

этажей.

Въ  Новой  Мексик*  до  сихъ  поръ  существуетъ  до  двадцати

 

такихъ  п уэбл осовъ ,  въ  которыхъ  живегь  до  семи  тысячъ  ин­
дейцевъ;  каждое  изъ  этихъ  жилшцъ  состоитъ  или  изъ  одного

 

большого  дома  или  изъ  двухъ,  трехъ  и  даже  четырехъ  отд*ль-

 

ныхъ  домовъ,  часто  построенныхъ  на  почти  неприступныхъ  м*-

 

стахъ  ‘).

Къ  эпох*  испанскаго  завоевашя  инд*йцы  п уэбл осовъ

 

усп*ли  достигнуть  сравнительно  высокой  степени  цивилизацш.

 

Они  были  земледельцами  и  гончарами;  ум*ли  д*лать  ткани

 

изъ  хлопчатой  бумаги;  они  приручили  инд*йку  а)  и  основали

 

Нисколько  мелкихъ,  но  прочныхъ  и  ос*длыхъ  общинъ,  изъ  ко­

торыхъ  иныя  существуютъ  и  понын*,  хотя  большая  часть  ис­
чезла.  Пуэблосы  (дома)  росли,  вероятно,  постепенно,  увеличи­
ваясь  пристройкой  новыхъ  камеръ  по  м*р*  роста  населешя;

 

идея-же  надстройки  этажей  возникла,  безъ  сомн'Ьшя,  изъ  самаго

 

м*стоположетя  этихъ  жилищъ,  строившихся  по  большей  части

 

по  краямъ  утесовъ  или  на  узкихъ  плоскогорья хъ,  где  не  пред­

ставлялось  никакой  возможности  распространиться  въ  ширину

 

или  длину.  Вначал*  отд*льныя  семьи  теснились  въ  одномъ

 

дом*,  зат*мъ  избытокъ  населешя  отд*лялся  и  основывалъ  но­
вые  поселки  3).

Политическая  и  общественная  организащя  п у эб л о со в ъ ,  въ

 

особенности  древняя,  напоминала  организацш  ирокезовъ  Гуро-

 

новъ.  Каждый  п уэбло  им*лъ  своего  вождя,  своего  выборнаго

 

кацика,  и  свой  сов*тъ  нотаблей.  Въ  настоящее  время  полити­
ческое  развитее  инд*йцевъ  пуэблосовъ  приняло  монархическое

 

направлеше,  и  кацикъ  можетъ,  если  пожелаетъ,  назначить  себ*

 

преемника  4 J.  Въ  старину  каждый  пуэбло  представлялъ  собою

 

кланъ  и  каждая  камера  служила  прпотомъ  отд*льной  семь*.  По

 

общему  устройству  пуэблосы—т*-же  «длинные  дома»  ирокезовъ

 

съ  ихъ  стойлами,  расположенными  вдоль  средняго  корридора.

Съ  т*хъ  поръ,  какъ  инд*йцы  пуэблосовъ  значительно  укло­

J)  L.  M organ.  H o u s e s   a n d   H o u e e - L i f e   о I  t h e   A m e r i c a n   A b o- 

, r i g i e n e s )   (R eports  ol'  em ithsonian  In stitu tio n ,  1881),  13^,  133.

a)  L.  Morgan.  L o c .  c it .,  134,135.
3)  M organ.  Lo  с с.  i t . ,   170.
4)  Ib id .,  148.


background image

 

56

 

нились  и  въ  большинстве  совершенно  изменили  своимъ  преж-

 

нимъ  нравамъ,  личная  собственность  и  моногаткпя  получили  у

 

нихъ  нрава  гражданства.  Въ  наше  время  у  нихъ  есть  богатые

 

и  бедные,  какъ  у  европейцевъ;  но  древняя  ихъ  организация

 

была  коммунистическая  ’).  Жилища  у  нихъ  и  теперь  обпця  и,

 

все— какъ  мужчины,  такъ  и  женщины— участвуютъ  въ  ихъ  по­
стройке  а).  Но  въ  древности  коммунизмъ  ихъ  былъ  несрав­

ненно  шире.  Территор

1

альная  собственность  принадлежала  всей

 

общине,  и,  по  старинному  обычаю  краснокожихъ,  кланы  ока­

зывали  самое  широкое  гостепршмство  всемъ  и  каждому  что,

 

конечно,  было-бы  не  по  средствамъ  отдельной  семье.

Теперь,  когда  мы  познакомились,  по  крайней  мере  въ  глав-

 

ныхъ  чертахъ,  съ  положетемъ  собственности  у  главнейшихъ

 

группъ  краснокожихъ,  любопытно  будетъ  проследить,  какое

 

вл1яше  оказало  оно  на  нравы,  на  нравственныя  свойства  ин-

 

дейцевъ.  Мы  должны  твердо  помнить,  что  человеческШ  мозгъ

 

есть  прежде  всего  записывающей  аппаратъ:  все  собь тя,  все

 

мелк1е  случаи  жизни  оставляютъ  въ  немъ  свои  следы,  и  следы

 

эти  отпечатлеваются  темъ  глубже,  чемъ  чаще  и  правильнее

 

возобновляются  породивпйя  ихъ впечатлешя.  Следовательно,  по­
литическая  организащя,  а  темъ  более  экономическШ  строй,

 

среди  которыхъ  живетъ  человекъ,  въ  конце  концовъ  должны

 

неизбежно  образовывать  или  преобразовывать  его  характеръ.

 

Далее,  при  всей  заслуженности  осуждешя,  на  которое  напра­
шивается  грубый  и  властный  коммунизмъ  большинства  дикихъ

 

племенъ,  въ  результате  онъ  приводитъ  къ  тесной  солидарности

 

между  членами  клана,  что  неизбежно  должно  способствовать

 

возникноветю  и  развитпо  альтруистическихъ  чувствъ.  Действи­

тельно,  все  наблюдатели,  и  древте,  и  новейппе,  признавали

 

за  краснокожими  великодушныя  свойства  и  часто  восхищались

 

ими.  Я  приведу  некоторый  изъ  этихъ  свидетельства  По  пово­

ду  заботливости,  которую  индейцы  выказываютъ  другъ  о  друге,

 

Шарльвуа  говорить:  «Безъ  сомнешя,  это  происходить  отчасти

 

оттого,  что  т в ое  и  м ое— холодныя  слова,  какъ  ихъ  называетъ

 

1оаннъ  Златоустъ,— еще  незнакомы  этимъ  дикарямъ.  Та  забот­

ливость,  съ  какою  они  относятся  къ сиротамъ,  вдовамъ  и  кале»

 

камъ,  гостепршмство,  проявляющееся  у  нихъ  въ  такихъ  при-

х)  Morgan.  Loc.  с it.,  136.
*)  Bancroft.  Loc.  cit.,  I,  535.


background image

 

57

 

влекательныхъ  формахъ,  суть  лишь  последств1я  того,  прису-

 

щаго  имъ,  убеждешя,  что  у  людей  все  должно  быть  общее»  ‘).

Поел*  ieeynTa  Шарльвуа  послушаемъ  его  современника  и

 

критика,  свободнаго  мыслителя  Лаонтана:  «Дикари  (красноко-

 

ж1е)  не  знаютъ  ни  твоего,  ни  м оего,  ибо  у  нихъ  что  принад­

лежим  одному,  принадлежишь  и  всемъ.  Если  случится,  что ко­
торый  нибудь  изъ  нихъ  потерпитъ  неудачу  въ  охоте  на  боб-

 

ровъ,  его  собратья  помогаютъ  ему,  не  ожидая  его  просьбы.

 

Если  у  него  сломается  ружье,  каждый  спешить  предложить

 

ему  другое.  Если  дети  его  ввяты  въ  шгЬнъ  или  убиты  вра­
гами,  ему  даютъ  невольниковъ,  которые  могли-бы  прокормить

 

его.  Деньги  распространены  только  между  дикарями - хриспа-

 

нами,  живущими  подле  нашихъ  городовъ.  Друие  дикари  не  хо-

 

тятъ  ими  пользоваться  и  даже  не  выносятъ  ихъ  вида.  Они  на-

 

зываютъ  деньги  «змеей  французовъ».  Они  говорятъ,  что  мы

 

убиваемъ,  грабимъ,  продаемъ  и  предаемъ  другъ  друга ва  деньги;

 

что  за  деньги  мужья  продаютъ  женъ,  матери  дочерей.  Имъ  ка­
жется  страннымъ,  что  у  насъ  одни  богаты,  а  друпе  бедны,  и

 

что  богатыхъ  больше  уважаютъ...  Они  не  ссорятся,  не  дерутся,

 

не  воруютъ  и  никогда  не  злословятъ  другъ  о  друге»  5).  Въ

 

свою  очередь  iesynrb  Лафито  подтверждаешь  эти  показашя;  онъ

 

говорить, что  если во  время  охоты  достаточно  снабженный  кланъ

 

краснокожихъ  встретить  другой,  менее  счастливый  кланъ,  то

 

члены  перваго  клана  великодушно  делятся  своимъ  иыущест-

 

вомъ  съ  членами  второго,  не  ожидая,  чтобы  те  их’ь  объ  этомъ

 

попросили  3).

Даже  и  поныне,  не  смотря  на  то,  что  старинные  нравы

 

индейцевъ  сильно  пострадали  отъ  соприкосновешя  съ  белыми,

 

следы  старинныхъ  добродетелей  не  совсемъ  еще  изгладились.

 

Наважосы  Новой  Мексики  имеютъ  общественный  пр1ютъ  для

 

больныхъ  и  сиротъ,  уходъ  за  которыми  вверенъ  особымъ  над-

 

вирателямъ — мужчинамъ  и  женщинамъ — называемымъ  дер-

 

жальцами.  Наконецъ одинъ современный  наблюдатель— О.  Дор-

 

сей—говоритъ,  что  омаги  и  Понкары  никогда  не  покидаютъ

 

стариковъ  и  больныхъ  на  открытомъ  воздухе  и  что,  отправ­

ляясь  на  охоту,  они  отводятъ  ихъ  въ  домъ,  где  оставляютъ

')  Charlevoix.  H is t,  de  la  N ov.-France  (Jo n rn .  d ’un  voy.,  etc)  Y*I,  11.

2)  Voyage  de  Lalvoutan,  II,  105,  106. 
a)  Lafitau.  Moeurs  des  sauvages,  111,  82.


background image

 

58

 

имъ  достаточный  запасъ  пищи,  воды  и  дровъ  *)  Въ  итог*  про­
должительное  существование  общественной  собственности  по­
родило  у  краснокожихъ—какъ  это  и  должно  было  быть—чув­

ство  человечности,  тесной  солидарности.  Для  психологш  и  со-

 

щологш  существенно  важно  констатировать  этотъ  фактъ.

III.  Собственность  у  эскимосовъ.

Потребность  въ  общежитш  такъ  настоятельна  для  перво-

 

бытныхъ  людей,  слабость  ихъ  и  необходимость  для  нихъ  бо-

 

лЬе  или  менее  тесной  солидарности  такъ  велика,  что  всегда  и

 

везде  общинный  строй  является  неизбежнымъ  последств1емъ

 

этой  слабости,  хотя,  конечно,  осуществляется  онъ  въ  самыхъ

 

разнообразныхъ  формахъ,  зависящихъ  отъ  местожительства  на­
рода  и  отъ  расы.  Такъ,  нравы  и  обычаи  эскимосовъ,  столь  не-

 

похожихъ  на  своихъ  наследственныхъ  враговъ—краснокожихъ,

 

пропитаны  темъ-же  коммунистическимъ  духомъ.

Камчадаловъ,  самыхъ  цивилизованныхъ  изъ  эскимосовъ,  мы

 

застали  уже  сгруппированными  въ  неболыше  кланы,  изъ  кото­
рыхъ  каждый  жилъ  въ  одной  общей  хижине.  Каждая  отдель­
ная  семья  занимала  особую  лавку,  застланную  оленьими  шку­

рами  и  служившую  какъ  для  сиденья,  такъ  и  для  спанья  а).

То  имущество  камчадаловъ,  которое  носило  более  или  ме­

нее  личный  характеръ,  заключалось  въ  ручныхъ  издел!яхъ:

 

оружш,  домашней  утвари,  или-же  у  наиболее  цивилизованныхъ

 

изъ  нихъ  въ  невольникахъ,  собакахъ  и  оленяхъ.  Обыкновенно

 

предметы,  состоявппе  въ  более  или  менее  исключительномъ

 

пользовати  отдельнаго  лица,  уничтожались  съ  его  смертью:

 

погребались  или  сжигались  вместе  съ  нимъ.  Такъ  какъ  Кам­

чатка  изобиловала  лесомъ,  то  камчадалы  сжигали  своихъ  мер-

 

твецовъ;  они  воздвигали  большой  погребальный  костеръ  и  ки­
дали  въ  огонь  копье,  колчанъ,  топоръ,  горшокъ  и  друпя  вещи

 

умершаго;  убивали  даже  возившаго  его  оленя  и  часть  мяса

 

съедали,  а  остальное  сжигали  я).

Вобще  по  отношешю  другъ  къ  другу  эскимосы  очень  чест­

ны,  но  по  отношешю  къ  чужестранцамъ  воровство  считается

*)  H istoire  de  K am tscbatlia,  1767. 

a)  Ibid.,  113,  245.
3)  Ibid.,  245.