Файл: 2012_Leturno_Sh__Evolyutsia_sobstvennosti.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 3999

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

64

 

публиканской  и  коммунистической  органиаацш.  Верховная  власть 
принадлежала  групп*:  племени  или.  клану;  охотничья  терри- 

Topia 

была  общественною;  въ  землед*льческихъ  работахъ  уча­

ствовали  вс*  женщины  ассощацш;  солидарность  была  самая 

т*сная;  вождя  избирали  и  требовали,  чтобъ  онъ  соединялъ 
ивв*стныя  качества,  представлялъ  изв*стныя  нравственныя 

гарантш  *),  Онъ  былъ  представителемъ  общины,  но  правилъ 

ею  не  одинъ,  а  вм*ст*  съ  сов*томъ  воиновъ.  Землед*л1е  еще 

не  шло  въ  счетъ;  оно  было  лишь  подспорьемъ,  дополнитель- 

нымъ  рессурсомъ,  и  потому  возлагалось  на  женщинъ.  Глав- 
нымъ  источникомъ  существовашя  была  охота,  которая  поэтому 

серого  регламентировалась  общественными  властями.  Наконецъ 

домашнихъ  животныхъ  еще  не  было;  невольники  бывали  р*дко; 

такимъ  образомъ  движимая  собственность  находилась  еще  въ 
зачаточномъ  состоянш,  а  невозможность  скоплешя  богатствъ 
въ  частныхъ  рукахъ  поддерживала  равенство  между  членами 

ассощацш.  Дальше  мы  уже  не  встр*тимъ  этого  общественнаго 

строя  первобытнаго  племени.

Но  даже  и  при  этомъ  стро*  у  н*которыхъ  племенъ  красно­

кожихъ 

MHorie 

предметы  изъ  движимой  собственности  перехо­

дили  по  наследству  по  женской  лиши.  Материнская  семья 

уже  стремилась  выделиться  иаъ  см*шаннаго  родства  семейнаго 

клана.  Наконецъ  у  н*которыхъ  племенъ  существовало  рабство.

Все  это  неизбежно  вело  къ  замене  первобытнаго  режима 

равенства  общественной  дифференщащей.  Первой  причиной  воа- 
никновешя  классовъ,  кастъ  и  имущественна™  неравенства 

было,  повидимому,  рабство.  По  крайней  м*ре,  и  имуществен­
ное  неравенство,  и  касты  существовали  у  краснокожаго  пле­

мени  нутка-коломбхйцевъ,  владевшихъ  целыми  стадами  не- 
вольниковъ,  пополнявшимися  войнами  и  постоянными  похище- 
шями  детей  у  соседнихъ  племенъ.  У  коломбШцевъ  неволь­
ники  составляли  движимую  собственность  и  низшую  касту. 

Они 

были  важною  статьею  торговли;  на  нихъ  же  возлагались 

все  самый  тяжелыя  работы,  а  женщинъ-невольницъ  эксплуати­
ровали  въ  качестве  проститутокъ.  Наконецъ  дети  ихъ  были 

рабами  по  самому  рожденш  а).

И  такъ,  при  всей  грубости  индейцевъ  Коломбш,  мы  уже

*)  О.  D orsey.  Z о с.  с i t.,  358. 

B ancroft  I о с.  с i t. 

I, 

194—191.


background image

 

65

 

находимъ  у  нихъ  настоящую  касту  рабовъ.  Члены  этой  касты, 

съ  которыми  обращались,  совершенно  какъ  съ  домашнимъ  ско- 

томъ,  представляли  меновую  ценность,  могущую  накопляться 

въ  рукахъ  отдельныхъ  лицъ.  Такъ  какъ  каста  невольниковъ 

набиралась  преимущественно  изъ  военно-гогЬнныхъ,  то  ясно, 

что  воины,  бывппе  храбрее  и  счастливее  другихъ,  имели  и 
больше  шансовъ  разбогатеть.  Естественнымъ  последств1емъ 
этого  было  то,  что  люди,  соединявппе  престижъ  храбраго  воина 
съ  богатствомъ,  быстро  выделились  изъ  общей  среды,  стали 
считаться  «благородными*,  и  такъ  какъ  материаская  семья 

уже  существовала,  то  благородство  это  стало  безъ  труда  на­
следственными  Такъ  и  подавно  было  съ  властью  перваго  лица 

племени—верховнаго  вождя,  который  заменилъ  прежняго  вы- 

борнаго  республиканскаго  вождя  и  сталъ  маленькимъ  наслед- 
ственнымъ  монархомъ.  Однако  же  вопреки  этой  перемене  охот­
ничья  территор1я  племени  оставалась  по-прежнему  обществен­
ной  собственностью.

Въ  различныхъ  пунктахъ  Северной  Америки  такая  органи- 

защя  монархическаго  племени  съ  богатыми  и  бедными,  ари­
стократами  и  плебеями,  существовала  уже  въ  прошломъ  веке. 
У  нутка-коломбШцевъ,  имевшихъ  массу  невольниковъ,  она 
была  вполне  разработана.  Въ  зачаточномъ  состоянш  мы  нахо­

димъ  ее  у  Гуроновъ,  которые  не  имели  еще  наследственной 

служебной  касты,  но  у  которыхъ  власть  переходила  съ  изве­
стной  правильностью  по  женской  линш  и  вожди  смотрели  на 

чернь  сверху  внизъ.  Советъ  собирался  не  иначе,  какъ  по  при­
казание  вождей;  во  время  празднествъ  и  раздачи  добычи  вожди 

имфли  право  на  львиную  долю;  ихъ  осыпали  подарками  '). 
Но  во  всей  своей  силе  и  со  всеми  последств1ями  развернулся 

монархически  и  аристократичесшй  режимъ  у  начезовъ.  Это 
была  какъ  бы  м итатю ра  крупныхъ  монархическихъ  госу- 
дарствъ  Средней  Америки.  Главный  вождь  начезовъ  былъ  ни 
больше,  ни  меньше,  какъ  брать  солнца,  и  носилъ  имя  своего 
небеснаго  брата.  Это  была  особа  божественнаго  происхождетя, 
имевшая  право  жизни  и  смерти  и  поддерживаемая  окружав­
шею  ея  престолъ  наследственною  аристокраией  а).  Понятно, 

что  правлете  этого  полубога  должно  было  быть  деспотичнымъ.

Lafitau.  M o e u r s   d e s   s a u v a g e s ,  II,  172,  174. 

a)  G.  Richardson.  H i s t .  A m i r ,,  liv.  IV.


background image

—   6 6   —

Жизнь  и  имущество  его  подданныхъ  принадлежали  ему  по 

праву  верховной  власти.  Весьма  естественно  после  этого,  что, 
почитая  его,  какъ  высшее  существо,  каждый  старался  поста­

вить  свою  хижину  какъ  можно  дальше  отъ  его  жилища:  со­
седство  сильныхъ 

Mipa 

сего  не  всегда 

пр1Ятно  ').

Монархическая  организация  не  составляла  исключительной 

принадлежности  начезовъ;  она  существовала  у  очень  многихъ 

изъ  племенъ  или  мелкихъ  государствъ,  окружавшихъ  великую 
Мексиканскую  имперш.  Во  Флориде  наследственные  кацики 
были  предметомъ  раболепнаго  почиташя  ’}.  Индейцы  Антиль- 
скихъ  острововъ  повиновались  насл’Ъдственнымъ  вождямъ,  поль­

зовавшимся  неограниченной  властью  и  говорившимъ  отъ  имени 

боговъ  3).  Въ  Боготк  монарха  почитали,  какъ  божество;  ког­
да  онъ  выходилъ,  ему  усыпали  путь  цветами.  Ему  подно­
сили  богатые  подарки;  онъ  накладывалъ  налоги  на  свой  на- 

родъ  4).

И  такъ,  мы  видимт,  что  вей “эти  кацики,  эти  неограни­

ченные  князьки  пользуются  уже  громадными  прерогативами 

крупныхъ  деспотическихъ  монарховъ,  и  происхождеше  пер- 
выхъ  совершенно  объясняетъ  происхождеше  вторыхъ.  Сравни­

тельный  обзоръ  американскихъ  племенъ  въ  постепенности  ихъ 
сощальнаго  развиия,  начиная  съ  первобытнаго  коммунистиче- 

скаго  строя  и  кончая  монархическимъ,  покаэалъ  намъ,  что, 
по  крайней  мере  въ  этой  части  земного  шара,  учреждеше  ари- 

стократш  и  наследственной  монархической  власти  было  лишь 

венцомъ  экономическаго  развимя,  точкой  отправлешя  кото- 
раго  было  учреждеше  рабства,  затемъ  развит1е  земледел1я: 

отсюда  нарушен1е  первобытнаго  равенства,  возникновете  ме- 
новыхъ  ценностей,  развит1е  личной  собственности,  резк1й  кон- 

трастъ  между  бргатствомъ  и  бедностью,  основате  кастъ  и 
наследственности.  Впрочемъ,  о  мелкихъ  государствахъ  Аме­

рики  наши1  сведешя  отрывочны  и  неполны;  несколько  более 
известно  намъ  объ  организащи  собственности  въ  Полинезш, 
где  общественный  строй  былъ  приблизительно  такой  же.

Charlevoix.  Io c .  c it., 

VI,  172.

2)  Charlevoix.  H is t .  N o u v .—F r a n c e ,   III,

3)

  Richardson,  lo c .  с it.,  IV.

*}

  I b i d .


background image

 

67

 

II.  О  собственности  въ  Полинеаш.

Первыя  посЬщешя  европейскими  мореплавателями  застали 

полинезШцевъ давно уже вышедшими не только  изъ  анархической 

стадш,  но  даже  изъ  стадш  республиканскаго  племени.  Въ  ихъ 

племенахъ  уже  дарилъ  монархически  строй;  каждое  племя 
им^ло  наследственная  вождя,  касту  аристократовъ,  служебную 

касту  и  часто  настоящихъ  невольниковъ.  При  такой  политиче­

ской  организацш  собственность  редко  бываетъ  общественною:  въ 
каждой  групп*  верховный  владыка,  вооруженный  властью,  а  за 
нимъ  и  члены  аристократической  касты  отвоевываютъ  все,  что 
только  могутъ,  у  древней  общественной  собственности.  Есть  и 

обездоленные,  и  привиллегированные  по  праву  рождещя.  Темъ 

не  менее  отъ  первобытной  стадш  общины  еще  остаются  неко­

торые  следы,  и  въ  этомъ,  какъ  и  во  многихъ  другихъ  отно- 

шешяхъ,  племена  полинезШской расы,  разбросанныя  по  архипе- 

лагамъ,  удаленнымъ  одинъ  отъ  другого,  и  вследствие  того  раз- 

вивавппяся  порознь  и  съ  неодинаковой  скоростью,  являются 

крайне  интересными  для  изучешя.

На  острове  Пасхи  еще  царилъ  американскШ  коммунизмъ; 

онъ  проявлялся  даже  резче,  чемъ  у  краснокожихъ.  Лаперуза 

еще  засталъ  тамъ  «длинные  дома»  ирокезскихъ  клановъ.  Онъ 
говоритъ,  что  одинъ  изъ  этихъ  домовъ  имелъ  310  футовъ  длины, 

10  ширины  и  10  вышины.  По  общему  виду  онъ  походилъ  на 

большую  опрокинутую  пирогу  и  имелъ  две  двери,  расположен- 

ныя  по  концамъ.  Эти  двери  были  въ  вышину  не  более  двухъ 

-футовъ,  такъ-что  входить  въ  домъ  приходилось  на  четверень- 

кахъ.  По  словамъ  Лаперузы,  домъ  былъ  очень  великъ,  такъ- 

что  въ  немъ  могло  жить  до  двухсотъ  человекъ.  Уже  самъ  по 

себе  онъ  составлялъ  целую  деревню.  Очевидно,  это  было  общее 
жилище  клана. —У  этихъ островитянъ мужчина видимо не имелъ 
надъ  женщиной  мужниной  власти.  Лаперуза  заподозрилъ,  что 
женщины  были  у  нихъ  обпця,  съ  такою  готовностью  предла­

гали  они  ихъ  французскимъ  мореплавателямъ  ').  Очень  незна­

чительная  часть  острова  (не  более  десятой  доли)  была  возде­

лана;  но  Лаперуза  ничего  не  говоритъ  ни  о  способе  обработки 
этой  части,  ни  о  формахъ  владешя  ею.

*)  L a  Perouse.  H i s t .  u n iv .  v o y .,  vol.  X II,  99.


background image

 

68

 

На  всехъ  полинезскихъ  архипелагахъ еще держались остатки 

д^евняго  коммунизма.  На  Ульетэа,  одномъ  цзъ  острововъ  То­
варищества,  въ  глубин^  одной  бухты,  называемой  А-пото-пото, 

Кукъ  нашелъ  последшй  образчикъ  длинныхъ  домовъ  клана— 
большое  общее  жилище,  наполненное  жильцами  ]).  На  Маркиз- 
скихъ  островахъ  ни  одинъ  туземецъ,  отправляясь  въ  дорогу, 
не  бралъ  съ  собой  провиаш;  когда  ему  хотелось  есть,  онъ  безъ 
церемонш  входилъ  въ  первую  хижину  и,  не  спрашивая  поз- 

волетя,  запускалъ  руку  въ  кадку  съ  попои  (месиво  изъ  |

1

ло- 

довъ  хлебнаго  дерева);  наевшись,  онъ  выходилъ,  даже  не  по­
благодаривши:  онъ  только  воспользовался  своимъ  правомъ  а). 
На  острове  Кингсмилле,  въ  архипелаге  Самоа,  удача  въ  рыб­

ной  ловле  оказывалась  чуть-что  не  несчастьемъ  для  туземца. 
Не  успевалъ  онъ  приставать  къ  берегу,  какъ  его  окружала 
толпа;  каждый  принимался  шарить  въ  его  лодке  и  выбиралъ 
изъ  улова  то,  что  ему  нравилось,  нимало  не  заботясь  о  хозяине 

рыбы,  которому  оставалось  только  утешиться  темъ,  что  и  онъ 
въ  свою  очередь  пользовался  теми  же  правами  относительно 

злоупотреблявшихъ  своимъ  правомъ  товарищей 3).  Право  брать  у 

соседа  все  необходимое  составляло  на  островахъ  Самоа  привил- 

легш  свободнаго  человека.  Невольники  были  лишены  этого 
права,  и  это  понятно.  Всегда  и  везде  на  раба  смотрели,  какъ 
на  вещь,  какъ  на  домашнее  животное,  работающее  на  госпо­
дина  и  получающее  отъ  него  содержате.

Сравнительно  съ  обитателями  некоторыхъ  другихъ  полинез­

скихъ  архипелаговъ,  напримеръ,  острововъ  Товарищества  и 
Сандвичевыхъ,  островитяне  Новой  Зеландш  оказались  во  мно­

гихъ  отношешяхъ  отсталыми;  такъ,  у  нихъ  еще  держались 

не­

которые,  более  резше  остатки  старины.  Кукъ  засталъ  еще  у 

нихъ  маленыпя  общины,  владевппя  сообща  прекрасными  тка­
нями  изъ  коры  тутоваго  дерева  и  большими  рыболовными  се­
тями  или  неводами  4).  Иногда  этотъ  коммунизмъ  былъ  несрав­
ненно  полнее  и  распространялся  даже  на  женщинъ  5).  Впрочемъ, 

въ  Новой  Зеландш  не  встретили  ничего  похожаго  на  обпце  дома, 

«длинные  дома»  острова  Пасхи.  Наоборотъ,  тамошшя  жилища,

*)  Cook.  H ist.  univ.  voy.,  vol.  V III.

R adiguet.  D e r n i e r s   s a u v a g e s ,   158.

3)  A m iral  W ilkea.  N a r r a t i v e ,   vol.  V.
■*)  Cook.  H i6 t.  u n i v .   v o y .,  vol.  V I,  194  (Troielfcme  voyage).
^   G.  Teulon.  О r i g .  f a m i l l e ,   50.