Файл: 2012_Leturno_Sh__Evolyutsia_sobstvennosti.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 3992

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

49

 

Режимъ  собственности  находится  или  находился  у  нихъ,

 

какъ  и  политическая  организация,  въ  переходномъ  перюд*.  У

 

нихъ уже  начинало пробиваться  понят1е личной собственности;  но

 

коммунистичесюе  обычаи  были  еще  крепки,  какъ  это покажеть

 

намъ  беглый  обзоръ  племенъ краснокожихъ  отъ  севера къ  югу.

По  словамъ  одного  путешественника,  Нутка  - КоломбгЙцы

 

отличаются  сильно  развитымъ  чувствомъ  общественной  соб­
ственности  по  отношение къ  охотничьимъ  территор1ямъ  ').  Дичь,

 

которая  водится  на  этихъ  территор1яхъ,  составляетъ  главный

 

источникъ  ихъ  существоващя,  и  они  ревниво  ее  оберегаютъ.

 

Но,  благодаря  обширнымъ  разм*рамъ  и  недостаточно  точному

 

разграничение  этихъ  охотничьихъ  участковъ,  между  погранич­
ными  племенами  часто  возникаютъ  изъ  за  нихъ  споры  и  ссоры,

 

которыя  всегда  почти  кончаются  вооруженными  столкновешяги.

 

Право  общественной  собственности,  предъявляемое  отдельными

 

племенами  на  определенные  участки,  бываетъ  настолько  исклю­
чительно,  что  Ахты (Ahts),  наприм*ръ,  хотели  заставить  Кука

 

заплатить  имъ  за  воду,  за  дрова  и  за  траву,  которыми  поль­

зовался  англШсмй  экипажъ,  и  вс*  вообще  племена  красноко-

 

жяхъ  устраиваютъ  загородки  по  р*камъ,  протекающимъ  а)  че-

 

ревъ  ихъ  территорш.

Т*мъ  не  мен*е  въ  Коломбш  уже  существуете  личная  соб­

ственность,  но  заключается  она  только  въ  оружш,  домашней

 

утвари,  лодкахъ  и,  наконецъ,  невольникахъ,  на  которыхъ  смо-

 

трятъ,  какъ  на  вещи.  Жилые  дома  принадлежат^  вс*мъ  чле-

 

намъ  клана,  которые  строятъ  ихъ  общими  силами  и  живутъ

 

въ  нихъ  вс*  вм*ст*.  Съ*стные  припасы  вообще  не  составля-

 

ютъ  общественной  собственности,  но  въ случа*  крайности  счи­
тается  вполн*  законнымъ  пользоваться  запасами  сос*дей.

Однако,  уже  проявляется  любовь  къ  частной  собственно­

сти,  к^  такой,  которая  терпима,  но  дорожать  частною  собствен­
ностью  единственно  какъ  средствомъ  прюбр*сти  влгяше:  по

 

праздникамъ,  которыхъ  у  краснокожихъ  очень  много,  ее  щедро

 

равдаютъ,  чтобы  заслужить  общее  почтете.  О  накопленш  еще

 

не  думаютъ.  Случается  даже,  что  изъ  одного  только  тщесла-

 

в1я,  чтобы  показать  пре8р*те  къ  богатству,  преспокойно  уни-

 

чтожаютъ  им'Ьюпцяся  въ  избытк*  лодки,  покрывала  и  пр.  3).

Молльенъ  H i s t   n n i v .   voy,.  vol ,   XLII,  410. 

а)К у к ъ   H is t.  a n i v .   voy.,  vol.  X ,  360.—БанкроФтъ.  N a t i v e   s t a t e s ,   I,  191.
3)  БанкроФтъ.  Т а и ъ - ж е ,   I,  191.


background image

 

50

 

Естественно,  что  особенно  сильно  должно  проявляться  это

 

бозкорыст1е  при  погребальныхъ  церемошяхъ.  Положивши  трупъ

 

но  американскому  обычаю  на  платформу,  подле  него  кладутъ

 

оруж1е  и  домашнюю  утварь,  которыми  покойникъ  владелъ  при

 

жизни,  и  затЬмъ  эти  предметы  свято  чтутся.  Впрочемъ,  между

 

краснокожими  распространена  одна  идея,  по  нашимъ  поняпямъ

 

нелепая,  но  вполне  логичная  для  дикарей;  следуя  этой  идее,

 

они уничтожаютъ все  погребальные  предметы,  и  если  тело  было,

 

напримеръ,  положено  въ  лодку,  то  въ  ней  просверливаютъ

 

дыру  s),  не  затемъ,  чтобы  обезопасить  погребальную  собствен­
ность  отъ  воровъ,  сделавъ  ее  безполезной,— какъ  это  думали

 

некоторые  изъ  европейскихъ  путешественниковъ — но  просто,

 

чтобы  убить  ее  и  чтобъ  умерппй  могъ  пользоваться  ея  тенью

 

въ  загробномъ  Mipe,  где,  по  поняиямъ  дикарей,  продолжается

 

его  земная  жизнь.  Мало  того:  мертвецу  отдаютъ  не  только  то,

 

что  принадлежало  ему  лично;  къ  его  вещамъ  его  друзья  и  род­
ные  считаютъ  долгомъ  прибавить  и  что  нибудь  изъ  своего,

 

чтобы  путешественникъ,  отправляющейся  въ  краснокож1я  ели-

 

сейск1я  поля,  явился  туда  снабженный  всемъ  необходимымъ  2).

 

Дальше,  когда  мы  будемъ говорить  о  наследстве,  мы увидимъ,

 

что  если  после  покойника  сохранялись  каюя  нибудь  вещи,  оне

 

переходили  къ  членамъ  рода  въ  силу  верховнаго  права  об­
щины.

Иногда  въ  кланахъ  краснокожихъ  жилища  бывали  обпця.

 

Типичны  и  въ  некоторомъ  роде  знамениты  жилища  ирокез-

 

цевъ.  Эти  жилища  или  «длинные  дома»,  какъ  ихъ  называли,

 

имели  отъ  80-ли  до  100  футовъ  длины,  отъ  20-ти  до  30-ти

 

ширины  и  футовъ  20  вышины.  Стены  ихъ  делались  изъ коль-

 

евъ  и  покрывались  корой  или  белымъ  деревомъ.  По  всей  длине

 

дома,  посредине,  шелъ  корридоръ,  въ  который  съ  обеихъ  сто-

 

ронъ  выходили  каморки  или  стойла  бевъ  дверей,  по  7-ми  фут.

 

приблизительно  шириною  каждая.  Въ  втихъ  стойлахъ  женатые

 

люди  спали  на  нарахъ,  настланныхъ  на  футъ  отъ  земли.  Каж­
дый изъ  «длинныхъ  домовъ»  служилъ прш)томъ  десяти или двад­

цати  отдельнымъ  семьямъ,  составлявшимъ кланъ краснокожихъ,

 

организащя  котораго  была  описана  мною  въ  другой  книге  э).

*)  ВавкроФтъ.  Т а м ъ - ш е ,  I ,  220,  247.
3)  Ш арльвуа.  J o u r n a l   d’u n   v o y a g e   (H ist.  N ouvelle-France,  VI,  76.
3) 

Yoy.  de  L ahontan,  II,  104.—Ch.  Letourueou.  L ’e v o l u t i o n   d u   ma- 

r i a g e   e t   d e   l a   f a m i l l e .


background image

 

51

 

Общность  жилья  естественно  влекла  за  собою  и  общность

 

имущества.  Такъ,  еще  въ  прошломъ  столетш  съестные  при­

пасы,  не  потреблявппеся  на  месте, — являлись-ли  они  продук­

тами  охоты,  рыбной  ловли,  землед,£л1я  или  даже  обмана,  про-

 

изводившагося  отдельными  членами  клана — составляли  обще­

ственную  собственность,  а  потому  складывались  въ  магазины,

 

состоявппе  обыкновенно  подъ  надзоромъ  какой  нибудь  почтен­

ной  старухи,  которая  делила  ихъ  между  членами  общины.  Въ

 

кланахъ  краснокожихъ  ели  всего  разъ  въ  день:  въ  общемъ жи-

 

лшцЪ  подавался  для  всехъ  одинъ  обедъ;  женщины-же  и дети

 

•ели  особо,  какъ  это  водится  у  большинства  дикихъ  народовъ

 

').  Вообще  женщины  и  девушки  (какъ  я  показалъ  это  въ  дру­

гой  книге)  находились  въ  полномъ  порабощенш,  и  какъ  техъ,

 

такъ  и  другихъ,  ихъ  родственники  мужского  пола  часто  экс­

плуатировали  въ  качестве  проститутокъ  и  торговали ими,  какъ

 

вещами  2).

Все 

эти  черты  первобытнаго  общиннаго  строя  еще  очень

 

валетны  у  индейцевъ,  но  въ  ихъ  обычаяхъ,  относящихся  къ

 

земледелш,  пробивается  уже  любовь  къ  личной  собственности.

 

•Сборъ  продуктовъ  съ  каждаго  отдельнаго  поля  принадлежитъ

 

темъ  (мужчинамъ  или  женщинамъ),  кто  взялъ  на  себя  трудъ

 

расчистить  его  изъ  подъ  леса  (посредствомъ  огня)  и  засеять.

 

Первая  работа  лежитъ  обыкновенно  на  мужчинахъ,  вторая  на

 

женщинахъ.  Если  несколько  членовъ  клана  владеютъ  смеж­

ными  участками— а  это  случай  очень  обыкновенный—то  ж ен­
щины  обрабатываютъ  ихъ  сообща,  засевая  поочередно  все  поля,

 

которыя  къ  тому-же  не  имеютъ  межъ.  При  обработке  каждаго

 

главная  его  владелица  раздаетъ  товаркамъ  семена  на  посевъ.

 

Наконецъ  сборъ  продуктовъ,  такъ  же,  какъ  и  посевъ,  произ­
водится  сообща  3).

Таковы  были  старые  нравы.  Подъ  вл1ятемъ  времени  и  въ

 

особенности  соприкосновешя  съ  белыми  они естественно сильно

 

изменились.  Темъ  не  менее,  произведенное  не  такъ  давно  под­

робное  изследовате  нравовъ  омаговъ  показало,  что  у  этихъ

 

краснокожихъ  старый  духъ  солидарности  былъ  еще очень кре-

 

покъ.  Каждое  племя  считало  себя  собственникомъ  известной

 

территорш,  на  которой  жило,  охотилось,  ловило  рыбу,  которую

G.  U leulon.  O r i g .   m a r i a g e ,   185.

*)  Тарльвуа.  Т а м ъ - ж е ,   VI,  39.
э)  Lafitau.  M o c u r s   d e e   s a n v a g e s ,   III,  70,  71.


background image

 

52

 

частью  возделывало;  но  мысль  о  возможности  продажи  какой

 

нибудь  части  этой  драгоценной  земли  не  приходила  никому  и

 

въ  голову.

«Земля»,  говорили  омаги,  «все  равно,  что  вода  или  огонь:

 

она  не  можетъ  продаваться».  И  только  подъ  вл1яшемъ  страха

 

уступили  они  наконецъ  белымъ  несколько  участковъ.

Племена  омаговъ  подразделялись  на  кланы— более  тесныя

 

общественный  единицы;  каждый  кланъ  им*лъ  общее  Жилище,

 

и  члены  его  делили  между  собою  убитую  ими  дичь  и  пойман­
ную  рыбу.  Каждая  изъ  этихъ  болыпихъ  семей  владела  извест-

 

нымъ  пространствомъ  удобной  для  обработки  земли,  которую  и

 

возделывала,  но  которую  отнюдь  не  имела  права  отчуждать.

 

Впрочемъ,  семьи  одного  и  того  же  племени  уже  могли  меняться

 

участками;  что  же  касается  незанятыхъ  земель,  то  каждый

 

могъ  возделывать  любой  участокъ  по  своему  выбору  1).

Главнейпие  жизненные  акты  были  подчинены  строгой  ре­

гламентами.  Племенемъ  правилъ  выборный  вождь  съ  помощью

 

совета.  Но  для  того,  чтобы  стать  вождемъ,  требовалось  соеди-

 

H eflie 

известныхъ  качествъ:  прежде  всего  нужно  было  иметь

 

безупречную  репутацпо;  затемъ— такъ  какъ  первоначальное  ра­
венство  начинало  исчезать  и  меновыя  ценности  начинали  ска­
пливаться  въ  рукахъ  отдельныхъ  лицъ— нужно  было  быть  бо-

 

гатымъ,  чтобъ  иметь  возможность  сыпать  направо  и  налево

 

подарками,  т.  е.  нужно  было  обладать  высшимъ,  по  поняиямъ

 

индейцевъ,  человеческимъ  счастьемъ.  Но  задариванье  отдель­
ныхъ  лицъ  считалось  недостаточнымъ:  нужно  было  устраивать

 

обпця  празднества.  Даже  и  въ  этомъ  проявлялся  еще  старый

 

коммунистичесгай духъ.  Разъ достигнувъ верховнаго  сана,  вождь

 

обязанъ  былъ,  вместе  со  своимъ  советомъ  воиновъ,  регули­
ровать  главнейmie  акты  общественной  жизни.  Охотиться  на

 

бизоновъ  въ  одиночку  считалось  преступлетемъ;  эта  охота

 

была общественной и обставлялась мельчайшими формальностями.

 

Въ  надлежащее  время  общественный  власти посылали  разведчи-

 

ковъ,  исключительною  обязанностью  которыхъ  было  изследо-

 

вать  охотничью  территорш  и  открыть  присутств1е  на  ней  стада

 

бизоновъ.  Убивать  бизоновъ  имъ  строго  запрещалось.  Выпол-

 

нивъ  свою  миссж),  они  должны  были  немедленно  вернуться  въ

О  О.  Dorsey,  O m a h a   S o c i o l o g y   (R eports  of  Sm ithsonian  In stitu tio n , 

1886).


background image

 

53

 

лагерь.  ЗашЬмъ,  въ  случай  успешности  этой  миссш,  все  муж­
чины  племени  вооружались  и  нападали  на  стадо  все  вместе.

 

Обыкновенно  каждый  охотникъ  убивалъ  по  нескольку  бизо-

 

новъ,  иногда  восемь  или  десять  штукъ,  и  тотчасъ-же  отрезы-

 

валъ  имъ  языки:  языкъ  считался  лучшею  частью  бизона.  Вы­

нимать  языкъ  по  правиламъ  следовало  не  черезъ  глотку,  а  че-

 

резъ  особый  надрезъ  на  шее  животнаго.  И  тутъ  все  та  же,

 

присущая  первобытнымъ  людямъ,  любовь  къ  регламента щи.

 

Если  животное  падало  подъ  ударами  несколысихъ  охотниковъ,

 

мясо  его  делилось  по  числу  наносившихъ  удары  *).

Те  же  обычаи  существовали  и  для  земледельческихъ  ра-

 

<ютъ.  Весною  собирался  советь,  назначалъ  время  для  посева,

 

и  глашатай  выкрикивалъ  реш ете  совета  по  всей  деревне.  Съ

 

навначеннаго  срока,  но  никакъ  не  раньше,  можно  было  засе­

вать  поля  а).

Какъ  видите,  нравы  омаговъ  носятъ  р е зт й   отпечатокъ  ком­

мунизма  и  даже  насильственнаго  коммунизма.  Каждый  долженъ

 

смиренно  подчиняться  решешямъ  группы  въ  лице  ея  предста­

вителей— вождя  и  совета.  Надъ  каждымъ  изъ  своихъ  членовъ

 

кланъ  имеетъ  неоспоримыя  права;  эа  то  онъ  помогаешь  имъ,

 

мститъ  за  нихъ  и  въ  случае  нужды  даже  кормитъ  ихъ.

Передавая  исторш)  брака  у  краснокожихъ,  я  говорилъ  о  техъ

 

■обязательствахъ,  к атя  бракъ  налагаешь  на  мужчину.  Я  упоми-

 

налъ,  между  прочимъ,  о  томъ,  что  у  краснокожихъ  мужъ  ни­

когда  не  принадлежалъ  къ  клану  своей  жены  или'женъ,  кото­

рый  часто  приходились  другъ  другу  сестрами.  Съ  женитьбой

 

каждый  краснокожШ  бралъ  на  себя  тяжелыя  обязательства  от­
носительно  клана,  съ  которымъ  вступалъ  въ  родство;  такъ,

 

напримеръ,  онъ  обязывался  чинить  обшДй  домъ  клана  своей

 

жены,  отдавать  въ  его  пользу  въ  течете  года  всю  убитую  имъ

 

дичь,  въ  следуюпце-же  годы  половину  э).

Съ  течетемъ  временя  для  индейскихъ  племенъ,  въ  особен­

ности  для  наиболее  земледельческихъ  изъ  нихъ,  настала  фаза

 

развитая,  которую  мы  найдемъ  у  многихъ  народовъ  всехъ  расъ

 

и  цветовъ.  Право  собственности  на  возделанные  участки  земли

 

становилось  все  более и  более  личнымъ;  я  говорю  о  праве  поль-

4)  О,  D orsey.  Loc.  cit.,  287. 
а)  О  D orsey.  Loc.  cit.,  302.

3) 

L afitau.  M o e u r s d e s   u a u v a g e e ,   II,  268.— L e t t r e s   e  d i j  i a n- 

t

 e s  то1.  XII,  130.